Такая шкатулка должна получиться
- деревянная заготовка круглой шкатулки диаметром 90 мм и высотой 50 мм;
- акриловые краски из набора «Московская палитра» (алая, краплак, зеленая темная, желтая, охра темная);
- акрил черный и красный «Аква-колор»;
- лак ПФ.
Техника смешанная: сочетание стилизации росписи, близкой к жостовской, с применением классической технологии одного мазка.
Определяем задачу и подготавливаем материал
Роспись должна получиться «плотная», с заполнением пустых пространств фона. Писать будем полихромный растительный мотив, от темного к светлому последовательным наложением мазков, иногда полупрозрачных. Важно, чтобы мазок был легкий и формировал объемы декоративных элементов за один проход.
Как покрасить поверхность без полос. Все секреты равномерного окрашивания.
До покраски необходимо убедиться, что крышечка садится на корпус свободно и даже слегка болтается.
Хорошо ошкуренную мелкой наждачкой заготовку снаружи покрываем черной, а изнутри — красной акриловой краской.
После высыхания акрила пробуем шкатулку закрыть.
Акрил, которым окрасим внутренние поверхности изделия, хоть и разбавляется водой, но в древесные волокна не проникает, а образует на поверхности эластичную пленку. В связи с этим крышечка после покраски, скорее всего, не будет закрываться. Это хорошо, потому что теперь мы точно знаем, сколько дерева придется содрать с ее краев.
Если крышечка не закрывается, смело проходим наждаком по всему внешнему краю крышечки до тех пор, пока она снова не станет свободно болтаться. При обработке учитываем, что внутри шкатулка для украшений будет покрыта слоем лака.
Окрашенной заготовке необходимо дать отстояться. Желательно несколько дней, пока акрил не перестанет липнуть.
Роспись шкатулки
Непосредственно перед росписью нужно нанести разметку основных масс орнамента. Достаточно разметить самые большие элементы. Делается разметка мягким карандашом (твердый карандаш поцарапает красочное покрытие).
15 способов как покрасить дерево! Какой выбрать? Мастер-класс Наташи Удовиной
Начинаем роспись шкатулки с того, что красным акрилом намечаем лепестки роз широким волнистым мазком плоской кисти, причем на один ее край берем краски несколько больше.
Постепенно углубляемся внутрь венчика, прописывая часть второго ряда красных лепестков.
Двойным мазком прописываем самую сердцевину розы, взяв на кисть желтую и красную краску одновременно.
Намечаем ближние к зрителю лепестки розы одним мазком красного в сочетании с розовым.
Как видите, роспись послойная. Мы начинаем от декоративных элементов заднего плана, накладывая поверх них новые слои более светлой краски пока не дойдем до самого ближнего к зрителю слоя.
Продолжаем выписывать массивы цветов и высветлим розовой краской часть лепестков розы. Пишем широко, живописно. Характерные потертости от прохода полусухой кисти приветствуются.
Пару раз проходим лепесточки более светлыми розовыми оттенками, постепенно уменьшая ширину мазка, выявляем при этом объем.
К розам вернемся позже, а сейчас займемся их декоративным окружением. Начнем с того, что сплошным зеленым тоном намечаем плоскостные формы всех листьев.
Более темным зеленым обозначаем области тени на листьях. Тени обычно располагаются ближе к центру листа, не достигая его краев. Пишем живописно, смешивая мазки прямо на поверхности.
Выглядят мазки сейчас неаккуратно. Зато по завершении росписи эта «неаккуратность» создаст значительно больше оттенков цвета за счет перелива слоев краски, имеющих разную прозрачность. Особенно хорошо это заметно, если пристально рассматривать готовое изделие. Именно «неаккуратность» отличает изделие ручной работы, созданное своими руками от фабричной штамповки.
Поверх затемненных сегментов пишем светлым зеленым так, чтобы мазки ложились, образуя форму выпуклых освещенных участков, а между ними образовались зачатки будущих прожилок.
Оставляем написание листочков и переходим к мелким декоративным элементам нашей цветочной композиции.
Золотистым оттенком охры рисуем лепестки маленьких цветочков, похожих по форме на ромашки.
Внутри некоторых лепестков светло-желтыми мазками выделяем отдельные передние лепесточки, что придаст им объем.
Возвращаемся к листьям и поверх предыдущих мазков, кладем более светлый зеленый цвет.
Еще более светлым и теплым зеленым добавляем объема в большие зеленые листья.
Пишем стреловидные листики мелких цветов вверху.
Большими точками краплака создаем сердцевины маленьких цветов.
