Синонимы имени Алмаз. Алмас, Илмаз, Илмас, Эльмаз.
Происхождение имени Алмаз. Имя Алмаз татарское, мусульманское, казахское. Имя Алмаз в переводе с арабского означает наименование камня, от которого это имя произошло, а точнее «алмаз», «бриллиант». Очень часто в значении «блестящий», «превосходный», «великолепный». В тюркских языках это имя означает «драгоценный камень», иногда – «наилучшая сталь».
Для тюркских народов имя Алмаз более привычно, чем для русских, но по своей форме оно мало чем отличается от русского имени. Для русских, для которых имена от названий минералов нетипичны, было известно древнее мирское имя Алмаз. Объяснение этому находится в том, как имя Алмаз попало в русский язык. К русским слово «алмаз» пришло от тюрков, возможно, от татар.
Татары же заимствовали его у арабов, арабы – у греков. У поволжских татар встречается и сейчас имя Алмаз, которое имеет варианты Алмас, Илмаз, Илмас. Оно означает «не тронет, не возьмёт». Это имя давали, чтобы ребёнок не болел и злые силы его не одолели.
Алмазы | Как это устроено | Discovery
Это имя семантически близко имени Улмәс («не умрет, бессмертный»), Улмәсхан («бессмертный хан»), Улмәсбай («бессмертный богач»), Улмәсбикә («бессмертная княгиня»). От имени Алмаз у татар образовано женское имя Алмазия. Также имя может звучать как Эльмаз, и может быть как мужским, так и женским.
Среди башкир употребляется имя Алмас, которое употребляется как среди мальчиков, так и девочек. Для мужчин имя выражает пожелание, чтобы ребёнок был крепким, как алмаз. Для женского имени дается толкование – «драгоценная», «дорогая», «бесценная», «красивая». Среди казахов используют имя Алмаз или же Алмас, которое имеет два значения.
Первое из них пришло из греческого языка и переводится как «алмаз», в значении «твёрдый» а второе – из арабского, которое переводят как «чистый», «самый ценный», «драгоценный». От имени Алмаз у казахов образованы имена Алмасбай, Алмасбек, Алмасхан и женское Алмасгүл. Которое также пишется и через «з». У кыргызов производное имя – Алмазбек.
У азербайджанцев имя Алмаз – это женское имя. В Турции ему соответствует имя Elmas. В англоязычных странах встречается женское имя Даймонд (Diamond), означающее буквально «бриллиант», «алмаз». Шире всего имя Алмаз употребляется у восточных народов, особенно у последователей индуизма и буддизма. Имена этой группы встречаются как у мужчин, так и у женщин.
Алмазу присуща активность и общительность. У него всегда хорошее настроение. По своей природе он авантюрист. Обычно человек с таким именем – это творческая натура. Порой он склонен к безрассудным действиям, поэтому постоянно нуждается в поддержке и советах близкого человека.
Если на жизненном пути рядом с ним будет наставник, Алмаз способен добиться серьёзных успехов. В обратном случае судьба его может сложиться не так гладко. Обладатель этого имени прекрасно сможет реализовать себя в спорте или искусстве. Он талантливый в различных направлениях. Из Алмаза получится хороший руководитель.
Алмаз
Он всегда уверен в своих силах, смел, увёртлив, а иногда бывает склонен к обманам. При определённых обстоятельствах может вести себя надменно и заносчиво. Со стороны этот мужчина всегда кажется сильной и неуязвимой личностью. На самом деле он очень чувствительно воспринимает любые критические замечания в свой адрес.
В семейной жизни с таким человеком достаточно не просто ужиться. Для него важна как внешняя красота избранницы, так и её внутренний мир. Будущая жена Алмаза должна быть терпеливой, всегда уметь выслушать своего мужа. Нужно быть готовым к тому, что в быту он нередко проявляет свои артистические таланты. Всегда готов поделиться своими эмоциями с окружающими его людьми.
