Как положить сусальное золото на икону

Создание икон является скорее духовным деянием, чем физическим. Если икону писать чисто механически, она потеряет свое божественное предназначение. Мастера при работе пользуются вековыми профессиональными секретами, которые истово соблюдаются в современных иконописных мастерских.
Одним из технологических секретов, которыми пользуются живописцы, является так называемое золочение иконы. Этот прием выстрадан веками, основан на опыте многих поколений ремесленников. Стоит чуть ошибиться, и классическое золочение не удастся. Или золото слезет, или оно потускнеет.
А спрос на золочение икон большой. Позолотчики работают в иконописных мастерских не покладая рук. Мы рассмотрим сейчас золочение иконы на полимент. Фактически это золочение на глиняные состав, (по-другому «полимент»). Состоит процесс золочения из нескольких из нескольких незаменимых этапов:

1. Шлифование поверхности
На рабочей поверхности иконы создаются необходимые условия для последующего нанесения золота. Чтобы позолота легла идеально, нужно, чтобы доска была ровная, без трещинок, сколов, вмятин. Если имеются дефекты поверхности, ремесленник аккуратно их заделывает полировочной пастой. Шлифование работы на этом этапе обязательно.

Как создаётся рукописная икона . Золочение сусальным золотом .


2. Грунтовка иконы клеем
Но вот доска подготовлена для последующего технологического процесса. Она идеально ровная и гладкая благодаря специальной полировочной пасте. Теперь самое время промазать поверхность доски животным или мездровым клеем.
Клей может быть осетровым или из кожи крупного рогатого скота. Осетровый клей изготавливается из рыбьих пузырей и очень дорогой (для примера, 100 граммов осетрового клея будет стоить 3100 рублей). Подойдет и костный клей. Выпускаются эти клеевые композиции в виде слитков, гранул или небольших пластин.
Клей растапливается на водяной бане, остывает и распускается. На это уходит несколько часов, иногда, впрочем, стоит подождать и целые сутки. Когда клей готов, он аккуратно наносится в два-три слоя с временными промежутками на рабочую поверхность.

3. Нанесение позолотной пасты
Под основание будущего золочения иконы важно нанести позолотную пасту, которая будет просвечивать в будущем сквозь слой сусального золота. Такая паста бывает нескольких цветов, наносится она на поверхность с помощью художественной кисти.
4. Наложение золота
Поверхность работы смачивается водой. Затем позолотчик берет в руки специальную позолотную кисть (лампемзель) и накладывает листы золота на места иконы, где они по сюжету необходимы. Это кропотливая работа, требующая предельной концентрации внимания. Затем работа откладывается на некоторое время в сторону, так как вода должна высохнуть.

Видеоурок по золочению иконы


5. Полирование иконы
После полного высыхания иконы можно начать полирование тех мест на работе, где было приклеено сусальное золото. Полирование осуществляется позолотчиком посредством ватных тампонов, которые можно заменить беличьей кистью. При этом цвет отполированного участка становится мягким. В случае если требуется яркий блеск золота, полирование производится другими инструментами.
Так, мастер берет заранее заготовленный медвежий или кабаний клык. Вместо таких экзотических инструментов, как клыки диких животных, сейчас используются их заменители, выполненные из агата. Эти заменители называются зубками. Хороший зубок в руках опытного позолотчика – это гарантия идеального качества работы. Причем при полировании позолотный лист еще больше сцепляется с поверхностью иконы.
Другие способы золочение иконы
Мы описали отделку золотом на полимент, или на глину. Как видите, это очень сложный и ювелирный процесс, требующий терпения ремесленника и его большого мастерства. Но было бы наивно думать, что на этом способы золочения икон ограничиваются. Одним из распространенных способов золочения является отделка золотом на лак-мордан.

