Методы облагораживания драгоценных камней
Искусственные способы облагораживания драгоценностей известны с древнейших времен. Еще в первом веке н. э. Гай Плиний Младший заявлял, что он изучил множество трудов ученых, своих предшественников, когда решил собрать всю нужную информацию о природе драгоценных камней.
Методы, которыми тогда обрабатывали камни, не так уж сильно отличаются от современных методов облагораживания драгоценных камней. Император Диоклетиан (300 г. н.э.) был настолько против искусственного облагораживания драгоценностей, что приказал уничтожить все книги, где было описано, как это нужно делать. Этот указ, конечно же, был выполнен с определенной долей успеха, и множество книг сгорело, но изворотливость человеческого ума помогла описанным методам не только сохраниться, но и усовершенствоваться. Секреты мастерства изустно, на практике, передавались от человека к человеку и всячески развивались.
В далёком прошлом, желая получить максимальную ценность камня как можно выше, облагораживанием камней занимался сам огранщик. На сегодняшний день существуют такие центры, как Бангкок в Таиланде, которые специализируются на обработке, как готовых, так и не обработанных камней. Термическая обработка корунда (рубин и сапфир) — превосходный пример. При такой обработке корунд могут просто подвергать нагреву, а так же используют нагрев вместе с лечением (заполнение трещин, пустот специальными материалами или обработка атомами бериллия (Be heated)).
Огранку алмаза , делают так !!!
Облагораживание и цена
Есть некоторые камни, которые не могли бы существовать без облагораживания. Например, благодаря нагреванию аметистов, можно получить прекрасные оттенки цитрина: ярко-жёлтый, золотистый, интенсивный красновато-оранжевый «мадейра» цитрин. В природе такие цитрины тоже встречаются, но очень редко. Цена их будет значительно выше.
В связи с ростом спроса, танзаниты всё чаще стали подвергать термической обработке, чтобы избавиться от коричневатых оттенков в тенях, и проявить больше фиолетового и голубого оттенков.
Розовый топаз — другой пример камня, который несможет быть доступен без термической обработки. Облагораживание в данном случае, не то, чтобы приемлемо, оно необходимо, чтобы топаз с таким цветом можно было создать.
Возросший интерес к сапфирам и рубинам, увеличил стоимость не облагороженного материала на 50-100%. Значит ли это, что такие камни красивее? НЕТ! В большинстве случаев, облагораживание делает камень более привлекательным. А итоговая цена, что бывает не маленькой, это награда за красоту и за то, что камень сам по себе был редким, ещё будучи не облагороженным.
То, о чём вы сейчас прочитали, лишь вершина айсберга. Далее в статье будут перечислены основные методы облагораживания и их применение более детально.
Подкладки
В XVI веке считалось абсолютно нормальным и законным то, что желтоватые бриллианты вставляли в ювелирные украшения, подкладывая под них металлическую фольгу пурпурного или синего цвета. При этом желтые камни выглядели как блестящие белые бриллианты.
Покупала я это как речные камни.
Под сапфировые, рубиновые и гранатовые кабошоны также подкладывались кусочки фольги, зеркального стекла и разнообразные яркие детали крыльев бабочек, павлиньих перьев и шелковых тканей. Иногда на подкладке из фольги процарапывались пересекающиеся ряды параллельных линий — это было нужно для того, чтобы подделать звездчатый эффект. В наши дни такие хитрости не одобряются. Подкладки можно увидеть на государственных ювелирных ценностях и антикварных украшениях.
Отбеливание
Некоторым разновидностям черного коралла можно придать красивый золотистый цвет, если отбелить их в перекиси водорода. Поверхность отбеленного материала может быть как гладкой, так и неровной, но в любом случае она будет отличаться от изрытой лунками поверхности натурального золотого коралла.
Слоновая кость еще один материал, который часто подвергается отбеливанию перекисью водорода или средством для отстирывания пятен. Ее отбеливают, чтобы сделать светлее. Также практически всегда стирают зеленоватые тона и редкие темные пятна конхиолина с культивированных и натуральных жемчужин. Для этого используется сочетание перекиси водорода и солнечного света. Коричневый тигровый глаз можно осветлить до медового при помощи хлорного отбеливателя и насыщенной щавелевой кислоты.
