Как определить серебро в иконе

old orthodox icon.jpg

Икона, которая досталась в подарок от бабушки или даже прабабушки, или купленная с рук случайно, представляет интерес не только коллекционный, исторический или духовный. Она представляет и финансовый интерес. Довольно часто старинные иконы на дереве оказываются весьма ценными, но узнать это можно, только обратившись к специалисту или антиквару.

Как оценить подлинность?

Прежде чем отправиться за советом к эксперту, вы можете и самостоятельно «прикинуть», насколько старой может являться икона. И от этой информации отталкиваться, когда антиквар объяснит, как оценить стоимость старинной иконы.

Не всегда выцветшая краска, сколы или трещины говорят о том, что священный образ старинный и ценный. Часто эти признаки указывают на то, что икону просто неправильно хранили. Да и многие современные «мастера» могут создавать довольно качественные подделки, фальшивость которых неопытный глаз никак не определит.

Как НЕ купить икону НЕ 17 века. Про иконы 17 века. Смотри, если не хочешь, чтобы тебя обманули!

Нужно сказать, что и эксперт не всегда может так сразу сказать, подлинная ли икона поступила ему на оценку. Сложности могут возникнуть по двум причинам:

  • икону могли «дорабатывать», в разное время дописывать определённые элементы;
  • икону могли отреставрировать, скорректировав, например, стёршийся лик и другие элементы, искусно копируя иконописные техники, использовавшиеся в прошлых эпохах.

Для того чтобы точно сказать, что перед антикваром: высококачественная подделка или хорошо сохранившийся оригинал, ему придётся использовать специализированное оборудование. Он позволит выявить состав красящих компонентов, специфику грунта и другие параметры, которые напрямую укажут на время написания той или иной иконы.

Пугаться таких сложностей не стоит — столь скрупулёзная работа с деталями требуется в очень редких случаях. Чаще всего эксперты обходятся теми знаниями, которые не нуждаются в применении сложного оборудования.

Даже сам обладатель иконы может сегодня уточнить, является ли его икона подлинником. Для этого достаточно воспользоваться , которые помогают оценить духовный образ и получить комментарий специалиста.

Есть ли особенно ценные образцы?

Каждая икона является святыней для любого верующего человека. Однако среди сотен написанных образов есть особенно ценные экземпляры, редкости, которые занесены в отдельный реестр. С ними можно ознакомиться на специальном ресурсе, поскольку их количество строго ограничено.

Об исторической и культурной ценности

Если для верующих людей в иконах и иконописи в целом на первом месте по важности стоит именно духовная составляющая, то для историков, коллекционеров и искусствоведов важнее всего культурная и историческая ценность образа.

Возраст экземпляра не всегда говорит о его высокой ценности! На итоговую стоимость влияет множество факторов:

Мастер класс от Сереги Как определить ценную икону

  1. Степень целостности полотна. Для начала нужно взять икону в руки и тщательно её осмотреть. Насколько хорошо на ней сохранился красочный слой? Имеются ли царапины, пятна, дефекты, сколы и другие повреждения? Хорошо ли просматриваются лики, фон, элементы композиции? Чем лучше сохранится образец, тем у покупателя будет больше шансов выручить за него хорошие деньги. Если же лик святых на иконе практически не просматривается, то особой эстетической ценности предмет не несёт, а значит, и цена его будет незначительной.
  2. Особенности основы. Порой по одной только основе иконописного образа можно точно определить, когда и кем было написано полотно. Например, древесная основа говорить о том, что, возможно, икону написали в XVII — XVIII веках или раньше. В каждом иконописном периоде существовал свой набор техник и приёмов, который помогает специалистам определить время написания холста. Тут важен и способ обработки древесины, и ширина пазов, и их форма, присутствие/отсутствие ковчега, его размер и другое. Естественно, без знания определённых техник тут, конечно, не обойтись. Скажем только одно, порой деревянная основа может стоить дороже самого холста, но и подделать такие иконы довольно просто.
  3. Использованные материалы. Большинство старинных икон написано темперой — это особая разновидность краски, замешанная на куриных яйцах. Она была гораздо более жидкой, чем современные её аналоги, что создавало определённые трудности при написании иконы. Приходилось делать лики святых более схематичными и строгими, поскольку другого создать краски, требующие наслоения в строгой последовательности, просто не могли. Более современные работы с яркими и детализированными ликами таковыми являются того, что написаны они более пластичными красками, изготовленными по другим технологиям.
  4. Оклад. Ещё один важный элемент, на который антиквары обязательно обратят внимание. Окладом называют особое украшение, которое накладывается поверх холста. Обычно его изготавливают из меди, серебра, золота, латуни. По его внешнему виду можно понять не только когда была написана икона, но и кто её написал, и к какой иконописной школе мастер принадлежал.
Читайте также:
Гляжу на дон а по нем зыбь и от солнца он чисто серебряный кто говорит

