Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки
В этой статье я хочу поделиться своей систематизацией знаний об одной из техник бисероплетения — ручном ткачестве. Вы узнаете:
- Основные принципы, достоинства и недостатки техники
- чем эта техника отличается от других техник плотного плетения
- почему полотно, сплетенное в этой технике, прочнее, чем вытканное на станке
- почему изделия, выполненные в этой технике, выше ценятся по стоимости
- какой бисер лучше всего подходит для ручного ткачества
- какие изделия можно выполнить в этой технике
Хочу сразу оговориться, что я не ставлю себе целью сделать полноценный мастер-класс, их существует множество. В статье я расскажу о своих особенностях работы в этой технике.
Ручное ткачество (прямое гобеленовое плетение, тканьё без станка, деревенское плетение) — это одна из наиболее древних разновидностей бисероплетения. Её возникновение относится к периоду, когда ещё не был изобретен станок. Своё название техника получила за подобие тканым гобеленам. Техника позволяет создавать плоское и плотное бисерное полотно, бисерины при этом расположены строго одна над другой без смещения, в результате чего возможно создавать сложные рисунки, подобные тем, которые вышивают крестиком.
МК Прямое плотное плетение из бисера. Техники бисероплетения.
Основные принципы ручного ткачества:
- плетение выполняется на одной нити
- бисерины соединяются между собой множество раз, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной. Начало полотна, первые два ряда, требуют больше проходов нити, но в дальнейшем это обеспечивает устойчивость плетения к перекосу.
- Соединяются каждые 2 бисерины, стоящие друг над другом по вертикали, а также я дополнительно прохожу через соседнюю пару бисерин, связывая уже 2 пары бисерин
- Помимо описанных проходов нити, я провожу нить через каждый ряд после его завершения, что позволяет выровнять полотно и придает ему дополнительную прочность. Итого в центре полотна минимальное количество нитей, проходящих через каждую бисерину – 4. Это число может возрастать, когда требуется закрепить в плетении новую нить и спрятать старую.
- Наращение и сужение полотна, выполненного ручным ткачеством, не требуют добавления дополнительных нитей. Все манипуляции производятся рабочей нитью.
А теперь – о плюсах и минусах ручного ткачества в сравнении с другими техниками плотного плетения бисером.
Достоинства ручного ткачества
- Высокая прочность полотна за счет прохождения через каждую бисерину большого количества нитей
- Отсутствие нитей основы (в отличие от станочного ткачества, где натянутые на станок нити основы после завершения плетения нуждаются в фиксации, и это чуть ли не более трудоемкий процесс, чем собственно само плетение)
- Легко воспроизвести любой рисунок, в отличие от мозаичного полотна, где требуется делать поправку на смещение бисерин друг относительно друга
- Полотно можно делать как на четное, так и на нечетное количество бисерин без дополнительных трудозатрат (в отличие, к примеру, от мозаичного полотна, где полотно на нечетное количество бисерин плетется немного сложнее)
- Полотно ровное и не смещается в процессе плетения в отличие от станочного ткачества, где оплошность выравнивания нити в одном из рядов может привести к смещению всего полотна
- Ручное ткачество позволяет создавать картины и другие крупные формы без использования канвы и другого вида основы, иначе говоря, пришивать каждую бисерину к основе не требуется
- Готовое полотно можно с небольшими трудозатратами нашить на кожаную основу
- Легкое наращивание в длину и ширину, даже если плетение основного полотна уже завершено
- Техника позволяет делать в полотне отверстия прямоугольной и квадратной формы с ровным краем без существенных трудозатрат
- Отсутствие различий между лицом и изнанкой и как следствие отсутствие необходимости в декорировании изнаночной стороны
Недостатки ручного ткачества
- Высокие затраты материалов – в сравнении с другими техниками нити уходит очень много