В состоянии раздражения становится капризным и властным. В то же время Алмаз заботлив, всегда готов помочь. Этот мужчина всё делает для того, чтобы создать духовный и физический комфорт. Для этого ему необходимо дать возможность найти себя в жизни. Люди с данным именем необычайно сильны, как морально, так и духовно.
Они способны на безграничную щедрость. Как правило, они добиваются в жизни, чего хотят и даже более. Алмаз – это не простое имя. Оно может дать владельцу необычайную силу, выносливость, терпение, смелость и безграничность.
Именины Алмаза
Алмаз именины не празднует.
Известные люди с именем Алмаз
- Алмаз Иванов ((ум.1669) в крещении – Ерофей; русский предприниматель, дьяк, дипломат XVII века)
- Алмаз Иванов ((XVII в.) двинской таможенный голова)
- Алмаз Чистый ((XVII в.) дьяк московский)
- Алмаз Гарафиев ((род.1948) российский филолог-тюрколог. Автор учебников и учебных пособий по татарскому языку для школ и вузов. Автор около 30 публикаций. Основное направление научной деятельности — перевод и публикация турецких источников по истории Поволжья (летописи, законодательные акты, сочинения путешественников).)
- Алмазбек Атамбаев ((род.1956) Президент Кыргызской Республики, Премьер-министр (2010-2011), председатель Социал-демократической партии Киргизии. Почетный президент Федерации самбо Кыргызстана.)
- Алмаз Гисмеев ((род.1963) российский спортсмен, девятикратный чемпион мира по кикбоксингу, десятикратный чемпион России, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер Российской Федерации по кикбоксингу, депутат городского Совета города Мурманска. Известный житель города Мурманска. Создал свою школу кикбоксинга, проводил коммерческие и некоммерческие бои и соревнования, активно занимался приобщением молодёжи к боевым искусствам.)
- Алмаз Ибрагимов ((род.1948) крупный казахстанский предприниматель, топ-менеджер, промышленник, Доктор коммерции Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России (1998), Академик Академии минеральных ресурсов Республики Казахстан имени Е.Букетова и Ш.Есенова (1998), Почётный профессор Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова.)
- Алмаз Сарлыкбеков ((1950 – 2008) театральный режиссер. Народный артист Киргизии, Лауреат международной премии имени Ч.Айтматова, обладатель всесоюзной серебряной медали имени А.Попова.)
- Алмаз Хамзаев ((род.1955) казахстанский государственный деятель, дипломат)
- Алмазбек Раимкулов ((род.1977) кыргызский боксёр-профессионал, выступавший в легкой весовой категории)
- Алмасбей Кчач ((1958 — 2012) генерал-майор, секретарь Совета Безопасности Республики Абхазия (2003—2005); министр внутренних дел Абхазии (1996—2003))
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Совпало ли описание имени? Оставьте комментарий!
Обсуждение описания имени Алмаз
AlmazBEK (гость)
Добавлено 23.11.2022 в 11:07
Я не думал, что так глубока история имени Алмаз.
Источник: kakzovut.ru
Алмаз — этимология
Алмаз как объект обработки долго сопротивлялся камнерезам, первые сведения о шлифовании камня историки относят к 1375 г. (Нюренберг), затем есть данные о парижском шлифовальщике Германе от 1407 г. Фламандец Людвиг ванн Беркен из Брюгге (сер. XV в.) создал новый шлифовальный станок и ускорил процесс обработки камня, позже научились огранивать (придавать форму) и распиливать алмазы.
В начале XVIII века добыча алмазов в Индии сократилась, в 1729 г. алмазы нашли в Бразилии, в 1886 г. в Южной Африке, в 1907 – 1920 гг. в Конго, Гвинее, Анголе и др. странах Африки; в 50-х годах XX в. в России, в 1978 – в Канаде и в Австралии.
Если мы подводим читателя к мысли о семитском происхождении термина АЛМАЗ, то необходимо указать и на роль евреев в развитии ювелирного искусства, специальный ювелирный ТЕРМИН не может возникнуть в «народе», который не занимается обработкой и продажей драгоценных камней.