С росписью объемов закончили. Остался заключительный этап заполнения пространств фона мелкими декоративными элементами.
По краям лепестков роз проходим белилами. Мы подчеркиваем контуром ближайшие лепестки и придаем им еще больший объем за счет того, что визуально приближаем отдельные лепестки бутона.
Теплым светло-зеленым «подрисовываем усы» растительного узора среди листочков и цветов, стараясь заполнить все пустое пространство.
Темно-красным краплаком, можно без разбеливания, подрисовываем тычинки роз.
Заканчиваем роспись шкатулки, проставляя кое-где белилами точки «капелек росы». Это придает живости изображению.
Заключительным этапом покрываем готовое изделие лаком и шкатулка для украшений готова. Главное, что декоративное оформление сделано своими руками, кроме деревянной заготовки, конечно.
Такая роспись должна получиться в итоге
Источник: zen-designer.ru
Роспись шкатулки акриловыми красками
Сведения об авторе: Якушенко Зинаида Алексеевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества Карасукского района Новосибирской области.
Аудитория: для учащихся 5 класса.
Назначение: мастер-класс по рисованию.
Цель: украсить шкатулку, используя мотивы Городецкой росписи.
Задачи:
1. Ознакомление с различными элементами Городецкой росписи.
2. Применение элементов на практике.
3. Привитие любви к народному творчеству.
Необходимые инструменты и материалы:
— клей ПВА;
— краски акриловые;
— кисти № 1, № 4 беличьи круглые и плоская синтетическая № 9;
— баночка с водой;
— салфетка;
— палитра для смешивания красок;
— деревянная заготовка шкатулки;
— готовый эскиз рисунка;
— наждачная бумага № 1 или № 0;
— калька;
— простой карандаш;
— пустой стержень от ручки;
— лак акриловый;
— клеёнка.
Ход мастер-класса
Приступая к работе с деревянной поверхностью, вы должны уже представлять, что именно и в каком стиле и технике будет изображено на ней. Ведь от этого зависит, как грунтовать поверхность: останется ли фон натуральным деревянным, затонированным или же полностью будет перекрыт колером.
1. Перед росписью деревянную заготовку размером 5х9см. следует слегка зашкурить мелкозернистой наждачной бумагой и протереть сухой чистой тряпкой.
2. Аккуратно окрасить заготовку клеем ПВА плоской кистью так, чтобы не было комочков и наплывов. Это будет первый слой – грунтовка. Затем нужно повторить операцию, чтобы поверхность была ровной и по качеству, и по цвету. Чтобы сохранился естественный вид древесины, перед росписью её можно обработать прозрачными грунтами.
Грунтовку произвести с интервалом 1-2 часа, сушить при температуре 18-23C. Грунт наносится для того, чтобы колер не «проваливался».
3. Наносим тонировку – акриловую краску жёлтого цвета, используя для этого плоскую кисть. Хорошо просушиваем.
4. Выполняя работу, нужно поворачивать расписываемый объект во все стороны, чтобы было удобно расписывать.
5. Оформляем рамочку. Городецкие рамочки очень изысканные и многослойные. Оформим двойную рамочку. По верхнему краю по всему периметру шкатулки проведём широкую полосу коричневого цвета.
Следующий шаг – прорисуем тонкой кистью № 1 по коричневой полосе элемент «дуга» также по всему периметру. Для его написания кисть, поставленную кончиком на расписываемую поверхность, медленно ведите на себя, постепенно заворачивая. Затем, помогая вращению кисти и ведя её почти по кругу, завершите написание мазка, постепенно отрывая кисть от поверхности.
Следующий этап – оживка: прорисуем белой краской внутри каждого элемента «дуга» «дугу» меньшего размера, а между «дугами» прорисуем мазок «капелька». Чтобы получился мазок «капелька», нужно поставить кончик кисти на поверхность, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижать её к плоскости. Выполнив необходимой длины мазок, остановите кисть и легко снимите её с поверхности.
Рядом с этой рамкой нарисуем ещё одну тонкую рамочку, в которой чередуются волна и прямая линия оранжевого цвета.
6. Через кальку переносим основные элементы рисунка.
7. Делаем подмалёвки основных элементов рисунка. Сначала туловище птицы. Рисовать городецких птиц истинное удовольствие. Потому что универсальная традиционная схема позволяет один по сути подмалёвок превратить в совершенно разных птиц.
Выполняем подмалёвки цветов, листьев и бутонов.
