Сегодня поговорим о гальванике — покрытии медью при помощи физики и химии, а также затронем патинирование. Вся информация как обычно в видео, но пройдёмся по основным моментам.
Покрытие заготовки токопроводящим слоем. Это можно сделать при помощи графитового спрея, например GRAPHIT, либо нанести графитовый порошок на изделие при помощи клея БФ2/БФ4.
Далее нужно приготовить электролит. На 1 литр раствора:
— Медный купорос: 200г
— Серная кислота: 180г
— Соль пищевая: 0.07г
Тиомочевина позволяет получить ровное блестящее покрытие! Если делать без неё, то соль тоже не нужна. Также готовим ванночку для проведения процесса, медные электроды и блок питания, желательно с контролем тока.
— «Плюс» на электроды, «минус» на заготовку
— Ток 10-20 мА на см2 поверхности
— Фильтровать электролит и чистить электроды при загрязнении
— Если напряжение растёт при постоянном токе (было 0.5В а стало 10В) — чистить электроды
Мастер-класс по гальванике, «Украшения из меди от «Габиж».
— Если электролит не «засоряется», а заготовка перестала наращивать блеск — подсыпать тиомочевины
— Вода испаряется из электролита, а купорос начинает выпадать в осадок. Аккуратно подливаем воды и поддерживаем объём
Я проводил процесс по следующему алгоритму: сначала на низком токе ждал покрытия всей заготовки слоем меди, после этого увеличивал ток до 2А на дм2 и ждал окончания «полировки». В итоге получается блестящее медное покрытие.
Можно оставить изделия как есть, а можно сделать патинирование, т.е. искусственное состаривание. Вариант первый — закрыть изделие в ёмкости с нашатырным спиртом. Для ускорения процесса можно добавить в нашатырь обычной пищевой соли.
После чего шлифуем стальной мочалкой и вуаля!
Второй вариант: электрохимическое патинирование. Готовим электролит (на 1 литр):
— Медный купорос: 60г
— Кальцинированная сода: 20г
— «Плюс» на электроды, «минус» на заготовку
— Электролит держать горячим (~80 С)
— Напряжение 1-1.5В в зависимости от размера заготовки. Вообще можно попробовать ориентироваться по току!
— Повысить напряжение, чтобы очистить патину
В процессе на изделии нарастает оксидный слой, цвет которого зависит от времени проведения реакции. При плавном окунании можно получить градиенты от жёлтого до фиолетового:
Источник: dzen.ru
Как покрыть слоем метала лист, или цветок
Позолотить цветок или лист растения в домашней мастерской, пожалуй, не удастся, а покрыть его тонким слоем меди и потом посеребрить не очень сложно. Сначала поверхность сувенира надо сделать электропроводной. Для этого ее покрывают тонким слоем порошка графита (мелко размолотого карандашного стержня большой мягкости, например, «3 М»). Порошок наносят мягкой волосяной кистью. Если графит плохо пристает к поверхности, покройте ее сначала шеллачным лаком или гонким слоем резинового клея, разбавленного бензином.
Как покрыть медью грецкий орех. Токопроводящее покрытие. Патинирование.
Затем предмет помещают в стеклянный сосуд с медным электролитом. Его состав: на литр воды — 200 — 250 г медного купороса и 30 — 35 г концентрированной серной кислоты (кислоту тонкой струей вливают в воду, помешивая). Чтобы слой меди получился более плотным и ровным, рекомендуют в электролит добавить еще 8 —10 г спирта.
Анодом (положительным электродом) будет кусок медной проволоки, очищенной от изоляции, или зачищенная медная пластинка, катодом — подготовленный к металлизации предмет. Расстояние между электродами — 10—15 сантиметров. Источник постоянного тока должен давать напряжение 3,5 —12 вольт, сила тока — 1—2 ампера на квадратный дециметр площади катода.
Можно воспользоваться аккумулятором или выпрямителем. Хорошо, если в цепи есть амперметр и реостат, позволяющий регулировать силу тока — в начале омеднения ее надо держать минимальной. После металлизации смойте с изделия остатки электролита и просушите его.
Омедненный предмет можно посеребрить следующим способом: 10 г азотнокислого серебра растворяют в небольшом объеме (около 100 г) дистиллированной воды, затем в темноте или при свете красного фонаря приливают такой же объем раствора из 10 г поваренной соли. Выпавшие белые хлопья хлористого серебра несколько раз промывают водой и переносят в пятипроцентный раствор гипосульфита. Для серебрения медные предметы погружают в полученный раствор или натирают их кашицей из зубного порошка, замешенного на этом растворе. После серебрения промойте изделие водой и разбавленным вчетверо столовым девятипроцентным уксусом.
