Примечание. *Перевод Нового Завета с греческого подлинника под ред. Епископа Кассиана (Безобразова). **Радостная Весть – Новый Завет в переводе с древнегреческого, выполненный В. Кузнецовой в конце XX века.
Список камней фундамента Нового Иерусалима несомненно основан на более раннем перечне камней наперсника Первосвященника, что подтверждает согласованность и преемственность священных текстов. Вместе с тем, имеются и некоторые различия в названиях отдельных камней и порядке их перечисления. Причины такого несоответствия в списках библейских камней в «Ветхом» и «Новом Завете» могут быть различными и, видимо, немаловажную роль при этом играли ошибки, допущенные при переписывании священных текстов.
В перечне камней Нового Завета в сравнение с Септуагинтой появляются четыре новых названия: «халкидон»; «сардоникс»; «хризопрас» и «гиацинт». Соответственно четыре камня наперсника – антракс, лигурион, ахатес и онихион – оказались не перенесенными в текст Апокалипсиса. В паре оникс — сардоникс единство происхождение названия (от греч. ноготь) определяет и их соответствие. Греческий «лигурион» обычно трактуют как гиацинт. Антракс или карбункул наперсника, вероятнее всего, соответствуют халкидону, а хризопрас заменят ветхозаветный агат.
Гора самоцветов — СКАЗКИ — Ну, вот еще, Про Степана-кузнеца, Чепоги и другие мультики — Сборник
Подобно тому, как иудейская традиция распределяла драгоценные камни наперсника Аарона между 12 коленами Израилевыми, средневековая христианская традиция каждый из камней основания Небесного Града соотнесла с 12 апостолами. Впервые сопоставил добродетели апостолов с символическим значением камней Небесного Иерусалима Андрей Кесарийский (VI – VII век) 14 в своем «Толковании на Апокалипсис».
Это труд был переведен на многие языки и имел широкое хождение и популярность в христианском мире. Соответствие камней основания Небесного Града и ближайших учеников Христа по Андрею Кесарийскому дано в табл. 6. В дальнейшем имели место и другие варианты списков 12 апостольских камней, отличия которых объясняются разным порядком перечисления апостолов в Евангелиях (табл. 7).
Кроме того, список апостолов обычно дополняет Павел, призванный после смерти Иисуса Христа, в перечне апостолов его помещали, как правило, на второе место. Павел, таким образом, является фактически тринадцатым апостолом. В этом случае двум братьям Иакову и Иоанну Богослову («сыновьям Зеведеевым») соответствовал один камень. В списке Андрея Кесарийского отсутствует другой Иаков – сын Алфеев, брат евангелиста Матфея. Смешение Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева является обычным явлением для христианских авторов.
Соотнесение камней основания стены Небесного Иерусалима с апостолами (по Андрею Кесарийскому)
Номер основания
Порядок перечисления имен 12 апостолов в книгах Нового Завета
Евангелие от Матфея
(Мф. 10:2–4)
Евангелие от Марка
(Мк. 3:16–19)
Евангелие от Луки
(Лк. 6: 14–16)
Деяния Апостолов
Примечание. *Матвей заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Деян. 1: 26).
Гора самоцветов сборник серий — Как стать героем! — сказки для детей!
Рассмотрим коротко 12 камней с основания стены Небесного Иерусалима в сравнении с камнями наперсника Первосвященника.
Основание первое – яспис. Описание этого камня «по цвету, подобно смарагду», данное Андреем Кесарийским находится в полном соответствии с представлениями ученых Древней Греции и Древнего Рима. В Апокалипсисе он обозначает Верховного Петра. Стена Небесного града также «построена из ясписа» (Отк. 21:18), что подтверждает особую прочность и незыблемость это камня.
Основание второе – сапфир. «Подобным небесному телу» самоцветом по Андрею Кесарийскому обозначается блаженный Павел. Название «сапфир» как и в Античности, он употреблял в значение современного лазурита.
Основание третье – халкидон. Андрей Кесарийский полагает, что под «халкидоном» в Новом Завете подразумевается антракс, камень красного как уголь цвета. К такому выводу комментатор Апокалипсиса приходит из сравнения названий камней Нового и Ветхого Заветов.