Покрытия
Покрытие драгоценных камней каким-либо лаком неприемлемая форма их обработки. Но иногда это все-таки делают, особенно с кораллом, ляпис-лазурью, родонитом, сугилитом и бирюзой. Нанесение туши еще один нехороший способ улучшить вид камня. Желтый оттенок в этом случае убирается, если нанести немного синей или пурпурной туши на рундист бриллианта или на внутреннюю часть зажимов, которые его держат. Немного голубоватого материала, который используется для защитного покрытия, иногда наносят на нижнюю часть желтоватых бриллиантов, и тогда они кажутся белыми, если смотреть сверху.
На цвет камней и особые эффекты интерференции света можно воздействовать, наклеивая на камни тонкую пленку. Это делают с кварцем и топазом, причем как с кристаллами, так и с ограненными камнями. Топаз с покрытием, нанесенным методом осаждения паров, бывает самых разных цветов. Самые популярные оттенки «аметистовый», «изумрудный» и «рубеллитовый».
Существуют самые разные виды металлических покрытий. Это и прозрачная ультратонкая золотая пленка, и титановое покрытие, которое играет всеми цветами радуги. Такие покрытия очень тонки, поэтому они быстро изнашиваются и теряют привлекательность. Камни с металлическим покрытием нужно хранить в отдельных закрытых упаковках и обращаться с ними бережно.
Поверхностная диффузия
Процесс, известный как поверхностная диффузия, кардинально улучшает цвет бледных и практически бесцветных сапфиров. Ограненные камни кладутся в тигель, заполненный оксидами алюминия, титана и железа. Когда этот тигель нагревают до высоких температур, молекулы оксидов титана и железа проникают в кристаллическую решет-ку корунда.
При этом камни практически всегда заметно повреждаются, и их нужно заново полировать. Цвет силь-нее всего проявляется вдоль стыков граней и вокруг рундиста. Так получается характерный «паутинчатый» узор, который мы можем увидеть, исследуя обработанный поверхностной диффузией камень иммерсионным методом. Повторная полировка может полностью удалить цветные участки с некоторых граней, при этом получаются «дыры в окраске» типичный побочный эффект поверхностной диффузии. Такие камни проявляют и нормальные признаки последствий тепловой обработки — переделанные рундисты, участки напряжения вокруг расплавленных включений и некоторые другие изменения свойств.
Методом поверхностной диффузии окрашивают также и кабошоны. Но если охлаждение тигля правильно контролировать, то диоксид титана, растворенный в камне, может образовать иголочки, и камень приобретет эффект астеризма.
Объемная диффузия или диффузия в кристаллической решетке
Сапфиры падпараджа отличаются редким и очень ценным оранжево-розовым оттенком. Эта разновидность сапфира всегда считалась большой редкостью, вплоть до тех пор, когда в 2002 году на рынке внезапно появилось огромное количество таких камней, не отличающихся по качеству от самых ценных. Специалисты тут же предположили, что где-то изобрели новый способ обработки камней.
Но исследования камней не выявили никаких признаков, обычно характерных для диффузионной обработки. Исследователи не нашли и никаких следов иррадиации. В итоге установили, что исходный материал бледно-розовые сапфиры с Мадагаскара. В Таиланде эти камни подвергались новому методу диффузионной обработки, в котором использовался бериллий.
Маленькие и легкие атомы бериллия могут проникать очень глубоко, до такой степени, что иногда пронизывают весь камень. Испытания показали, что бледный корунд из других источников тоже прекрасно реагирует на новый вид обработки. Из бесцветных камней получаются ярко-желтые, из зеленовато-желтых или коричневатых — золотистые, а из розоватых — оранжево-розовые.
Окраска
Оникс, по определению, это слоистый черно-белый халцедон. Но в современной торговле ониксом называют абсолютно черные камни, вырезанные из светло-серого халцедона, пропитанного раствором сахара в воде, а затем вываренного в серной кислоте для того, чтобы сахар соединился с углеродом. Светлый пористый матричный опал из Андамука часто обрабатывается тем же способом, с применением сахара и кислоты. В результате получается камень, практически неотличимый от высококачественного черного опала.
