Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, композиция на формате АЗ.
Музыкальный ряд: музыка Вивальди.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука — геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.
Герб — это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Первые гербы появились примерно в X веке.
Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.
Гербы и эмблемы негласные указатели для элит 💡
На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды — люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
Выбранный цвет имел символическое значение:
- золотой цвет — символ богатства, силы, справедливости;
- серебро — символ невинности и чистоты;
- червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;
- голубой — символ красоты и величия;
- зеленый — символ изобилия, надежды, свободы;
- пурпурный (красный с оттенком синего) — могущество, достоинство;
- черный — скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур — изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:
- дуб, медведь означали силу;
- факел, раскрытая книга — знание;
- пчела — трудолюбие;
- лавр — славу;
- крылатый змей — зло, смуту;
- дракон — могущество;
- рука в перчатке — храбрость;
- лев — символ силы, мужества, великодушия;
- леопард — храбрость, отвага;
- ворон — долголетие;
- петух — символ боя.
Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)
Геральдика представлены деревьями — дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами — роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта — различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского — орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры — щитодержатели — люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.
Девиз — это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:
«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».
Венчает герб корона.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами — символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
— Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.
Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
III. Практическая работа.
Задание: выполнить композицию герба.
IV. Обобщение знаний по теме.
Кроссворд «Геральдика» (Слайд 10).
- Отличительный знак, передаваемый по наследству.
- Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.
- Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.
- Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?
- Царственное животное, эмблема королей.
- Отважный, доблестный .
- Часть герба, на которой написаны крылатые слова.
- Основа герба.
- Что венчает герб?
- Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.
V. Задание на дом.
Подготовиться к «Рыцарскому турниру»:
- Уметь защитить свой герб и девиз.
- Разделить класс на группы. Каждой команде подготовить сообщение по теме «Герб города (Новгород, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва)».
- Подготовить изображение герба одного из городов и рассказать об истории его возникновения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru
LiveInternetLiveInternet
Чудо-ролик 03.02.2015 —> Смотрели: 70 (4)
-Поиск по дневнику
-Подписка по e-mail
-Статистика
Создан: 27.06.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 62025
Геральдические цвета.
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.
Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной.
Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации.
Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного — когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа.
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Красный (червлёный, gules) — графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Синий (лазурь, голубой, azure) — графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелёный (зелень, vert, в континентальной Европе называемый sinople) — графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Чёрный (чернь, траур, sable) — графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета «sable» указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке, и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.
Пурпурный (пурпур, purpure) — графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур — огненно-красный.
В геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.
Orange (оранжевый) — цвет, присущий только английской геральдике, изображается вертикальными пунктирными линиями.
Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь).
Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;
Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень.
А также:
Bleu-celeste (небесно-голубой).
Brunatre (коричневый).
Cendree (пепельно-серый).
Rose (розовый).
Строго говоря, эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, «натуральные цвета». В западноевропейской геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной натуральными цветами, всегда применяется термин «proper». В классической геральдике действовал принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры (например, олени и собаки изображались черными или красными, львы — золотыми или красными, человеческое тело — серебряным или красным).
Использование этих нестандартных цветов нежелательно, и разумно только в необходимых случаях.
В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус.
Кроме всего перечисленного существует также «дамасцировка» (diapered) — тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный приём, формально не являющийся геральдическим элементом.
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трёх видов: «ermine» — белая область с чёрными крапинками; «ermines» — чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); «erminois» — золотая область с чёрными крапинками. Имеется также «pean» (кожа) — изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.
Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике — «potent», (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.
