Культура одежды и поведения в церкви (о покрытии головы)
Как вы знаете, в ряде деноминаций существует требование для женщин покрывать свою голову платком, в соответствии с указанной главой Библии. В то же самое время, есть и множество церквей и деноминаций, смотрящих лояльно на несоблюдение данного правила. В чем же дело? Почему в этой сфере есть разногласия?
Дело в том, что причиной неисполнения данного правила (как и соблюдение его) является различный подход к толкованию и применению Библии. И те, и другие, конечно же верят, что все, что написано в Слове Божьем является истиной. Разница в том, что одни верующие полагают, что каждое повеление Писания должно быть соблюдаемо буквально и оно имеет одинаковое значение на все времена, другие — считают, что применяя Слово Божье на практике, надо не просто исполнять написанное, а действовать, учитывая причину написания каждого отрывка Библии, его исторический и культурный контекст и применять это в соответствии с нашим контекстом.
Как одеться в церковь
Обе стороны понять можно. К примеру, мы же, читая об отношении к рабам, не строим учение о том, что христиане должны поддерживать рабовладение и захват людей в рабство, и потом, обратив их в христианство, правильно к ним относиться. Мы используем учение Павла и Петра об отношении к рабам, ПРИМЕНЯЯ его к нашему историко-культурному контексту, и учим верующих, как руководителям организация и фирм относиться к верующим работникам (не рабам!).
Если использовать 1 Кор.11:4-15 буквально, то конечно же, женщина должна покрывать свою голову, а мужчина — молиться исключительно с непокрытой головою.
В данном понимании есть одно затруднение. Почему же Павел не корректировал уверовавших во Христа евреев, ведь именно среди них было правило покрывать голову во время молитвы? Почему об этом не написано в Деяниях или послании к Евреям? Данный вопрос может подталкивать на мысль, что в 1 Кор. идет речь не о вселенском и всеобщем правиле, а о ситуации, с которой столкнулась церковь в Коринфе.
Об этом много написано в различных справочниках. Кратко изложу суть.
Коринф был языческий город римской империи, и в нем, как и во многих подобных городах Востока, было правило, что все замужние благочестивые женщины должны были носить покров на голове или капюшон. Делалось это с целью установить различие между респектабельными женщинами и женщинами рабынями, да и женщинами легкого поведения.
Женщина, которая выходила в одежде служанки, с непокрытой головой, лишалась защиты римского закона от нападения возможных преступников, для которых такое НЕСКРОМНОЕ поведение женщины было смягчающим обстоятельством. (см. История женщин» Т.1.,под ред. Полин Смит Пантель, «Алетейя» — СПб — 2005 С.320-330)
Многие женщины, восприняв учение Павла о свободе данной Христом, и о том, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского, решили снять покрывала (ведь покрывало на голове обозначало, что она подвластна мужу — она замужем). И такое действие вылилось в смущение в коринфской церкви.
Как одеваться в церковь?
Покуда такие женщины ( с непокрытой головой) просто присутствовали на собрании, еще можно было считать, что они просто недавно пришедшие в церковь грешницы, и нуждаются в покаянии. Но когда же они начинали молиться и пророчествовать, то было затруднительно увязать воедино их стиль одежды (присущий распущенным/»доступным» женщинам) и их «духовность».
Павлу пришлось вносить корректировки, напоминая таковым сестрам, что они все еще подвластны мужьям (хоть и спасены) (ст.3), и что поступая так, они постыжают свою голову (ст.5).
Экспрессивно убеждая их изменить свое поведение, Павел восклицает: «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (ст.6). Другими словами: «Раз уж начала себя вести как свободная женщина (по-мирски свободная), то действуй до конца — обрей свою голову!» (Обритая голова или же короткая стрижка была признаком женщины легкого поведения). «если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (ст.6).
Что за Ангелы, для которых покрытие головы было знаком? Есть предположение, что Павел таким образом аллегорически говорит о служителях (в Писании есть несколько мест, где о служителях Церкви сказано как о ангелах — Гал4:16; Отк.2,3 гл).
Если же понимать вышеуказанный отрывок Библии вышеуказанным образом, то его применение может быть следующим:
Мужчины и женщины верующие во Христа, должны одеваться так, чтобы их внешний вид не дискредитировал христианскую веру. Они должны быть выглядеть, как воспитанные и порядочные люди, соответствуя той культурной среде, в которой они живут.
К примеру, до сих пор на Востоке, замужняя женщина должна покрывать свою голову (в ряде стран — любая женщина). В таких странах, христианки должны поступать соответственно.
В большинстве стран с европейской культурой, признаком замужества является кольцо на руке ( в одних странах — на правой, в других на левой). Замужняя женщина или женатый мужчина должны следовать этой традиции, чтобы не быть преткновением для других.
Помнится, как я попал в курьезную ситуацию, находясь в Норвегии. Меня пригласили там проповедовать, и зная, что в Швеции (а я думал, что во всех скандинавских странах) женатые люди носят кольцо на левой руке, я перед приземлением, поменял мое обручальное кольцо с правой руки на левую…
Прошло несколько дней моих собраний. В один день к мне подходит один служитель (а все знали, что я женат) и спрашивает: «Скажите, а что, в вашей стране, все женатые носят кольцо на левой руке? » — Нет, — ответил я, — я одел так, потому что я в Норвегии. — Но у нас, — удивил меня он — на левой носят кольцо только разведенные… — Да-а-а. (Я был весьма сконфужен и быстро опять надел кольцо на правую руку).
С тех пор я всегда уточняю о культурных обычаях той местности, где я нахожусь.
Позволяя себе ходить в шортах, когда я в отпуске или на природе, я НИКОГДА не одеваю их, если оказываюсь в мусульманском обществе. Я уважаю культуру людей.
