Алексей Лагутенков: Различаем натуральные и синтетические меле бриллианты
Независимый эксперт-геммолог. Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Института Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания).
Автор книги-бестселлера «Драгоценные камни».
Другие публикации эксперта:
Прогресс все же странная штука. Никогда не знаешь, под каким углом он может повернуть хорошо известную проблему так, чтобы она стала наиболее болезненной. Синтетические бриллианты известны давно. В 2016 и 2017 годах на страницах этого журнала мы уже обсуждали, как потенциально может повлиять массовое появление синтетики на ювелирный рынок. 2018 год внес свои коррективы.
Лабораторные выращенные бриллианты и в чем их отличие от природных бриллиантов?
Теперь ни у кого нет проблем с крупными синтетическими бриллиантами, неважно, закрепленными в изделии или нет. Сейчас только очень самонадеянный мошенник попытается продать клиенту украшение с искусственным одно- или двухкаратным бриллиантом. С распознаванием больших камней нет никаких проблем.
Главная напасть сегодняшнего дня — синтетические бриллианты меле. Маленькие камни для «обсыпки», диаметром от 0,6 до 3,5 мм продаются и покупаются тысячами карат. Если в такую партию к натуральным бриллиантам подмешать синтетику, то выявить такой микс невероятно сложно. Никакая лупа или простейшие детекторы тепло- и электропроводности не помогут выявить мошенничество.
Синтетические бриллианты ни внешне, ни по физическим характеристикам никак не отличаются от природных камней. Чтобы продолжить разговор, вспомним, что такое синтетические бриллианты и какими они бывают.
Все бесцветные, блестящие камни, которые могут быть или не быть бриллиантами и закреплены в вашем ювелирном изделии, можно условно разделить на пять типов:
1. Настоящие природные бриллианты, без признаков облагораживания, то есть без очевидного вмешательства человека в природную структуру камня.
2. Природные бриллианты, цвет которых улучшен с помощью технологии HPHT (высокое давление при высокой температуре). Далеко не все алмазы поддаются такому воздействию. В основном этот метод применяется для улучшения цвета относительно крупных природных камней, весом от 0,5 карата. Визуально такие бриллианты ничем не отличаются от необлагороженных. Факт улучшения цвета может выявить только лабораторное исследование.
3. Синтетические бриллианты HPHT (то же самое высокое давление при высокой температуре). Они полностью созданы человеком в специальных установках. По химическому составу и физическим свойствам эти камни почти не отличаются от природных алмазов. До недавнего времени HPHT синтетика обладала всего несколькими отличительными признаками.
Как отличить бриллиант: Мифы и Реальность
В основном это были необычная люминесценция и магнитные металлические включения. В ультрафиолете в таких камнях можно было разглядеть особый рисунок — «крест», а цвет люминесценции обычно был от желтовато-зеленого до зеленого. Однако совершенствование технологий привело к тому, что эти признаки проявляются в современных синтетических бриллиантах далеко не всегда. Возможны ситуации, когда к вам в руки попадет HPHT синтетика без люминесценции и без магнитных металлических включений.
4. Синтетические бриллианты CVD (технология «химическое парофазное осаждение»). Это более современный метод синтеза алмазов, по сравнению с HPHT. Ключевых признаков CVD камней известно не так много. В основном это необычный цвет флюоресценции (оранжевый), но известны случаи, когда выращенные CVD алмазы не флюоресцируют вообще или демонстрируют к коротком и длинном ультрафиолету вполне реальный голубой оттенок природного алмаза.
5. Синтетические бриллианты CVD, цвет которых улучшен методом HPHT. В основном применяется к камням цветом P-T цветовой номенклатуры GIA 4C для бесцветных бриллиантов. С помощью этого вида обработки камни с ощутимым желтым ил желто-коричневым оттенком улучшаются до цвета I GIA. Оттенок флюоресценции при этом может поменяться с оранжевого на естественный голубоватый или не совсем естественный голубовато-зеленый. Может возникнуть эффект фосфоресценции, когда после воздействия УФ-лучей бриллиант продолжит самостоятельно светиться в темноте от нескольких секунд до нескольких десятков минут.
