Узнать историю появления на Земле камней. Как они называются? Зачем нужны камни?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
« Почему камни такие разные?»
ученик 2 «А» класса
Никитина Галина Павловна
II. Содержание работы
2.Как на Земле появились камни?
3. История камней
IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»
VI. Источники информации
1.1 Актуальность выбора темы исследования
Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего поселка, на берегу реки Северского Донца, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.
Что случилось с астероидом после того, как он уничтожил динозавров?
Мне захотелось узнать:
Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?
Как они называются? Зачем нужны камни?
На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.
- анализ научной литературы;
- анкетирование;
наблюдение; - сравнение,
- обобщение.
1.2 Цель исследования
Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.
Найти и изучить литературу по данной теме.
Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.
Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).
Собрать коллекцию камней, которые использует человек.
Я могу предположить:
1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами;
2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.
1.5. Предмет исследования
Предметом исследования являются коллекция камней.
1.6. Объект исследования
Объектами исследования являются: поваренная соль, гранит
1.7 Методы исследования:
2. Содержание работы
Из того, что лежит под ногами на земле, меня больше всего привлекают камни. Они бывают разных форм, размеров, окрасок, разные на ощупь, по строению и даже по запаху.
Камни собирают даже взрослые люди: кто-то для коллекции, а кто-то для работы.
Если для работы, то такие люди называются геологи, минералоги.
Камни можно не просто собирать, а изучать:
рассматривать
определять, из чего они состоят
выяснять, чем они похожи и чем отличаются
узнавать названия камней и для чего они применяются
И тогда я заинтересовался:
что такое камни?
откуда они берутся?
из чего состоят?
почему камни такие разные?
Ученые Наконец-то Выяснили Правду об Острове Пасхи
И вот что я узнал про камни из книг и словарей:
Камни – это горные породы и минералы.
Оказывается, камнями мы называем то, что по-научному называется горными породами и минералами, а минералы – это составная часть горных пород. Чистые металлы камнями не называют.
Минералы – это кристаллы, которые встречаются в природе.
Минерал – природное вещество, приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав горных пород, руд, метеоритов. Большой толковый словарь
Кристаллы – это вещества, в которых частички, из которых они состоят (молекулы и атомы), прочно связаны друг с другом и расположены в строгом порядке.
Такое расположение атомов называется кристаллической решёткой.
Кристаллы бывают самых разных форм. Во
т несколько моделей кристаллических решёток:
поваренная соль NaCl
Видно, что атомы и молекулы этих веществ (которые на моделях показаны в виде шариков) действительно выстроены в определённом порядке и тесно связаны друг с другом.
Интересно, что атомы или молекулы одного и того же вещества могут располагаться в разном порядке, то есть образовывать разные кристаллические решётки. И в зависимости от формы кристаллической решётки получаются разные вещества с разными свойствами. Например, из одного и того же вещества – углерода — состоят графит и алмаз.
Однако насколько же они не похожи!
Драгоценный камень 1 класса
Самый твёрдый минерал
Один из наиболее мягких
Прозрачный и полупрозрачный,
бесцветный, серый, реже –другие цвета, блеск алмазный
Жирный на ощупь, непрозрачный,
цвет серый, чёрный стальной, блеск металлический
Из таблицы видно, что разные кристаллические решётки, которые образует углерод, объясняют такое большое отличие алмаза от графита
Дома я провёл опыты, чтобы лучше понять, как образуются кристаллы
Кристаллы льда получить очень легко – надо просто заморозить воду.
Для образования кристаллов поваренной соли я сделал насыщенный раствор обычной пищевой соли, опустил туда нитку и ждал столько времени, чтобы на нитку наросло нужное количество кристаллов.
Кристаллы получились очень мелкие, поэтому я рассмотрел их в микроскоп и увидел крошечные прозрачные кубики, характерные для поваренной соли.
В природе размеры кристаллов очень разнообразны: от крохотных, различимых только под микроскопом, до огромных – многометровых многотонных гигантов.
Мексика. Пещера Naica
Это наибольшие естественные кристаллы из когда-либо найденных: прозрачные гипсовые лучи длиной до 11 метров и весом до 55 тонн.