Есть еще один способ обработки опала, для того чтобы сделать его черным. Камни подвергают предварительной обработке и шлифовке, затем заворачивают в коричневую бумагу, пропитанную старым черным машинным маслом. Партии камней укладываются на сетку, под которой горит огонь, и от жара бумага начинает обугливаться. «Копченый» мексиканский опал, гидрофан, очень сильно похож на австралийский черный опал.
Среди драгоценностей, которые часто подвергают окрашиванию, можно назвать коралл, халцедон, хаулит, жад и жемчуг. Отличить крашеные камни иногда можно, если тщательно рассмотреть их под лупой. Посмотрите, нет ли в порах, трещинках на поверхности или отверстиях бусин остатков краски. Хаулит — недорогой минерал, и его часто красят, чтобы имитировать ляпис-лазурь, родонит и бирюзу. Он белый, местами с серыми и черными прожилками, а также пористый, поэтому он хорошо реагирует практически на любые цвета красителей.
Заполнение трещин
Смазывание маслом и заполнение трещин — процессы, при которых заметные трещины на поверхности камня, разломы или выемки в нем заполняются бесцветными веществами, например маслами, смолами или стеклом. Главная цель этих процессов — вернуть камню первоначальный, целостный вид. Заполнение трещин веществами с похожим показателем преломления — распространенный способ скрывать недостатки в камне. При помощи масел часто маскируют трещины в изумрудах.
Современные методы обработки включают заполнение трещин смолами в вакууме. Корунды, сначала всегда покрывают расплавом и помещают в среду с высокими температурами. В результате трещины в них заполняются сочетанием вновь кристаллизовавшегося корунда и запекшегося расплава.
О том, что камень подвергся такой обработке, покупатель обязательно должен знать, как и о свойствах вещества-наполнителя. От этого зависит то, как нужно обращаться с камнем, как ухаживать за ним. Промазанные маслом изумруды, например, нельзя чистить паром или ультразвуком. Ювелирные изделия с «залеченными» бриллиантами, рубинами или сапфирами, нельзя чинить до тех пор, пока все камни не будут вынуты. Нельзя даже менять размер изделий, не вынув камни.
Тепловая обработка
Многие известные методы обработки камней считаются приемлемыми практически везде. Тепловая обработка считается логическим продолжением естественного процесса, поскольку для нее требуется только воздействие энергии, а в результате получается ровный стойкий цвет.
Янтарь часто подвергают различным формам тепловой обработки для того, чтобы сделать его прозрачным, убрав множество мелких пузырьков, или, наоборот, придать ему старинный, потемневший от времени вид. Иногда при тепловой обработке на янтаре появляются круговые узоры, которые называют «бликами солнца». Сочетание тепла и давления используется для того, чтобы соединить друг с другом мелкие фрагменты колотого янтаря и сделать крупные куски «прессованного янтаря».
Берилл могут подвергать нагреванию, чтобы убрать желто-коричневые тона. Особенно это касается аквамарина, который часто нагревают для того, чтобы полностью убрать желтый оттенок.
Корунд. Сапфиры могут нагревать, чтобы усилить, осветлить или затемнить их оттенок, создать или убрать астеризм, а также, чтобы полностью изменить цвет камней. Рубины нагревают, чтобы избавиться от коричневых или пурпурных тонов, убрать «шелк» (тонкие игольчатые включения) или, наоборот, проявить этот эффект настолько, чтобы стала заметна звезда.
Бриллиант. Алмазы типа 1а подвергают сильному давлению и нагреванию до температуры 2000 °С. От этого они приобретают ярко-желтый оттенок. Цвет коричневых алмазов типа 2а после обработки высоким давлением и высокой температурой может стать белым.
Цвет облученных алмазов после тепловой обработки может измениться на коричневый, зеленый, оранжевый, розовый, пурпурный, красный или жёлтый цвет. Под воздействием тепла также меняют цвет бриллианты хамелеоны.
Слоновую кость подвергают тепловой обработке для того, чтобы придать ей темный, состаренный вид.
Кварц. Нагревание карнелиана (сердолик) или красных агатов служит для того, чтобы усилить оранжевые и красные оттенки в цвете этих камней. При нагревании аметиста в результате может получиться темный цитрин, зеленоватый празиолит, или полностью бесцветный камень. Цитрин после тепловой обработки обычно становится светлее и ярче.
