Цвета натуральных и облагороженных агатов
Помогите, пожалуйста, до конца разобраться в теме какого же цвета бывают натуральные агаты. Насколько я знаю, агаты красят, нагревают и химически обрабатывают для получения разного цвета. Например, получение цвета сердолика в процессе нагревания камня. (Поправьте меня, пожалуйста, если я что-то не так понимаю).
1) Так вот вопрос каких цветов бывают натуральные агаты (самые распространенные, которые используют для изготовления бусин).
2) Каких цветов могут быть нагретые агаты ( из какого цвета какой цвет получается)
3) Каких цветов могут быть химически обработанные агаты.
На приведенном фото мне кажется, что бусина окрашена или нагрета. Так ли это?Огромное спасибо за Ваше время и терпение!
Низкотемпературный отжиг агатов (температура несколько сот градусов С) применяют исключительно для окрашивания агатов в цвет КАРНЕОЛА (красно-коричневый) и СЕРДОЛИКА (темно-оранжевый). Такой отжиг проводят преимущественно с желтыми или светло-оранжевыми агатами из Бразилии, Африки и России.
КАК КРАСЯТ КАМНИ- редкий чёрный АГАТ — ЛОДОЛИТ — /посылка/
Наиболее распространенный на рынке Бразильский агат в карнеол или сердолик НЕ отжигается. Для получения указанной расцветки ТОНКИЕ ПЛАСТИНЫ этого агата прокрашивают в автоклавах химическими реактивами (тонирование) или мелкодисперсными красителями (диффузионное окрашивание). Агаты в природе бывают почти всех расцветок, которые обусловлены или атомарными центрами окраски (железо == желтый, оранжевый или красно-коричневый цвет, изумрудно — зеленый == никель, темно-зеленый == ванадий) или включениями цветных минералов (голубой == дюмортьерит или крокитолит, зеленый == актинолит или фуксит, красный == гематит, бордовый и розовый == лепидокрацит). Редко встречаются и более редкие халцедоны, окрашенные шлоссмахеритом, пумпеллитом и прочее и прочее. Но отжигаются агаты только с целью, указанной выше.
Фотографию мы Вашу удалили, так как изображение камня на ней слишком малое, чтобы быть информативным.
Термическую обработку в карнеолах и сердоликах в готовых бусинах и кабошонах установить СЛОЖНО, так как такая термическая обработка могла произойти как в лаборатории, так и в природе. Ведь халцедоны и агаты образуются в воздушных пустотах в застывшей лаве и пепле в районах вулканической деятельности. Однако, необходимо помнить, что настоящий красный карнеол (не красно-оранжевый) может быть в природе окрашен только волокнами гематита (пример — Джамбульский красный халцедон). Любой термически обработанный агат содержит сетку трещин, которую не видно в изделиях, так как обрабатываются только не трещиноватые фрагменты камней.
Камни, окрашенные диффузией мелкодисперсного красителя всегда более мутные и с не природными оттенками цвета. В сильную лупу х30 (дорогую, не китайскую) иногда можно увидеть распределение частиц красителя в объеме камня. =
Фотографии: 1 — Бусины из термически обработанного агата (высокая просвечиваемость, но небольшая окрашенность изначально белых опализированных полос). 2 — Зейский карнеол с выраженным ячеистым фронтом роста с натуральным цветом и высокой просвечиваемостью. 3 — Намибийский агат Blue Lace? окрашенный минералом дюмортьеритом. 4 — Единственный кольцевой Condor-агат (Аргентина) зеленым хлорит — минерализованным кольцом. 5 — 9 — Пластины бразильского агата, мутные — диффузионно окрашенные мелкодисперсными красителями в различные цвета.
Из «убитой» панельки в «конфетку»! 4 комнаты ВСЕГО на 51 кв.м! Дизайн интерьера от ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
Спасибо огромное за такой познавательный ответ. Возникла еще парочка вопросов на эту тему: 1) А как быть с черными и коричневыми агатами? Бывают ли они природными таких цветов или их все же прокрашивают? 2) Всегда ли натуральный камень больше просвечивается на свету и выглядит мутным, если он прокрашен?
Коричневые агаты (САРДЕРы) обычно окрашены все за счет той же гематитовой минерализации, например, коричневый джамбульский халцедон или Староситненский сардер (сильно-просвечивающий кремень). Но есть и исключения. Чукотский Рывеемский агат темно-коричневого цвета окрашен все теми же центрами окраски Fe3+ и . еще какими то хромофорами, дающими серо-зелёный оттенок всем Рывеемским сердоликам. Там же черный агат — окрашен углеродом, но не как центром окраски, а как включениями. Известен еще и природный черный агат Серпуховской (карьер вблизи деревни В.) Здесь кремень окрашен в пронзительно черный цвет углеродными остатками морских животных.
