Ювелирные украшения
Старинные украшения традиционно пользуются неослабевающей популярностью. Причем не только в кругу коллекционеров, но и среди тех, кто ищет возможность эффектно подчеркнуть свой статус, чувство стиля и предпочитает по-настоящему уникальные аксессуары.
Как выбрать антикварное украшение?
Первым делом, убедитесь, что изделие имеет стилистические особенности, характерные для того или иного исторического периода. Так изделия, созданные в промежутке между 1835 и 1900 годами, относятся к викторианской эпохе. Украшения, которые были сделаны с 1900 по 1920 годы, принято относить к эдвардианскому стилю. Драгоценности, изготовленные в двадцатые-тридцатые годы минувшего столетия, часто отличает наличие этнических мотивов, замысловатых орнаментов, гравировки и разноцветных камней, присущих ар-деко.
Если вы намерены носить несколько драгоценностей одновременно, есть смысл купить антикварные украшения в виде набора. Например, серьги, браслет и колье. Не стоит забывать, что совместное ношение изделий, выполненных в разных стилях, считается безвкусицей.
Драгоценный камень невозможно поцарапать, так откуда царапины?
Несмотря на свой часто весьма почтенный возраст, произведения старинных мастеров ювелирного искусства могут отлично сочетаться с повседневной одеждой. Главное – подобрать наиболее лаконичные, строгие изделия. Более массивные, притягивающие внимание вещи больше подойдут для торжественных вечеров, банкетов и других исключительных случаев.
Как формируется стоимость ювелирного антиквариата
Как и в ситуации с современными изделиями, львиную долю стоимости старинных украшений составляет цена материалов, из которых они изготовлены. Существенное влияние на ценник оказывает также размер и количество вставок из камней. Многое зависит и от степени известности ювелира, который их изготовил. Само собой, серьезное значение имеет и возраст изделия.
Где купить антикварные украшения?
Наш магазин готов предложить вам обширный ассортимент украшений, среди которых имеются как современные образцы, так и настоящие шедевры от мастеров минувших эпох. Также к вашим услугам геммологическая экспертиза ювелирных изделий и богатый выбор: предметов живописи, икон, фарфора, мебели. Кроме того, мы готовы осуществить доставку ваших покупок в другие регионы РФ, выполнить оценку предметов старины, поставить их на комиссию или выкупить.
Источник: akcia-antique.ru
Символика драгоценных камней и ювелирных изделий в произведениях художественной литературы
Автор ставит цель определить, какую роль играют драгоценные камни в художественных произведениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районная научно-практическая конференция школьников Коченевского района
Гемсловарик: старинная огранка
Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И ЛИНГВИСТИКИ
«Символика драгоценных камней и ювелирных изделий в произведениях художественной литературы»
МОУ Кремлевская СОШ, 10 класс
Афанасьева Наталья Васильевна
учитель литературы первой квалификационной категории
Контактный телефон: 36-126
1) Актуальность темы. Цели и задачи работы.
В истории развития человечества интерес к изучению свойств драгоценных камней всегда занимал и занимает особое место. Даже неблизкое знакомство с литературой позволяет человеку назвать ряд текстов, где драгоценные камни играют символическую роль. Среди рассмотренного мною материала по данной теме очень мало работ, где был бы представлен целостный анализ мотивов и образов драгоценных камней в произведениях того или иного периода. Этим определяется актуальность данного исследования.
Я предполагаю, что роль драгоценных камней в произведениях литературы достаточно важна, ведь образ драгоценного камня позволяет увидеть скрытый уровень, формирующий значимость текста.
ЦЕЛЬ работы:
через анализ мотивов и образов драгоценных камней определить, какую роль играют драгоценные камни в художественных произведениях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
1. Проанализировать художественные произведения, в которых упоминаются драгоценные камни .
2. Определить художественный смысл и функции мотивов и образов драгоценных камней в прочитанных произведениях литературы.
2) Классификация драгоценных камней
Начав работу над обозначенной проблемой, необходимо уточнить термин «драгоценный камень» относительно его использования в литературе. Известно, что учеными-минерологами делается различие между драгоценными и полудрагоценными (поделочными) камнями. Наиболее известная классификация самоцветов принадлежит М. Бауэру и А. Е. Ферсману. Исследователи выделяют три группы:
1. Драгоценные: алмаз, рубин, сапфир, александрит, топаз, аквамарин, опал, гранат, кровавый аметист, бирюза и др.
2. Поделочные камни: нефрит, лазурит, малахит, оникс, яшма, агат и др.