Дымчатый кварц может стать светлее или превратиться в золотистый, зеленовато-желтый или бесцветный цитрин. Коричневый тигровый глаз превращается в красный бычий глаз.
Сподумен. Тепловая обработка делает пастельные оттенки сподумена совсем бледными, а иногда камень сов-сем теряет цвет. При низких температурах синеватый или пурпурно-розовый кунцит становится светлым, чисто розовым.
Топаз. Нагревание коричневатого или оранжевого топаза делает его розовым, то есть все коричневые оттенки уходят, и остается чистый, беспримесный розовый цвет. Тепловая обработка желтого, коричневого или голубого топаза делает его бесцветным, но ему можно вернуть цвет при помощи облучения.
Источник: finesell.online
Механическая обработка камня
С помощью механической обработки камню придают необходимую форму, обтачивают и шлифуют его. Обработка камня выполняется в такой последовательности:
— обтачивание,
Химическое и термическое воздействие на камень называют облагораживанием. С помощью этого метода удается сделать камень ярче или бледнее, придать ему желаемый оттенок.
Механическая обработка самоцветов
Механическая обработка камня помогает показать камень с наиболее выгодной стороны. После обработки самоцвет совсем по-другому выглядит: более эффектно смотрятся переливы и цветовые переходы, оптический эффект становится более заметным, а цветовая гамма — разнообразнее и ярче.
Огранка наиболее часто применяется для прозрачных самоцветов. Это касается алмазов, аквамаринов, топазов, сапфиров, рубинов, бериллов, цитринов, раухтопазов, аметистов и других драгоценных и полудрагоценных камней. После огранки у камня появляются плоские отполированные поверхности, которые называют гранями. На свету в результате отражения света от граней создается эффект сияния. При малейшем изменении положения камня или источника света вспыхивают все новые световые пятна.
Впервые метод огранки камня с помощью нанесения сложных граней в 1456 году в Голландии внедрил Лодевейк ван Беркем. В России подобные методы начали применять с ХVIII века.
Прежде чем приступать к огранке, мастера изучают самоцветы, чтобы определить, какой именно метод применить, какую форму выбрать. Важно учитывать тот факт, что некоторые камни обладают дихроизмом, а цвета проявляются по-разному в разных направлениях. Поэтому каждый кристалл прежде всего изучается, проходит испытания на прочность и лабораторные анализы. Так, рубины и сапфиры обладают плеохроизмом, а при обработке изумрудов и александритов нужно учитывать равномерность их окраски.
Виды огранок
Непрозрачные, а также полупрозрачные самоцветы обрабатывают кабошоном. Особенно красиво смотрятся кабошоны камней с эффектом опалесценции, астеризма, иризации.
Форма кабошона может быть:
После такой кропотливой работы на свет рождается уже не камень, а искрящаяся слеза или росинка, сияющая на солнце. После обработки самоцвет оживает, искрится, несет положительную энергетику и дарит радость.
Облагораживание натуральных камней
В результате радиационного облагораживания бесцветный топаз может стать голубым, а голубые, несомненно, намного выше ценятся. Если нагреть турмалин до температуры 500-600 градусов, то его цвет может измениться: обычный зеленый станет изумрудным, а бурый — ярко-розовым. Чтобы придать сапфирам ярко-синий цвет, их нагревают до 1800 градусов. После диффузионной обработки верхний слой сапфира может окраситься в другие цвета.
Для облагораживания кварца используют технологии его термической обработки и облучения. После нагревания дымчатого кварца или аметиста можно получить красивый цитрин. Если воздействовать различными видами ионизирующего излучения и провести последующий отжиг горного хрусталя, то он окрасится в желтые, оливковые, темно-бурые, лимонные цвета. Применяют такую технологию и для получения цитрина из аметиста и мориона. В результате получаются камни, которые по внешним и химическим свойствам совершенно не отличаются от природных.
На примере обработки самоцветов можно отследить развитие человечества. Человек не только научился находить камни и изготавливать из них оружие. Он увидел красоту самоцветов и научился их обрабатывать так, что они всеми гранями засияли на солнце. В свою очередь самоцветы стали частью культуры и делают краше нашу жизнь.