Когда наша планета Земля образовалась из огромного облака космической пыли, она напоминала раскалённый огненный шар, который состоял из множества жидких веществ и начал вращаться вокруг Солнца.
При этом тяжёлые жидкие вещества, например, железо, переместились ближе к центру Земли и образовали её ядро, а более лёгкие вещества, состоящие из кислорода, кремния, алюминия и других химических элементов, всплыли наверх и образовали как бы оболочку планеты – мантию.
Земля постепенно остывала, и начался тот же процесс, что и при замерзании воды: поверхность затвердевала, и жидкие вещества начали кристаллизоваться, становиться твёрдыми.
Так появились первые минералы.
Из многочисленных минералов складывались первые горные породы, которые потом образовали самый верхний слой Земли – земную кору.
Земная кора состоит из огромных плит*, которые постоянно очень медленно движутся. Когда плиты сталкиваются, происходят землетрясения, из-за чего появляются вулканы, горы, впадины, острова.
Все процессы на нашей планете – от извержений вулканов до испарения воды морей и озёр – приводят к образованию минералов и горных пород.
*Эти плиты называются тектоническими.
Минералы разделяются на 3 основных типа, в зависимости от того, как и из каких элементов они образуются:
Минералы
Самородные элементы – металлы
Самородные элементы – неметаллы
И что к ним относится
Я провёл ещё одни опыт, с помощью которого можно определить некоторые минералы или составляющие их элементы
Опыт 3. Измерение плотности
Плотность вещества показывает, насколько тесно (плотно) расположены в нём атомы: чем плотнее, тем вещество тяжелее. Например, если взять одинаковые по размеру куски мела и гранита, то гранит окажется гораздо тяжелее, так как плотность у него выше.
Опыт 3. Измерение плотности
Чтобы точно измерить плотность интересующего меня камня, я провёл такой опыт.
Взял кухонные весы, поставил на них мерную чашу и налил в чашу воды. Записал уровень воды в чаше и вес, который показывают весы. Положил в чашу с водой свой камень. Записал новый уровень и новый вес. А потом по формуле с помощью учителя химии Евко Надежды Владимировны вычислил плотность.
Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие
26 человек. Возраст — 8 лет.
Собирал ли ты камни?
Если собирал, то зачем?
13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)
Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.
17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)
Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?
Как человек использует камни?
11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)
Ты хочешь больше узнать о камнях?
Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.
Проведя данное исследование, я:
- изучил литературу и Интернет-источники по данной теме;
- узнал, что такое минералы, их виды;
- узнал, как на Земле появились камни, свойства отдельных камней, как человек их использует;
- собрал коллекцию декоративно — поделочных камней;
- подготовил сообщение и слайдовую презентацию «Как образуются минералы и горные породы»;
Думаю, я нашёл ответ на вопрос.
Существует много химических элементов, из которых состоят минералы и горные породы. А соединений этих элементов намного больше.
Каждый химический элемент имеет определённые свойства. Соединяясь между собой, элементы образуют огромное количество разных веществ, каждое из которых тоже обладает определёнными свойствами.
Условия образования минералов и горных пород также очень разнообразны. Одни и те же вещества в разных условиях образуют разные минералы и горные порода.
Вот почему камни (а точнее, минералы и горные породы) такие разные.
4. Источники информации:
- Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО «Мир книги», 2004.
- Большой толковый словарь русского языка, 2005.
- Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика- Пресс», 1996.
- Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: «РОСМЕН», 1997.
- А.А.Плешаков «От земли до неба». — М. Просвещение, 1997.
- А.А.Плешаков « Природоведение».- М. Просвещение, 1997.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: География/Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Источник: nsportal.ru
Откуда берутся камни?
Происхождение и характер камней весьма разнообразен. Они бывают различных размеров, от мелкой гальки до огромных валунов весом сотни и тысячи тонн. Камни окружают нас повсюду, в лесах и полях, на поверхности земли и глубоко под ней, в реках и крупных водоёмах.
Камень — это лучший строительный материал, используется для строительства дорог и домов, для отделки фасада и внутренних помещений.