Вариант с имитацией бриллиантов в этой статье мы обсуждать не будем, поскольку отличить природный или синтетический бриллиант от стекла, фианита, муассанита или титанита не представляет никакой проблемы.
К сожалению, несмотря на подробное описание признаков синтетики, ни один из перечисленных признаков не позволяет надежно отличить искусственно выращенные алмазы от натуральных. Точный ответ может дать только спектральный анализ. Однако далеко не везде есть подобное оборудование.
И все же надежный ключевой признак синтетики существует, правда, невооруженным глазом его не увидеть. Речь идет о содержании и распределении химических элементов азота и бора в кристаллической решетке алмаза. В зависимости от наличия или отсутствия атомов азота, а также характера их распределения в кристаллической решетке минерала алмаз относят к одному из пяти типов. Все они приведены в таблице 1.
Таблица 1. Классификация типов алмаза по содержанию и распределению атомов азота и бора в кристаллической решетке.
Источник«Это изменит алмазный бизнес». Эксперты — о выращенных бриллиантах
Выращенные человеком бриллианты ни в чем не уступают природным образцам. И потому с успехом используются в драгоценностях самого высокого уровня.
Бывший президент алмазодобывающего холдинга «Алроса» Андрей Жарков сегодня занимается продвижением технологий выращивания бриллиантов. Его компания Ultra C (основана в 2017 году в Москве) пока проходит этап лабораторных испытаний и готовится приступить к промышленному производству синтезированных алмазов. В 2018-м вместе с супругой Викторией Даниловой Андрей Жарков основал ювелирную компанию Shiphra. На сегодняшний день это первый и единственный в мире бренд уровня fine jewelry, создающий украшения с искусственно выращенными бриллиантами. Предприниматели рассказали «РБК Стиль» об инвестиционном потенциале выращенных алмазов и об их конкуренции с природными экземплярами.
Андрей Жарков,
основатель компании Ultra C
— Чем отличаются лабораторно выращенные бриллианты от натуральных, созданных природой?
— Строго говоря, ничем. Это тот же самый углерод с кристаллической решеткой, что и у обычного бриллианта. У них одинаковые химические, физические и оптические свойства, поэтому природный и синтезированный камни невозможно отличить ни на глаз, ни с помощью оптических приборов. Это возможно сделать лишь с помощью профессионального оборудования для спектрального анализа. И, собственно, разница спектров натуральных и выращенных бриллиантов служит основой для их различия.
— В Америке все это называется словом «бриллиант». Это справедливо?
— Конечно. Ведь получаемый в лаборатории продукт — это не стекло, не кварц и не имитация алмаза, добытого в недрах. Он имеет свойства, идентичные природному бриллианту, например ту же твердость 10 по шкале Мооса.
Вместе с тем это продукт высокотехнологичный, т.е. подлежит масштабированию, его можно производить в промышленном количестве, поэтому с точки зрения редкости он почти антагонист природному камню. Добытый бриллиант обладает вторичной стоимостью, которая определяется его редкостью. C инвестиционной точки зрения у выращенного бриллианта нет вторичной стоимости, также не интересны для инвестиций и природные алмазы весом до 10 каратов. В среднем 1 карат природного камня в два-четыре раза дороже лабораторного образца с равнозначными характеристиками.
— Значит ли это, что мы можем вырастить бриллиант с любыми заданными свойствами?
— Мы можем спрогнозировать цвет, каратность и чистоту будущего камня. Существует две основных технологии выращивания. Первая — HPHT (высокое давление, высокая температура), известная с 50-х, использует прессы. Вторая, более новая, — CVD — это осаждение из газовой фазы (процесс идет в реакторе).
В области первой технологии замечательные результаты показала российская компания New Diamond Technologies из Сестрорецка, их рекорд — камень весом 22 карата. Наша Ultra C работает с технологией осаждения из газовой фазы. Этот метод дает возможность более четкого контроля параметров роста, т.е. финальных характеристик бриллианта. Для получения фантазийных оттенков добавляются примеси соединений азота (для желтых), бора (для голубых). В среднем один цикл роста составляет 21– 30 дней.
— А что служит сырьем?
— Графит, расплав, т.е. металлический сплав, и затравка — «зернышко» алмаза, на которое этот графит потом осаждается. Это может быть как натуральный, так и выращенный фрагмент.