Источник: samotsvet.ru
Художественная обработка камня
Уже в древние времена умели делать художественную обработку камня, выскабливали на камнях различные фигурки, изображения и надписи, а в XV веке в Индии научились обрабатывать естественные грани кристаллов, с помощью полировки повышали их прозрачность и усиливали блеск. Самая лучшая технология обработки камня считается фасетная шлифовка или огранка, а найденный самый первый обработанный и ограненный алмаз относится к IX веку. В настоящее время обработка драгоценных камней разделена на несколько видов это глиптика, обработка агата, огранка самоцветов и огранка алмаза.
Глиптика
Глиптика это художественная резьба по камню которая включает в себя изготовление изделий мелкой пластики, изделий декоративных предметов, а также изготовление гравированных камней с углубленным или выпуклым изображением. Такая обработка камня в древности была популярна во времена античной Греции, а затем во времена древнего Рима. В нынешнее время глиптика стала популярна во всём мире и ей занимаются художники разрабатывая более новые интересные решения. В Германии есть городок Идар-Оберштейн который является самым популярным местом в Европе по резьбе на драгоценных камнях. В древнее время для изготовления гемм то есть для изготовления гравированных камней с углубленным или выпуклым изображением использовался агат, аметист и яшма, а в нынешнее время используются любые ценные камни.
Обработка агата
Раньше большие камни раскалывали с помощью молотка и клиньев, а в нынешнее время камень распиливают циркулярной пилой с помощью диска армированного алмазной крошкой который охлаждается специальным маслом или керосином. Предварительную обдирку и грубую шлифовку делают на карборундовом круге который постоянно поливается водой для охлаждения. С помощью этого круга камень обтачивается до нужных размеров и нужной формы. Тонкую шлифовку производят на круге из твёрдого песчаника, а после пескоструйной обработки камня их полируют.
Полировку производят на медленно вращающихся валках или кругах из войлока, дерева, свинца, бамбукового дерева, кожи, олова, а также с помощью абразивных порошков или паст из трепела, оксида хрома или каких-нибудь других полировальных материалов. С помощью полировки камни приобретают яркий блеск и проявляется рисунок текстуры камня. Во время полировки нужно обрабатывать камень очень осторожно так как полировку выполняют почти без охлаждающей жидкости. Плоскую шлифовку и округлую шлифовку могут выполнить специальные автоматические инструменты. Некоторые камни имеющие неправильную форму обрабатывают в шлифовальном барабане.
Обработка самоцветов
Большинство шлифовщиков самоцветов специализируется на обработке какой-нибудь одной конкретной группы камней потому, что они уже знают все специфические особенности данной группы камней и поэтому используя алмазный инструмент для обработки камня допускают меньше брака. Шлифовщики с помощью циркулярной пилы распиливают камень до нужных размеров диском армированного алмазной крошкой который охлаждается специальным маслом или керосином. После этого делается обдирка камней на вертикальных крупнозернистых карборундовых кругах и придаётся им нужная форму. Камни с включениями и непрозрачные камни шлифуют кабошоном на карборундовых кругах которые снабжены канавками и утолщениями.
Прозрачные камни с помощью горизонтальных шлифовальных дисков получают фасетную огранку, а делается это следующим образом: Камень крепится мастикой или шеллаком к палочкам державкам длиной 10-15 см или кичам, а для придания им правильного направления нужно сбоку от шлифовального диска прикрепить доску с большим количеством отверстий. В зависимости от угла наклона фасет нужно задний конец кича или палочек державок помещать в то или другое отверстие в доске. Материал для шлифовального диска, вид абразивного материала для этого диска и скорость вращения зависит от обрабатываемого камня. При обработке для охлаждения и увлажнения применяется вода.
Полировку выполняют на горизонтальных дисках или на деревянных валках и кожаных ремнях. Полировку делают для удаления царапинок и для придания камню блеска. Для полировки используют тонкозернистые порошки оксида хрома алмаза, диамантина и трепела, а для охлаждения и увлажнения используется вода но для охлаждения во время шлифовки некоторых камней применяют серную или уксусную кислоту.