Вторичный вопрос о мутности агатов говорит о невнимательности прочтения ответов. Если сердолик сильно мутный и белые полосы оказались совсем не белыми, то сердолик ПРОКРАШЕН красителями, а не тонирован химическими центрами окраски. Тонировка в зеленый, желтый, оранжевый цвет не приводит к сильному замутнению. Другое дело — окрашивание мелкодисперсными красителями. Есть различия.
Теперь стало понятно! Спасибо огромное! И все-таки, чтобы наверняка закрепилось в голове — должен ли просвечиваться натурально черный агат? И доводят ли какими-то способами агаты до «черноты» или они есть только в натуральном варианте? P.S.: Прошу прощения за двойные вопросы в продолжении обсуждения, проблемы с интернетом, не понимаю отправляются сообщения или нет.
Благодарю за понимание и терпение!
Черный агат ВСЕГДА просвечивается: слабее Серпуховской + сильнее Чукотский Рывеемский. В тонких сколах до 3-х и 10-ти мм, соответственно. = Черные фрагменты агата «Пиранья» (Эквадор) и редких черных желваков Бразильских и Аргентинских агатов также просвечивают в сколах до 5-10 мм. =
Простите за повтор снова. А как же на счет прокраски агатов до глубокого черного цвета? Или я не правильно поняла, что не красят, есть только натуральные?
Об этом много в интернете .
Некоторые виды микропористых агатов (бразильский, тиманский) красят в тонких пластинах (до 8 мм) черными красителями [современный Китай] или жженым сахаром [старая немецкая технология из Идар Оберштейн’a].
По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ.
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
8 963 750 38 38 Мария
8 966 340 00 30 Дарья
По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:
ИсточникОкраска агатов
Минералы и горные породы / Описание минерала Агат
Введение
Плиний пишет, что в Аравии агат вываривали в меду в течение семи суток, а затем обрабатывали серной кислотой. Позднее научились окрашивать агаты в красные, зеленые, коричневые, синие и другие тона.
Окраска агатов
Обычные серые агаты и халцедоны очень часто окрашивают в более яркие и популярные цвета путем пропитывания их водными растворами солей хрома, железа, никеля, кобальта и других металлов в комбинации с отжигом или обработкой различными кислотами, щелочами и солями. В результате химических реакций во внутрипоровом пространстве камни окрашиваются в зеленый, красно-оранжевый, желтый, черный и другие цвета, усиливается контрастность текстурного рисунка. Реже для повышения интенсивности первичной окраски агатов и халцедона используется термообработка и гамма-излучение.
Для искусственного окрашивания агатов их сначала в продолжение нескольких недель пропитывают медовой водой и затем кипячением с серной кислотой обугливают поглощенные частицы меда; таким образом получаются красивые черные или бурые пятна и полосы. Синяя окраска агатов вызывается обработкой красной синильной солью и кипячением с железным купоросом.
Римские мастера умели окрашивать агат в густой черный цвет, который не встречается в природе. Затем секрет окраски был утерян и вновь открыт в 1819 г. немецкими огранщиками. Агат нужно выдержать в сладком сиропе до тех пор, пока жидкость хорошо не впитается в поры камня. Затем агат помещается в серную кислоту, которая обугливает сахар до черноты.
Красная окраска, превращающая серый невзрачный агат в карнеол или сердолик, достигается оксидом железа. Агат помещают в раствор азотнокислого железа и затем «обжигают» (то есть сильно нагревают). Варьируя технологию этого процесса, удается добиваться различных тонов красного цвета. Желтые слои становятся красными за счет одного лишь прокаливания.
Желтая окраска получается тоже с помощью оксида железа. Пропитка агатов соляной кислотой с последующим легким нагреванием приводит к появлению лимонно-желтого цвета.
Черная окраска, имитирующая оникс, получается с помощью углерода. Агаты выдерживают в концентрированном сахарном растворе, а затем обрабатывают нагретой серной кислотой. Это приводит к появлению у агатов глубокого черного цвета. В последнее время для черной окраски применяется также нитрат кобальта.
Коричневая окраска, имитирующая сардер. Варьируя приемы, используемые для черной окраски агатов, можно добиться получения коричневой окраски.
Синяя и голубая окраска, достигается применением двухвалентного железа. Агаты сначала помещают в насыщенный раствор желтой кровяной соли (ферроцианида калия), а затем кипятят в железном купоросе.
Для получения яблочно-зеленой окраски, имитирующей хризопраз халцедоны пропитывают раствором солей хрома, а затем подвергают сильному нагреванию до появления зеленой окраски. К такому же эффекту приводит и воздействие нитрата никеля с последующим обжигом. Окраска хризопраза может выцветать от продолжительного воздействия солнечного света, однако она восстанавливается, если поместить камень во влажную среду.
Применяются и современные физические методы искусственного окрашивания агатов — путем облучения их потоками частиц высоких энергий с помощью атомных реакторов.
