Как объяснить ребенку что такое талисман

Знакомство учащихся с талисманами с символикой солнца. Сравнение изображений разных оберегов и выполнение его образа в технике тестопластика.

22 января 2020 Королева Людмила Васильевна
543 10 0 0

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес.

Тема: Солнечный талисман

Королёва Людмила Васильевна

педагог дополнительного образования

пгт Нижний Одес

Раздел программы «Плоская и рельефная лепка».

Королева Людмила Васильевна

«Солнечный талисман»

2 занятия по 45 минут с перерывом 10 мин

изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели и задачи занятия

Цель : Развитие познавательного интереса учащихся к талисманам с символикой солнца, через выполнение его образа в технике тестопластика.

Образовательные

Выявить знания детей о символических значениях солнца. Организация рабочего места при работе с материалами, инструментами и приспособлениями для лепки.

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ЧУДО ИЗ ЧУДЕС 👼МАГИЯ ТАЛИСМАНА // ИСТОРИЯ ПОДПИСЧИЦЫ

Изготовить полуплоскостной амулет с изображением солнца из соленого теста.

Закрепить умения выполнять технологию лепки полуплоскостной работы,

умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание; умение последовательно выполнять действиятехнологического процесса.

Воспитательные:

Формирование творческого опыт в процессе ознакомления изделия;

Воспитание добрых отношений к окружающему миру и к природе.

Воспитывать самостоятельность, умение работать по группам.

Развивающие:

Развитие мыслительных операций, внимания, памяти, способствовать развитию интереса к лепке из соленого теста.

Умение составлять план последовательности действий изготовления работы.

Развитие мелкой моторики рук, а также развитие творческих способностей, воображения и фантазии. Закрепить способ вырезания деталей из теста по шаблону.

Умение создавать и передавать выразительный образ солнца в технике тестопластика.

Познавательные: проводить анализ изделия по заданным критериям; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Личностные: понимать значения бережного отношения к природе, уметь проводить самооценку.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством педагога, определять и формулировать цель на уроке с помощью педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одногруппниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им.

Формы организации учебного процесса

Совместная деятельность. Работа по группам. Самостоятельная работа.

Как Объяснить Ребенку, Что Опасно — Слово «Нельзя». Как Уберечь Ребенка от Опасности | Family is…

Опорные понятия, термины

Композиция, центр, рельеф, плоскость, шаблон.

текстура, сюжет, символика, сувенир, оберег, орнамент

Планируемые результаты (критерии)

формирование у учащихся ценностного отношения к художественному образу солнца;

понимание ценности выполнения художественного изделия: зачем и ради чего?

Регулятивные

умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель;

умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

умение планировать свою работу

умение контролировать свою работу

отношение к удаче или неудаче

знания символов изображения солнца, используемых на амулетах

знание цветовой и образной символики солнца

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Здоровьесберегающие, коммуникативные, технологии

Меж предметные связи

ИЗО, музыка, окружающий мир, история

устный опрос, групповой, самоконтроль, работа по карточкам

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Презентация «Солнечные амулеты»

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

магнитная доска, ноутбук, проектор, раздаточные карточки, карточки рефлексии, шаблоны

Использованная литература и ресурсы

Читайте также:
Какие слова являются архаизмами тать талисман

Структура занятия

Включение в деятельность.

Определение учащимися целей своей деятельности.

Проектирование действий, направленных на достижение поставленных целей.

Осуществление детьми запланированных действий.

Анализ учащимися своих действий и сравнение их с поставленными в начале целями.

Включение в деятельность. Организация начала занятия

Психологический настрой. Звучит мелодия: «Солнечная теплая музыка» https://www.youtube.com/watch?v=c3fflY032jc

Высказать предположения, что символизирует узор на представленных кругах (Ответ: Солнце)

С чем ассоциируется у вас образ солнца? (Ответы: солнце – это шар, огонь, тепло, диск, жара, вспышка, радость, свет, круг, загар, лучи, настроение, Звезда…

Как вы думаете, что украшали такими орнаментами люди? (Ответ: Талисманы)

Талисма́н(др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.