1) Краткая история развития еврейского ювелирного дела
Через Израиль (перекресток Африка-Азия) проходили важнейшие торговые пути древнего мира между Египтом и Месопотамией и др. странами. Наряду с обычными товарами по ним транспортировались также предметы ювелирного искусства, которые пользовались постоянным спросом в среде высшей власти, что способствовало раннему знакомству евреев с ювелирным делом.
Одно из древнейших упоминаний драгоценных камней имеется в Библии, наперсник (нагрудник) Первосвященника (Исх. 28:15-21) был украшен 12 камнями (по числу колен). Цвет камней не упоминается, поэтому определить их принадлежность к определенным минералам невозможно; считают, что во втором ряду камней находился алмаз (в Библии и Талмуде употребляют термины – «яхалом» и «шамир»).
В ходе общественного разделения труда, античного и средневекового иудеохристианского переустройства европейского общества, в еврейской среде выделились группа торговцев драгоценными камнями и ремесленников-ювелиров. В средневековье и в Новом времени еврейские торговцы и ювелиры обслуживают практически все потребности монархов в предметах ювелирного искусства. Роль драгоценных камней в политике была значительна, вспомним темную историю с алмазным ожерельем (стоим. 100 млн. $ по современным цен.) королевы Марии-Антуанетты (супруга короля Луи XVI), случившуюся в ночь, накануне Французской революции 1789 года и вызвавшее массовое недовольство парижан.
а) Электронная еврейская энциклопедия. Ювелирное искусство
«В 18 в. еврейское ювелирное дело было тесно связано с еврейской торговлей драгоценными камнями, центром которой были Амстердам и Гамбург. В 1749 г. среди вернувшихся в Прагу евреев было восемь мастеров золотых дел, а в 1830 г. в городе было уже 55 мастеров. В Силезии еврейские ювелиры работали с середины 18 в., в остальной Германии — лишь с середины 19 в. Еврейские ювелиры были также в Польше и Литве; в 1664 г. Хирш Желенович получил официальный титул королевского мастера золотых дел. В 17–18 вв. среди еврейских ремесленных цехов Кракова самым богатым считался цех ювелиров. …
В России евреи традиционно были мастерами ювелирного искусства. Еще в 17 в. в Москве, в Новомещанской слободе, заселенной … почти исключительно выходцами из Литвы и Белоруссии, жили и работали многочисленные мастера серебряных и золотых дел из Вильно, Смоленска, Витебска, Минска, Шклова, Полоцка, Мстиславля, Могилева и других городов. Подавляющее большинство этих мастеров составляли евреи, обращенные в христианство. В крупных городах черты оседлости и Царства Польского евреям иногда принадлежали не только ювелирные мастерские, но и фабрики по производству золотых и серебряных изделий».
«В средние века работа по золоту и серебру, как и другие еврейские ремесла, была распространена в странах Средиземноморья. Материалы из Каирской генизы показывают, что в 11–12 вв. это ремесло было хорошо оплачиваемым и в высшей степени профессиональным занятием евреев в Египте и в прилегающих к нему областях до Адена. В Ираке, Персии, Йемене и в странах Магриба среди ювелиров было много евреев. В арабских странах это положение сохранялось до нового времени. Так, в 1844 г. в Багдаде из 1607 семей еврейских ремесленников и торговцев 260 были заняты ювелирным делом».
б) Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Ремесленники
«Большинство евреев занято в портняжном деле, сапожном, а также ЮВЕЛИРНОМ. В Голландии евреи очень сильно представлены в шлифовании бриллиантов; в Амстердаме число евреев-шлифовщиков равно 60%».
2) Существующая этимология
Корень: алмаз.
Значение — прозрачный твёрдый минерал, одна из аллотропных форм углерода, дорогой драгоценный камень.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от тюркск., ср.: тел., тат., казахск., кирг., кыпч. almas — то же, тур. elmas, которое идет через арабск. из др.-греч. adamas. Русск. алмаз — уже у Афанасия Никитина.
б) Википедия
Алмаз (от араб. almas, которое идёт через арабск. из др.-греч. adamas — «несокрушимый»).