Теофраст, описывая антракс, одним из мест его поступления называет Карфаген 15 . Темно-красные карфагенские камни в соответствии с современной номенклатурой, вероятно, были гранатами. От карфагенского или кархедонского камня, через кархедон легко выстраивается цепочка к библейскому халкидону и далее халцедону 16 . В настоящее время название «халцедон» является общим для обозначения скрытокристаллических разновидностей кварца, многие из которых имеют собственные названия – сердолик, сардоникс, агат, хризопраз и др. Собственно халцедоном обычно называют бледно окрашенные молочно-белые, серые камни. Именно такой бледный камень описывает Зинаида Гиппиус в стихотворении «Овен и стрелец»:
Не март девический сиял моей заре:
Ее огни зажглись в суровом ноябре.
Не бледный халкидон — заветный камень мой,
Но гиацинт-огонь мне дан в удел земной.
Ноябрь, твое чело венчает яркий снег.
Две тайны двух цветов заплетены в мой век,
Два верных спутника мне жизнью суждены:
Холодный снег, сиянье белизны,-
И алый гиацинт,- его огонь и кровь.
Приемлю жребий мой: победность и любовь.
Поэтесса противопоставляет бледный халкидон и ярко-красный гиацинт но, если следовать толкованию Андрея Кесарийского, как раз халкидон и отличался ярко-красным цветом.
Основание четвертое – смарагд. Краткая характеристика самоцвета, данная Андреем Кесарийским, повторяет описание этого камня из работы греческого христианского писателя Епифания Кипрского. Оба автора под этим названием понимали изумруд.
Основание пятое – сардоникс. Такой камень отсутствует в книге «Исход», но его название как и «оникса» в наперснике Аарона происходит от греч. – ноготь. Время создание «Апокалипсиса» – это время, когда искусство резьбы по драгоценным камням – глиптика – достигла высочайшего совершенства. В качестве исходного материала для резьбы стали широко использоваться многослойные халцедоны – сардониксы. Многочисленные примеры камей из такого камня с разнообразными сюжетами, созданные в начале нашей эры, можно видеть в коллекции Государственного Эрмитажа 17 . И конечно, неслучайно, появление столь популярного камня в «Откровение Иоанна Богослова».
Основание шестое – сардий. Это основание стены Небесного Иерусалима закреплено за сердоликом – первым камнем в наперснике Первосвященника. Примечательно, что в различных переводах Нового Завета этот камень трактуется одинаково, тогда как в Ветхом Завете в первое гнездо наперсника, иногда помещают рубин.
Основание седьмое – хризолит. «Блестящим подобно золоту хризолифом» согласно Андрею Кесарийскому, обозначается Варфоломей. В настоящее время название «хризолит» относится к ювелирной разновидности минерала оливина желтовато-зеленого цвета. Это явно не библейский камень из седьмого основания. Плиний Старший, Епифаний Кипрский и вслед за ним Андрей Кесарийский, под хризолитом понимали камень желтого цвета. Во времена Исхода евреев из Египта «хризолитом» могли обозначать желтую яшму или желтый кварц (цитрин), а во времена Епифания и сходные с ними по цвету топаз или корунд 18 .
Основание восьмое – вирилл. Камнем «имеющим цвет моря и воздуха» Андрей Кесарийский обозначает Фому, совершившего «дальнее путешествие для спасения индийцев». Данное описание повторяет характеристику камня, данную Плинием Старшим, Епифанием Кипрским и другими авторами, что позволяет идентифицировать его как голубовато-зеленый берилл – «аквамарин». Не случайно, что именно этот самоцвет наделен магической силой, оберегать путешественников и странствующих людей.
Основание девятое – топаз. Андрей Кесарийский вслед за Епифанием описывает топаз как ярко-красный подобный антраксу камень. Минерал, который в настоящее время называют топазом, обычно бесцветный, голубой или желтовато-коричневый. Топазы розового, и тем более красного, цвета чрезвычайно редки в природе и, начали использоваться лишь в XIX веке.
