Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср. «Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др.). Не случайно Фет видит свою музу «в венце из звезд» («Музе», 1882).
Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; ночь – пора поэтического вдохновения, творческого озарения, «раздраженья недужной души». Именно ночной порою можно услышать «воркующую гитару» в звуках фонтана, заглянуть в глаза месяцу и полюбоваться «огнями золотыми» звезд. Поэтому используемые в этом стихотворении художественно-поэтические средства – символы, метафоры, эпитеты – имеют ярко выраженный романтический характер.
Афанасий Фет «Как нежишь ты, серебряная ночь » читает Елена Ермакова
Сад – центральный смысловой образ стихотворения, символическая проекция души лирического героя (ср. типичный символ «сад души» в романтической поэзии). Все остальные образы визуально устремлены как бы «вглубь» ночного сада, подчиняются его внутренней композиции: «… звезды кругом точно все собрались, // Не мигая, смотреть в этот сад»; месяц «в лицо прямо смотрит»; «… распахнется окно // Поглядеть в серебристую ночь».
Обратим также внимание на то, что поэт показывает нам свой ночной сад всегда в одной проекции – вид сверху, с неба (звезды, месяц, воздушные брызги фонтана), что подчеркивает абстрактность этого образа, его недоступность обыденному восприятию, недостижимость состояния ночной природной и душевной гармонии в беспощадном свете суетного дня.
Получается, что, с одной стороны, фетовский сад потаен и замкнут в себе, не доступен внешнему миру из «непроглядных ветвей»; «робкие струны» гитар, «ласкательный шепот струй», «дрогнувшее слегка» окно не слышны «непосвященным». С другой стороны, мы отчетливо ощущаем призрачность и хрупкость этого поэтического мира грез; понимаем, что существует он лишь в сознании героя, создается только в романтической «невозможной мечте», в причудливом тончайшем сплетении оттенков и полутонов, звуков и ароматов.
Все эти раздробленные цвета, мелодии, запахи сливаются воедино в последнем четверостишии, создавая целостную романтическую картину фантазий ночи: «Словно все и горит и звенит заодно, // Чтоб мечте невозможной помочь». Таким образом, красота, по Фету, разлита повсюду, но невыразима и неуловима.
Для создания лирической атмосферы фетовской ночи очень важны также цветопись и звукопись.
Обратим внимание, что, рисуя картину ночного сада, поэт использует преимущественно синий и золотой цвета («лазурная высь», «огни золотые»). С одной стороны, синий – традиционный цвет ночи, покрова тайны; с другой стороны, этот цвет неизменно ассоциируется с небесным, воздушным, возвышенно-романтическим (ср. выражение «голубые мечты»). Золотой же традиционно связывается со сказкой, волшебными превращениями.
С. Танеев. «Как нежишь ты, серебряная ночь»
Вообще, сочетание оттенков синего и желтого свойственно русской иконописной традиции. Сложно сказать, хочет ли поэт таким образом сознательно подчеркнуть «божественность» своих образов, но в любом случае это сочетание очень выразительно, изысканно. В последней строке возникает эпитет «серебристая» ночь, как бы соединяющий в себе холодную палитру синего и яркий блеск, сияние золотого.
Звукопись усиливает лирические интонации стихотворения, создает особую мелодику образов: «Все бы слушал тебя – и молчать мне невмочь // В говорящей так ясно тиши»; «робкие струны воркуют гитар» (аллитерация).
Таким образом, данное стихотворение – одно из наиболее точно отражающих фетовскую художественно-философскую концепцию «чистого искусства». Можно почувствовать «запах» красоты («благовонная ночь»), услышать ее звуки («все бы слушал тебя»), увидеть отдельные штрихи («лазурная высь», «огни золотые»), просто «поглядеть в серебристую ночь». Однако человеческий разум бессилен «мечте невозможной помочь», не может слить воедино раздробленные образы ночи, не властен над вечным Царством Красоты.
Источник: doc4web.ru
Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле…»
Стихотворение «Майская ночь» было написано автором в 1870 году. Оно вошло в последний сборник стихов с многозначительным названием «Вечерние огни».
Посвящено стихотворение «Майская ночь» Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая погибла во время пожара. Они любили друг друга, но, по мнению поэта, их брак был обречен на провал, так как Мария была практически бесприданницей. О трагедии автор узнал не сразу, а лишь через несколько месяцев. Образ возлюбленной преследовал его до конца дней.
С возрастом Афанасий Афанасьевич осознал, что духовная близость куда важнее и ценнее всех физических благ. Это осознание очень повлияло на лирику поэта. Сердце Фета принадлежало не его жене (Марии Боткиной), а той, с которой он мог вновь встретиться только после смерти.
