В наше время редкий нумизматический форум обходится без дня, когда на его просторах не появилась бы тема оценки горсти металлических кружков, напоминающих серебряные рубли, по случаю приобретённые у торгового центра. А фраза ‘старый дом разбирали’ уже стала нарицательной. Форумчане легко развенчивают копии, маскирующиеся под старинные монеты.
Но каждый помнит, что на свете существуют столь качественно изготовленные фальшаки, которые могут обмануть и его. У любого нумизмата со стажем наработан свой алгоритм опыта выявления фальшивых монет, изготовленных в ущерб коллекционерам. Но мнения экспертов по-прежнему имеют солидный вес. Данная статья выполнена на основе рекомендаций, предложенных Василием Васильевичем Уздениковым, чья фамилия хорошо известна всем, кто сталкивался с вопросами монетной чеканки царской России.
Василий Васильевич разбивает подделки на две основные группы по способу изготовления ‘монет’. Это чеканка поддельными штемпелями, выполненными по образцу подлинных штемпелей, и высокоточное литье, где для форм послужили заведомо подлинные монеты.
Как определить КОПИЮ Монеты в домашних условиях.
Весовые и габаритные характеристики
Перед детальными исследованиями стоит отсеять монеты, характеристики которых выпадают из допустимых значений. Для этого измеряем массу исследуемого объекта на высокоточных (до сотых долей грамма) весах, производим замер (до десятых долей миллиметра) диаметра (для этого подойдёт штангенциркуль) и толщины (по краю кружка в местах, свободных от облоя).
Вес нашей монеты следует сличать не с обозначенным в каталогам значением, а с известными значениями реальных подлинников. Золотые и серебряные монеты часто имеют превышение веса, и это ещё не делает их фальшивыми. А медные монеты до середины девятнадцатого века имеют ещё больший разброс.
Истёртые или утратившие фрагмент экземпляры, разумеется, покажут меньший вес, и поправку необходимо учитывать. Но при значительном отклонении от нормы подозрение в нелегитимности монеты существенно возрастают. Даже тут существуют исключения (например, серебряные гривенники периода 1742-1796 годов).
Измерения штангенциркулем нам никак не помогут в случае, если наша монета отчеканена без печатного кольца. При чеканке в печатном кольце надо взглянуть на дату. Если год на монете раньше 1886, то лучше воспользоваться монетой-эталоном, а не вычитанными характеристиками. А вот начиная с 1886 года, монеты уже вполне соответствуют нормативным значениям.
Толщину монет, чеканенных в кольце, тоже лучше соотносить с эталоном. Для выбора эталона следуйте правилу: ‘Эталон должен быть отчеканен в том же году и на том же монетном дворе, что и обследуемая монета’. Иначе возможны сюрпризы, так как на разных монетных дворах кольца могли отличаться.
Следует тревожиться, если наша монета чеканена в кольце и при этом на 0,3 — 0,5 миллиметра не совпадает с эталоном. Следует помнить о монетах, прошедших перечеканку. Они имеют увеличенный диаметр и уменьшенную толщину.
Как определить подлинность серебряной монеты???
Монетный сплав
Когда не вписавшиеся в базовые характеристики экземпляры отделены, у оставшихся определяем сплав методами, не допускающими повреждение монеты. Лучше всего использовать рентгено-флюоресцентный метод. Если же доступа к подобной технике не предвидится, можно попробовать гидростатическое взвешивание монеты.
Интересный случай представляют сибирские монеты из ‘колыванской’ меди, где в медную основу добавляли и серебро, и золото. Отсутствие хотя бы одного из обозначенных металлов показывает, что перед нами фальшивка или (в очень редких случаях) новодел. Но тут, конечно же, речь не идёт о монетах-образцах 1763 и 1764 Петербургского монетного двора, для которых пошли обычные медные заготовки. К сожалению, трёхкомпонентный сплав не даёт нам применить гидростатическое взвешивание.
Изучение гурта и элементов рисунка
Монеты, чей сплав подозрений не вызвал, обследуем под большим увеличением, имея под рукой детальный рисунок заведомо подлинной монеты. Здесь мы выявим идентичность элементов нашей монеты с монетой-эталоном. На этом же этапе мы можем обнаружить признаки, которые уже известны на фальшивых монетах.
Конечно, будет огорчительно увидеть их на собственной монете, но на то и проводится экспертиза. К сожалению, выбор эталонной монеты зачастую затруднён (для примера можно привести рубли и полтины периода 1718-1722 годов). Тут Уздеников рекомендует взять два эталона. Первый, наиболее совпадающий с оформлением реверса и аверса. Второй, который бы соответствовал изучаемой монете по гуртовой надписи.