Плиний Старший, характеризуя топаз как камень зеленого цвета, указывает одно из мест его разработки – окрестности города Алабаструма (Алебастрона) в Фивах. Это позволило П. Дж. Максвеллу-Стюарту, проведшего детальное сопоставление характеристики библейских камней по Епифанию с современной минералогической номенклатурой, высказать предположение о том, что «топаз» Епифания мог быть красным алебастром, разработки которого находились в Египте. Такое толкование термина «топаз» представляется правомерным, учитывая, что из него, как свидетельствует Плиний Старший, была выполнена статуя супруги Птолемея Филадельфа – Арсинои, размером «в четыре локтя», т. е. около 180 см 19 .
Основание десятое – хризопрас. Такой камень отсутствовал в наперснике Первосвященника и в библейских текстах он встречается только один раз (Отк. 21:20). Хризопрас, «превосходящий по блеску золото» по Андрею Кесарийскому обозначает Фаддея. Предположить какой из известных самоцветов подразумевался в Новом Завете под этим названием достаточно сложно.
В настоящее время хризопразом называют разновидность халцедона яблочно-зеленого цвета. Описание хризопраза, близкое к современному дает и Плиний Старший. Древнеримский ученый производит название камня от травяного цвета и указывает на достаточно большие размеры образцов, позволяющие делать из него «питейные сосуды».
Основание одиннадцатое – гиацинт (иакинф). В настоящее время гиацинтом называют ювелирную разновидность циркона красного цвета. Именно в таком значение описывает этот самоцвет и Зинаида Гиппиус, противопоставляя бледный халкидон и гиацинт-огонь.
Епифаний Кипрсий помещает гиацинт в седьмое гнездо наперсника Первосвященника, отождествляя его с лигурионом. «Нынешним гиацинтом» называет лигуриус и Плиний Старший 20 , указывая на то, что он близок по цвету к аметисту, а «некоторые почитают его за водяной сапфир». Андрей Кесарийский характеризует гиацинт (иакинф) как камень лазоревого или небесного цвета. Исходя из таких характеристик цвета, можно полагать, что под названием «гиацинт» во время создание Нового Завета понимали сапфир в соответствии с современным значением этого термина.
Основание двенадцатое – аместист. Последний камень в основании стен Небесного Иерусалима багряный по цвету аметист согласно Андрею Кесарийскому обозначается Матвей, заменивший Иуду.
Образ Небесного Иерусалима не раз привлекал внимание поэтов. Поэтической иллюстрацией к главе 21 Апокалипсиса можно назвать стихотворение Константина Бальмонта «Двенадцативрастный». Поэт-символист очень хорошо разбирался в символическом значении драгоценных камней, часто прибегая к этому художественному приему в своем творчестве. Так, камни основания Небесного Иерусалима в соответствии с христианскими традициями выступают у него как аллегория меры времени. Некоторое несоответствие в названиях использованных им камней с библейским текстом определяется, видимо, требованиями стихотворного размера и рифмы, а не незнанием предмета.
В стенах золотилось двенадцать основ,
Как в годе — двенадцать времен,
Из ценных камней, из любимцев веков,
Был каждый оплот соплетен.
И столько по счету там было камней,
Как дней в семитысячьи лет,
И к каждому ряду причтен был меж дней
Еще высокосный расцвет.
Там был гиацинт, и небесный сафир,
И возле смарагдов – алмаз,
Карбункул, в котором весь огненный мир,
Топаз, хризолит, хризопрас.
Просвечивал женской мечтой Маргарит,
Опал, сардоникс, халцедон,
И чуть раскрывались цветистости плит,
Двенадцатиструнный был звон.
Библейские списки 12 священных камней, безусловно, были первыми сопоставлены с камнями месяцев рождения и знаков зодиака. Однако при соотнесении библейских камней со знаками зодиака или месяцами рождения, всегда будут вставать не разрешаемые вопросы. Во-первых, не все библейские камни поддаются точной идентификации, кроме того с течением времени менялось толкование их названий.
Во-вторых, последовательность перечисления камней может быть разная. Как же найти свой камень? Ответ простой: приобретайте украшения и камни в соответствии с Вашим вкусом и пожеланиями, предпочтениями и возможностями. Это, безусловно, должен быть главный аргумент при выборе самоцвета и ювелирного изделия, а наполнить при необходимости такую покупку магическими свойствами и символическим значением, надеюсь, Вам помогут материалы следующих лекций.
Источник: studfile.net
Как по английски будет камень самоцветов
Основные категории
Ближайшие события
Тематические подборки
Полезные подборки
Источник: emojinarium.com