3. Драгоценные камни органогенные’, жемчуг, янтарь, коралл и др.
Но и сами писатели, и критики зачастую не делают разграничений между этими группами. Яркий пример тому название одного из стихотворений К. Бальмонта «Драгоценные камни», где «героями» становятся и яшма, и изумруд, и рубин.
Поэтому в своем исследовании я также не буду делать терминологического разграничения между определениями «драгоценный», «полудрагоценный», «ювелирный» камень, используя их как синонимы.
3) Роль драгоценных камней в жизни наших предков
Наверное, с тех пор как человек научился записывать свои мысли и впечатления, он не мог не отразить в каменной летописи, на папирусе или бумаге своего восхищения красотой драгоценных камней и украшений.
В глазах наших предков женщина была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда — при мало-мальском достатке — и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни, и всё остальное, что мы, по своему невежеству, зовём порой «безделушками». Тысячу лет назад мужчины не просто желали принарядить своих дочерей, сестёр и подруг. Они вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого посягательства духовную и физическую красоту будущих поколений.
Пристрастие женщин к драгоценностям известно с древнейших времен. Когда женщина впервые поняла, что она Женщина, то немедленно пожелала украсить себя. Драгоценные украшения служили не только для того, чтобы подчеркнуть женское очарование и прелесть, но и для вполне практичных целей: оберегали от болезней и злых сил, приносили здоровье, благополучие и удачу. Во всяком случае, в это верили прежде, многие верят и по сей день.
Украшения были и остаются прекрасным дополнением к одежде. На Руси одними из самых распространенных украшений во все времена считались кольца и браслеты. С VIII-IX-го веков для их изготовления стали употреблять золото и серебро, иногда в сочетании с драгоценными камнями и эмалью. Из камней предпочтение отдавали изумруду, рубину, сердолику, часто встречались коралл, а также жемчуг и перламутр.
Слово «перстень» для нас теперь обозначает украшение для пальца, увенчанное какой-либо вставкой, обычно камешком. То, что изготавливали и носили наши далёкие предки, мы, вероятней всего, назвали бы просто «кольцами». Однако учёные пишут, что древнерусский язык такого противопоставления не знал. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово «кольцо», судя по всему, в этом значении стало употребляться позже.
Слово «браслет» пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслет словом «обручь», то есть «то, что охватывает руку»
Учёные вполне обоснованно предположили, что в далёком прошлом браслеты имели практическое назначение: их серебряные створки, по-видимому, придерживали у запястья широкие, длинные рукава женских рубах.
II. Символика драгоценных камней и ювелирных украшений в произведениях художественной литературы
1) Интерес русских писателей к драгоценным камням
Ювелирные украшения послужили поводом для написания множества интересных книг. Связь между любовью к камням и любовью к словам, к писательству — удивительная связь. И нигде, пожалуй, она так не проявилась, как в России.
Вот лишь несколько произведений классиков русской литературы: «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, где одним из главных «героев» становится потерянный браслет; «Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова. Т. Б. Забозлаева в книге «Ювелирные камни в произведениях русских писателей» перечисляет самоцветы из произведений А.Н. Островского.
Всего их девять: это алмаз, аквамарин, бирюза, бриллиант, жемчуг, изумруд, лунный камень, малахит, янтарь и яхонт. Так, алмаз и бриллиант выступают в роли подкупа в «Бешеных деньгах», «Горячем сердце», а также в произведениях «Бедность не порок», «Бесприданница» и др. Говоря о «литературных драгоценностях», невозможно обойти стороной «Гранатовый браслет» и «Суламифь» А. Куприна, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, поэтический цикл И. Северянина «Жемчуг прилива», сборник Н. Гумилева «Жемчуга», о котором литературный критик Н. Я. Абрамович писал: «Книга «Жемчуга» носит название, которое совершенно в ладу с самими стихами, ибо в лучших вещах читатель видит, что автор чувствует слово, как зерно жемчуга, и распоряжается им, как художник».
2) Символика камней и ювелирных украшений в художественном произведении.
Источник: nsportal.ru
Ювелирное искусство от времён Древней Руси до СССР
Корни ювелирного мастерства уходят глубоко в древность, ещё во времена дохристианской Руси. Тогда это ремесло считалось исключительно женским занятием. Девушки плели из ниточек красивые изделия, покрывали их глиной и обжигали. На месте выжженной ниточки образовывалась небольшая полость, куда потом заливали расплавленное серебро или бронзу.