Чеканка поддельными штемпелями явит нам отклонения в мелких деталях элементов рисунка монетного поля. Литьё копирует подлинный штемпель с удивительной точностью. Но тут мы можем найти признаки литейной технологии: литейные раковины, выпуклые точки, недостаточную проработку деталей (чаще всего не получаются волосы на портрете), отсутствие чётко обозначенного прямого угла перехода выпуклых литер и цифр в поверхность монеты, ‘неправильную’ фактуру поверхности (матовая вместо полированной).
После сличения эталона и нашей монеты мы выясним идентичность гуртовой надписи по тексту, условным обозначениям, декоративным деталям и по конфигурации литер и цифр. Заодно проверим совпадение шага насечки, её направления и угла наклона. Василий Васильевич обращает внимание на то, что у фальшаков гурт с прямой насечкой характеризуется более острыми рёбрами, чем у подлинников. После проведённых исследований любому становится ясно, почему при опознании подлинности нумизматы очень резко реагируют на отсутствие снимков гурта.
Отдельно стоит вопрос с монетами-новоделами, которые изготовлены монетными дворами при помощи подлинных или специально изготовленных штемпелей. Отличия от подлинников наблюдаются в значительном несоответствии веса норме и/или пробы драгоценного металла. Хорошим признаком новодела служат следы разрушения или коррозии штемпеля.
Часто гуртовую насечку новодельных монет накатывали вручную, и это заметно. У новоделов часто присутствует признак улучшенного чекана — полированная поверхность, тогда как оборотные монеты с подобной поверхностью замечены не были. Помните: вывод о поддельном характере монеты делается на основании совокупности нескольких вероятных признаков.
Проверим теорию практикой
Для примера выявления ‘нелегитимного’ экземпляра Уздеников рассматривает экспертизу ‘семейного рубля’. Это серебряный полуторарублевик-десятизлотовик 1836 года с портретами членов императорской фамилии (для примера мы приводим на иллюстрации выше новодел-подлинник с одного из аукционов). Вариантом знака гравера (Павел Уткин) выступала пара букв ‘ПУ’.
При экспертизе на среднем правом участке поля аверса выявлена группа выпуклых точек, весьма схожих со следами коррозии. Как помните, коррозия штемпеля предполагает новодельный характер монеты. Известно, что подлинными штемпелями успели произвести довольно большое количество новоделов.
При сравнении с новоделами из Исторического музея было отмечено отсутствие следов коррозии штемпелей на музейных монетах. Итак, подделка? Утверждать рано! Ведь исследуемый экземпляр могли отчеканить позднее музейных экземпляров. Тут выявили интересную особенность: новоделы из музея имеют в нижней правой области аверса наплыв металла.
Это признак разрушения участка рабочей поверхности штемпеля. А вот на исследуемой монете наплыв отсутствует. Теперь можно сделать вывод. Если подозрительную монету отчеканили позже музейных, то где след начального разрушения штемпеля, характеризующий экземпляры из музея? А раньше её отчеканить не могли, так как на музейных не замечены следы коррозии штемпеля.
Вердикт экспертов был таким: ‘При изготовлении обследованной монеты подлинные штемпели не использовались, а выпуклые точечные образования на поле ее аверса возникли в результате отливки ее в дефектную литейную форму’.
Источник: cennye-monety.ru
Фальшивые монеты: как определить подделку
Без преувеличения можно сказать, что фальшивомонетничество старо как мир: практически одновременно с появлением первых монет появились и их подделки. Среди нумизматов принято разделять два термина: поддельные монеты – это монеты, которые изготавливались для продажи в качестве антикварной ценности, и фальшивые монеты, изготавливаемые с целью незаконного запуска их в обращение. При этом если подделка старинных монет иногда являет собой плод фантазии своего создателя, то фальшивая монета полностью повторяет внешний вид монеты-прототипа.
Фальшивые монеты отливались с помощью специально изготовленных форм из золота и серебра более низкой пробы, либо из меди и бронзы, на которые наносился затем слой позолоты или серебрения. Так, например, были найдены монеты, сделанные еще в VI в. до н.э., которые полностью повторяли эгинские монеты, однако были изготовлены не из серебра, а из меди с тонким слоем серебряного покрытия. Эти монеты относят к первым фальшивкам, причем, по оценкам специалистов, качество изготовления у них очень высокое.
Фальшивомонетничеством считается и преднамеренная порча монет из драгоценных металлов с последующим присвоением этих металлов. Так, например, в XVI в. у российской копейки, состоящей из серебра, часто спиливали или срезали кусочки драгоценного металла по краям. А поскольку монета имела овальную форму, это жульничество внешне было не сильно заметно. Масштабы распространения обрезывания монет со временем стали настолько значительными, что пришлось принимать соответствующие меры: в России провели денежную реформу, а гурт (ребро) монеты стали оформлять надписями или насечками.