— Очень похоже на выращивание культивированного жемчуга .
— Именно так. Но культивированный жемчуг растет в естественной морской среде, а алмаз формируется в реакторе, в котором созданы условия, идентичные недрам земной коры.
— А как обстоит дело с сертификацией лабораторных бриллиантов?
— Они получают сертификаты от тех же уважаемых мировых институций GIA, HRD, IGI с указанием их цвета, размера, чистоты, типа огранки и с обязательным упоминанием, что этот камень выращен в лабораторных условиях. Эти официальные сертификаты очень важны для конечного покупателя, который осознает, что перед ним украшение не с природным алмазом, но и не с куском стекла. Пока далеко не все понимают, что такое лабораторно выращенные бриллианты. Так что одной из наших задач мы считаем повышение грамотности в этом вопросе.
Один карат природного камня в два-четыре раза дороже лабораторного образца с равнозначными характеристиками.
— Как конкурируют между собой алмазодобывающая отрасль и производители лабораторных бриллиантов?
— Говоря о конкуренции природных и лабораторно выращенных бриллиантов, необходимо отметить, что, с одной стороны, синтезированные камни стали триггером для новых потребителей в силу их большей доступности, с другой — производство выращенных алмазов, несомненно, disruptive technology (прорывная технология. — «РБК Стиль»), которая изменит традиционный алмазный бизнес. Спрос на выращенные бриллианты будет расти в первую очередь благодаря их промышленному использованию в высокотехнологичной индустрии. И глубина этого «технического» рынка в десятки раз превосходит объемы производства камней ювелирного качества.
Если же говорить о ювелирных лабораторных бриллиантах, то они отлично укладываются в глобальную парадигму демократизации, ответственного потребления, сохранения экологии. Миллениалы предпочитают тратить деньги на эмоции и впечатления, поэтому в списке их покупок материальные ценности занимают далеко не первые строчки. Им больше не важен и не интересен лозунг De Beers «Diamonds are forever», надолго привязавший бриллиант к вечным ценностям и особым моментам жизни.
— А что говорят цифры?
— Мировой рынок ограненных бриллиантов составляет $21–22 млрд. Объем лабораторных ограненных камней на сегодняшний день приближается к $1 млрд, но через пять лет он имеет все шансы увеличиться в четыре-пять раз. По итогам 2019 года было выращено 2 млн каратов бриллиантов, через три-четыре года эти показатели приблизятся к 10 млн каратам. Для сравнения: рынок природных алмазов составляет 140 млн каратов и добыча постепенно сокращается.
О бренде Shiphra
Виктория Данилова,
креативный директор Shiphra
Я покупала украшения разных брендов и понимала, что мне не хватает красивых, эффектных, заметных вещей и персонального подхода при покупке. Мы сразу решили, что лабораторно выращенные бриллианты должны стать частью высокого ювелирного искусства.
Поэтому отказались от идеи демократичного сегмента и масс-маркета: в среднем украшения Shiphra стоят $30–50 тыс., их цена не опускается ниже $20 тыс. Конечно, есть предметы и за сотни тысяч: например, кольцо с уникальной парой розовых камней по 2,86 карата. Оно было продано за $200 тыс., а будь в нем природные камни, оно могло бы стоить до $6 млн.
Мы хотим продемонстрировать, что сегмент high jewelry намного доступнее, чем может показаться. Клиенты нам верят: у нас нет разовых продаж, все покупатели возвращаются. Хочется, чтобы наш российский бренд стал полноценным игроком на мировом рынке.
Ювелирная компания зарегистрирована в Швейцарии, а производство находится в Италии, в Валенце, по соседству с известными мировыми брендами. Ряд фабрик отказались с нами сотрудничать из-за ненатуральных бриллиантов, считая, что это испортит их репутацию. Незадолго до пандемии мы начали продаваться в мультибрендовом магазине на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке.
В Москве работает шоурум по предварительной записи. Мы абсолютно уверены, что скоро на рынке украшений с неприродными бриллиантами появятся и другие игроки. И нам важно сразу установить эту максимально высокую планку качества, чтобы отношение к рынку изделий из лабораторно-выращенных бриллиантов было соответствующим.
Источник