Именно Венеция подарила миру художественное стекло, хотя и утратила монополию на его производство. Дыхание Венеции — свободное выдувание в стекле. Превзойти венецианских мастеров пока еще не удается ниxкому, их стекло и сегодня — лучшее в мире и, как и прежде, несет в себе дерзкий дух творчества, своеобразную философию и стиль.
«Стекло — это живой организм со своим характером и душою, которую вложили в него руки умелого мастера» — эта надпись встречает посетителей стекольного завода — музея на острове Мурано. Муранское стекло прославило Италию как родину уникального ремесла. Уже много веков оно не выходит из моды, а только прибавляет в цене. Оно таит в себе атмосферу вечного праздника и всегда остается желанным приобретением для знатоков и коллекционеров.
Ветрофьюзионе (Vetrofusione) — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.
Как наклеить защитное стекло самому? Учимся с МегаФоном!
Муррина (murrina) — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов т прочих симметричных и ассиметричных фигур.
Миллефиори (millefiori) — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.
Латтиччино — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.
Филигрань — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.
Занфирико (zanfirico) — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.
«A lume» (люме) — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.
В Мурано также делают матовое белое стекло Латтимо, которое изготавливается путем смешения с окисью олова. В свое время оно было создано для имитации китайского фарфора. А вот знаменитое прозрачное стекло Кристалло получается за счет обесцвечивания марганцем. Необычайно чистое, прозрачное стекло по оптическим характеристикам приближено к горному хрусталю.
Уникальные техники создания узоров
Главный секрет муранского стекла кроется именно в уникальных техниках, с помощью которых получали изделия самых необычных расцветок. Эти знания мастера копили и передавали веками.
Филигрань. Именно эта техника, позаимствованная у ювелиров, в свое время прославила венецианских стеклодувов. Для эффекта филиграни в прозрачное стекло вводятся тонкие разноцветные нити, образующие хаотичный рисунок или правильный узор. Выдувание изделий из такого стекла является крайне сложным процессом, поскольку нити должны сложиться в определенный орнамент.
Пузырьки в стекле | Как это сделано
Миллефиори («тысячи цветов»). Этот способ изготовления долгое время хранился в строжайшем секрете. Чтобы получить цветочный рисунок, мастера брали тонкие прутики слоеного многоцветного стекла с нужной формой. Прутики нарезались и накладывались на стеклянную основу.
Авантюриновое стекло. Такой эффект получается за счет добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла проявляется бесчисленное множество блестящих точек, которые дают особое мерцание.
Кракеллаж. Еще один популярный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении раскаленного предмета в холодную воду. В результате внешний слой покрывается мелкими трещинками, которые не проникают в саму толщу стекла.
Пулегозо. Данная техника основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленном возвращении его в печь.
Агатовое стекло. Многослойное цветное стекло называется агатовым за сходство с известным своей красотой поделочным камнем. Эта техника дает возможность создавать необычные цветовые сочетания и неповторимые узоры.
В наше время стекло с итальянского острова Мурано ценится ничуть не меньше, чем в прошлом. Стоимость муранской посуды и предметов интерьера доходит до десятков тысяч долларов — к счастью, украшения из этого стекла радуют более демократичным ценником, такой кусочек красоты себе может позволить каждая.
Валерия Менская
22 февраля 2020
Поделиться:
Источник: zolotoy.ru
Как выдувают изделия из стекла с пузыриками
Силач в цирке надувает грелку, папа надувает шарики ребёнку на день рождения, алкоголик дует водку, а младенец просто в штаны. Но есть такие люди, которые решили свою жизнь посвятить изготовлению очень красивых изделий из самого хрупкого материала — стекла. Это стеклодувы. Скорее всего, в этой профессии не обходится без толики магии.
Иначе как объяснить то, что из горстки невзрачного песка получаются настоящие произведения искусства? Хотите знать, как это делается?
Кладовая стекла
В регионе Тавастия, в финском городке Риихимяки (Riihimaki), есть одно местечко — старый стекольный завод.
В одном из его помещений сегодня находится стеклодувная мастерская и галерея художников Марии Хепо-ахо и Кари Алакоски. Мария и Кари — известные и признанные в Финляндии художники, работающие со стеклом. Они производят всё, начиная от украшений и заканчивая вазами и посудой.
Любой желающий может зайти в мастерскую и прикоснуться к магии стекла, сделать себе бусики и купить понравившиеся изделия и сувениры. И самое главное — Маша из России, и у вас не будет совершенно никаких трудностей перевода. 🙂
В просторной мастерской есть несколько рабочих мест. К примеру, вот тут Маша делает птичек из стекла, подсматривая в книгу о птицах Финляндии.
Трудно себе представить, пока не увидишь, как из этих цветных стеклянных палочек получаются совы, петушки, аисты и воробьи. Маша училась этому ремеслу в университете целых 6 лет!
Каких только замысловатых поделок тут не встретишь: шарики, бусы, вазы, стаканы, графины, подсвечники — всё это потом расходится по магазинам и выставкам стекла.
Тысячи цветов и оттенков, форм и теней!
Стилизация под лёд, дизайнерские находки, стаканы-подсвечники — чего тут только нет!