Обработка алмазов
При обработке алмаза нужно произвести раскалывание или распиловку, грубую обдирку, шлифовку и полировку. Раскалывать алмазы можно по спайности потому, что плоскости спайности у алмаза ориентированы по октаэдру. Но при раскалывании может остаться незамеченной внутреннее напряжение кристалла и из-за этого алмаз может расколоться неправильно.
Поэтому алмазы в основном распиливают. Также распиливать алмазы начали из-за более экономного расходования кристалла.
Например пилить октаэдры нужно по средней плоскости или чуть выше нее чтобы получалась заготовка очень удобная для бриллиантовой огранки, а поверхность отпила будет будущей площадкой бриллианта и из-за этого уменьшатся потери массы при обработке алмазов в бриллианты. Для распиловки используют алмазный диск диаметром 5-7 см который изготавливается из бронзы или меди и армируется алмазным микропорошком. Такой диск делают толщиной около 0,05 мм, а вращаться он должен со скоростью не менее 5000 об/мин. Алмаз крепится в специальном зажимном приспособление которое похоже на тиски. Сама распиловка длится очень долго например алмаз массой в 1 карат с диаметром в 6-7 мм распиливают на протяжении 5-8 часов.
Для обточки используют сразу два алмаза. Один алмаз закрепляют на станке похожий на токарный, а второй на ручной державке. Эти алмазы слегка задевают друг к другу и в результате возникает взаимное трение которое приводит к скруглению ребер кристаллов в соответствии с двойной конической формой бриллианта.
Алмазы не подходящие для огранки в бриллианты обтачивают на специальном диске который шаржирован алмазным порошком. Шлифовать алмаз как и пилить его можно только другим алмазом потому, что твёрдость у алмаза на разных гранях кристалла и в различных направлениях разная. Нужно учитывать, что не возможна обработка камней и минералов с одинаковой твёрдостью потому, что они не царапают и не шлифуют друг друга. Полировка алмаза выполняется на быстровращающемся стальном диске который шаржирован алмазной пастой и покрыт рыхлой алмазной пылью.
Источник: kamni2.ru
Этапы огранки камней
Добыть алмаз из недр Земли — это полдела, нужно его еще должным образом обработать, то есть огранить. Только после придания алмазу огранки он начинает являть свою красоту. Итак, что из себя представляет огранка алмаза?
Этапы огранки камней
- -распиловка камня,
- -обдирка,
- -шлифовка камня,
- -полировка камня.
Когда гранильное искусство только-только зарождалось, мастера первым делом раскалывали камень. Порой это приводило к непредсказуемым последствиям: алмаз оказывался раздроблен на мелкие кусочки, так как предугадать точки внутреннего напряжения не представлялось возможным.
Вот почему в начале прошлого столетия стала применяться распиловка, преимущество которой в плане потерь в массе камня неоспоримо. Это гораздо менее затратный способ огранки. Но как же распилить самый твердый на планете земля минерал? Для этого используют либо лазер, либо алмазные пилы, изготовленные из медно-бронзового сплава толщиной всего 0,05 мм.
Пила бешено вращается (скорость 5000 об/мин.) и режет алмаз. Правда, это процесс небыстрый — чтобы распилить однокаратник, требуется 6-8 часов.
Следующим этапом огранки алмаза является обдирка или обточка. Камень зажимают в специальных тисках на станке и прижимают под разными углами к другому алмазу. Минералы точат друг друга, образуя круглые ребра. Технические же алмазы обтачивают просто алмазным порошком.
Третий этап огранки камней — шлифовка. Шлифовать алмаз можно опять-таки с помощью другого алмаза, на бешено вращающемся стальном диске с алмазной пастой (алмазный порошок в масле). Почему это становится возможным, ведь твердый минерал нужно обрабатывать еще более твердым? Это происходит потому, что твердость алмаза различается на разных гранях и направлениях роста кристалла.
Огранщику нужно точно рассчитать все углы и грани, это очень сложная профессия, требующая не только знаний, но и опыта. Конечно, сейчас на помощь мастеру приходят компьютерные технологии — уже не нужно на глазок высчитывать расстояния и угол наклона каждой грани, достаточно лишь задать нужные значения в программе.