В последней строфе автор открыто делится с нами этой мыслью:
«А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно — как дым. За ним! за ним! воздушною дорогой — И в вечность улетим!»
Всё стихотворение пропитано надеждами о воссоединении с любимой.
Основными направлениями поэзии автора являются: философская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика. Хотя творчество Фета не поддаётся классическому, привычному дроблению по направлениям. Все произведения автора вращаются вокруг трех составляющих (любовь, природа, творчество), которые неразрывно сплетены в каждом творении автора.
Основная идея
Стихотворение «Майская ночь» — это размышление. Любуясь красотой природы, поэт обращается к прошлому, мысли автора приходят к воспоминаниям и тоске о любимой. В произведении автор описывает схожесть человека и природы, сопоставляет тишину, хрустальность майской ночи с волнениями души человека. В этом и заключается смысл стихотворения «Майская ночь».
Не случайно поэт описывает именно ночь! Этим он пытается передать многообразие оттенков человеческих чувств, хрупкость и нежность человеческого сердца, тайные душевные переживания. Это и есть главная мысль стихотворения «Майская ночь». Во всех своих стихотворениях автор утверждает единство природы и человеческой души.
Композиция
Стихотворение «Майская ночь» А. А. Фета состоит из трех четверостиший и имеет две композиционные части. Строка «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила» — это граница, разделяющая две части стихотворения.
- В первой части Фет описывает природу, весеннюю ночь, небо. То есть автор изначально направляет наш взор ввысь, подготавливает нас к чему-то ещё более высокому, к глубине души. Можно сказать, что здесь автором проведена некая параллель между глубокой красотой природы и красотой глубины души.
- Вторая часть посвящена откровениям автора. Он обращается к своей возлюбленной, делится с ней своим открытием, своим поздним пониманием о том, что она (возлюбленная) ему «счастье сулила на суетной земле», но теперь это счастье «не здесь, в среде убогой», оно не на этой земле, до него нужно лететь «воздушною дорогой». Эти крайние строки наполнены надеждой и светом. Да, автор тоскует, но надеется на встречу с любимой, ждет воссоединения.
Вариант 2
Стихотворение Фета Фантазия относится к циклу Мелодии, которые включают в себя вполне логично творения с уклоном в своеобразную музыкальность. Описываются разнообразные возвышенные чувства, которые объединены темой эмоционального восторга. Поводом для этого являются: счастливое свидание, общение с возлюбленной и созерцание природы с любимым человеком.
Интересно как описывает Фет свою избранницу, он не дает четких указаний, он рассматривает образ как эфемерный, существующий как бы только в эфирном пространстве, как нечто наполненное светом и неземное. Для этого используются различные эпитеты и приемы: взгляд светится «всесильным, таинственным счастьем», «кудри обильны и пышны», сама героиня «светла и легка». Она как бы создана из лучей и в этом наблюдается даже какой-то намек на божественность, который дополняется акцентом на высокое положение, не формальное, а, если так возможно выразиться, в онтологическом смысле: «молодая царица», которая является частью общей гармонии.
Фетовский лирический герой отличается мечтательностью он способен творить миры и именно в так выдуманный мир он погружается, после того как создает в своем воображении некое продолжение «царства» майской ночи. Помимо героини, также и остальные элементы этого царства являются лучистыми, они способны изливать какой-то свет. Поэтому читателю не совсем понятно, пребывает ли он в подлинном мире, а точнее, становится ясно – описывается фантазия.
Весь этот мир отличается драгоценными свойствами, он воспроизводится в сознании лирического героя через такие термины как «изумрудный» или «алмазный», которые создают ощущение роскоши. Понятно, речь идет не о чем-то только материальном, но о содержательно драгоценном, про некие внутренние качества, которыми оказывается этот мир обладает, которые являются свойственными для всего этого пространства. Созерцание такого пространства вселяет надежду, но также оно указывает и на эфемерность, этот мир видится краткосрочным и способным исчезнуть так, как исчезает любая иллюзия.
В заключительной строфе Фет возвращается к началу, но перед нами не окружность, а спираль. Прежние смыслы обогатились и дополнились, контрасты стали более ясными, а понимание противоположностей улучшилось.
Анализ стихотворения Фантазия по плану
Средства художественной выразительности
Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.
В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:
- Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;
- Сравнение: «счастье, как дым»;
- Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;
- Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;
- Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;
- Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».
Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору.
Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества. Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра.
Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».
В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году.
Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием.
Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки. Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы. Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Упоенье — яд отравы Есенина
Стихотворение Упоенье — яд отравы.. написано в 1914 году молодым Есениным, который, тем не менее, в раннем возрасте начал пользоваться вниманием публики. Его стихи обретали популярность - Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом Есенина
У каждого русского поэта образ весны складывается по-разному. Ярким, живым и узнаваемым он проявляет себя в стихотворении С. Есенина «Сыплет черемуха снегом». - Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета
Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику. - Анализ стихотворений Толстого
- Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина
Никитин написал огромное количество разных произведений, а также много стихотворений о зиме. Но среди них имеется самое интересное под названием «Встреча зимы». Оно было написано в 1854 году.
Источник: rosnoust.ru
Стихотворение Фета Благовонная ночь, благодатная ночь
Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср. «Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др.). Не случайно Фет видит свою музу «в венце из звезд» («Музе», 1882).
Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; ночь – пора поэтического вдохновения, творческого озарения, «раздраженья недужной души». Именно ночной порою можно услышать «воркующую гитару» в звуках фонтана, заглянуть в глаза месяцу и полюбоваться «огнями золотыми» звезд. Поэтому используемые в этом стихотворении художественно-поэтические средства – символы, метафоры, эпитеты – имеют ярко выраженный романтический характер.
Сад – центральный смысловой образ стихотворения, символическая проекция души лирического героя (ср. типичный символ «сад души» в романтической поэзии). Все остальные образы визуально устремлены как бы «вглубь» ночного сада, подчиняются его внутренней композиции: «… звезды кругом точно все собрались, // Не мигая, смотреть в этот сад»; месяц «в лицо прямо смотрит»; «… распахнется окно // Поглядеть в серебристую ночь».
Обратим также внимание на то, что поэт показывает нам свой ночной сад всегда в одной проекции – вид сверху, с неба (звезды, месяц, воздушные брызги фонтана), что подчеркивает абстрактность этого образа, его недоступность обыденному восприятию, недостижимость состояния ночной природной и душевной гармонии в беспощадном свете суетного дня.
Получается, что, с одной стороны, фетовский сад потаен и замкнут в себе, не доступен внешнему миру из «непроглядных ветвей»; «робкие струны» гитар, «ласкательный шепот струй», «дрогнувшее слегка» окно не слышны «непосвященным». С другой стороны, мы отчетливо ощущаем призрачность и хрупкость этого поэтического мира грез; понимаем, что существует он лишь в сознании героя, создается только в романтической «невозможной мечте», в причудливом тончайшем сплетении оттенков и полутонов, звуков и ароматов.
Все эти раздробленные цвета, мелодии, запахи сливаются воедино в последнем четверостишии, создавая целостную романтическую картину фантазий ночи: «Словно все и горит и звенит заодно, // Чтоб мечте невозможной помочь». Таким образом, красота, по Фету, разлита повсюду, но невыразима и неуловима.
Для создания лирической атмосферы фетовской ночи очень важны также цветопись и звукопись.
Обратим внимание, что, рисуя картину ночного сада, поэт использует преимущественно синий и золотой цвета («лазурная высь», «огни золотые»). С одной стороны, синий – традиционный цвет ночи, покрова тайны; с другой стороны, этот цвет неизменно ассоциируется с небесным, воздушным, возвышенно-романтическим (ср. выражение «голубые мечты»). Золотой же традиционно связывается со сказкой, волшебными превращениями.
Вообще, сочетание оттенков синего и желтого свойственно русской иконописной традиции. Сложно сказать, хочет ли поэт таким образом сознательно подчеркнуть «божественность» своих образов, но в любом случае это сочетание очень выразительно, изысканно. В последней строке возникает эпитет «серебристая» ночь, как бы соединяющий в себе холодную палитру синего и яркий блеск, сияние золотого.
Звукопись усиливает лирические интонации стихотворения, создает особую мелодику образов: «Все бы слушал тебя – и молчать мне невмочь // В говорящей так ясно тиши»; «робкие струны воркуют гитар» (аллитерация).
Таким образом, данное стихотворение – одно из наиболее точно отражающих фетовскую художественно-философскую концепцию «чистого искусства». Можно почувствовать «запах» красоты («благовонная ночь»), услышать ее звуки («все бы слушал тебя»), увидеть отдельные штрихи («лазурная высь», «огни золотые»), просто «поглядеть в серебристую ночь». Однако человеческий разум бессилен «мечте невозможной помочь», не может слить воедино раздробленные образы ночи, не властен над вечным Царством Красоты.
Источник: 2dip.su