Для выполнения круга – подмалёвка возьмите кисточку у самого черенка тремя пальцами, наберите краску. Поставьте черенок перпендикулярно плоскости расписываемой поверхности, оперев всю кисть руки на мизинец или на левую руку.
Круг – подмалёвок выполняется при помощи вращения кисти в пальцах. Для этого кисть с набранной на неё краской поставьте на поверхность, чуть прижав к ней. Медленно поворачивая кисть вокруг оси, перекатывайте её в пальцах по часовой стрелке. В зависимости от того, насколько вы прижмёте кисть к плоскости расписываемой поверхности, будет прописываться различная величина круга – подмалёвка.
На свободных местах прорисовываем «травку». Для того чтобы выполнить мазок «травка», поставьте кончик кисти на поверхность и медленно двигайте кисть к себе, постепенно прижимая её к плоскости. Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывайте кисть от плоскости.
Чтобы написать элемент «листок», прорисуйте левую и правую его часть элементом «травка». Если между ними остался просвет. Запишите его той же краской.
8. Теперь можно приступать к «оживке» черной и белой красками. Черной краской прорисовываем основные элементы птицы, купавки и листьев. Белой краской вначале прорисуем украшения для перьев, крыльев и хвоста. Применяем различные элементы: «капельки», «завитки», «точки», «скобочки».
9. Далее выполняем тенёжку для цветов. Начнём с купавки – главного цветка. Обратите внимание на то, что, выполняя данную операцию, вы должны написать самый верхний и самый нижний элемент тенёжки, для того, чтобы в дальнейшем элемент получился симметричным.
К готовому замалёвку пририсуйте внизу центральный лепесток округлой формы, а за ним по кругу кверху расположите лепестки помельче – можно фигурной формы вплоть до самой сердцевинки, занимающей центр верхней части цветка. Создав силуэт, сделайте оживку.
По тому же принципу оформите оставшиеся бутоны и листья.
10. Добавим для красоты несколько завитков и спиралек.
11. Покрываем рисунок лаком плоской кистью. Для обработки изделий в домашних условиях лучше пользоваться акриловыми лаками и жидким воском. Плоские большие поверхности лучше покрывать широкой плоской кистью быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Сначала пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности.
Особое внимание уделите торцам: чтобы на них не затёк лак.
Работая с лаком, подстелите чистый кусок клеёнки: если изделие вдруг упадёт из рук, то оно не приклеится к скатерти или газете и почти не пострадает. Лак поставьте справа, тряпку положите слева, а пространство под работой оставьте пустым.
Рекомендации по работе с лаком:
— лак ляжет неровно, если поверхность была плохо покрыта грунтом или плохо окрашена, кто экономит время на грунтовке, тот теряет его на «лачке»;
— первый слой лака считается грунтовочным, для хорошего лакового покрытия требуется 2-3 слоя;
— каждый слой нужно просушивать в два раза больше, чем это обычно указывается в инструкции, так как вроде бы не липнущий лак внутри может оставаться «живым», что хорошо показывает проверка «на ноготь»;
— наносить лак нужно негустым слоем. Тут работает правило «лучше сорок раз по разу, чем один раз сорок раз»;
— перед последующим покрытием предыдущий слой хорошо просохшего лака затирается мелкозернистой наждачной бумагой. Если на наждачной бумаге остаются потёртости – значит лак не просох;
— работать с лаком нужно только при дневном свете и в чистоте;
— работать нужно в проветриваемом помещении.
Наша работа завершена. Убираем рабочее место и любуемся своей поделкой. У вас появился вариант подарка для любого случая.
Источник: kladraz.ru
Роспись шкатулок своими руками: мастер-класс с фото и видео
Новичкам в декоративном творчестве стоит обратить внимание на роспись шкатулок своими руками. Мастер-класс поможет подготовить необходимые материалы, а также расскажет, как задекорировать шкатулку в разных техниках росписи.

Что необходимо
Шкатулки традиционно делаются из дерева. Найти деревянную шкатулку под роспись не составит труда: в современных магазинах для хобби можно подобрать заготовки прямоугольных и круглых шкатулок разного размера. Также можно приспособить любые деревянные коробочки с крышкой, внешне напоминающие шкатулки.
Роспись обычно выполняется акриловыми красками для деревянных поверхностей. Они хорошо наносятся, держат цвет и достаточно быстро сохнут. Набор красок можно купить в любых магазинах для творчества. Также понадобятся натуральные или синтетические мягкие кисти разных размеров и форм.