В период античности и средневековья фальшивомонетничество не было такой уж редкостью и процветало во время войны и экономических кризисов. Например, в Европе в XIII в. многие из феодалов копировали английские пенсы, выпуская собственные монеты, которые получили название «крокарды» и «полларды». После безуспешной борьбы с фальшивомонетчиками король Эдуард I сделал «ход конем», узаконив эти фальшивки и приравняв их к половине пенса. Учитывая, что фальшивые монеты содержали больше серебра, нежели половина пенса, они стали быстро исчезать из обращения и постепенно были изъяты.
В истории известны и случаи, когда фальшивые монеты выпускало само государство. Правители вынуждены были прибегнуть к порче монет для снижения их реальной стоимости в связи с нехваткой денег в государстве. Так, один из древнегреческих правителей Поликрат из города Самос, приказал сделать монеты из свинца, покрытого золотом, чтобы расплатиться с воинственными спартанцами.
Бывало и такое, что целью выпуска фальшивок был подрыв экономики враждебного государства. В качестве примера можно привести войну 1812 г., в ходе которой Наполеоном был отдан приказ о подделке русских денег.
В прошлые времена, чтобы отличить монету, целиком состоящую из серебра, от фальшивки, покрытой лишь тонким серебряным слоем, ее царапали ножом. Какие же способы существуют для этого сегодня?
Как определить фальшивую монету
- Для определения фальшивой монеты нужно установить ее вес. Так, серебристые металлические сплавы, из которых делают фальшивки, легче, чем настоящее серебро. Нумизматы говорят, что монета может иметь небольшие отклонения в весе в том случае, если она достаточно изношенная и потертая, однако эти отклонения не должны быть значительными.
- С помощью специальной 10-кратной лупы нужно внимательно изучить поверхность монеты. Отчеканенная подлинная монета не должна иметь микроскопических углублений, которые появляются при подделке монеты с помощью литья.
- Затем стоит обратить внимание на гурт монеты. Если в каких-то местах имеется бороздка или отслойка гурта, то это признак изготовления монеты с помощью литья. Также не должен быть нарушен рисунок гурта.
- Подбросьте монету, придав ей вращение. Если монета не имеет отслоек и трещин, то она издаст мелодичный серебряный звон.
- Посоветуйтесь со специалистом. Коллекционеры-нумизматы со стажем часто могут определить фальшивую монету «на глаз».
Источник: fx-review.ru
Как определить подлинность старинной монеты (см.)?
Последнее время возле магазинов, банков прямо-таки атакуют личности, предлагающие купить старинные монеты (якобы нужны деньги — продаю свою коллекцию). Учитывая количество продающих, становится понятно, что продают подделки. Подделки, достаточно правдоподобные (качественные):
Интересно, какова на самом деле стоимость этих монет?
комментировать
в избранное
Борис Кузьм ич [5.5K]
8 лет назад
Стоимость таких монет равна стоимости затраченных на изготовление материалов и электроэнергии для работы станка (плюс химсредства для искусственного состаривания). Комплекс для изготовления монет стоит порядка 50 тысяч рублей. Сам станок стоит от 12 тысяч рублей. Клише 3-4 тысячи. Дизайн клише 500-1000 рублей (зависит от сложности). Медные заготовки 31-38 рублей за штуку.
Серебряные заготовки 2000-3500 тысячи. Золотые заготовки 48-57 тысяч рублей.
Но раз продают значит выгоду мало мальскую имеют.
Подлинность в наше время могут гарантировать только серьезные нумизматические магазины, у которых есть возможности для проведения дорогостоящих экспертиз.
В большинстве других случаях гарантий нет никаких (уж очень качественные получаются подделки при современных методах изготовления.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
arsen geoda kov [18K]
7 лет назад
Насколько мне известно, подобные монеты продаются не только у банков и магазинов, но и в других местах, где достаточная проходимость, например, на оживлённых перекрёстках недалеко от станций метро. Уже забыл, на каком сайте я это прочёл, но реальная цена таких монет составляет 100 рублей за штуку.
При этом в эти сто рублей входят не только издержки производства, но и мелкооптовая торговая наценка, включающая в том числе и достаточно высокую мелкооптовую прибыль. Мелкооптовые торговцы, естественно, по такой цене готовы продавать монеты не простым людям, а торговцам. Однако, это при том условии, если монета изготовлена из железа.
Но ведь именно из железа изготовлены монеты, которые продают «атакующие» торговцы, серебряные поддельные монеты, насколько мне известно, являются гораздо менее распространёнными, поскольку невыгодно тратить серебро, это удорожает производство, а покупатели редко носят магниты в карманах для проверки монет. Проверьте, пожалуйста, монету магнитом, а вдруг Вам повезло, она серебряная? После этого, если она не магнитится, рекомендую взвесить на аптекарских весах, потом вычислить объём геометрической фигуры, а потом рассчитать удельный вес. Если удельный вес соответствует монетам из серебра соответствующей пробы — Вам повезло, но всё равно это лишь шанс на то, что монета может быть подлинной, гарантии нет.
Источник: www.bolshoyvopros.ru