Как называется один из типов огранки алмаза
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Огранка бриллианта | Виды огранки бриллиантов | SUNLIGHT
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Международные дни наблюдений за птицами!
Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
[ sp ] : ml об : |
Минералы и горные породы России и СССР
Часть 1. Минералы. Класс 1. Простые вещества (самородные элементы)
Алмаз — С
Выдающиеся достоинства алмаза как драгоценного камня — его характерный блеск, сверкание, внутренний огонь (цветовая игра) — в полной мере выявляются только у обработанных, т.е. ограненных камней.
Обрабатывать алмаз, как уже неоднократно упоминалось, можно только алмазным же порошком. Этот метод, вероятно, был изобретен в Индии еще в раннем средневековье (но не позднее XII-XIII веков); однако индийские мастера не шлифовали алмазы, а лишь удаляли с кристаллов «рубашку» да полировали естественные грани и, желая скрыть какие-то дефекты (например, включения — «угольки»), наносили на камни в местах изъянов небольшие, беспорядочно расположенные площадки.
Огранку алмаза , делают так !!!
В Европе способ обработки алмазов независимо открыли в середине XIV века, когда научились алмазным порошком пришлифовывать естественные грани октаэдрических кристаллов с целью сделать их более гладкими и блестящими, удалив природную гранную скульптуру.
В середине XV века была изобретена фасетная огранка алмазов «розой» и «бриолетом». Одно из описаний техники шлифовки алмазов оставил нам Бенвенуто Челлини (1500-1571). Собственно бриллиантовая огранка была разработана на протяжении XVII века.
В XVI-XVII веках как в Европе, так и на Востоке (в Индии и Персии) овладели техникой гравировки на алмазе. Об этом свидетельствуют надписи, выгравированные на исторических алмазах «Акбар» и «Шах», а также изящно вырезанная на последнем кольцевая бороздка для шнурка или цепочки, равно как и дошедшие до нас высокохудожественные западноевропейские резные алмазы (интальи). Например, на Парижской выставке 1887 года экспонировался алмаз, на котором была великолепно выгравирована голова мужчины (работа Якова Ломбардского, XVI век). В XVIII веке Иоанн Констанци вырезал на алмазе поясной портрет императора Домиция Нерона. К тому же времени относится алмазная печать очень тонкой работы, хранящаяся в Эрмитаже.
Тройная бриллиантовая огранка «старого типа», с 56 фасетами, созданная на рубеже XVII-XVIII веков, продержалась до конца XIX в. С 1910 года ее сменила современная круглая бриллиантовая огранка («круглый бриллиант», «полный бриллиант»), в которой углы между фасетами немного изменены с целью улучшить внутреннее отражение световых лучей и тем самым — игру бриллианта; кроме того, форма рундиста (пояска) в плане сделана идеально круглой, изменена и толщина рундиста; практически упразднена колета; высота коронки по отношению к павильону резко уменьшена, а площадь таблички на коронке значительно увеличена (благодаря этому бриллиант кажется крупнее).
Число фасеток остается прежним: 32 плюс табличка на коронке и 24 на павильоне, всего 57 (иногда еще колета).
- Бриллиант Толковского (американский бриллиант, 1919) с прекрасной светоотдачей, принятый в США и Англии, рассчитан теоретически;
- «бриллиант точной огранки» (бриллиант Эпплера, 1939; практический бриллиант), принятый в ФРГ, России и странах СНГ, выведен из практики путем обмера ограненных алмазов с наилучшим сверканием;
- «идеальный бриллиант» (Джонсон и Реш, 1926) и бриллиант Паркера (1951) оказались не лишенными недостатков (неуклюжие пропорции, плохая световая игра) и не привились;
- скандинавский стандартный бриллиант (1968) принят в качестве нормативного в странах Северной Европы (как и в бриллианте Эпплера, общие пропорции и угловые величины найдены путем обмера наиболее эффектных бриллиантов).