old orthodox icon1.jpg

Естественно, рядом с исторической ценностью всегда ходит и художественная ценность. Этот момент тоже важен при оценке, поскольку икона рассматривается, прежде всего, не как образец религиозного учения, но как образец изобразительного искусства. При оценке художественной ценности специалист будет обращать внимание на технику написания, на принадлежность к определённой школе или мастеру, на уникальность сюжета Самостоятельно такое определить не представляется возможным, если только вы не .

Насколько иконы востребованы на рынке?

На итоговую стоимость, которая будет представлена на ценнике, влияет огромное количество факторов, о которых шла речь выше в том числе. Однако тем, кто продаёт икону в первый раз и не знает всей специфики данного рынка, стоит учитывать следующие моменты:

  • спрос, предложение и рыночная ситуация в целом;
  • заинтересованность в образце собирателей;
  • ценности образца как исторического образца и предмета искусства.

Потому специфику рынка нужно обязательно учесть прежде, чем отправляться за консультацией к антиквару. Особенно это касается случаев подготовки к аукциону или же к заключению акта о ценности. В 99% случаев без помощи специалиста вам не обойтись, так что не стоит полагаться на случай и заниматься оценкой иконы самостоятельно.

Источник: moskomcenter.ru

Как узнать возраст иконы?

Как узнать возраст иконы

Для скупки антиквариата нередко привозят иконы, якобы из XVI и XVII веков, которые оказывались довольно «молодыми». Окончательная стоимость иконы зависит от возраста.
Трудно установить возраст святыни без дополнительных сведений. В этом случае опыт играет важную роль. Следовательно, перечень параметров является показательным. Они помогут уточнить примерный возраст иконы.
Приблизительный возраст церковного образа можно узнать самостоятельно, обратив внимание на ряд характеристик.

Основа для образа.

В старину иконы писали на деревянных основаниях. Такие изображения относятся к XIV-XVII векам. Именно на особенности обработки дерева обращают внимание профессионалы.
Неровные края, наличие зазубрин — признаки старинной иконы. Такие следы оставались от топора, которым вырезали доски для иконописи. Плоские борозды указывают на использование рубанка при обработке, а лунообразные — на использование скобеля.
Большая часть икон была отреставрирована. Поэтому при оценке необходимо обращать внимание на места иконы с первоначальной обработкой.
С XIX века иконы изготавливались промышленным способом на металлических и бумажных поверхностях, которые крепились к дереву. Это снизило стоимость процесса. Чтобы не принять старую печать за настоящий антиквариат, нужно рассматривать образ с увеличительным стеклом.

Читайте также:
Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды чем выражено сказуемое в предложении

Краски.

В старину использовали краски на основе куриных яиц, к которым добавляли воду и краситель. Они были текучими и требовали нанесения грунтовки или мела на холст. Именно мел и холст являются отличительными особенностями старинной иконы. Они видны в сколах краски на холсте.
С XIX века используются масляные краски. С их помощью начали создавать иконы, максимально похожие на картины. Они тщательно проработаны. В образах присутствуют тени, полутона, штрихи и наброски. Некоторые школы иконописи начали использовать масляные краски раньше других. Их иконы датируют XVII веком.

Без участия профессионала установить возраст в этом случае невозможно.

Подпись художника.

Художники часто оставляли подписи и даты на своих работах. Если икона в окладе из драгоценного металла, на него ставили клеймо. По нему тоже можно установить возраст.

Сюжет.