Читайте также:
Осмотическое давление гидрозоля золота

Золочение иконы на лак-мордан можно узнать по степени матовости блеска работы. Позолоченные части иконы не будут иметь такого интенсивного сияния, как с позолотой на полимент.
Сущность работы заключается в нескольких этапах, первый из них — нанесении взбитого белка куриного яйца на участки, подлежащие последующей обработке золотом.
После нанесения смеси работа сушится, затем на ее фрагменты, требующие золочения, наносится шеллачный лак. Важно, чтобы он не был ни густым, ни жидким. Если он густой, поверхность работы сделается бугристой. Приходится часто после нанесения лака удалять неровности с работы при помощи острого скальпеля. Затем уже можно нанести масляный лак, подождать, когда он почти высохнет, но будет еще оставаться немного липким.
Самое время теперь наносить золото! В качестве лака используется морданный лак. Если отделка золотом производится на мордан, его шлифовать не нужно.

Главная | Декоративная штукатурка стен | Золочение лепнины | Патинирование | Художественная роспись стен | Цены | Контакты | Статьи | Галерея

Источник: vipdeco.ru

Как сделать икону с орнаментом на золоте

Для украшения иконы часто применяется сусальное золото, которое может быть отполированным либо нет, все зависит от иконописного стиля иконы. Подробнее о стилях позолоты и их сочетании с иконописными изображениями вы можете прочитать.

Для украшения иконы часто применяется сусальное золото, которое может быть отполированным либо нет, все зависит от иконописного стиля иконы. Подробнее о стилях позолоты и их сочетании с иконописными изображениями вы можете прочитать в этой статье.

Помимо простого нанесения золота в русской иконописной школе (да и во многих других) применяется нанесение на иконописную доску всевозможных орнаментов. Сделать это можно двумя способами. Первый подойдет для начинающих иконописцев-позолотчиков, а также при выборе сложного или геометрического орнамента.

Читайте также:
Северное золото что такое

Этот способ подразумевает предварительную резьбу специальными инструментами – их называют цировки либо графьи (об этих инструментах у нас есть отдельная статья) – на левкасе, после чего наносится полимент и сверху золото. После нанесения полимента и золота орнамент может немного «утонуть», перестать быть настолько отчетливым как до этого. Его можно оставить как есть, но лучше углубить, уточнить орнамент поверх золота с помощью агатовых зубков специальных форм. Мы рекомендуем использовать для этого агатовые зубки нашего производства №3, №5 либо №6 (посмотреть и приобрести их вы можете в нашем каталоге на сайте). О том как выбрать правильную форму агатового зубка для вашего вида золочения можно прочитать в этой статье.

Резьба цировкой по отрисованному орнаменту

Другой способ вырезания орнамента подходит для несложных растительных орнаментов и только для опытных позолотчиков. Здесь агатовыми зубками (опять же формы №3, №5 и №6) через подготовленный распечатанный на бумаге или кальке орнамент переводится непосредственно сверху на золото (сначала обводятся контуры с помощью шариковой ручки, а после наводятся агатами). Этот способ широко распространен в Румынии и некоторых других восточноевропейских странах.

Выдавливание орнамента сверху по золоту шариковой ручкой

Третий способ нанесения орнамента – резьба по левкасу с помощью специальных штихелей. Для это необходимо взять очень толстый левкас (2 и более миллиметра толщиной) и заранее переведя рисунок вырезать его. Этот способ очень трудоемкий, но позволяет сделать очень глубокую резьбу (которая кстати подходит не для всех стилей иконописания по стилю). Такой орнамент необходимо золотить только на мордан, так как тогда расход золота будет самый оптимальный. Помимо штихелей могут применяться различные инструменты для чеканки сразу по левкасу (они существенно отличаются от наших инструментов, предназначенных только для работы сверху по золоту!).

Резьба штихелями по левкасу.

Для большинства работ подходит первый способ, так как при его использовании у вас всегда есть право на ошибку и возможность эту ошибку исправить. Этому способу мы так же обучаем на наших мастер-классах по золочению (подробнее прочитать про них и записаться вы можете тут).

Итак, рассмотрим первый способ, как самый подходящий для начинающих позолотчиков.