Согласно расчетам Марселя Толковского (1919), если диаметр рундиста принять за 100%, то высота коронки должна составлять 16,2%, а павильона (ниже рундиста) — 43,1%; толщина рундиста 0,7-1,7%; общая высота камня (не считая рундиста) будет равна 59,3% от его ширины, диаметр таблички — 53%. Углы наклона фасеток коронки и павильона относительно площадки и колеты соответственно составят 34°25′ и 40°46′.
В практической огранке (бриллианте Эпплера) эти цифровые значения немного изменены: высота коронки — 14,4%, павильона — 43,2% (толщина рундиста 1,4-6,3%); общая высота камня (без учета рундиста) — 57,6%, поперечник таблицы — 56%; углы наклона основных фасеток 33,2°, павильона — 40,8° (верхних клиньев коронки — 10,9°; верхних фасеток рундиста — 41,2°; нижних фасеток рундиста — 46,3″). Эти размерные соотношения показаны на рисунках 5.2 и 5.3.
Рис. 5.2. Бриллиант М.Толковского, или американский
Рис. 5.3. Бриллиант Эпплера, или «практический»
У скандинавского бриллианта пропорции и угловые значения тоже немного отличны (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Скандинавский бриллиант
Надо заметить, что даже незначительные различия в соотношениях коронки и павильона и угловых величинах (особенно для граней павильона), какие имеют место между всеми перечисленными типами бриллиантов, способны оказать заметное влияние на их сверкание и игру («огонь»). Поэтому допустимые отклонения углов наклона фасеток колонки — до 5-7°, а для фасеток (клиньев) павильона — гораздо меньше.
Совершенствование бриллиантовой огранки продолжается и поныне (особенно применительно к сравнительно крупным камням), преимущественно в направлении увеличения числа фасеток с одновременным усложнением их формы. Например, огранка «Хайлайт» («светосильная», 1963) имеет 73 фасетки, «звезда Кэра» — 74, «юбилейная» (придумана в США к 60-летию вступления на престол королевы Виктории, 1897) — 88, «королевская» (после 1940) 86, «магна» (1949) 102, «профильная», или «принцесс144» (1965), — 146. Некоторые новейшие виды бриллиантовой огранки показаны на рис. 5.5-5.8.
Рис. 5.5. Современные формы огранки алмазов (в скобках число фасеток): а (пара слева) — Хайлайт (73); б (пара справа) — королевская (86)
Рис. 5.6. «Звезда Кэра»: 1 — вид сбоку, 2 — коронка, 3 — основание
Рис. 5.7. Огранка «юбилейная»: 1 — коронка, 2 — вид сбоку, 3 — павильон
Рис. 5.8. Огранка «звездой»: 1 — коронка, 2 — основание
Следует сказать, что огранка алмазов влечет за собой потерю массы в 50-60%, а иногда и больше.
Любая переогранка сопряжена с дополнительной потерей массы (до 30-35%), но владельцы бриллиантов с огранкой старого типа нередко идут на это, поскольку, теряя в массе, камни благодаря современной огранке сильно выигрывают в игре и сверкании.
Наряду с усложненными формами огранки разработаны (особенно для мелких алмазов) и упрощенные, с уменьшенным числом фасеток, например, в английском бриллианте (рис. 5.9) их 30, в швейцарском (рис. 5.10) — 33 (включая площадку). А самые мелкие бриллианты гранятся «восьмеркой» (рис. 5.11) — по 8 фасеток на коронке и павильоне, площадка и колета; всего 18 граней.
Рис. 5.9. Английский бриллиант: 1 коронка, 2 вид сбоку, 3 павильон
Рис. 5.10. Швейцарская (полубриллиантовая) огранка: 1 — коронка, 2 — вид сбоку, 3 — павильон
Рис. 5.11. Огранка «восьмеркой»: 1 — коронка, 2 — вид сбоку, 3 — павильон
На рисунке 5.12 показано в натуральную величину, какие размеры (в плане) имеют бриллианты массой от 0,04 до 10 карат.