Данное правило следует и применять, когда, человек одной конфессии входит в здание/храм другой. К примеру, если женщина с какой-либо евангельской деноминации участвует в мероприятии проводимой в другой , признающей ношение платков, и его отсутствие может весьма критично воспринято, то с ней ничего не случится, если она, дабы быть принятой, покроет голову.
Закончить мысль хочу примерами из жизни двух, близких мне людей.
Как-то с пастору Артуру Симоняну подошла женщина и спросила, как ей одеваться? Он дал ей хороший совет: «Одевайся как хочешь, только ни как монашка, ни как проститутка». (Понимайте это не в смысле постановки двух данных категорий в один ряд, а в смысле восприятия их, как двух крайностей — Прим. мое)
Доктор Эдвин Луис Коул, с кем я лично был близок, как то получил подобный вопрос. «Др. Коул, скажите, а мини юбка влияет ли на духовную жизнь христианки?», спросила его одна женщина.
— Нет, мини юбка не влияет на духовную жизнь христианки. — ответил он. И выдержав паузу после ее облегченного выдоха добавил: «Мини юбка показывает, какая у вас духовная жизнь».
Вот так! А какую вам принять позицию в данном вопросе, решайте сами. Мне ближе то, что я разложил более подробно.
ИсточникОдежда пастора — ошейник раба Господа
Современная «пасторская рубашка» произошла от римско-католического «ошейника» (Roman collar), который носили священники.
Современная «пасторская рубашка» произошла от римско-католического «ошейника» (Roman collar), который носили священники.
Изначально он представлял собой просто белый льняной воротник вокруг шеи.
Этот самый «ошейник» стал означать послушание и посвящение Господу.
А черный цвет одежды означал бедность и смерть священника для самого себя и воскресение для служения Господу.
В современном пасторском гардеробе можно найти три вида такого ошейника или воротника (см. картинку).
Первая рубашка называется «tab shirt». В таком виде римский воротник одного цвета с рубашкой и приспособлен для того, чтобы в него можно было поместить белую полоску (собственно в таком варианте ошейник редуцирован до белого квадратика в воротнике) обычно пластмассовую.
Вторая рубашка предназначена для ношения полноценного «ошейника» (тоже белый и пластмассовый). В этом случае воротник полностью охватывает шею и замыкается специальной пуговицей сзади. Обычно эта рубашка без пуговиц и бывает разных цветов. Пластмассовый воротник вещь не очень удобная, но зато практичная, так как легко моется.
Третья называется «rabat». Это практически то же самое, что и белый пластмассовый воротник только он помещен в черный воротник, который чуть поменьше-покороче и разделен посередине. Обычно «rabat» носят вместе с чем-нибудь (ряса, мантия и пр.), поэтому он считается более формальной одеждой, чем «tab shirt». представляет собой жилетку, но только без спины, с черным воротником в который вставляется белый ошейник. Поскольку жилетка без спины, то ее обычно носят вместе с какой-нибудь одеждой.
В российском произношении такая рубашка называется КОЛОРАТКА. Или РЕВЕРЕНТКА (reverent-преподобный).
Нельзя путать рубашки с литургическими облачениями. Под литургическими облачениями подразумеваются одежды, которые согласно правилам Церкви носятся клириками во время совершения богослужения. Такие одежды используются лютеранами, англиканами и католиками, и до недавнего времени почти никогда евангельскими пасторами.
Рубашки могут быть совершенно разного цвета.Но обычнодля епископов у евангеликов , протестантов используется малиновый цвет.
Цвета облачений
Используются несколько цветов облачений в зависимости от праздников церковного года.
Белый — это цвет основных праздников (Господские праздники, напр. Рождество и 12 дней после него, Пасха, Предтечи, Иоанна Богослова, цепей и кафедры ап. Петра, обращение ап. Павла, всех святых, освящение церквей, хиротоний, октав праздников, брака, похорон детей) и памятей Богородицы, ангелов, святых. Символ мира, радости, невинности, чистоты души и святого триумфа.
Красный — цвет крови и Св. Духа. Используется в праздники Пятидесятницы и мучеников, в т. ч. апостола Петра, в великий Четверг, Символ мученичества и воспоминание огненных языков Пятидесятницы.
Также используется при погребениях и отпевании церковных иерархов.
Зеленый символизирует создание, веру и надежду. Используется в воскресенья после Богоявления и Пятидесятницы и в течение всего церковного года, когда не предписаны другие цвета.
Пурпурный (розовый, фиолетовый) используется в дни рождественского и великого поста, для покаянных бдений и символизирует смирение и покаяние. Некоторые даже предпочитают совершать погребение не в черном, а в фиолетовом облачении. Фиолетовая стола используется в таинстве покаяния, соборования и в начале крещения.
Черный используется в некоторых традициях для погребений, дня Всех Душ (All Souls’ Day) и Страстную Пятницу. Он ассоциируется со смертью и погребением. Черный также цвет повседневных риз духовенства.
Темно-синий используется еще реже на торжественных мессах наподобие дня Всех Душ.
Облачения в протестантизме
Отвергая жертвенность мессы и причащения, протестанты, тем не менее, непоследовательно сохранили связанные с евхаристией облачения. Лишь Кальвин и Цвингли дошли до логического конца и полностью отменили ризы. Но лютеране, например, ризы сохранили, отменив, вместе с обетом безбрачия, пояс как символ целомудрия, манипул и более высокие знаки различия, но оставив альбу, стихарь и фелонь для причащения (Германии), плювиал (Скандинавия, Дания).
В Англии количество облачений менялось в зависимости от крена в сторону кальвинизма. Впрочем, в настоящее время около 2000 английских церквей вернулось к старым литургическим облачениям.
Источник