Наверняка многие из вас сталкивались с такой ситуацией при покупке ювелирных украшений: расхваливая изделие, продавец-консультант так и сыплет малопонятными терминами, а вам остается только растерянно слушать. Или, присматривая украшение в виртуальном магазине, вы понимаете, что предоставленное администрацией сайта описание звучит для вас «китайской грамотой»: родирование, бомбинг, лигатура – что стоит за этими терминами?
Чтобы прослыть настоящим «знатоком» ювелирных изделий, познакомьтесь с наиболее часто встречающимися понятиями, тогда суть многих процессов станет вам понятна.
Итак, начнем. Многие обладатели серебряных украшений сталкивались с ситуацией, когда, скажем, любимое колечко или цепочка из серебра начинают темнеть. Происходит это потому, что, входящая в состав серебряного сплава медь начинает окисляться под воздействием различных факторов. Чтобы этого избежать ювелиры идут на ряд «ухищрений».
Например, так называемое «белое» кипячение. Суть процедуры заключается в том, что серебро кипятят в серной или соляной кислоте. За счет этого происходит снижение содержания меди в поверхностном слое украшения. К тому же серебро после такой процедуры становится матовым.
Обзор качественных Ювелирных инструментов ,ювелирное дело
Другой способ — гальваническое покрытие. При помощи специальных технологий изделие покрывают тончайшим слоем чистого серебра, которому окисление не свойственно. Чаще всего такой обработке подвергается столовое серебро. Одна из современных технологий — родирование. В этом случае изделия из серебра покрываются слоем родия.
Такое покрытие предохраняет поверхность металла от потемнения и царапин. Способ очень эффективный, но имеет один «минус»: при пайке (ремонте) украшения родиевое покрытие меняет цвет на синевато-черным и даже может потрескаться. Поэтому ювелирам приходится удалять старое покрытие, а затем родировать изделие заново.
Понятно, что такие сложные манипуляции может позволить себе не каждая ювелирная мастерская. Кстати, родирование может быть цветным и применяться для обработки изделий из золота. Термин «лакирование» говорит сам за себя – это покрытие изделия слоем лака. Применяют технологию исключительно для антикварных изделий, которые хотят оградить от внешнего воздействия: такие украшения не носят, а столовым серебром не пользуются.
И, наконец, пассивирование, то есть нанесение тонкого воскового слоя на украшение. Понятно, что и этот метод необходим только лишь для хранения изделий.
Наверняка вы слышали и такой термин, как «стерлинговое серебро». Звучит интригующе, но на самом деле все очень просто. В отличие от серебра чистого, в состав стерлингового серебра входят и другие металлы: цинк, никель или медь. Они то и придают ему прочность и долговечность. Соотношение металлов в сплаве таково: 92,5% составляет серебро, а 7,5% — цинк, никель или медь, Украшения из стерлингового серебра легко узнать по маркировке 925 или 92,5% чистоты.
Кстати, не только серебро, но и золото в ювелирных изделиях предстает в виде сплавов. Существует специальный термин «лигатура» от латинского «связывать». Так, золото сплавляют с медью, серебром, цинком, никелем, палладием для получения определенных свойств.
🛠 Инструменты. Какие покупать, начинающему ювелиру? 💍 #shorts
Например, можно получить золото различных оттенков. Белое золото – это сплав с никелем, медью и цинком или с серебром и палладием. Золото желтого цвета имеет в составе серебро и медь. Если количество меди и серебра возрастает, то золото приобретает красный цвет (красное золото). К тому же легирование изменяет физические и химические свойства золота: повышается прочность, износостойкость.
Украшения с фианитами есть в ассортименте любого ювелирного магазина или салона. Между тем, не многие знают, что представляет собой этот самый фианит. Используют их ювелиры всего мира, правда, называют по-разному. Это синтетические камни, не имеющие природных аналогов, призванные в ювелирном деле заменить бриллианты, топазы, аметисты и др. дорогостоящие камни.