Ввиду большой ценности и высокой стоимости бриллиантов (на мировом рынке драгоценных камней на долю алмазов приходится более 90% стоимости) не может вызвать удивления то обстоятельство, что на протяжении всей истории знакомства с ними, а особенно после изобретения бриллиантовой огранки, предпринимались и предпринимаются до сих пор бесконечные попытки изготовления имитаций и фальсифицированных, поддельных бриллиантов.
Подробнее об этом рассказано в главе «Знакомьтесь: геммология»; здесь же напомним только, что такие имитации делали из стекла («стразы»), использовали в качестве заменителей алмаза ограненные как бриллианты другие минералы: циркон, лейкосапфир, горный хрусталь, топаз, иногда титанит, а в последние десятилетия особенно удачные имитации делают из синтетических камней: фианита (джевалита), фабулита, линобата, гранатитов, иногда из искусственного рутила и периклаза.
«Творческая фантазия» фальсификаторов бриллиантов поистине безгранична, но не сидят сложа руки и геммологи. Разработано множество способов различения подделок и имитаций бриллиантов, созданы специальные приборы, оказывающие помощь в этом деле.
Укажем здесь один простой прием, дающий возможность отличить подлинный бриллиант (ограненный алмаз) от любых, как стеклянных, так и каменных фальсификаций и имитаций, включая стразы: если провести алюминиевой палочкой по полированной поверхности фасетки бриллианта, то на ней не останется абсолютно никакого следа; а на «бриллиантах» из других камней или из стекла, фасетки которых никогда не бывают такими же зеркально гладкими, как фасетки настоящих алмазных бриллиантов, появится серебристая полоска, ясно различимая под лупой. Ювелиры для этой цели применяют специальный алюминиевый или магниевый карандаш.
Рис. 5.12. Натуральная величина бриллиантов различной массы
Еще один простой способ распознавания настоящих бриллиантов, хорошо известный геммологам и ювелирам как «метод запотевания»: если подышать на алмаз, он при любой температуре воздуха мгновенно запотевает, но покрывшая его поверхность тонкая пленка влаги исчезает (испаряется) гораздо быстрее, чем с поверхности имитаций. Это сравнительный метод, надежно отличающий алмаз (бриллиант) от любых имитаций, особенно стеклянных, находящихся при той же температуре.
В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.
В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.
ИсточникАлмазные огранки: истории происхождения и параметры (часть 1)
Огранка алмазов имеет долгую историю, которая уходит корнями в средневековье. До этого времени бриллианты не использовались в качестве украшений, но начиная со Средневековья все изменилось, и эти камни стали символом власти, элегантности, брака и желания. Ювелиры начали огранять бриллианты, чтобы сделать их более привлекательными.
Короли использовали бриллианты, чтобы ухаживать за своими любовницами. В течение многих лет эти камни были тесно связаны с монархиями по всей Европе и другими богатыми людьми. Сегодня бриллианты доступными большинству. Огранка алмазов постоянно развивается. С появлением новых методов огранки, огранщики и ювелиры получают возможность сделать камни еще красивее.
На самом деле, на блеск и сияние бриллианта влияет способ огранки.
Хотя существует множество методов огранки алмазов, их можно разделить на две категории: бриллиантовая и ступенчатая.
Бриллиантовая огранка формирует камень в виде круга, который состоит из 57 граней — 33 грани короны и 24 грани павильона.
Ступенчатая огранка представляет собой алмаз прямоугольной или квадратной формы, но грани расположены параллельно друг другу.
Огранка «круг»
Круглая огранка — самая популярная форма алмаза. Более того, около 75% проданных бриллиантов приходится на камни круглой огранки. История этой огранки возвращает нас в XVII век, когда ювелиры и огранщики начали использовать более сложные способы, чтобы камни выглядели более изысканными. Три самых важных типа круглых огранок — это огранка Мазарини 1650 г., огранка Перуцци 1700 г. и огранка Толковского 1919 г.