Вначале мы должны выбрать орнамент и скомпоновать его на иконописной доске. Можно использовать уже готовые элементы, компонуя их в разных сочетаниях, выбирая отдельно орнамент для полей, углов, нимба и ковчега иконописной доски. Рекомендуем обратить внимание на сборники орнаментов арабского стиля, а также на уже готовые работы признанных мастеров иконописи. Кроме того, разбору этой темы посвящен наш новый двух урок, завершающий процесс обучения для наших учеников — «Разработка и комбинирование орнамента». Подробнее — в разделе Мастер-классы.

Читайте также:
Золото лагуна сколько серий

Для самого начала можно воспользоваться уже готовыми орнаментами, которые доступны бесплатно всем желающим на нашем сайте в разделе Орнаменты .

Орнамент перевели, отрисовали и подправили некоторые элементы, соединяя их в цельную картину и доводя некоторые «завитушки» до логичного конца. Делать это удобно с помощью обычного автоматического карандаша. Подробнее о том, как перевести орнамент на иконописную доску можно прочитать в этой статье.

Дальше идет этап вырезания орнамента цировкой (графьей). Про это у нас тоже есть отдельная статья, поэтому лучше прочитать ее, там все описано подробно.

Когда орнамент вырезан, мы переходим к следующему этапу – нанесению подготовленного полимента с клеем (о том сколько и какого клея добавлять в полимент можно прочитать тут). Так как эта статья является обзорной, а тема обширной, мы так же выделили ее в отдельную статью о нанесении полимента.

После чего идет непосредственно золочение. Когда мы положили золото и притамповали его ватным диском, мы увидим, как проявился наш орнамент на золоте. Однако, зачастую, будут видны лишь тонкие линии. Иногда этого достаточно, но чаще всего позолотчик хочет расширить и углубить орнамент.

Тут ему на помощь приходят агатовые зубки специальных форм (мы делаем зубки специально для иконописцев, поэтому у нас нет лишних и ненужных форм агатов, каждый имеет свое предназначение, а зачастую их можно использовать и в нескольких разных операциях. О том, как выбрать агатовый зубок можно прочитать в этой статье).

Для прорези орнамента по золоту мы рекомендуем использовать зубки №3, №5 или №6. Вести агатовый зубок по золоту следует не медленно и тщательно, а с некоторым дерзновением, стараясь делать за одно движение один элемент орнамента. Если вести зубочек «со тщанием», то вместо идеального результата мы получим неровную и прерывистую линию. Если наш орнамент еще и геометрический, то обязательно нужно использовать пластиковую линейку.

Когда орнамент прорезан, наступает время полировки. Для выборочной полировки в русском стиле (о том какие стили позолоты и полировки существуют, можно узнать в этой статье). Для полировки внутри различных элементов нужно воспользоваться агатами №1 либо №7 в зависимости от размеров вашего орнамента. Полировка должна проводиться с небольшим нажатием, так как при сильном нажатии вы не отполируете золото быстрее, а лишь сделаете некрасивые штрихи, как в детской раскраске.

Читайте также:
Когда доллар важнее золота

Когда мы отполировали нужные нам места в орнаменте (например, лозу и листики в растительном орнаменте) можно начать чеканить. Это очень увлекательный процесс, однако стоит проявить выдержку и не «перечеканить» поверхность иконы, чтобы это не смотрелось аляповато.

Чеканка производится с помощью чеканов (они выполнены в форме точек различных диаметров, для разных размеров иконных досок) и молотка, после чего наступает время фигурных пуансонов. Это такие фигурные штампы с размерами от 3 до 5мм (мельче не получится сделать их технически, а крупнее 5мм очень тяжело наносить рукой).

Пуансоны имеют удобную деревянную ручку давятся только с помощью руки. Это позволяет нанести оттиск полностью и контролировать весь процесс. Если же наносить фигурный штамп молотком, то при смещении даже на 0,5 градуса по отношению к поверхности, мы получим только половину оттиска. Рукой же мы давим круговыми вращениями и таких ошибок легко избегать (а если они получились – легко исправить).