Украшения в Х веке
В 10 веке на смену ювелирам-женщинам пришли мужчины. Они стали использовать в своём ремесле каменные и глиняные формы. Появилось литьё, гравировка, чеканка. Вскоре стали делать авторские ювелирные украшения: височные кольца, браслеты, ожерелья, серьги, перстни. Со временем русские умельцы научились использовать в ювелирных изделиях самоцветы и речной жемчуг.
На фото: украшение древних славян — височные кольца.
Украшения в XV – XVI веках
В 15 – 16 веках русские ювелиры делали украшения для царских семей, бояр, дворян и высших церковных чинов. Изделия отличались неподражаемой роскошью и большим количеством самоцветов. Цари любили носить кольца и перстни на всех пальцах. Это были литые украшения или изделия с камнем. Некоторые кольца служили печатью.
На фото: кольцо с печатью Ивана Грозного. 16 век.
Особое внимание на Руси уделялось серьгам. Их носили все: женщины надевали две серьги, а мужчины одну.
Украшения в XVII – XVIII веках
Пётр Первый внёс реформы не только в государственные, культурные, экономические дела, но и в ювелирное искусство. Именно при первом Российском Императоре профессия «серебряных и золотых дел мастер» стала именоваться «ювелир». Появляются совершенно новые для России ювелирные украшения: диадемы, запонки, броши. Лидеры среди драгоценных камней – бриллиант, изумруд, аметист, рубин.
На фото: украшения 18 века. Ювелир Дюваль Я.Д.
При Петре Первом, в 17–18 веке, драгоценные камни стали не только масштабно добывать, но и гранить. Казалось, что абсолютно все были заинтересованы в самоцветах. Кому-то нравился их блеск, а кто-то стремился добывать, изучать и обрабатывать минералы. Появляются гранильные фабрики, приглашаются опытные заграничные ювелиры: Жан Пьер Адор, Иеремия Позье, Иоганн Готтлиб Шарф. Российские мастера перенимают их опыт и следуют общеевропейским стандартам.
Кстати, именно 18 век подарил нам такое понятие как «гарнитур» — изготовленные по единому замыслу колье, серьги, кольца, браслет. И даже сейчас, в 21 веке, гарнитур не теряет своей актуальности. А ювелиры создают настоящие произведения искусства.
На фото: Гарнитур «Забывая обо всём» от ювелирного дома Maxim Demidov.
Ювелирные украшения в XIX веке
В 19 веке ювелирные украшения стали производить массово и многие из них были дешёвыми. Мастера не видели смысла делать дорогие украшения, потому что мода менялась очень быстро. То, что популярно сегодня, завтра, возможно, будет уже забыто. Так, новая эпоха попрощалась с медальонами, диадемами, брошами-заколками. Теперь на пике популярности блистали парные браслеты, гребни, цепочки.
В моду вошёл речной жемчуг. Чуть позже стало популярно «дутое золото» и появились массивные украшения. Изделие казалось крупным при незначительном весе.
На фото: ювелирные украшения 19 века.
В 19 веке появились целые ювелирные отрасли и фабрики. Например, «Овчинников», «Колыванский», «Хлебников», «Сазиков» и «Фаберже». Компании выпускали большой ассортимент модных аксессуаров и изготавливали украшения на заказ.
На фото: мастера фабрики Карла Фаберже.
Ювелирные украшения после революции 1917 года
В 1917 году ювелирное дело признали пережитком буржуазного общества. Этот новый виток времени заставил многие ювелирные компании перепрофилироваться. Завод «Хлебникова» переименовали в Московский платиновый завод. Теперь там не выпускали ювелирные изделия, а перерабатывали драгоценные камни и металлы для технических целей. Камнерезный завод «Колыванского» начал производить точильные бруски. «Фаберже» и вовсе пришлось закрыться.
Ювелирное искусство теперь сосредоточилось в руках государства и ему отводилась незначительная роль. Технический уровень и мастерство исполнения резко снизились. Украшения изготавливают по дореволюционным образцам. Изделия стали менее изящными. Процветает кустарное производство ювелирных украшений.
Эпоха СССР
В 1923 году ювелирное искусство начало своё возрождение. Государство поддержало кустарную ювелирную промышленность и разрешило торговать украшениями. Появилось Московское Ювелирное Товарищество (МЮТ), которое отслеживало производство и продажу драгоценностей.
В 1926 году МЮТ переименовали в Мосторг. Теперь ему подчинялось всё ювелирное искусство, которое действовало на территории СССР. Мосторг не только контролировал производство, скупку, реставрацию украшений, но и занимался планированием сбыта драгоценностей. Для этого стали выпускать каталоги-прейскуранты.