Источник: www.liveinternet.ru
Как называют геральдике желтый цвет желтый белый серебро
- Главная
- Геральдический совет
- Статус, функции, состав
- Герольдмейстер
- Правила и рекомендации
- Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований
- Типы ранговых корон муниципальных образований
- Основные требования, предъявляемые к проектам гербов муниципальных образований
- Общие принципы разработки муниципальных флагов
- Правила использования Государственного герба РФ
- Правила использования Государственного флага РФ
- Об использовании изображений двуглавого орла участниками общественного движения «Непосредственная власть народа Российской Федерации» (разъяснение)
- Положение о Геральдической комиссии при Главе субъекта Российской Федерации (типовой проектный текст)
- 275 лет геральдической службы России: материалы конференции (1997)
- Совещание по вопросам личной (родовой) геральдики в России (1999)
- Правовые основы и перспективы территориальной и муниципальной геральдики (1999)
- Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации (1999)
- Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материалы конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже (2000)
- Геральдика. 10 лет восстановления геральдической службы России: материалы конференции (2002)
- Актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения геральдической работы в федеральных органах государственной власти Российской Федерации: материалы к межведомственному совещанию (2002)
- Бюллетень Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Выпуск 1 (2005)
- Состав и устав
- Художники и их работы
- Александр Грефенштейн
- Дмитрий Иванов
- Михаил Медведев
- Михаил Шелковенко
- Максим Черников
- Марина Новикова
- Алексей Максимов
- Измаил Ефимов
- Оксана Полякова
- Ирина Соколова
- Евгений Ухналёв (1931-2015)
- Гербовед 1913’01
- Гербовед 1913’02
- Гербовед 1913’03
- Гербовед 1913’04
- Гербовед 1913’05
- Гербовед 1913’06
- Гербовед 1913’07
- Гербовед 1913’08
- Гербовед 1913’09
- Гербовед 1913’10
- Гербовед 1913’11
- Гербовед 1913’12
- Указатель статей и имен к номерам 1913 года
- Гербовед 1914’01
- Гербовед 1914’02
- Гербовед 1914’03
- Гербовед 1914’04
- Гербовед 1914’05
- Гербовед 1914’06–07
- Гербовед 1914’08
- Гербовед 1914’09
- Гербовед 1914’10
- Гербовед 1914’11
- Гербовед 1914’12
- Указатель статей и имен к номерам 1914 года
- Вступительная статья С.Н. Тройницкого
- Графы Михаил Воронцов, Алексей Разумовский, Александр и Петр Шуваловы
- Аксенов — Бушуев
- Вайников — Игренев
- Карташев — Мухлынин
- Наумов — Сеченый
- Талеров — Ярцов
- Дополнительные материалы
- Примечания
- Обложка. Выходные данные
- Вступительные статьи
- Гербовник
- Аверковы-Антоновичи — Брежинские
- Брешко-Брешковские — Грибовские
- Гриневичи — Заболоцкие-Десятовские
- Заболотные-Спичаки — Кониские
- Константиновичи — Лисовские
- Листовские — Мокриевичи
- Молявки — Подольские
- Позняки — Рычицкие-Логвиновы
- Савицкие — Столицы
- Стопановские — Худорбии
- Цеклинские — Яценки
- Таблицы
- Указатели
- Signum. Выпуск 1 (1999) Предисловие. — Хроника. — Новые книги. — Статьи. — Рецензии
- Знаки Рюриковичей: история изучения (библиографический указатель) (сост. А.А. Молчанов)
- Signum. Выпуск 2 (2000) Содержание. — Предисловие. — Хроника. — Новые книги. — Новые статьи. — Рецензии
- Знамена в музейных собраниях: хранение и реставрация (М.П. Голованова)
- X конгресс по генеалогии и геральдике (Яссы, Румыния), 1999. (С. Андриеш-Табак)
- Российский герб глазами нумизмата (А.П. Черных)
- Геральдические ошибки одного учебного издания (О.Н. Наумов)
- Истолкование полисных эмблем в античной письменности: источниковедческие подходы (А.А. Молчанов)
- «Notitia Dignitatum» как источник по позднеантичной эмблематике (А.А. Ткаченко)
- О геральдике генуэзских ремесленников (Е.А. Яровая)
- Signum. Выпуск 3 (2005) Содержание. — Предисловие
- Родовые эмблемы древнегреческой знати (эволюция роли эмблематического элемента в системе социальной атрибутики) (А.А. Молчанов)
- Эмблематика литургических цветов в трактате Дж. Лотарио (папы Иннокентия III) «О святом таинстве алтаря» (А.А. Ткаченко)
- Гербы представителей датского королевского рода Эстридсенов (XII–XIV вв.) (В.А. Антонов)
- Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных процессов. (М.Ю. Медведев)
- Королевская хартия 1476 г. в португальской геральдике (А.П. Черных)
- Эмблематика и топография городского пространства (Париж XVI века) (П.Ю. Уваров)
- Гербы российских шотландцев (Д.Г. Федосов)
- Систематизация родовых гербов в отечественной историографии (О.Н. Наумов)
- 16 quartiers (Ю.А. Навроцкий; публикация О.Н. Наумова)
- Библиография
- Signum. Выпуск 4 (2009) Предисловие
- Д.Н. Егоров и проблемы исторической геральдики (А.П. Черных)
- Материал геральдический (Д.Н. Егоров)