- Высокие временнЫе затраты – дополнительное крепление бисерин друг к другу и многократный проход нитью увеличивают существенно время работы
- Необходимость использования тонких нитей в сочетании с тонкими иглами либо бисера с широким отверстием, поскольку увеличение количества нитей внутри каждой бисерины приводит к возрастанию физических затрат на каждый следующий проход
- Сложность восстановления полотна в случае повреждения бисера, если лопнула бисерина, надежнее всего переделать ряд целиком
- При необходимости плавного сужения или расширения по краю полотна образуется лесенка. То есть край получается ступенчатым, а не плавным, как при мозаичном плетении
- Консервативность техники – использование бисера разных размеров не дает такого простора для творчества, как, например, в мозаичном плетении или ндебеле. Простор для творчества есть в случае обшивки бисером кабошонов ручным ткачеством, но это не является предметом данной статьи
Небольшое резюме по теоретической части
Как и всякая техника, ручное ткачество лучше подходит для одних задач и хуже – для других. Я использую эту технику, когда мне требуется плоское полотно со сложным рисунком – мне проще контролировать натяжение нити и ровность рядов, чем в станочном ткачестве. Безусловно, ручное ткачество очень трудоемко, но для меня важнее, что в результате получится нечто достаточно долговечное. Не случайно многие из сохранившихся образцов декоративно-прикладного искусства выполнены именно в этой технике.
Как ни крути, объективно оценить стоимость бисерной работы очень сложно. В ход идут расход и стоимость материалов, масштабы и сложность работы, техника также является одним из определяющих критериев. Но даже такой, казалось бы, универсальный критерий как трудоемкость техники, становится индивидуальным, когда мы переходим на личности – кому-то проще, скажем, вышивать, мне лучше дается плетение, и на вышивку небольшой площадки бисером я потрачу больше времени, чем на плетение плоского полотна. Однозначно могу сказать только то, что из техник плоского плотного плетения ручное ткачество – самое трудозатратное (почему – было расписано выше), но оттого оно не менее любимо мной и часто встречается в моих плетеных работах. Высока стоимость тканых вручную работ и по той причине, что я использую для них дорогой цилиндрический бисер (такой бисер есть у японских фирм Miyuki и Toho) – это позволяет сделать полотно гладким и без зазоров за счет формы бисеринок.
Изделия в технике ручное ткачество
Ну и в качестве заключения – «с чем это всё едят», а именно – что можно сплести ручным ткачеством. И немного иллюстраций по некоторым пунктам) Все фото найдены мной на просторах интернета.
Картины, панно (чаще используется станочное ткачество из-за его более низкой в сравнении с ручным трудоемкости)
Сумочки, очечники и чехлы для разных электронных устройств
Пасхальные яйца, шкатулки и другие сувениры
Пояса и повязки для волос
Герданы, галстуки, кулоны, колье и браслеты
Вот и всё, что я хотела рассказать. Спасибо за внимание и буду рада ответить на вопросы.
ИсточникКак плести полотно из бисера
Существует несколько техник плетения полотна из бисера. Это ткачество (тканье), мозаичное, гобеленовое плетение и техника ндбеле. Также можно связать полотно из бисера при помощи крючка или спиц. Выбор каждой из этих техник зависит от изделия, которое вы хотите изготовить.
- Как плести полотно из бисера
- Как плести бисером на проволоке
- Как плести бисером
- — иголка;
- — капроновая нить или леска;
- — бисер.
Небольшое полотно для широкого колье, пояса или браслета удобнее плести в технике мозаики. Это нанизывание бисеринок в шахматном порядке (через одну). Нижите изделия в одну нить слева направо и справа налево.
Наберите на нить нечетное количество бисеринок для первого ряда. Их количество зависит от ширины изделия. Второй ряд начните, протягивая рабочую нить через одну бусинку от конца ряда. Нитку притяните и нанижите на нее несколько бусин. Пропустите иголку с ниткой справа налево через бисеринки-связки предыдущего ряда (через одну).
В такой же последовательности сделайте все последующие ряды полотна.