У бриллиантов круглой огранки 58 граней, разделенных на пояс, корону и павильон. Соотношение этого камня колеблется от 1,00 до 1,02. Благодаря тому, что огранка соответствует кристаллу алмаза, он обладает исключительным блеском. У бриллиантов круглой огранки больше блеска и «огня» по сравнению с бриллиантами любой другой формы.
Кроме того, они являются наиболее универсальной огранкой, подходящей для всех типов украшений и случаев. Круглая огранка — никогда не выходит из моды.
Огранка «овал»
Камни овальной огранки относятся к группе бриллиантов самой красивой огранки, излучающих элегантность и изысканность. Несмотря на то, что камни овальной формы были созданы около 200 лет назад, история современной овальной огранки начинается в 1960-х годах. Ведущему российскому огранщику Лазару Каплану приписывают создание современных овальных бриллиантов. Эти камни имеют округлую форму, в среднем 58 граней.
Соотношение бриллиантов овальной огранки варьируется от 1,33 до 1,66. Если требуется более длинная овальная форма, то следует выбрать большее соотношение, в то время как более округлые камни имеют меньшее соотношение. Овальные камни удлиняют пальцы, а округлые камни сводят к минимуму вероятность «эффекта бабочки». Когда свет, проходящий через камень, отбрасывает тень на центральные грани, создается эффект галстука-бабочки, который также присутствует в огранках груша, сердце и маркиза .
Принимая во внимание, что камни овальной огранки обрабатываются так же, как и круглые бриллианты, они обладают прекрасным блеском, «огнем» и сиянием. Удивительное преимущество камней овальной огранки заключается в том, что они выглядят больше, чем другие бриллианты того же веса.
Огранка «маркиз»
Огранка маркиз, также называемая «Navette» или «лодочка», имеет удлиненные и заостренные концы с изогнутой формой. Ее история начинается в 1745 году в Париже и, как вы уже понимаете, была тесно связана с французской монархией. Король Франции Людовик XV нанял ювелира, чтобы он создал бриллиант, изображающий улыбку его хозяйки. Его любовницей была маркиза де Помпадур Жан-Антуанетта Пуассон.
Царственный камень обычно имеет 58 граней, из которых 25 — на павильоне, а 33 — на короне. Среднее соотношение этих камней составляет 2:1, но они также доступны в диапазоне соотношений от 1,85 до 2,10. Эти бриллианты часто огранены, чтобы получить «французский наконечник», где грани звезды и верхнего пояса заменяют большие грани безеля.
Камни огранки «маркиза» иногда могут иметь эффект бабочки. Как и овальные камни, огранка маркиз может удлинить палец и казаться больше, чем другие бриллианты того же веса в каратах. Чтобы избежать эффекта галстука-бабочки, целесообразно выбрать более мелкий камень.
Огранка «груша»
Бриллиант огранки «груша» представляет собой сочетание камней круглой и маркизной огранки. Самый первый алмаз такого типа появился в 1400-х годах, и его создал Lodewyk van Berquem из Брюгге, фламандский огранщик и изобретатель ножа или круга для полировки алмазов. Сначала для обозначения этих камней использовался термин Pendeloque или Briolette Cut. У бриллианта огранки «груша» обычно 58 граней, и его соотношение составляет 1,50 к 1,70. Как и бриллианты маркиз, камни огранки груша могут иметь французский наконечник и иметь эффект галстука-бабочки.
Удлиненная форма бриллианта огранки «груша» создает эффект утонченности на пальце и делает руки более элегантными. Из-за различной ширины камня бриллианты огранки «груша» относятся к группе камней, наиболее подходящих для персонализации. У идеального бриллианта огранки «груша» закругленное основание и полированный пояс.
Огранка «треугольник»
Бриллианты треугольной огранки, также известные как триллион, имеют треугольную форму, их уникальный внешний вид менялся на протяжении многих лет. Первые камни такой огранки появились в 1400-х годах, но современная треугольная огранка была разработана в 1962 году и имела прямые стороны, а другая версия появилась в 1978 году благодаря ювелиру Leon Finker из Амстердама. Бриллианты треугольной огранки обычно имеют от 31 до 50 граней и имеют соотношение 1.00. Уникальность этих камней заключается в их универсальности.