Источник: pandia.ru
Кислота, аммиак и кое-что еще: превращать листья в металл научился приморский риелтор
Листья — очень странный предмет, вот они есть, а спустя пару месяцев погребены под слоем снега. Эту ситуацию решила Татьяна Пинчук. Хитрой техникой гальванопластики жительница Уссурийска научилась превращать живые листья в медные. О том, как при помощи кислоты и паров аммиака выходят красивейшие украшения, у мастера выяснил корр. ИА UssurMedia.
Комната, в которой рождаются чудесные подвески, броши и заколки в виде листьев, больше похожа на классическую химическую лабораторию. И пахнет здесь так же едко и пары здесь витают ядовитые. Неудивительно, ведь гальванопластика — это химия чистой воды.
Знакомьтесь — Татьяна Пинчук, мастер по изготовлению украшений этим методом.
Татьяна Пинчук. Фото: предоставлено Игорем Егоровым
Гальванопластикой занимается недавно, с августа 2020 года. Поспособствовала этому самоизоляция. Специалист по недвижимости, пережидая карантин дома, решила бороться со скукой выбором нового хобби. Пересмотрела вебинары по сыроварению, изготовлению сахарных цветов — не то. Так же были отметены батик, шитье и полимерная глина.
А когда в Instagram наткнулась на подвеску в виде листика, изготовленного техникой гальванопластики, поняла — мое.
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Под лабораторию (а иначе не назовешь) была выделена отдельная комната. Ведь производство вредное, требуется дополнительная вентиляция. Гальваническую установку Татьяна «слепила из того, что было».
Установка. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Пятилитровая банка нашлась на кухне, электроды и инструменты — в гараже у мужа. Сергей отыскал где-то в недрах гаража и кусок меди, этот металл в деле гальванопластики — ключевой ингредиент.
«Берем банку, наливаем в нее раствор из медного купороса, кислоты, дистиллированной воды. Опускаем в раствор кусок меди. Листья промазываем токопроводящим составом, крепим к проволоке и так же погружаем в раствор. Затем подключаем к установке. Начинается химический процесс, в результате которого лист покрывается медью», — всю суть гальванопластики Татьяна рассказывает, как пошаговый рецепт серии «кухарке на заметку».
Только это не кухня, где царят приятные ароматы готовящейся снеди. В комнате уссурийского алхимика, превращающего органику в металл, витают ядовитые пары. Поэтому Татьяна соблюдает технику безопасности, работает в респираторе и перчатках.
В респираторе. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Через 8-12 часов лист покрыт слоем меди.
Заготовка. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
После этого второй, не менее токсичный этап — обработка заготовки. После шлифовки на медный лист наносится патина — специальное покрытие, придающее цвет изделию.
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
После обработки патиной. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
«Малахитовая патина содержит в составе аммиак, черная патина — серу. Как понимаете, при нанесении их на изделие ароматы витают просто «сногсшибательные». Чтобы домочадцев не травить, работаю с патиной сугубо на улице. Кстати, готовое изделие ничем не пахнет. Но больше всего мне нравится работать с огненной патиной.
Здесь никакие растворы не нужны, просто по изделию горелкой прохаживаешься, и все. Пламя дает разные оттенки — от золотого до сиреневого, ты лишь выбираешь, какой тебе больше по нраву», — делится секретами Татьяна Пинчук.
В технике гальванопластики можно работать не только с листьями. Так, Татьяна превратила груши в медные украшения.
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Стали металлическими и птичьи перья.
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
В планах сделать медных бабочек, ракушки, веточки, цветы. А пока любимый материал мастерицы — листья малины и ежевики. Особенно тронутые червоточинками и прочими нюансами, которые делают их индивидуальными, «живыми».
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
Гальванопластика. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
В общем, с поиском исходного материала проблем нет, природа на каждом шагу подбрасывает пищу для вдохновения. А вот медь нынче днем с огнем не сыщешь, спасибо знакомым, которые помогают с поиском необходимого в работе цветмета.
Полюбоваться украшениями Татьяны Пинчук можно на выставках в Центре народного творчества, а также на местных ярмарках. Не всеми — некоторые из них уже уехали к новым хозяйкам в Артем и Балашиху. Жительницы Уссурийска тоже оценили необычные украшения и все чаще обращаются к мастерице.
Татьяна Пинчук. Фото: предоставлено Татьяной Пинчук
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Источник: ussurmedia.ru