Рассмотрим изображения талисманов. Перед вами славянские талисманы:

Первый – это КОЛЯДНИК — амулет солнца. Он предназначался только для мужчин, носить его необходимо было с раннего детства. Этот талисман означает, что его обладатель отличается храбростью, смекалкой и прозорливостью. Данный оберег связывали с богом Колядой, он отвечал за постоянное обновление мира, за его движение вперед к прекрасному и новому.

Поэтому данный символ имеет особое значение и содержит в себе глубокий смысл: человек нуждается в постоянном развитии и движении вперед. Выглядел он как восемь лучей, выходящих из одной точки.

Оберег женский носить его должна была каждая девушка. Этот оберег вбирал в себя всю силу солнца и использовался для защиты от темных и вредоносных сил. Он дарил своей обладательнице спокойствие, гармонию, мудрость и рассудительность. Также он давал силы для воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.

Важно, чтобы женщина, носящая такой оберег, почитала свой род, своих предков, землю, на которой родилась, иначе пользы от такого талисмана совсем не будет. Выглядит этот оберег как символическое изображение очага, из которого вырываются языки пламени.

— Как вы думаете, в наше время люди пользуются талисманами? И почему? (ответы детей)

Посмотрите на современные солнечные талисманы. Есть ли среди них талисман, выполненный по мотивам Коми орнамента?

Оберег солнца присутствовал не только на талисмане. Солнечные символы предки использовали для украшения одежды, утвари, жилищ.

— Посмотрите на символы. Какой они формы? (круг, ромб, квадрат)

текст – дополнение.

Круг с точкой в центре.

Золотой диск, диск с крыльями, диск с лучами.

Крест в круге, свастика.

Лицо в окружении лучей.

Различные равносторонние кресты.

Солнечный знак покажем вот так (руками показывают круг)

Лучи распускаем, землю согреваем (руки протягивают в стороны)

У неба попросим дождик проливной (руки поднимают вверх)

Его изобразим волной (кистями рук имитируем волны)

Дождик застучал по крыше (руки над головой «домиком», топают, изображая звук дождя)

А потом все тише-тише (шаги на месте на носочках)

В землю весною семена сажаем (присели)

Зелеными росточками летом прорастаем (поднимаются, раскрывая руки вверх).

Определение учащимися целей своей деятельности

Солнце – это жизнь. Природа меняется: зимой всё спит, весной расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могучего светила-СОЛНЦА. Давайте и мы попробуем поблагодарить солнце.

Введение в проблему:

-Можно ли символ Солнца изобразить в технике тестопластика? (ответы детей)

Итак, ставим перед собой цель (ответы детей):

Выполнить сувенир-оберег в технике тестопластика с изображением солнца – «Солнечный талисман»

Такой сувенир можно легко сделать самим руками. И на нашем занятии мы будем делать сувенир-оберег «солнце».

Правила техники безопасности при работе с инструментами. (Устный опрос)

3. Проектирование действий, направленных на достижение поставленных целей

Проверить готовность. Для работы потребуются материалы:

Баночка с водой и стек

Читайте также:
В какой серии мастер фу дал маринетт талисман

Кисточка и краски

Декоративный шнур (веревочка)

Клеёнка на стол

Маршрутный лист изготовления талисмана солнца из солёного теста

Этапы выполнения работы «Солнечный талисман»

Приготовить рабочее место.

Раскатать небольшой комочек теста, толщиной примерно 0.7-1см.

Выбрать шаблон (бумажный или специальную форму) в виде цветочка. Положить шаблон поверхность раскатанного теста и вырезать по его контуру.

Очертить окружность при помощи крышки.

Прорезать острым кончиком стека лучики.

Прорисовать деревянным кончиком точки по окружности.

На лучиках стеком сформировать рельефные изгибы.

От каждого лучика отсечь лишние уголки.

Вылепить элементы очертаний лица (глаза, нос, губы, щеки).