Для получения лаковых шкатулок необходимо готовую роспись покрыть лаком в один или несколько слоев. Стоит обратить внимание, что деревянные изделия покрываются глянцевым лаком исключительно для деревянных поверхностей, например, паркетным или мебельным. Как правило, он сделан на водной основе, не имеет цвета и запаха. Лак не только защитит роспись и шкатулку, но и придаст ей приятный блеск и гладкость.
Начинаем творить
Рассмотрим, какую роспись и как можно сделать на деревянной шкатулке. Расписать шкатулку можно разными способами, с применением различных техник: от свободной росписи до народных традиционных стилей. Роспись и покраску можно дополнить «старением», декупажем или всевозможной фурнитурой.
- Зашкурить поверхность будущей шкатулки так, чтобы она была полностью гладкой, без шероховатостей и заусенцев;
- Загрунтовать акриловым грунтом изделие снаружи и изнутри (можно в несколько слоев) и просушить.
Грунтовка нужна для более ровного и яркого нанесения краски. Если заготовка достаточно ровная, гладкая и белая, то можно пропустить этот пункт. Также можно не грунтовать, если изначально планируется сделать темный общий фон.
Пожалуй, одна из самых простых, но при этом трудоемких техник – точечная роспись. Она выполняется при помощи контурных красок. Суть техники заключается в том, чтобы заполнить рисунок разноцветными точками. Наиболее подходящие изображения для этой росписи – сложные узоры и орнаменты, которые наносятся по трафарету или шаблону.
Художественная роспись делается от руки на свободную тематику и может содержать любые сюжеты и элементы. Если речь идет о шкатулке, то чаще всего на ней изображают цветы, листья, ягоды, птицы (можно использовать трафареты и шаблоны). Однако искушенные мастера могут дать волю фантазии и изобразить на небольшом формате шкатулки все, что душе угодно.
Не стоит также забывать, что существуют разные стили народной росписи. Шкатулки и сундуки для приданного расписывали простыми орнаментами еще в средние века. В каждой местности существовала своя традиция росписи деревянной посуды и утвари. Многие виды росписи, дошедшие до наших дней, можно считать культурным наследием.
Традиции из народа
Какой народной росписью можно украсить шкатулку?
Роспись из местности Палех (Владимирская губерния), пожалуй, самая узнаваемая. Такой росписью украшали не только шкатулки, но и броши, подносы, блюда и т.д. Основная особенность – тщательная детализация и прорисовка, при этом формат для росписи обычно небольшой. Частые сюжеты – иллюстрации быта и сказок.
Палехская роспись обычно выполняется темперными красками на черном фоне. Преобладающие цвета – зеленый, желтый, красный. По бокам, как правило, шкатулка украшается позолоченным орнаментом.
Городецкая роспись украшает шкатулки птицами, цветами и целыми сюжетами. Роспись можно узнать по ярким краскам, округлым цветам и частым изображением лошадей и людей.
Сделать такую роспись несложно даже новичку. Достаточно воспользоваться шаблонами:
Хохломской росписью лучше всего украшать круглые и большие шкатулки, так как хохлома – это пышные цветы, ягоды и птицы, а также причудливые завитые узоры и орнаменты.
Сделать такую роспись довольно просто. На примере хохломы рассмотрим, как расписать шкатулку.
Сначала необходимо подготовить:
- деревянную заготовку;
- разноцветный акрил (красный, черный, зеленый, желтый, белый цвета);
- баночку золотистой или бронзовой краски для фона;
- кисти (широкая, тонкая);
- малярный скотч;
- готовый шаблон или эскиз;
- кальку и карандаш;
- лак и кисть.
Ход работы:
- Подготовленную заготовку покрыть золотистой краской и дать высохнуть;
- Основные элементы (крупные детали) хохломского узора перенести на кальку;
- Закрепить кальку на крышке шкатулки и с небольшим нажимом обвести рисунок (должен остаться след как на фото);
- Обвести рисунок черной краской с помощью тонкой кисти;
- Заклеить края крышки малярным скотчем, обозначив равностороннюю рамку, и закрасить черным фон рисунка;
- После просушки отклеить скотч и приступить к раскрашиванию элементов – ягод, листьев, цветов;
- Прорисовать мелкие элементы (траву, цветочки, косточки) и тени;
- По такому же принципу расписать шкатулку с боков;
- После полной просушки, покрыть поделку лаком (2-3 раза).
Ручная роспись может вдохнуть новую жизнь в старые предметы, сделать из ненужной коробочки красивую шкатулку для хранения драгоценностей и мелочей. Шкатулки, расписанные с любовью и вдохновением, станут отличным подарком и создадут тепло и уют.
Источник: mebelny95.ru