Драгоценные камни треугольной формы можно использовать в качестве боковых камней, чтобы дополнить более крупные камни в обручальном кольце или другом ювелирном изделии. При этом алмазы треугольной огранки также могут выглядеть потрясающе при использовании в качестве солитеров, они хорошо скрывают включения и обладают фантастическим блеском. При покупке этих камней важно учитывать глубину. Недостаточная глубина лишает камень блеска.
Огранка «сердце»
Бриллианты огранки «сердце» романтичны и элегантны. Хотя история этого типа камня неизвестна, предполагается, что первые алмазы в форме сердца появились в 16-ом веке. Первое точное упоминание об этом алмазе относится к 17 веку, когда он появился на портрете «Принцесса Гонзага», написанном Frans Pourbus младшим. В 1900-х годах бриллианты огранки «сердце» приобретают современную форму, которая используется по сей день.
У алмаза в форме сердца от 56 до 58 граней и отношения между 0,90 и 1,10. У этих камней могут быть французские наконечники, и они могут страдать эффектом бабочки. При покупке бриллиантов сердцевидной огранки самое важное — это качество изогнутой огранки. От качества изогнутой огранки зависит блеск и сияние камня. Только талантливые ювелиры и огранщики обладают необходимыми навыками, чтобы эти драгоценные камни имели кривизну в форме сердца, благодаря которой они выглядели так красиво.
ИсточникИстория огранки алмазов в бриллианты
В недрах земли рождается величественная архитектура кристаллов, которая существует по вечным законам геометрии. Они проходят суровые испытания, прежде чем появятся в благородном облике, который поражает чудесным изяществом форм, игрой света и волшебной силой, притягивающей взгляд и желание обладать ими. Ведь никто не сомневается в том, что владелец драгоценного камня обладает и его силой.
В чем же сила алмаза? Одно из наиболее характерных свойств алмаза – его твердость. Неслучайно его название происходит от греческого adamas – «несокрушимый». А по другой версии алмаз происходит от персидского слова elma – «твердейший». Как бы то ни было, а в том, что алмаз обладает свойством высокой твердости, признается всеми народами с древнейших времен.
В I в.н.э. его считали самым драгоценным из земных благ, но несмотря на это, среди драгоценных камней алмаз не всегда считался главным.
«Adamas» – «неукротимый или несокрушимый», так называли люди алмаз. Он и получил свое название благодаря необычайной прочности. Однако алмаз редко использовался в украшениях. В Древнем Риме его вставляли в оправу без огранки, иначе говоря, не было в то время такой возможности, чтобы выполнить огранку такому прочному камню.
Именно твердость камня явилась причиной того, что богатая история этого прекрасного создания природы началась достаточно поздно – не ранее XIV века. А, как известно, огранка направлена на максимальное выявление красоты камня. Совершенство огранки способно значительно повлиять на цену камня.
Все что могли сделать ювелиры, жившие много веков назад, это шлифовка естественных граней кристалла, для этого один алмаз терли о другой. Был и еще один более технологичный прием – камень шлифовали с помощью вращающегося металлического диска, на поверхность которого был нанесен алмазный порошок. Теперь подобные украшения можно только увидеть в музеях.
Виды огранки алмазов в бриллианты
Кроме неумения победить прочность алмаза, в некоторых странах, например, в Индии, существовало табу на изменение октаэдрической формы кристалла. Только в 1375 году ювелиры Нюрнберга начали делать камни «с площадкой», спиливая вершину кристалла. Своим внешним видом такие камни напоминали усеченную пирамидку. Это был первый шаг к огранке «непобедимого».
Следующим шагом стало подпиливание сначала нижней площадки кристалла, а затем и боковых граней. Кажется, что все это так малозначимо для огранки кристалла. Но именно эти шаги помогли ювелирам, да и всему миру узнать – что значит красота алмаза. Его кристаллическая структура такова, что свет, попадая на площадку, вызывает характерную игру лучей.