Чтобы полотно получилось с узором, начертите схему изделия. Сделайте ее на листе бумаги в клеточку, на котором одна клетка будет равна одной бисеринке. Нижите полотно согласно этой схеме.
Оригинальные украшения получаются из полотна, сплетенного в технике ндбеле. Подобным способом плетут чехлы для телефонов, очечники, сумочки и так далее.
Наберите на нить в 2 раза больше бисерин, чем необходимо для ширины полотна (из этой цепочки получится 2 ряда). Введите нить в третью бусину от конца, затем во вторую и притяните нить.
Затем нанижите две бисеринки третьего ряда, протяните нить через 2 бусинки предыдущего. Нанижите еще 2 бусинки и протяните через 2 бисеринки предыдущего ряда. Плетите аналогичным образом до конца. Продолжайте плести последующие ряды полотна, как описано выше. В результате, должно получиться полотно «елочкой».
Большие полотна, например, картины или панно, удобнее всего плести при помощи специального станка. Такая техника называется «ткачество», поскольку очень схожа с этим процессом. Станок можно приобрести в магазине для рукоделия или же сделать самостоятельно.
Чтобы изготовить станок, нужны 2 рейки шириной 2 см и длиной на несколько сантиметров больше желаемого полотна, также понадобится дощечка. На нее прибейте рейки с двух противоположных сторон. Затем набейте небольшие гвоздики на расстоянии 2-3 мм друг от друга в шахматном порядке. На гвоздики натяните нити основы (их должно быть на 1 больше, чем бисеринок в узоре по ширине полотна).
На рабочую нить нанижите необходимое количество бисеринок для одного ряда. Протяните нить через основу, сначала под, затем над ней, продолжая чередовать таким образом до конца ряда. Нанижите бисер для следующего ряда согласно схеме полотна в обратном направлении. Теперь протягивайте нить сначала над, а затем под нитями основы.
ИсточникПрямое плотное плетение
1. Закрепите стоп-бусину, наберите бусины первого ряда. Наберите первую бусину второго ряда, пройдите в последнюю бусину первого ряда.
2. Снова вернитесь в первую бусину второго ряда.
3. Наберите вторую бусину второго ряда. Пройдите во вторую бусину первого ряда и вернитесь во вторую бусину второго ряда. Продолжайте, подплетая бусины к соответствующим бусинам предыдущего ряда, пока не выполните новый ряд.
4. Бусины в ряду будут немного болтаться. Чтобы зафиксировать их, пройдите по всему первому ряду, затем по второму и выведите иглу в нужной позиции для начала третьего ряда.
5. Таким образом выполняйте ряд за рядом. Чтобы выровнять их, прежде чем начать следующий ряд. пройдите по предыдущему ряду и по вновь сплетенному.
Образец прямого плотного плетения из 10 рядов на 10 бусинах.
Натяжение нити
В этой технике довольно трудно подобрать правильное натяжение нити. Чтобы полотно получилось достаточно мягким, нить должна быть натянута равномерно, но не слишком сильно. Чересчур натягивая нить, вы сделаете плетение жестким и неровным.
Прибавления
Выполнив и зафиксировав ряд (см. п. 4), наберите 2 бусины. Пройдите в первую и снова во вторую из них. Подвиньте их вплотную к плетению и начинайте следующий ряд со второй добавленной бусины.
Нельзя прибавить бусину только в одном ряду: выполняя прибавление, вы наращиваете как следующий ряд так и последний выполненный.
Убавления
В конце ряда. Закончите ряд на 1 бусину раньше. Выравнивая ряды, войдите в предпоследнюю бусину предыдущего ряда, чтобы нитка не была видна на крайней бусине. Следующий ряд выполняйте от конца укороченного.
В начале ряда. Выравнивая предыдущий ряд выведите иглу из предпоследней бусины и начинайте следующий ряд.
Можно выполнить убавление в конце одного ряда и в начале следующего, поэтому убавление может быть сделано в одном ряду.
Видео мастер класс плотного плетения из бисера
Источник