Интересно, что производство их предполагалось для военной промышленности, и, естественно, было засекречено. А «имя» свое кристаллы получили от названия института, в котором были созданы — Физический институт Академии наук СССР (ФИАН). Отечественная технология выращивания фианитов до сих пор считается лучшей в мире.
Перейдем к следующей группе терминов, которыми оперируют ювелиры. Наверняка вы слышали и о процессе бомбинга. Это особая процедура «химической» полировки. Она обеспечивает идеальную яркость и блестящий вид изделия.
Пескоструйная обработка — воздействие на поверхность золота твердыми частицами. Результат: матовая, бархатистая поверхность с благородным отливом.
Лазерная обработка — технология, позволяющая производить визуально объемные украшения , при этом имеющие небольшой вес, что снижает их стоимость.
Теперь, зная, что скрывается за теми или иными понятиями, вы без труда выберете украшение на свой вкус.
Источник: www.evora.ru
Инструмент для гибки и правки
Основным инструментом для гибки и правки были и остаются гибочные щипцы. Их форма неизменна уже много столетий, как и форма многих других инструментов. Стал иным лишь материал, из которых они изготавливаются. Сейчас на гибочные щипцы идет различная инструментальная сталь. Основные размеры гибочных щипцов лежат в пределах 13—16 см.
Используются, правда, еще и малые щипцы, размер которых около 12 см, но применяются они крайне редко: только при выполнении особо тонких работ, когда необходимо добиться исключительной точности формообразования. Все щипцы различаются между собой по форме рабочих поверхностей губок. Щипцы с плоской поверхностью рабочих губ называются плоскогубцами.
Ширина губок при этом может быть одинаковой (параллельные губки) или же заостренной к концам (остроконечные). Для того чтобы инструмент не оставлял следов на материале, с которым соприкасается, насечка, обязательно имеющаяся на всех губках, заштифтовывается. Плоскогубцы используются при гибке листов и полос, ширина которых равна длине губок.
Щипцы, у которых форма губок круглоконичекая, а сами губки могут быть слегка заострены к концам, называются круглогубцами. Их используют при изготовлении предметов типа «кольцо», то есть круглых или полукруглых форм, но при этом обязательно небольшого размера. Материал, с которым идет работа, обязательно должен отличаться большой сопротивляемостью при изгибе, в противном случае он просто будет сплющиваться под воздействием круглогубцев. Работать с этим инструментом надо крайнеосторожно, с несильным нажимом, иначе металл будет сплющиваться или корежиться. Круглогубцами можно производить гибку (кругление) полос металла только при условии, что ширина этих полос меньше длины губок инструмента.
Виды ювелирных гибочных щипцов:
А — с плоской поверхностью губок, т. е. плоскогубцы;
Б — с одинаковой шириной губок — параллельные губки;
В — с заостренными к концу губками — остроконечные губки;
Г — круглогубцы, т. е. щипцы с круглоконической формой губок и слегка заостренными к концу губками;
Д — щипцы шинные — у них поверхность одной губки плоская, а другой — выпуклая;
Е — плоскозаостренные щипцы;
Ж — желобковые щипцы, в которых одна губка имеет круглую форму, а на рабочей поверхности другой предусмотрена полукруглая канавка;
3 — «клювики», получившие свое название благодаря форме губок, схожей с клювом птицы.
Щипцы, у которых рабочая поверхность одной губки — плоская, а другая — немного выпуклая, называются шинными. По аналогий с шинкой (частью кольца), они бывают как с закругленными параллельными губками, так и с заостренными. Ими очень удобно производить гибку шинки кольца большого диаметра, а также изделий с диаметром, близким по кривизне закругленным губкам.