По сюжету нелегко определить дату создания образа самостоятельно. В некоторых случаях даже при покупке антиквариата не сразу можно получить ответ. Есть несколько мучеников, которые были причислены к лику святых не так давно. Следовательно, старинных икон с их изображением быть не может.

Обратная сторона основания.

Доски, на которых были написаны иконы, со временем деформируются. Липовые и ивовые основы обладают сильным усадочным эффектом. Чтобы природные процессы не влияли на внешний вид иконы, в досках были сделаны прорези и вставлены дюбели в виде узких сколов устойчивых пород.
Если на дюбелях просматриваются отверстия для гвоздей, то возраст изображения – примерно XIII век. В то время их фиксировали. В XV веке дюбели выступали над деревянной доской. Двойной ковчег на аверсе также сообщит вам дату создания святыни.
Человек, далекий от истории искусства и иконописи, не сможет самостоятельно определить возраст антиквариата. Это смогут сделать только профессионалы, которые работают в этой области уже много лет.

Читайте также:
Как попасть в серебряную лигу хроники хаоса

Источник: retro-grad.ru

Покупка антикварных икон. Советы начинающим
ARTinvestment.RU 05 октября 2015

О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru

Икона «Богоматерь Казанская». Россия, конец XVII — начало XVIII векаИкона «Господь Вседержитель» в окладе и в старинной киотной раме. Россия, после 1861 Икона «Богоматерь Смоленская»Икона «Святитель Николай». Россия, Москва, начало XVII века с поновлениями начала ХХ века Икона «Богоматерь Казанская» с образом Саваофа в серебряном окладе и киотной раме

Коллекционеру, даже вполне неплохо разбирающемуся в живописи и графике, бывает очень непросто подступиться к сегменту икон. Казалось бы, внешне похожие предметы могут отличаться по цене в несколько десятков раз, а при выборе придется учитывать множество непривычных для коллекционера живописи нюансов. Но всё преодолимо, было бы желание. О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru.

ARTinvestment.RU: Каков порядок цен на иконы разного времени исполнения? Какие иконы являются наиболее дорогими?

Аркадий Оньков: Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т. д. Сделки с иконами такого рода довольно редки и, как правило, приватны, на аукционах проходят достаточно редко. Цены на такие иконы могут быть от миллиона долларов и выше.

Пожалуй, лишь известнейшие чудотворные иконы, такие как палладиум Руси икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века или, допустим, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), если предположить, что они были бы выставлены на торги, могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов. Но это в теории.

Более-менее встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это предметы XVI века и младше. Иконы XVI — XVII веков могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т. д.) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т. к. и тех и других сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных «школ» / направлений, то тут цены могут быть разными, но, как правило, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум. Это, конечно, очень грубые ориентиры, лишь для того, чтобы представить себе порядок цен. А на практике две похожие на взгляд начинающего коллекционера иконы могут обоснованно отличаться по цене в несколько раз.

AI: Что особенно ценится в иконе? По каким критериям выбирать?

А. О.: Критерии отчасти похожи на критерии для выбора классической живописи:

  • искусность письма, его сложность и изощренность;
  • время создания (век). Большинство доступных на рынке икон относятся к XIX — началу ХХ века, в лучшем случае к XVIII веку. Иконы XVII века встречаются, но далеко не так часто, иконы XVI века уже редки, и выдающиеся экземпляры могут стоить десятки и сотни тысяч долларов;
  • школа / мастерская / авторство. Важно установить принадлежность к той или иной поздней иконописной школе или традиции, наличие даты, подписи, места написания. В отличие от живописи установить имя мастера, писавшего образ, можно гораздо реже. Но можно. Разбирающийся коллекционер или искусствовед с опытом обычно может определить «школу», регион, иногда даже мастерскую, в которой была создана икона. Есть города, регионы, славящиеся своими мастерами и иконописными традициями: Мстёра, Палех, Холуй, Невьянск, Ярославль, Романов, Кострома, Вологда, Суздаль, Тверь, Сызрань и т. д. Зачастую такие иконы сильно выделяются мастерством письма и ценятся коллекционерами;
  • состояние: сохранность и комплектность. Хорошая сохранность, отсутствие реставрационных вмешательств, особенно на лично́м письме, значительно увеличивают ценность иконы. То же касается и комплектности: наличие оригинального драгоценного оклада (и в гораздо меньшей степени киота) значительно увеличивают цену иконы по сравнению с разукомплектованной такого же уровня;
  • качество и материал основы (доски) и ее состояние;
  • материал оклада и сложность его проработки. Имеет значение наличие оригинального оклада (в особенности из драгоценного металла: серебра или золота), наличие на окладе эмали, скани, зерни, чернения и т. д., качество их проработки;
  • размер;
  • редкость сюжета;
  • история бытования (провенанс). Иконы высокого уровня иногда имеют дарственные надписи или благословения от известных людей или посвященные известным людям.
Читайте также:
Есть ли серебро в клавиатуре