- Геральдика в научном наследии А.В. Соловьева (А.П. Черных)
- Геральдические эмблемы Византии и славяне (А.В. Соловьев)
- Неизвестное письмо А.Б. Лакиера (О.Н. Наумов)
- К биографии барона Н.А. Типольта (О.Н. Наумов)
- Заслуженный деятель русской сфрагистики. Николаю Петровичу Пахомову — 75 лет (А.А. Молчанов)
- Не только вексиллология (по поводу книги: Г.В. Вилинбахов. Русские знамена. Очерки. СПб., 2005) (В.А. Антонов)
- Библиография. — Содержание
- Signum. Выпуск 5 (2010) Предисловие
- Человек в мире гербов (С.К. Кучинский, пер. Д.В. Байдужа)
- Средневековая идентичность: знак и понятие (Б.М. Бедос-Резак, пер. Д.В. Байдужа)
- Послание папы Иннокентия III о подделках печатей (А.А. Ткаченко)
- Немецкие брактеаты XII — начала XIII вв. как источник по формированию ранней европейской геральдики (К.М. Чернышов)
- Воображаемая геральдика сарацин: цвета и фигуры (С.И. Лучицкая)
- Печати жалованных грамот русских царей на православном Востоке (XVI–XVIII вв.) (Н.П. Чеснокова)
- Сигнально-запретительная функция и будущее печати (Е.В. Меланич)
- Дворянские и гербовые грамоты в скандинавских странах позднего Средневековья (В.А. Антонов)
- Небезопасный «кларенсекс» с «семьей перевязей» (А.П. Черных)
- In memoriam А.А. Молчанова
- Библиография. — Сведения об авторах. — Содержание
- Signum. Выпуск 6 (2011) Предисловие
- Геральдика в России в XX веке (Е.В. Пчелов)
- Французское гербоведение в XX в. (А.П. Черных)
- Изучение геральдики в Австрии в XIX–XX вв. (М.А. Петрова)
- Германское гербоведение в XX веке (Д.В. Байдуж)
- Геральдика в британском обществе и историографии XX в. (М.М. Горелов)
- Изучение геральдики в Дании в конце XIX–XX вв. (В.А. Антонов)
- Изучение геральдики в Швеции в XX в. (библиографические заметки) (А.В. Толстиков)
- Нидерландская геральдика в XX в.: средневековые традиции и современные тенденции (А.А. Майзлиш)
- Бельгийская геральдика в XIX–XX вв. (А.О. Хорошева)
- Новеченто: историография итальянской геральдики (Е.А. Яровая)
- Историческая геральдика в Португалии в XX в. (А.П. Черных)
- Американская историография геральдики (С.Б. Вольфсон)
- Библиография. — Резюме. — Сведения об авторах. — Содержание
- Предисловие
- Часть I. История геральдики
- Часть II. Правила геральдики
- Часть III. Гербовник
- Указатель девизов
Герб Российской империи
(современный дизайн
М. Медведева, 1997)
III. 1. Геральдические цвета
В гербах употребляется девять основных геральдических цветов: два «металла» (золото и серебро, с которыми в геральдике отождествляются желтый и белый цвета), пять «финифтей» (червлень, т.е. красный цвет; лазурь, под каковым понятием объединены различные оттенки синего и голубого; зелень; черный цвет; пурпур, воспроизводимый малиновым, фиолетовым, сиреневым, розовым и тому подобными оттенками), два главных «меха» (горностаевый в виде белого фона, равномерно покрытого стилизованными черными хвостиками, и беличий в виде серебряных и лазоревых угловатых «шкурок»). Существует также несколько дополнительных «мехов» (например, противогорностаевый с черным фоном и белыми хвостиками), применяемых редко.
На случай черно-белого или рельефного изображения герба установлено несколько видов так называемой шафировки — штриховки для обозначения геральдических цветов (см. рис. 4).
Рис. 4. Геральдические цвета (тинктуры) и шафировка: червлень (рис. 1), лазурь (рис. 2), зелень (рис. 3), пурпур (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро — незаштрихованной поверхностью (рис. 6).
Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении — пересекающимися линиями (рис. 7). На рис. 8 показаны два основных типа воспроизведения горностаевого меха (его черные хвостики шафируются сеткой крайне редко); на рис. 9 — беличий мех.
Помимо геральдических цветов, в гербах встречается также и натуральные или естественные — например, телесный для изображения человека. Однако очень часто натуральный следует понимать как геральдический цвет, ближайший к реальной расцветке изображаемой фигуры — например, естественный дуб имеет зеленую листву, естественное солнце — золотое и т. п.
Изображение герба может украшаться дамасцировкой — узором, покрывающим поле или фигуру, и имеющим тот же геральдический цвет, что и это поле или фигура (но другой оттенок этого цвета). Дамасцировка не учитывается в «формуле» герба и играет чисто декоративную роль.
«Основное правило геральдики» гласит: металлическая фигура не должна помещаться в металлическом поле (т.е. на металлическом фоне), а финифтяная — в финифтяном. Вопреки традиционному названию, это правило чрезвычайно часто нарушалось. К тому же оно применяется ограниченно, не будучи относимо к составным (металлическо-финифтяным) полям и фигурам, к вспомогательным фигурам и элементам фигур и т. д.
Источник: www.ogerbah.ru