30-е годы времён СССР
В 1930 году Мосторг переименовывается в Артель Московский Ювелир.
На фото: запонки-шахматы. Производство: Артель «Московский Ювелир».
В 30-е годы институты не выпускали будущих художников-ювелиров, поэтому в мастерских работали художественные конструкторы. Они делали копии старинных изделий.
Государство обрело некую экономическую стабильность и ювелирное искусство потихоньку стало оживать. А к середине тридцатых годов и вовсе обрело новую жизнь. Всё началось с того, что Костромская ювелирная артель взялась за выпуск малой партии позолоченных изделий. После этого события в Москве, Свердловске, Ленинграде и других городах стали открываться небольшие ювелирные мастерские.
В 1936 году на базе Мосторга было организовано 20 контор Главювелирторг, которые работали в крупных городах.
50-е годы времён СССР
Военные годы ослабили ювелирную моду. Все силы были брошены на фронт, поэтому новый рассвет ювелирного мастерста пришелся на 50-е годы. Ювелиры начали делать авторские украшения с целью самовыражения. Они в основном отрабатывали навык или изучали новые приёмы обработки. Такие творческие изделия были только в единичном экземпляре и нашли своё место в музеях и галереях.
На фото: золотое кольцо с горным хрусталём. 50-е годы СССР.
Вскоре в России появились новые, современные пласты по созданию ювелирных украшений:
- Народный промысел – изделия из недорогого металла, покрытое оксидированным серебром.
- Массовое ювелирное производство – золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями. Здесь не было какого-то изысканного художественного оформления. Цены на такие украшения зависели от сырья.
- Изделия мастеров-любителей. Ювелиры осваивали разные стили: ампир, барокко, модерн. Пытались подражать старинным украшениям.
- Авторское ювелирное искусство. Оно стремительно выросло в 70-х годах и образовало два направления изготовления украшений: традиционное и авангардное. К традиционным изделиям относили классические изделия, а авангардные считали сомнительным и революционным.
80-е годы времён СССР
В 80-е годы появилась ювелирная пластика. Мастера овладели техникой создания мини-скульптур из золота, а затем и вовсе стали помещать их на украшения.
На фото: серьги 80-х годов СССР.
Рынок ювелирных изделий стал более раскованным, наполнился смелыми идеями. Ювелиры стремились показать всю красоту металла, блеск камня, художественное исполнение. Предприятия работали по стандартам и выпускали определённый перечень ювелирных украшений. В крупных городах стали открываться центры авторского искусства.
На фото: золотое кольцо 80-х годов СССР.
90-е годы времён СССР
В начале 90-х годов российские ювелиры наконец-то вышли на мировой уровень. Советские украшения славились в Европе:
- исключительное качество и лигатура;
- огранка, благодаря которой у камня появлялся особый блеск;
- приемлемая стоимость.
Среди потребителей стали популярны массивные украшения – цепи с крестом, печатки, браслеты. Для их производства переплавляли огромное количество других золотых изделий. Но вскоре такие атрибуты начала 1990-х стали считаться «дурным вкусом». И массивные украшения вновь в руках умелых мастеров превращались в другие золотые украшения.
На фото: ювелирные украшения 90-х годов СССР.
В XXI веке найдутся те люди, которые уверены, что дизайн советских украшений устарел. А есть и те, кто хранит старинные изделия в шкатулке, как фамильную драгоценность. Ювелирное производство XX века было стандартизированным:
- большинство изделий выпускались без драгоценных камней;
- в украшениях со вставками акцент делался на блеск и сияние камня.
Чаще всего встречались серьги-гвоздики с синим камнем, а кольца с одним центральным камнем красного или розового цвета. Для ценителей такого подхода взаимосвязь эпох можно найти в отдельных коллекциях ювелирного дома Maxim Demidov
Источник: maxim-demidov.ru
Камея — миниатюрное ювелирное украшение для роскошных дам
Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.
Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.
Особенности изготовления камей
Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.
В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.
История камеи
История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.
Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.
Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.
Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.
Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.
В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.
Известные художники — мастера по изготовлению камей
Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:
- Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
- Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
- Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной фирме «Роберта» в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.
На портале Very Important Lot уникальные шедевры антиквариата любой желающий может приобрести на аукционах искусства в режиме онлайн. Наш сайт также предоставляет всем желающим уникальную возможность купить картины, графику, старинные и современные камеи ручной работы напрямую у современных живописцев.
Источник: veryimportantlot.com