Оказалось, что ограненные алмазы способны отражать свет гораздо выше, чем природные естественные кристаллы. И тогда «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил еще одно название – «сверкающий» (франц. brilliant).
И наконец, на поверхности кристалла появились новые дополнительные грани – фасеты. Мастером, который осмелился донести красоту алмаза в более широком масштабе, оказался придворный ювелир бургундского герцога фламандец Лодевиг ван Беркем. В 1465 году он придал алмазу форму удлиненной капли. К слову сказать, знаменитый бледно-желтый бриллиант Санси также имеет форму капли, или груши.
В XVI веке итальянские мастера-ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле стали гранить алмазы в форме розы. Эта старинная огранка и по сей день служит алмазам, превращая их в бриллианты. В ней нет площадки наверху и нет спиленной нижней части, огранка имеет симметрично расположенные грани. «Розы» есть в различных исполнениях, и в зависимости от числа и формы фасет различали «голландскую», «антверпенскую» и т.д. разновидности.
Так из века в век улучшались алмазы, показывая свою красоту всему миру, очаровывая причудливыми формами и восхитительным сверканием. К дальнейшей истории огранки оказался причастен итальянец – кардинал Мазарини – тот самый, которого прославил на страницах своих романов Александр Дюма.
В отличие от бравых мушкетеров он был фигурой исторической и значимой. Он оказал влияние не только в огранке алмазов, но и в политике, проявил свои способности во многих областях. При его поддержке была основана Королевская академия живописи и скульптуры, ему принадлежали роскошные бриллианты, в том числе и знаменитый Санси. Ограненные «по способу Мазарини» алмазы сверкали своими 34 плоскостями-фасетами, многие из которых после кончины кардинала по завещанию попали в руки «Короля Солнце».
В конце XVII века итальянский ювелир Виченцо Перуцци разработал еще более сложную огранку, в 57 граней – 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл приобрел округлую форму. Такую огранку впоследствии стали называть бриллиантовой. Именно такая огранка открывала необычайные сверкающие свойства камня.
Входящие через площадку лучи света дважды отражаются от внутренних граней на противоположных сторонах бриллианта и выходят наверх. Этот поток создает эффект вспышек света, чем и славится бриллиант. В основе игры цвета на гранях бриллианта лежит дисперсия света, или разложение света. Бриллиант, как прозрачная призма, разлагает поток белого света на цветные лучи. Вот это свойство бриллианта и радует, и притягивает взгляды, очаровывает и волнует, вызывает бурю эмоций.
В ХХ веке появились еще более сложные огранки алмаза, например, «королевская», которая содержит 86 граней, огранка магна – 102 фасеты, огранка принцессы – 146 фасет. И это еще не все. Далее пошли огранки уже вообще «потерявшие» счет фасетам. Это удивляет, восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света?
Об этом задумался и один молодой человек – математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детских лет наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта.
Таким образом, был сделан вывод, что для полного отражения луча от второй грани, угол ее наклона должен быть не более 43°43? к горизонтальной плоскости. В этом случае происходит максимальное отражение света. Теперь камни, у которых пропорции и углы рассчитаны так, называют бриллиантами Толковского.
Кристаллы алмазов встречаются разной формы и величины, и не всегда возможно создавать огранку бриллианта по Толковскому. Ювелиры учитывают естественную форму камня, отсюда и происходят различные виды огранки. Но какая бы огранка ни была у алмаза, никто не сомневается в их волшебной силе.
ИсточникРазновидности, формы и качество огранки бриллиантов
Огранка — очень важный параметр стоимости и красоты бриллиантов. Она помогает добиться блеска и игры цветов. Стоимость камня идеальной огранки может на треть отличаться от некачественно ограненного. Какая же бывает огранка бриллиантов?
Более чем 90% бриллиантов на рынке имеют именно круглую форму огранки, она является эталоном. Ее отличают пропорции и орнамент граней, популярность, стоимость. У круглой огранки имеются свои параметры оценки качества.