Поскольку зачастую возникают ситуации, в которых необходимо использовать специфические элементы гибки, то существуют и щипцы, незаменимые при редких или нестандартных операциях в ювелирном деле. К ним можно отнести плоскозаостренные, желобковые щипцы и «клювики». У плоскозаостренных губки плоские, а концы удлинены и имеют форму конуса. Желобковые щипцы имеют сложную конфигурацию: одна губка круглой формы, другая — с полукруглой канавкой на рабочей поверхности. Губки медицинских щипцов «клювиков» выполнены именно в форме клюва птицы, за что и получили свое название.
При монтировке серег, например, используются щипцы, концы у которых сходятся, а у основания имеют значительный зазор. Это объясняется тем, что иначе можно повредить монтируемое изделие или даже просто его перекусить при работе. При ювелирной гибке очень часто и в больших количествах используют вспомогательные приспособления.
К ним можно отнести всевозможные ригели, оправки, ручные тиски. Также можно встретить и всевозможные специальные приспособления, которые выполняемых задач. Иногда можно встретить и какие-то собственные приспособления ювелиров. Для гибки листов или полос обычно используются металлические или деревянные опорные плиты с формообразующим желобком.
Виды ювелирных тисков:
А — параллельные настольные;
Б — ручные с зажимом при помощи барашка;
В — ручные с зажимом при помощи вращающейся ручки;
Г — зажимная цанга.
Ригель (А) и виды оправок (Б)
Процессы правки осуществляются в основном с помощью таких приспособлений, как металлические, деревянные или текстолитовые молотки, стальных правочных (рихтовальных) плит-флакейзенов, шпе-раков, плоскогубцев, ригелей, оправок, волочильных досок, специализированных пуансонов.
Молоток и виды используемых бойков:
В — клиновидный скругленный
Наковальни необходимы для создания жесткой основы и обработке заготовок ювелирных изделий. В зависимости от рабочей поверхности применяются следующие наковальни: правочная плита (флакейзен), шперак (настольный и насадочный) и ригель. Их рабочая поверхность должка быть термообработана и отполирована.
Плита-флакейзен для правки
Шпераки:
Цитаты и изречения о металлах
Не верь в то, что ты слаб — даже качественный металл не сразу становится хорошим клинком. Не верь в то, что ты неуязвим — даже хорошие клинки иногда ломаются.
Источник: gold-metal.ru
Пасты и мастики
Пасты в ювелирном деле необходимы для фиксации украшения при закрепке вставок. Чаще всего ювелиры используют пасту китт, которая состоит из канифоли с мелом, или с зубным порошком, или с мелом и мукой.
Пасту готовят так: белый компонент (мел, зубной порошок или муку) добавляют в расплавленную на огне канифоль при постоянном перемешивании. Когда смесь станет похожа на сметану, ее разливают в формочки и охлаждают в естественной среде.
Кроме того, паста китт может иметь и другой состав. Ниже будет приведено несколько составов. Для ее приготовления берут:
- одну часть шеллака и две части муки из кирпича;
- одну часть дегтя и минеральную краску болюс в такой пропорции, чтобы смесь стала требуемой густоты;
- в равных частях канифоль и белый пек, к ним следует добавить четверть части кирпичной муки, и полчасти флотированного мела;
- четыре части флотированного мела смешать с двумя частями канифоли и половиной части белого пека, небольшого количества воска;
- восемь частей канифоли, двенадцать частей болюса и три части желтой смолы;
- по две части пека, болюса, флотированного мела и канифоли.
Для чеканки используют мастику, в состав которой входит ряд смол искусственного и натурального происхождения, сухая просеянная земля (либо зола), канифоль и воск. Смоляную смесь готовят, разогревая компоненты на огне при тщательном перемешивании. Готовую смесь разливают в плоские деревянные чашки.
Для приготовления мастики берут три части смолы, две части гипсовой муки (или измельченного в порошок красного кирпича), немного талька, который будет способствовать пластичности массы. Смолу расплавляют в фарфоровой чашке, после этого добавляют муку из гипса или кирпича и тальк, хорошо перемешивают. Получившийся раствор вливают в китткугель или плоский специальный ящик.
Источник: www.jevel.ru