В нескольких частях изделия проделать несколько отверстий для веревочек.

Раскатать остатки теста.

Вырезать три звездочки с помощью формочек.

Оставить отверстия для подвесок.

Работа красками (Акварель. Гуашь)

Оставить работу на бумажном листе дат подсохнуть. Отмерить длины и проделать веревочки для подвески.

Работа «солнечный талисман» готова.

Осуществление детьми запланированных действий .

Работа по технологической карте. (Приложение 1)

В процессе работы с помощью цветовых сигналов «СВЕТОФОР» можно сообщить:

Красный – нужна помощь.

Зелёный – я умею сам.

Желтый – умею, но не уверен.

Раздаточные карточки, карточки рефлексии (Приложение 2)

Анализ учащимися своих действий и сравнение их с поставленными в начале целями

Рассмотрели и сравнили изображения разных оберегов;

познакомились с символическими знаками;

составили план последовательности работы;

самостоятельно изготовили защитные амулеты своими руками.

Рефлексия: Организация выставки работ

Задание:Оценить фигуру амулета, характер, аккуратность исполнения, оригинальность.

Отметить творческие находки.

Ребята, с помощью карточек «Знал» и «Узнал» ответьте на вопрос: что нового вы сегодня узнали и что знали. (ответы учащихся)

СОЛНЕЧНЫЙ ТАЛИСМАН

Удачливый, несущий добро.

Он защищает, охраняет, несет в себе силу.

Самый главный и самый мощный из всех славянских оберег.

Раздаточные карточки, карточки рефлексии

Карточки «смайлики настроения»

Розовая карточка – отличное настроение Зеленая – хорошее настроение

Синяя карточка — плохое настроение.

Карточки «Знал. Узнал»

Технологическая карта

Источник: www.art-talant.org

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Чудо-обереги»

1. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе „Чудо-обереги“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
  • Народные куклы. Конспекты занятий
  • Подготовительная группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016

2. Воспитывать желание самим сделать оберег для дома.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: клей, кисточки, наборы семян, подкова из картона

Ход :

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель.

Воспитатель: — Здравствуйте ребята! Вы любите играть в игрушки?

Дети: — Да любим! А в какие игрушки вы любите играть?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы-обереги. А вы знаете, что такое обереги и как они выглядят?

Воспитатель : Ребята, сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и отправится в путешествие в далёкое прошлое,во времена,когда жили наши бабушки и дедушки. (раз два три повернись в русской избе очутись)

(Воспитатель надевает на плечи платок)

Воспитатель: Ребята, вот мы свами и попали в прошлое. Я предлагаю вам рассмотреть какие же бывают обереги.

Просмотр презентации «Чудо-обереги»

История нашей культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.

Домашние обереги размещались только в количестве трех штук. Вне зависимости от того, какие это были предметы, все они находились возле входной двери, камина или печи, иногда в углу. Ставили их только вместе, не разбрасывая по всему жилищу. Наибольшей популярностью пользовались различные камни.

Читайте также:
Готика 2 новый баланс талисман гланца

Камни с естественной дыркой назывались куриными богами. Изначально они занимали свое место в домах, защищая людей от нечистой силы и злого колдовства. Позднее их начали использовать в качестве амулета для курятника.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле.

Одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира, и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская чужаков и врагов во двор, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

В наши дни нарядный оберег — плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения

КОСА — ДОМОВУШКА. «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса». С давних пор коса для девушки являлась и оберегом, и символом. Народное поверье гласило, что женщина, отошедшая ко сну с неприбранными волосами, обращает на себя гнев домового. Он сурово наказывал неряху, пугая ее по ночам.

Большим грехом считалось расчесывать волосы по праздникам и в воскресеньям, выбрасывать вычесанные волосы во двор, заплетать косу после захода солнца. Нельзя было использовать расческу с поломанными зубьями, считалось, что вся жизнь несчастливой будет. Такие вот приметы!