Существуют и другие мнения относительно такого метода огранки. Например, Габриель Толковский, один из самых известных огранщиков в мире, который превратил много алмазов в бриллианты, считает, что круглая бриллиантовая огранка является фантазийной. Дело в том, что хоть алмазы и встречаются в природе в разных формах, но грани, которые задают форму бриллианта, обычно имеют квадратную, треугольную форму, со скошенными углами и другую, но не круглую форму. Поэтому огранка бриллианта до круглой формы сопровождается потерями.
Привлекательность фантазийных огранок для покупателя обычно определяется привлекательностью их формы. По яркости свечения и игре цвета они, безусловно, проигрывают круглой, но их производство сопровождается намного меньшими потерями. Фантазийные огранки в большинстве случаев при одинаковой массе имеют большие размеры, что делает их более массивными.
Качество огранки бриллианта
Существует несколько групп круглой огранки, которые различаются качеством. Разница по стоимости, как уже говорилось, может достигать трети от цены камня. Кроме того, качество огранки оказывает не меньшее влияние на чистоту и игру цвета чем, ее форма. Стандартизируется качество только для огранки круглого типа.
Существует такое понятие, как «коммерческая бриллиантовая огранка». Для того чтобы понять чем именно она отличается от идеальной, нужно рассмотреть, каким образом происходит обработка алмаза. Алмазы могут быть ограненными несколькими разными формами по размеру и весу. Больше всего потерь получается при применении огранки группы «А».
Она отличается превосходными качествами яркости и игры цветов. Такая огранка считается идеальной.
Коммерческая огранка — это та, при которой потери сырья минимальные. Так как размер бриллианта является первостепенным параметром, определяющим его стоимость, то куда важнее сохранить его. Огранки других групп отличаются большей растянутостью по высоте или по диаметру, неправильными пропорциями.
Визуально вполне реально увидеть разницу между разными группами огранки. Например, бриллианты группы «А» отличаются квадратами, образующими площадку — наибольшую грань бриллианта. А если выбрать правильный угол просмотра сверху, то можно заметить характерные стрелы. Такие качества не присущи для других разновидностей огранки.
Виды огранки
Круглая форма признана самой красивой среди всех, ее часто используют, так как она обладает оптимальным сочетанием раскрытия ювелирных свойств камня. При такой форме свет попадает через верхнюю площадку, отражается от нижних граней и возвращается наружу. Конечно, при условии, что качество огранки относится к группе «А».
Современная огранка была предложена Марселем Толковским в 1919 году. С помощью проведенных расчетов на основе принципа внутреннего отражения он предложил нужные параметры бриллианта. Такую огранку еще называют классической.
Выбор формы огранки зависит не только от вкуса, но и от современных веяний моды, а также от начальных параметров камня. В некоторых случаях, чтобы заметно уменьшить возможные потери, применяются фантазийные методы огранки. Виды огранки бриллиантов можно разделить на три группы:
- Ступенчатая огранка встречается на бриллиантах таких форм, как прямоугольная, квадратная и трапецеидальная. При этом грани могут иметь вид прямоугольника или трапеции и расположены параллельно грани, которая разделяет части камня. Ступенчатые виды огранки не так хорошо демонстрируют качества камня, но подчеркивают его прозрачность и чистоту.
- Видоизмененная огранка относится к самому часто встречающемуся методу, потому что ее с высокой эффективностью можно модифицировать в различные формы. При такой переделке принципы размещения граней и их форма сохраняется. Алмазы, ограненные таким образом, максимально играют и сияют почти так же, как и круглые.
- Смешанная огранка алмазов объединяет качества двух типов: блеск и минимальные потери. Самым ярким представителем такого типа огранки является «принцесса», которая сейчас по популярности уступает только круглой.
Поиск идеальной формы и принципа огранки алмаза не прекращается и сейчас. К этому процессу подключены новые технологии моделирования и исследования алмазов.