Полировка является завершающим этапом огранки камней. Алмазы полируются тоже на стальном диске с алмазной пылью.
Пожалуй, к этим стадиям обработки алмазов стоит добавить первоначальную разметку кристалла, с целью выявить его ориентировку и снизить потери веса. Для этого применяют специальные рентгеновские установки и, конечно, интуицию профессинала-разметчика, который определяет форму будущего бриллианта. Он анализирует структурные особенности камня: зоны спайности, трещины и т.д.
Формы огранки
Цена бриллианта напрямую зависит от качества его огранки, ведь только побывав в руках хорошего огранщика камень приобретает так называемое сверкание.
Самый большой бриллиант
Самый большой бриллиант в мире украшает верхушку королевского скипетра Великобритании и является символом силы и красоты этого народа. Его стоимость эквивалентна 94 тоннам золота.
Смоленские бриллианты
Смоленские бриллианты — это уникальные якутские камни, произведенные только из алмазного сырья с применением последних технологий и оборудования.
Цены на бриллианты
Цены на бриллианты зависят, прежде всего, от их качественных параметров, и разница между двумя бриллиантами одинаковой массы может быть очень внушительной.
Источник: www.brilliant-info.ru
Способы обработки поверхности натурального камня
Тема статьи; Описание основных способов обработки натурального камня
В продолжение камнеобработывающей тематики, которую мы затронули в предыдущей статье»Способы добычи. Размеры и фракции», отдельно хочется поговорить о способах и методах фактурной обработки поверхности природного камня. Стоит сразу оговориться, что не все камни можно обработать всеми способами. Так как все породы отличаются по структуре и текстуре , для каждой из них существуют подходящие и неподходящие методы обработки. Всего видов обработки более десятка и нам бы хотелось охарактеризовать наиболее популярные из них в краткой, реферативной форме. Итак:
Пиление– достигается распиливанием заготовки. Поверхность спила остается неравномерно-шероховатая, с, так называемыми, бороздками высотой до 2 мм. Пиление с помощью стальной дроби придает дополнительный рельеф, тогда как специальные армированные пластины из твердых сплавов, наоборот, сглаживают. Является как первичной обработкой, после которой следует финальная, так и конечной. Пиленые плиты находят свое применение в ландшафтном дизайне (для оформления прогулочных садовых дорожек и придомовых площадок, искусственных водоемов), в отделочных работах для облицовки цоколей, внутренней облицовки помещений, а так же используется как элемент декора (камины , входные группы, стены).
Шлифование — процесс выравнивания твердого материала с помощью абразивов до равномерно – шероховатой поверхности (видны следы обработки). Выполняется в несколько этапов (от 3 до7). На каждом этапе используются разные шлифовальные насадки с постепенным уменьшением зерен абразива. Максимально допустимая неровность — до 0,5 мм. На качество шлифования влияет такая характеристика, как обрабатываемость (см ст Качественные характеристики натурального камня). Шлифованные плиты применяют там, где необходимо увеличить трение, тем самым снизив скольжение, а это лестничные марши, полы, пешеходные площадки
Лощение (тонкая шлифовка) – максимальное сглаживание плоскости шлифовальным инструментом с напылением микрошлифпорошков. Другими словами – улучшенное, гладкое шлифование или полировка без блеска. Следы от инструмента не видны, поверхность матовая с небольшим бархатным мерцанием, хорошо просматривается природный узор. Лощение широко применяется для изготовления напольных плит и плит для внешней/ фасадной облицовки здания.
Полировка – максимальное сглаживание поверхности до зеркального блеска и четкого отражения деталей предметов (без следов предыдущей обработки). Существует химическая полировка и механическая. При химической, применяют специальные соединения — пасту ГОИ (оксид хрома) или азотнокислое олово, а при механической полировке – войлочные или фетровые круги. У каждого камня существует свой показатель предельного блеска, при достижении которого качество полировки не становится лучше. Эталоном принято считать придельный блеск стекла, который составляет 200 единиц. Полируемость может быть:
- Отличная– 170-200 ед. – полнокристаллические мраморы, мелкозернистые граниты, кварциты.
- Хорошая – 140-170 ед. – граниты, мраморизованные известняки.
- Средняя – 70-140 ед. – базальты, известняки, доломиты.