ЛАПОТЬ. Обувь тоже могла служить оберегом. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии. С обувью связано много гаданий и поверий. Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта

БАТЮШКА — ДОМОВОЙ. Батюшка — домовой. Его почитали и в Древнем РимеПо поверьям многих народов, обитали домовые вблизи огня. Поэтому, во многих странах, где верят в домовых, есть способы их задабривания и почитания. К нему обращались с ласковым словом, оставляли немного вкусной еды и маленькие подарочки.

ВЕНИЧЕК _ ОБЕРЕГ. Древнейшим домашним оберегом считается веник. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Традиционно куклу-оберег делали утром в Рождество для чего накануне в красном углу дома рассыпали разное зерно, какое было в хозяйстве. Утром зерно собирали, увязывали в семь или пять небольших мешочков и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпался один вид крупы. Если в течение года в семье кто-то заболевал, брали зерно из мешочка и добавляли в еду.

Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. По этому, если Вы нашли на дороге ржавую подкову, не спешите отправлять ее на металлолом. Лучше, прихватите с собой, подкова принесет Вам счастье. Примета о том, что подкова — оберег приносит счастье, зародилась на Руси давно.

Каждый кусок железа считался когда-то в крестьянском хозяйстве большой ценностью. Не удивительно, что найденная на дороге подкова была маленьким счастьем для труженика земли. Больше того, в средние века можно было найти и серебряную, и даже золотую подкову. На Руси великие князья в особо торжественных случаях выезжали на конях, подкованных серебром или золотом, и нередко теряли эти подковы. Человек, нашедший такую подкову, считался счастливцем.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам самим сделать обереги, но для начала предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Ручеек». Крепко держите пару за руку; продвигайтесь парами, не наталкиваясь друг на друга; выбирайте друга только тот, кто остался без пары.

Читайте также:
Знак юпитера как талисман

Игра «Ручеек»

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне, хором отвечают:

«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай! «

Ты дружок остановись («ручеек» останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы подготовим наши пальчики к творчеству.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать, будем сказки называть (дети загибают пальчики)

Рукавичка, теремок, колобок – румяный бок,

Есть снегурочка — краса, три медведя, волк, лиса,

Не забудем Сивку- бурку, нашу вещую каурку,

Про Жар- птицу сказку знаем, репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят, этим сказка каждый рад. (хлопаем в ладошки)

Воспитатель: Ребята,а сейчас я вам предлагаю сделать оберег для вашего дома,чтобы он всегда оберегал вашу семью. (детям раздаются шаблоны подков и они приклеивают различные символы,а воспитатель объясняет,что обозначает каждый из них).

Воспитатель: Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение:

• семена тыквы – символ плодородия, женского начала

• семечки, подсолнух — семейное счастье, гостеприимство

• мак- исполнение желаний;

• пшено — от сглаза;

Горох, фасоль — мир и дружба;

Гречка, рис — достаток в доме;

Кукуруза — взаимопонимание; символ здоровья детей.

Лавровый лист — слава, успех.

Монетка — копейка рубль бережет, успех в делах.

Цветы— комфорт, уют.

Шишка- символ трудолюбия и достижения успеха, крепость семьи

Ягоды шиповника, лекарственные травы — символы крепкого здоровья.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот какие замечательные обереги у вас получились. Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье! А теперь закройте глаза, нам пора возвращаться в детский сад. Воспитатель снимает платок. Ну вот мы и в детском саду.

Что вам запомнилось сегодня?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вот как к школе мы готовы!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вот как к школе мы готовы!» Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе в рамках открытого занятия. (Преемственность.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Обитатели Черного моря» Цель: формирование представлений об обитателях Черного моря. Программные задачи: познакомить детей с обитателями Черного моря; Развивать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике на тему «Круг» для детей младшей группы — У каждого человека есть семья-это самые близкие и родные люди. — Из кого состоит ваша семья? — У меня есть знакомый еж, которого зовут.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 2–3 лет на тему «Лесные чудеса» Цель: формирование представлений о диких животных: белке, зайце, медведя, питании, особенностях образа жизни. Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мамочка любимая моя»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мамочка любимая моя» Цель: Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. Задачи: — Уточнять и обобщать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Цели: 1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: Углублять и систематизировать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию мелкой моторики Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию мелкой моторики. Цель:Формирование навыков и.