в) Викисловарь
Древнегреческий adamas (несокрушимый?). Значения – 1. сталь; 2. алмаз.
Этимология (автор не известен)
Происходит от древнгреч. an- «не,без» + damazo «укрощать, покорять», восходит к праиндоевр. *dem- «приручать, укрощать», откуда лат. domo «приручаю, покоряю», др.-в.-нем. zemmen «укрощать», англ. tame «приручать», санскр. damyati «укрощать»
г) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975
АЛМАЗЪ (ОЛМАЗЪ). «Алмазъ же родится в горе каменной», Х. Афан. Никит. 1472 г. «Аще воин тотъ камень олмазъ на лъвой стране носит или во оружии или во иных платияхъ тогда опасенъ бываетъ от своих супостатъ». Травн. Любеч. 1534 г.
В конце XVI – нач. XVII в. появляются в документах упоминания алмазных изделий и «алмазных» торговцев и мастеров – АЛМАЗНИКЪ (купец), АЛМАЗЧИКЪ (ремесленник). «Словарь …» приводит примеры: «золотой перстень с алмазом», «запона с алмазом», «золотые пуговицы… а в гнездах по алмазу», «алмазить» — шлифовать и резать драгоценные камни (Торг. книга, XVI-XVII); «перо золотое … въ немъ 55 алмазов». Производится оценка возможностей сбыта драгоценных камней на Московском рынке: «Да торговые люди кадашевецъ Козьма Ивановъ, алмазчикъ Иван Кириловъ, смотря камени яхонта, сказали, что купцовъ на него въ Московскомъ государствъ не будет», 1695.
д) Словарь Академии Российской 1789 г.
АДАМАНТЪ. Греч. «Блестящий камень, между драгоценными первую степнь занимающий и твердостью своей все камни превосходящий; назван он Адамантомъ, что значит НЕЛРЕОДОЛЪННЫЙ (так в тексте), по тому, что все прочие камни своей твердостью побеждает. Слово сие АДАМАНТЪ находится токмо в церковных книгах, а в общем употреблении камень сей АравитскимЪ словом называется АЛМАЗЪ. Зри сие слово».
е) Словарь Академии Российской 1847
Алмазъ. 1) Камень, занимающий между драгоценными первое место.
3) Обобщения и вывод
* Арабский термин ALMAS существует, но только как термин, обозначающий конкретный предмет (камень алмаз), его невозможно разложить на составные части; данный факт говорит, о том, что слово – ЗАИМСТВОВАНО. Понятие «твердость» в арабском языке обозначено другим термином.
* Термин АЛМАЗ отмечен в русском, украинском, белорусском, арабском, турецком, татарском языках, в других европейских языках употребляется термин ДИАМАНТ, что говорит об АРЕАЛЕ и ВРЕМЕНИ его распространения – русско-турецкое противостояние и войны XVI-XVII вв., начались с 1541 года и продолжились: в 1556, 1558, 1568-1570 (Астрахань), 1676-1681 и т.д.
* Древние русские документы употребляют термин АЛМАЗ с 1534 года (текст записок Афанасия Никитина был внесен в Летописный свод в 1489 г.).
* Основная характеристика АЛМАЗА – твердость, об этом сообщают прямо или косвенно практически все документы.
Вывод
Очевидно, что смысл термина АЛМАЗ надо искать в лексике общего религиозно-торгового языка имевшего распространение как в причерноморском, кавказском регионах, так и в Турции, им мог быть только один язык – сакральный иврит.
4) Этимология иврита и образы Библии
Приведем термин в форму близкую ивриту и выделим корни – АЛМАЗ = АЛ+МАЗ или АЛ+М+АЗ.
* АЛ+МАЗ = ивр. АЛ СВЕРХ + МАОЗ твердыня;
* АЛ+М+АЗ =ивр. АЛ СВЕРХ + М (МЕ, МИ) из-за, из, более чем + АЗ сильный, крепкий (свойство быть твердым); ОЗ крепость, величие.