- Плохая – менее 70 ед. – туфы, рыхлые известняки. (см ст Качественные характеристики натурального камня)
Полировка выявляет природную/естественную фактуру камня – цвет и рисунок. Самый частовстречаемый вид обработки, подходит как для внутренней, так и для внешней отделки помещений
Термообработка/ Обожжение/ Оплавление — Обработка поверхности камня (преимущественно гранита) пламенем высокой температуры (2300 -2700ºС) до достижения шероховатой поверхности со следами шелушения. В процессе воздействия огня часть минералов плавятся и выгорает, вследствие чего образуются впадины и бугры небольших размеров. Зернистость получаемой фактуры зависит от размеров кристаллов гранита и продолжительности воздействия пламени на поверхность.
Термообработанный камень чаще применяют в дорожном строительстве, обустройстве придомовой территории в ландшафтном дизайне, а так же для оформления входных групп и лестничных маршей, то есть так, где необходимо снизить скольжение.
Скол (фактура «Скала ») – скалывание специальными клиньями верхнего слоя поверхности для имитации грубо обработанного камня или вовсе необработанного природного скола с хаотическими впадинами и выпуклостями. Чаще колотая фактура встречается во внешней облицовке зданий (эффектно подчеркивает монументальность больших зданий), а так же при решении различных задач ландшафтного дизайна, гармонично вписывается в природный пейзаж.
Бучардирование – способ обработки для придания равномерно-шероховатой поверхности с максимально допустимыми неровностями рельефа до 5мм. Обработка производится на машинах с ударным воздействием и с применением специальных насадок – бучарды (исторически бучарда – молоток с рабочей поверхностью в виде зубцов, предназначенный для ударного скалывания поверхности натурального камня; сегодня бучарда – спец насадка для камнеобрабатывающей машины, повторяющая суть исторического молотка). Этот метод обработки применяется когда необходимо снять верхний изношенный слой камня для обновления, а так же в отделочных работах в виде напольного покрытия, там где необходимо снизить скольжение.
Браширование– суть обработки та же что и при бучардированние — придание равномерно шероховатой поверхности и эффекта состаривания, но достигается с помощью специальных щеток, а не бучарды.
Галтовка – процесс обработки камня в специальных галтовочных барабанах или галтовочных вибромашинах. Камни вместе с наполнителем (арбазивом ) помещают в машины, там они при воздействии острые углы и края обкалываются, сглаживаются. Получается гладкая поверхность со сглаженными гранями – эффект камня, долгое время находившегося в подвижной воде. Результатом природной галтовки является галька.
Пескоструйная и водоструйная обработка – методы абразивного воздействия при которых песок или иной мелкий абразивный материал распыляется либо струей воздуха под высоким давлением, либо струей воды, очищая поверхность и придавая ей равномерную шероховатость.
Расщепление — древнейший способ взаимодействия с камнем и его обработки, основанный на отщиплении/ отделении плитоподобного куска породы от основной массы по естественным волокнам, а так же расщеплении каменного сырья на более тонкие и удобные в дальнейшей работе плитки (плитняк ). Подходит не для всех горных пород, а скорее только для ряда определенных, имеющих слоистую текстуру. Большой популярностью плитняк пользуется в ландшафтном дизайне при оформлении дорожек, беседок, водоемов, облицовке забора и других придомовых построек; в оформлении фасадов зданий, а так же из интерьерах – обрамляют входные группы, камины, декоративные панно.
Травление — воздействие на поверхность камня химическими реагентами. Применяется для удаления верхнего слоя породы, очищения, придания шероховатой поверхности.
Гидрофобизация – обработка химическими растворами, вследствие чего поверхность становиться несмачиваемой.
Флюатирование – обработка химическими растворами, в результате чего происходит уплотнение пор и капилляров и как следствие уменьшается водополгощение, повышается прочность и морозостойкость.
Надеемся, нам удалось передать нюансы способов обработки поверхности, охарактеризовав их с технической стороны исполнения и с точки зрения достигаемого результата.
Напомним, что не каждый способ является подходящим для любого вида горной породы и подходящим для любого изделия или использования.
05.10.2017, 23181 просмотр.
Источник: pssk-sar.ru