Читайте также:
Талисман в армию парню

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомая монетка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомая монетка». Цель: познакомить.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Швеи — чудо-мастерицы» Составил: воспитатель МДОУ «Детский сад № 29» Павлова Елена Юрьевна Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе.

Источник: www.maam.ru

Что такое талисман и для чего он нужен?

Пожалуй, нет такого человека, который бы не слышал о талисманах. Еще в древности люди отмечали их магическую силу и воспринимали как некие символы удачи и благосостояния.

Сегодня талисманами пользуются многие из нас, но не каждый знает, для чего нужен этот предмет и какие волшебные свойства в нем заключаются.

Слово «талисман» пришло в русский язык из древне-греческого. В Элладе понятие «тилсам» (τέλεσμα) означало «чары» или «посвящение».

Некоторые связывают этот термин с французским словом talisman или итальянским talismano, что в обоих языках подразумевает «магическую букву». Независимо от происхождения, в любых народах талисману приписывали некую силу, которая способная принести его владельцу успех в любых начинаниях.

Талисман представляет собой предмет, необязательно священный, служащий для притяжения определенных вещей. Его можно носить на теле или хранить в доме, заряжать энергией посредством ритуалов или создавать только одной человеческой верой.

В отличие от амулетов, которые нацелены на отражение негатива, талисманы используются для притяжения всего положительного. Талисманом можно считать все, что угодно – сувенир, напоминающий о путешествии в обществе хороших людей, осколки разбитой чашки, навевающей приятные воспоминания, обычную ленточку (значок, брелок), при ношении которой почему-то всегда удается одержать победу в конкурсе или выиграть соревнования.

Иногда талисманом даже выступает живой человек. Когда он находится рядом, вы чувствуете его поддержку и понимаете, что ничего плохого не произойдет.

Главное предназначение талисмана – приносить человеку удачу и счастье. Считается, что такой предмет имеет большую силу благодаря привнесенной в него магической энергии. Он способен вернуть человеку здоровье, сделать его успешным в карьере и личных отношениях.

Часто талисманы носят на какие-нибудь определенные мероприятия. Например, если студент успешно сдал экзамен, будучи одетым в свитер и джинсы, то и в дальнейшем он ходит на все экзамены в этой одежде.

Талисманы не способны защищать человека от несчастий или болезней, но отлично справляются с привлечением позитивной энергии, удачи, денег или друзей.

Как говорилось выше, талисманом может быть любой предмет, в том числе уже изготовленный. Но иногда его специально делают своими руками в каких-либо целях. Магическую вещицу можно создать из драгоценных и полудрагоценных камней, коры дерева, кусочков янтаря, ракушек или необычных камешков.

Часто для изготовления талисмана на здоровье используют фигурки животных или деревянные крестики, на которые наносят пентаграммы или кабалистические символы. Для привлечения удачи применяют кулоны из металла со знаками зодиака, золотые украшения, подаренные когда-то цветы и растения, которые высушивают и хранят в доме.

Считается, что если человек видит во сне талисман, то в скором времени он обретет нового друга. Если молодой девушке снится, что возлюбленный преподносит ей магическую вещицу, значит исполнятся ее самые сокровенные желания.

Когда во сне вы находите талисман, это сулит встречу с человеком, который сыграет важную роль в вашей жизни. Потеря волшебного предмета указывает на то, что человек не видит конкретных целей и постоянно гонится за призрачными удовольствиями.

Если снится, что вы носите талисман на шее, то, возможно, скоро у вас появится влиятельный покровитель. Изготовление или покупка такой вещицы во сне означает благословение свыше.

Источник: www.mnogo-otvetov.ru

Рейтинг
Загрузка ...