Чеканы и пуансоны мы производим сами (посмотреть и выбрать их вы можете в нашем каталоге), беря за основу оттиски, использовавшиеся старыми позолотчиками на их бессмертных шедеврах, посмотреть которые теперь можно в Оружейной палате и других собраниях старинных русских икон.

Суздальский музей, конец 18 — начало 19 века

Как положить сусальное золото на икону

Издавна золочение икон использовалось иконописцами для придания священной картине благолепного вида. Но с течением времени позолота темнела и ее приходилось наносить вновь. Причем делалось это с большой осторожностью, чтобы не испортить изображение святого лика. За долгие века были разработаны различные технологии, используемые опытными мастерами и по сей день.

Художники-реставраторы нашей багетной мастерской профессионально занимаются золочением икон уже долгие годы. Наша безупречная репутация с 1991 года говорит сама за себя. Это искусство стало традиционным, такого формата, при котором нельзя отойти от традиций, старого письма и добавить чего-то личного и новаторского. История иконописи длится уже около 12 столетий и за все это время писатели икон не отошли от канонов и пишут аутентичные образы, дошедшие с ранних времен. А золочение икон стало символов Благого света святых.

Как осуществляется золочение иконы

Золочение икон, позолота

Для нанесения позолоты на икону необходимо иметь правильно подготовленное помещение. В старину мастера разливали по полу воду, работали в наглухо закрытых помещениях и обязательно в головных уборах. Ведь малейшая пылинка способна свести на нет всю работу. Сегодня же за счет существующих технологий нам не приходится работать «по колено в воде», однако мастер, берясь за золочение, тщательно подготавливает свое рабочее место, чтобы ничто не повлияло на качество исполнения золоченой поверхности.

Читайте также:
Как рассчитать прибыль по фьючерсу на золото

Золочение иконы подразумевает нанесение позолоты не на всю поверхность, а лишь на некоторые участки. Поэтому, прежде всего, мастеру необходимо тщательно подготовить поверхность, а участки, не подвергающиеся золочению, обязательно укрыть, для чего используются различные приемы (от жидких масок и до специальных лент). Но также может покрываться вся картина золотым слоем.

Подобные небольшие штрихи сусальным золотом именуются как ассисты. Это расписание только складок одежды, перьев ангелов, отдельных скамей, стола, купола над ликом святых или престола – так, мастер на иконе показывает Божественный свет библейных персон.

Подготовка поверхности включает в себя шпатлевание (при необходимости), вышкуривание, полировку, покрытие грунтом, повторную полировку для устранения шагрени. Иногда используется слой прозрачного или тонированного лака.

При золочении используются самые разные технологии, которые позволяют добиться того или иного вида позолоты — матовой, глянцевой, тонированной. Всего используют три основных вида технологий:

  • На полимент. Дает ровный глянец, который отражает даже малейшие лучики света, что создает эффект свечения поверхности иконы.
  • На мордан. Одна из самых дорогих методик, поскольку включает в себя лак, производящийся из янтаря — мордан, что и дало название методу.
  • Твореное золото. Как правило, используется для рельефных объектов или при тонировании одежд изображенных людей. Отличается глубокой матовостью поверхности.

В нашей мастерской вы можете заказать золочение иконы. Мастера подберут наиболее оптимальный вариант. Мы работаем как с новыми иконами, так и готовы взяться за реставрацию семейной реликвии. Икона – это издревле самый доступный вид искусства для человека. Данная реликвия всегда украшала на почетном месте комнату, чем вносила в здание божественную благодать.

Именно по этим причинам – мастера брали на себя эту ответственность и длительное время учились обработке икон, оттачивая свое мастерство старинного письма и божественных частей картин. У современных мастеров в моду входят авторские техники и уловки, которые входят в мировую моду золочение икон, но при этом не разрушая истинные каноны.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

Выполненные работы:

Источник: www.firmaramer.ru

Рейтинг
Загрузка ...