Есть даже старинный кассовый аппарат, который Маша с трудом нашла и выкупила. Это First Lady мастерской. Он до сих пор прекрасно работает, и вместо звонкого серебра в ящичке для денег лежат современные евро.
Но одна вещь притягивает внимание больше остальных. Как в этой стеклянной ступке появились пузырьки? Лазерные технологии? Магия?
Мастера раскрывают секреты
Долго уговаривать не пришлось — Мария сама предложила сделать на наших глазах такую же ступку с волшебными пузырьками. Как это не прозаично, но всё в нашем мире начинается с праха. Маша зачерпнула из мешка горсть стеклянного сырья, которое они закупают в Швеции. Эти шарики потом окажутся в печке, где 1200 градусов Цельсия превратят их в густую, тягучую массу.
Именно эту массу Кари и наматывает сейчас на конец длинной металлической трубки.
Вот этому маленькому кусочку света и предстоит пройти огонь, воду и медные трубы на пути к своему финальному и совершенному состоянию.
Прежде всего, стеклу нужно придать форму и немного охладить поверхность заготовки. Технологии практически не изменились с тех пор, как в Финляндии начали дуть стекло (практически, позже всех в Европе). Для этого Кари использует специальные, намоченные водой деревянные ложки, в которых он постоянно вращает заготовку. Мокрое дерево позволяет очень плавно понижать температуру стеклянной массы, не давая ей трескаться.
Параллельно, Кари придаёт и форму будущей ступке с помощью металлических щипцов, делая утоньшение у ее горла. Всё это время он катает трубку с заготовкой на специальном кресле — главном рабочем месте стеклодува. Если этого не делать, вязкая заготовка под собственной тяжестью стечёт вниз.
В нужный момент к процессу подключается Маша.
С помощью вот такого механизма, больше похожего на средневековое орудие пыток, заготовку зажимают и создают на её поверхности рифления.
Вот так теперь выглядит наш кусочек стекла. Не правда ли, очень похоже на светящуюся лампочку? В этом рифлении и заключается весь секрет волшебных пузырьков.
Теперь Кари опять разогревает заготовку в печи, которая называется Glory Hole. После этого он вновь набирает свежей стекломассы в первой печи, обматывая вторым слоем стекла заготовку.
Далее главную роль начинает играть уже Маша. С помощью сложенных в несколько слоев старых мокрых газет, она вновь охлаждает заготовку до нужной температуры и вязкости. Мокрая бумага очень хорошо и плавно забирает тепло, не давая заготовке покрыться трещинами. Слой за слоем бумага горит, забирая лишнее тепло и придавая нужную форму будущей ступке.
Второй слой стекла запечатывает ямки первого слоя, а Кари изнутри раздувает заготовку.
Именно так и получаются пузырьки.
Далее, с помощью деревянной биты Кари придаёт форму дну ступки.
После этого наступает время заняться горлышком ступки. Для этого необходимо поменять место крепления заготовки к инструменту. Для этого Кари берёт вторую трубку, наматывает на неё небольшой кусочек стекла и приклеивает ко дну ступки. Когда масса схватывается, можно убрать первую трубку, отколов её от горла.
Маша ножницами отрезает всё лишнее, формируя будущее горло ступки.
Кари щипцами плавно расширяет его.
. и мы получаем практически готовую ступку.
Несколько финальных штрихов.
И ступка готова! Но не совсем.
После откалывания трубки от дна, на поверхности остаются острые куски стекла, которые необходимо сгладить специальной горелкой.
И даже после этого процесс не заканчивается — ступке нужно будет отдохнуть сутки в третьей печи, где 500 гладусов Цельсия снимут с неё все внутренние напряжения. Это нужно сделать, чтобы ступка однажды не разлетелась вдребезги даже от слабого удара. Это процесс называют отпуском, как и в металлургии.
Вот такая ступка будет продана любителям всего изящного и ручного за 30 евро. В ней можно растирать приправы, готовить лекарства, ею можно просто украсить помещение.
Да будет цвет!
А хотите знать, как получаются вот такие цветные вазочки?
Изюминка процесса — добавление на начальном этапе кусочков цветного стекла.
В процессе дутья оно растворяется тонким слоем внутри основной массы, придавая изделию неповторимую окраску.
А вот, что будет, если не плавно охлаждать заготовку мокрыми газетами, а резко поместить её полностью в ведро с водой. Поверхность покрывается мелкими трещинами, которые создают приятную на ощупь фактуру.
Маша и Кари — боги стекла в своей мастерской. Они могут сделать даже фотографию на память. За годы работы они накопили сотни разных приёмов, которые неподвластны многим их конкурентам в Финляндии.
За плату они готовы провести экскурсию (группа стоит 100 евро, одиночки вообще бесплатно), мастер-класс и даже дать возможность самому что-то сделать. За 65 евро вам разрешат выдуть свой гранённый стакан с семейным вензелем, а готовое изделие вышлют на следующий день по почте.
К ним очень часто обращаются люди, которые хотели бы воплотить в реальность свои художественные замыслы — сделать эксклюзивный набор посуды, украшение, корпоративный сувенир и многое другое.
Да, и лампочку они тоже смогут выдуть 🙂 А что бы вы хотели себе сделать из стекла?
Источник: alexio-marziano.livejournal.com