Формы огранки
Помимо самой распространенной круглой, применяются и другие формы огранки бриллиантов:
- «Принцесса». Становится все более популярной, благодаря доступной цене и красивой игре света. Почти не уступает по красоте круглой, но имеет меньше потерь.
- «Маркиза». Обладает способностью удлинять пальцы своего владельца, и придавать им более изящный вид. Имеет 55 граней и форму с некоторым подобием улыбки.
- Грушевидная. Объединяет в себе «маркизу» и круглую, имеет 56 граней.
- Овальная. Родственная круглой, но смотрится выигрышнее за счет формы и больших размеров. Рекомендуется для людей с не очень длинными пальцами, так как обладает свойством их удлинять. Имеет 57 граней.
- «Сердце». Сложный вариант, обладающий особой популярностью среди влюбленных. Принцип огранки похож с аналогичным для грушевидной формы. Имеет красивую игру цвета и 57 или 58 граней.
- «Изумруд». Используется на крупных камнях. За счет такой формы и размера самого камня верхняя его часть имеет, так сказать, открытую форму. По этой причине не скрывает никаких визуальных дефектов камня и требует для использования только камни очень высокого качества.
- Огранка «Ашер». Эта огранка представляет собой комбинацию огранки «радиант» и круглой. Главное ее отличие — квадратная форма. Была придумана братьями Ашер в 1902 году, пик популярности пришелся на 30-е годы XX века, но сейчас она снова постепенно возвращается в моду. «Ашер» имеет открытые грани, что накладывает требования к чистоте камня. Кроме того, не подходят для этой огранки и камни, имеющие оттенок, так как их цвета будут концентрироваться в углах.
- «Радиант». Одна из самых современных форм огранки, представляет собой равносторонний треугольник. В некоторых случаях используется вариант с закругленными концами. Имеет 65 или 74 грани.
Кроме этих, существует еще множество фантазийных форм огранки. Камни изготавливают в форме багета, полумесяца, пули, трапеции и множестве других. Некоторые мастера даже используют уникальные формы. Они не обладают такой популярностью, как стандартные, зато дают простор для творчества.
Самыми важными аспектами огранки являются полировка и симметрия. Полировка важна для того, чтобы поверхности были гладкими, а симметрия — чтобы грани были ровными. Плохая полировка приводит к тому, что поверхность будет иметь шероховатость и плохо отражать цвет, что негативно скажется на таком параметре бриллианта, как искристость.
Поверхность должна быть без щербин и царапин. Несмотря на то что это все-таки бриллиант, во время огранки используются специальные алмазные круги и резцы, из-за чего камень имеет черновой вид и подлежит дальнейшей полировке.
С математической точностью должна быть соблюдена симметрия камня. Если этого не соблюдать, луч при попадании не будет отражаться от граней, а уйдет куда-то вниз или в сторону.
Основным параметром при выборе типа огранки является форма алмаза. Большинство из них по своей природе являются октаэдрами, то есть восьмигранниками. Из одного такого октаэдра можно вырезаться два бриллианта стандартной огранки. Если алмаз имеет сильные деформации, включения, тогда используют фантазийные типы.
Но иногда все-таки принимается решение сильно уменьшить размер камня, но при этом остановиться на выборе круглой формы. Обычно это делается при условии, что есть возможность получить камень весом более 1 карата.
Бриллиантовая огранка была очень важным параметром еще с давних пор. Например, алмаз «Кохинор», который был когда-то подарен королеве Виктории, имел изначально древнеиндийскую огранку «Роза», но по приказу принца Альберта получил впоследствии новую форму. То же самое касается и самого крупного алмаза, который был обнаружен за всю историю и имел вес более 3000 карат — «Куллинан».
Он также стал подарком королю и был огранен. И хотя оба действия до сих пор вызывают много споров — некоторые считают, что камням стоило оставить первоначальный вид. На этих двух примерах видно насколько важна огранка.
Любой алмаз можно превратить в безумно красивую драгоценность, если правильно все рассчитать. Ограненный с ошибкой алмаз не будет отличаться по виду от его заменителей.
Источник