б) Библейский образ
Исход 15:2: «Господь крепость (ОЗ) моя и слава моя».
1 Цар. 2:10: «Господь будет судить концы земли и даст крепость (ОЗ) царю Своему».
Судей 9:51: «Среди города была крепкая (АЗ) башня».
Притчи 18:19: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого (АЗ) города, и ссоры подобны запорам замка».
Притчи 14:26: «В страхе перед Господом – надежда твердая (АЗ), и сынам Своим Он прибежище», и т.д. термины АЗ, ОЗ, МАОЗ широко применяются в библейских произведениях в указанных выше и других значениях.
Таким образом, очевидно, что термин АЛМАЗ сформировался в причерноморском регионе, примерно в XV-XVI вв., в его структуре заложено два корня иврита – АЛ сверх и МАОЗ или АЗ, ОЗ крепость (свойство быть твердым), что при сложении приобретает смысл – СВЕРХКРЕПКИЙ (сверхтвердый).
Термин характеризует редкий природный минерал с целью возможности его обработки, что указывает на профессиональную среду (еврейские торговцы и ювелиры, аристократические круги) где обращался минерал, и где очевидно он приобрёл свой СПЕЦИАЛЬНЫЙ термин, малоизвестный до XVII-XVIII вв., когда он вошел в язык документов власти, а затем и в словари.
Система европейского средневекового образования и воспитания строилась на передаче от учителя (священника) ученику (прихожанину) ОБРАЗОВ Библии. Образ передавался посредством СЛОВА-СИГНАЛА, который закреплялся в сознании путем многократного повторения и разъяснения (годичные циклы изучения Святого Писания).
По окончанию обучения иудеохристианской вере, ученик был способен воспринимать СЛОВА-СИГНАЛЫ, в своём сознании трансформировать их в ОБРАЗЫ и манипулировать ими, т.е. МЫСЛИТЬ в системе иудеохристианской идеологии.
Когда мы говорим, что системы общего образования сформировались в Европе в XVIII-XIX вв. мы имеем в виду только СВЕТСКОЕ образование и отвергаем систему РЕЛИГИОЗНОГО образования, на котором собственно и держится европейское миропонимание и общественный порядок до сего дня. При вводе в эту систему других идеологий (язычества) она обрушится.
Источник: proza.ru
Происхождение слова алмаз
Алма́з. Это слово существовало уже в древнерусском языке, а заимствовано было из тюркских языков, вероятнее всего из татарского, который в свою очередь позаимствовал слово алмас из арабского. Но и это еще не конец цепочки заимствований: арабское almas восходит к греческому adamas — «несокрушимый». Вполне подходящее слово для определения прочностных свойств этого камня — недаром его применяют в буровых долотах
Алмаз. Арабское — almas. Греческое — adamas («несокрушимый»). Латинское — adamas.
Слово «алмаз» как название драгоценного камня и самого твердого минерала впервые встречается в письменных памятниках древнерусского языка с XV в. В начале XVII в. слово «алмаз» зафиксировано Р. Джемсом (1618–1619 гг.) В русский язык форма «алмас» пришла из восточных языков — скорее всего, из арабского через татарский. Первоисточник — греческое adamas, что в переводе — «несокрушимый», от damao — «сокрушаю». Минерал назван так благодаря своей особой твердости. Производное: алмазный.
алма́з, укр. алма́з — то же, уже у Афан. Никит., см. также Унбегаун 106. Восточное заимств.; ср. тел., тат., казах., кирг., кыпч. almas — то же, тур. elmas, которое идет через араб. из греч. ἀδάμας; см. Г. Майер, Türk. St. 1, 36; Хорн, IFAnz.
6, 49; Радлов 1, 438. Ср. адама́нт.
Алма́з. Др.-рус. заимств. из татар. яз., где алмас передает араб. almas, восходящее к греч. adamas «несокрушимый». Минерал назван так по своей особой твердости.
- толковый словарь: лексическое значение слова алмаз
- синонимический словарь: синонимы слова алмаз
Источник: lexicography.online