Советы по облагораживанию агатов
Окраска агата начинается с подбора материала. Лучше всего использовать агат с чередующимися серыми полупрозрачными и фарфорово-белыми слоями. Дело в том, что фарфорово-белый слой не пропитывается красителем и вы получите классический агатовый оникс. Материал следует отбирать без трещин так, как они прокрасятся и придадут образцу не эстетичный вид.
Впрочем, если образец очень красив, их можно попытаться закрыть шеллаком или канифолью. Хорошо поддаются окраске агаты с Тиманского кряжа.
Перед окраской агат должен быть подготовлен к полировке, т. к. в условиях небольшой мастерской нельзя добиться прокраски агата на глубину более 0,5-1 мм.
После подготовки агата к полировке его следует хорошо просушить, чтобы удалить лишнюю влагу из пор. Просушка осуществляется НЕ МЕНЕЕ 10 ДНЕЙ в посуде наполненной селикогелем (если его нет, можно заменить на хорошо прокаленный песок) с небольшим подогревом.
Для окраски в черный цвет применяется концентрированный раствор сахара с последующим обугливанием серной кислотой. Раствор сахара приготавливается обычным методом: в кипящей воде (объем рассчитывается из количества окрашиваемых образцов) растворяется сахар до тех пор, пока он не начнет выпадать осадком. Серная кислота берется не ниже 75% концентрации (ВСЕ РАБОТЫ С КИСЛОТОЙ ПРОВОДЯТСЯ ТОЛЬКО В ВЫТЯЖНОМ ШКАФУ).
Просушенные агаты помещаются в раствор сахара выдерживаются с не большим подогревом НЕ МЕНЕЕ 14 ДНЕЙ. Если есть возможность желательно обеспечить небольшое давление, например, использовать скороварку. После пропитывания красителем агаты промываются под холодной проточной водой, чтобы смыть его остатки с поверхности образца, и помещаются в слегка подогреваемую серную кислоту. Дальше процесс необходимо постоянно контролировать, т. к. от степени обугливания сахара будет зависеть окраска вашего образца. После получения нужной окраски агат необходимо промывать под проточной водой не менее 3-4 часов, а затем еще выдержать 1-2 суток в воде с небольшой добавкой соды для окончательной нейтрализации кислоты.
Облагороженные драгоценные камни, производимые в России
(Название камня — Процесс облагораживания — Эффект облагораживания)
Агат (халцедон) — Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве — Окрашивание в желтый, коричневый, зеленый, синий, черный и красный цвета
Термообработка — Изменение желтой окраски до желто-оранжевой и красной
Ионизирующее облучение — Повышение интенсивности окраски
Амазонит — Термообработка — Улучшение цвета (Поверхностное окрашивание)
Бирюза — Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве при повышенных температуре и давлении — Улучшение цвета Увеличение твердости
Гелиодор — Термообработка — Переход от желто-зеленого к голубому
Данбурит — Ионизирующее облучение — Переход от бесцветного к коричнево-розовому
Кварц — Термообработка — Превращение мориона в раухтопаз, цитрин и бесцветный кварц
Ионизирующее облучение — Превращение бесцветного и бледно-дымчатого или зеленовато-желтого кварца в морион
Поверхностное окрашивание — Превращение бесцветного кварца в розовый и голубой
Корунд (бесцветный и цветной) — Термообработка — Окрашивание бесцветного и бледно окрашенных разновидностей до синего
Термообработка с диффузией окрашивающих примесей — Окрашивание бесцветного и бледно окрашенных разновидностей в синий, зеленый и красный цвета (Поверхностное окрашивание, при термообработке осветление).
Лазурит — Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве — Улучшение цвета
Термообработка — изменение цвета
Нефрит — Гидротермальная обработка — Осветление до зеленого и белого цвета
Ионизирующее облучение — Изменение зеленой окраски на бурую и черную
Родонит (орлец) — Поверхностное окрашивание — Улучшение цвета
Топаз — Ионизирующее облучение — Превращение бесцветного топаза в желто-коричневый или красновато-бурый
Ионизирующее облучение+термообработка — Превращение бесцветного или коричневого топаза в коричневато-зеленый или голубой
Термообработка — Превращение коричневого или оранжевого топаза в розовый. Превращение коричневого, зеленого или голубого топаза в бесцветный
Чароит — Поверхностное окрашивание — Улучшение цвета
Янтарь — Реконструкция — Увеличение веса, улучшение текстуры и декоративных качеств
Термообработка — Улучшение внутренней структуры
В настоящее время используют и древние методы — пропитку и прокаливание, и современные способы — облучение нейтронами и другими частицами с высокой энергией. Так синюю окраску получают, пропитывая агат раствором красной кровяной соли, а затем обрабатывая его раствором сернокислого железа, красную или зеленую окраску — обрабатывая агаты раствором азотнокислого железа или хромовых квасцов с последующим отжигом.
Пропитку на всю глубину проводят в автоклаве под давлением и при температуре. Так даже камни окрашивают и получают, к примеру, из обычного полупрозрачного агата — красный, зелёный, голубой и пр., — в зависимости от того, что в растворе.
Источник