21-Jul-2021 09:20
По дошедшим до нас сведениям, первым иконописцем был Святой Лука. А для написания первых ликов Христа и Богородицы использовались доски стола, за которым они принимали пищу.
Так и повелось: иконы пишутся на дереве. Меняются стили, технологии написания, но основой для лика святого является доска. И многие насчитывают не один век. Чтобы сохранить лик, икону заключают в специальный ящик — киот, а особо ценные еще и защищают окладом.
Однако это не взаимозаменяемые детали оформления иконы и вот почему.
Что такое оклад
Это пластина, которая накладывалась на икону. Целей было две:
- украсить икону, подчеркнуть ее ценность;
- восстановить ее.
Оклад — это накладка на икону, полностью повторяющая то, что изображено на иконе, за исключением лица и рук изображаемых святых. В наше время оклады практически не делают, в средние же века накладки были присущи иконам всех ветвей христианства. В России оклады так же называли ризами.
Продажа иконы: как наличие оклада влияет на стоимость иконы?
Ризы придавали иконам дополнительный, словно неземной свет.
Изготовление риз было отдельной ветвью декоративно-прикладного искусства. Для риз использовались:
- драгоценные и полудрагоценные металлы (золото, серебро, латунь);
- эмаль;
- драгоценные и полудрагоценные камни.
Ризы вышивались бисером, жемчугом, а изнутри в качестве подкладки использовался бархат. Это придавало оформлению дополнительно богатый вид.
Интересно, что икона писалась с одинаковым вниманием к деталям, даже если изготавливалась изначально под оклад.
Что такое киот
Заказать киот к иконе можно и в наше время — достаточно прийти в мастерскую, где изготавливалась икона и выбрать то, что нравится.
Киот — это закрывающийся ящик, обычно со стеклом, в который для сохранности вставляется икона. Специалисты мастерской «Палехский иконостас» iconostas.ru рекомендуют заключать в киоты не только старые, но и новые иконы. Ведь святыни, особенно фамильные, служат не одному поколению семьи.
Киоты обычно изготавливаются индивидуально под икону. Икона плотно входит в ящик, но при этом со всех сторон (в том числе между стеклом и лицевой стороной доски) должно быть место, чтобы воздух свободно циркулировал.
И киот — это не всегда прямоугольный ящик. И даже не всегда простой деревянный. Киоты богато украшаются драгоценными и полудрагоценными металлами, камнями, эмалью, янтарем.
Киот не повторяет икону. Он является своеобразной рамой, а иногда и дополняет икону. Например, на окладе может быть с помощью резьбы выложена христианская символика.
Источник: www.cpv.ru
Оклад иконы
Обзор иконы Тихвинская Богородица , серебряный оклад , 19 век
Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата [1] , греч. επένδυση ) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.
- 1 Термин
- 2 Литургическое значение и предназначение
- 2.1 Вклады
- 3.1 Басменный оклад
- 4.1 Элементы
- 5.1 Техника
Источник: wiki2.org
Зачем иконам оклад?
Ризой или окладом называют драгоценное украшение, покрывающее все изображение на иконе, кроме лика и кистей рук святого.
Оклады бывают металлическими или вышитыми, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. Иногда, чтобы не повредить изображение, на обратную сторону ризы укрепляют бархатную ткань.
Случалось, что ризы для икон делали сразу, иногда же оклад изготавливали позднее — как благодарность за чудо, произошедшее по молитвам перед иконой.
На Руси существовали целые мастерские по изготовлению окладов. Древнейшие из известных русских риз — чеканные серебряные оклады XII века на иконах святых апостолов Петра и Павла,
Источник: foma.ru