Все критерии важны, но, как и в случае с классической живописью, выбирать нужно в первую очередь по внешнему виду. Если нравится письмо, то тогда есть смысл изучать предмет подробнее.

AI: Что важнее: возраст или качество? Как эти факторы влияют на цену?

А. О.: Тут не может быть противопоставления «или — или». Возраст иконы, безусловно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния. Икона XVIII века грубого письма, с обширными утратами, с осыпями по лично́му письму будет иметь гораздо меньшую ценность, чем икона известной мастерской XIX или начала ХХ века в хорошей сохранности. Кроме того, существуют кустарные сельские иконы или дешевые артельные владимирские скорописные иконы-«краснушки» и т. п., которые, увы, стоят очень недорого в любой сохранности.

AI: Насколько важен фактор авторства или принадлежности к известной мастерской?

А. О.: Рассмотрим на примере. Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей. Между ними ценовая пропасть.

В целом, конечно, иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

AI: Почему некоторые явно старые иконы стоят подозрительно дешево — около 3000–5000 рублей? В чем подвох?

А. О.: Это распространенное заблуждение: раз старинное — значит, дорогое. На самом деле так бывает далеко не всегда. На рынке есть много кустарных, примитивных или скорописных народных икон, которые писали сельские мастера и ремесленники. Есть много плохо отреставрированных, испорченных поновителями икон, а также икон с существенными утратами.

Читайте также:
Серебряная казна что это

Есть также немало икон с «экономичной» подокладной живописью да еще с утраченными окладами (или их отдельными частями). Они не будут стоить дорого. Даже старые, подлинные. Цена в 3 000, а то и 1 000 рублей для примитивных икон вполне оправдана.

AI: Как влияет на цену реставрация? Правда ли, что отреставрированные иконы стоят намного дешевле нереставрированных?

А. О.: Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами. Ключевое слово тут «качественно». К сожалению, многие иконы в ходе бытования были кустарно поновлены, да еще и не раз. Такая «реставрация», наоборот, способна драматически снизить их ценность.

Предпочтительнее вариант в хорошей сохранности, без существенных осыпей и без реставрации.

AI: Как самому определить, что икона новодельная, в том случае, когда она выдается за старинную? Есть ли какие-то верные признаки подделки?

А. О.: Это непросто для неспециалиста. Иногда подделку выдает искусственно состаренная живопись (наведенный фальсификаторами с помощью различных ухищрений кракелюр), несоответствие возраста основы (доски) и стилистически-временых признаков живописи, несоблюдение технологии лично́го или долично́го письма, фантазийность надписаний или невероятные, невиданные сочетания полей, фона и живописи и т. д. и т. п. По вопросам установления подлинности можно обратиться в атрибуционный (иконный) раздел сайта.

AI: Где бы вы рекомендовали в Москве проводить экспертизу икон? Какие организации пользуются авторитетом?

А. О.: На данный момент в сообществе коллекционеров и любителей иконописи наиболее авторитетны две экспертные организации: ГосНИИР и ВХРНЦ им. академика И. Э. Грабаря. В то же время многие частные «экспертные» организации (правильнее их назвать псевдоэкспертными), и большинство региональных, и даже некоторые столичные музеи отнюдь не могут похвалиться такой репутацией.

AI: Какой сегмент выбирать для инвестиций? В частности, какие иконы сильнее всего потеряли в цене в условиях текущего кризиса?

А. О.: В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно. Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона. Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Источник: artinvestment.ru

Рейтинг
Загрузка ...