Частицы осадочных пород образуют такие камни, как мрамор, известняк и песчаник. В результате кристаллизации растворов появляются сталактиты. Скелеты морских обитателей скрепляются илом и прессуется многими тысячелетиями, так образуется камень-ракушечник. Растительные смолы, перемешиваясь, с другими компонентами застывают и каменеют, превращаясь в каменный уголь и графит.
Трованты — это удивительные камни, которые способны расти и размножаться. Внешне трованты напоминают валуны, они состоят из песчаника, но после дождя происходит процесс цементации и они увеличиваются. Космические осадки слой за слоем укладываются на больших глубинах океанов и морей, уплотняются и за миллионы лет образуют твёрдые горные породы.
Обломки скал падают в бурлящие воды морей и океанов, омываются волнами, перекатываются и сглаживаются, так получаются округлые и гладкие камни или галька. На нашу планету падают метеориты, которые тоже являются камнями. Вулканические извержения образуют базальт или лавовый камень. Извергаясь, раскалённая и густая лава расплавляет горную породу, стекает по горе вниз и застывает.
На земле всегда кипит жизнь, она всегда находится в движении. Горы и горные хребты в прошлом были океаническим дном. Реки и сильные течения размывают твёрдые скалы и превращают их в груды обломков. Затем эти куски горных пород начинают своё самостоятельное движение по рекам, попадая в моря.
Люди тоже научились создавать камни. Обжигая в печах глиняные смеси, минералы, песок и известь, получается кирпич.
(502)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.
Источник: bogislavyan.ru
Жизнь внутри камня: как появились почвы на Земле?
Приповерхностный слой гранитов, гнейсов и песчаников в экстремальных условиях Восточной Антарктиды часто заселен цианобактериями, зелеными водорослями, лишайниками и другими организмами, которые могут осуществлять фотосинтез прямо внутри породы, так как свет проникает сквозь полупрозрачные зерна кварца и полевых шпатов на глубину более 1 см. Такие организмы называются криптоэндолитными, то есть срытыми внутри камня. Вместе с приповерхностной частью горной породы, в которой обитают организмы, они образуют эндолитную систему.
Эндолитные системы Восточной Антарктиды являются одними из наиболее подходящих и «чистых» современных моделей для изучения органо-минеральных взаимодействий древнего «филогенетического возраста» (например, взаимодействий в системе «цианобактерия-силикат», «лишайник-силикат»), так как они полностью лишены влияния со стороны сосудистых растений. Основываясь на принципе актуализма, такие взаимодействия были изучены авторами комплексом передовых инструментальных методов, включавшим вторичную ионную масс-спектрометрию высокого разрешения (NanoSIMS), 14С ускорительную масс-спектрометрию (14C AMS), спектроскопию ядерного магнитного резонанса (13C-CPMAS NMR) и микротомографию (μCT). Никогда ранее для изучения этих объектов не применялся такой комплекс методов. В том числе радиоуглеродное датирование органического вещества эндолитных систем было выполнено благодаря уникальному оборудованию, приобретенному на средства гранта РНФ.
В эндолитных системах Восточной Антарктиды было выявлено высокое разнообразие типов органо-минеральных взаимодействий. Показано, что сравнительно простые эндолитные системы микробного или криптогамного происхождения, которые существуют и реплицируются на Земле с докембрия, демонстрируют принципы органо-минеральных взаимодействий и стабилизации органического вещества, схожие с теми, которые известны для развитых почв современных климатических обстановок. Таким образом, механизмы почвообразования и стабилизации органического вещества, хорошо известные для современных почв, могут восходить к первым «шагам» биоты и почв на суше.
На основе изучения современных эндолитных систем в экстремальных местообитаниях планеты было показано, что они являются одними из возможных аналогов протопочвенных образований, существовавших в докембрии, когда условия для функционирования организмов в скрытых нишах внутри порового пространства плотных пород были более благоприятными, чем на поверхности.
Трансформация эндолитными организмами (сначала цианобактериями и археями, позднее грибами и лишайниками) плотных пород, сложенных силикатами, могла стать одним из возможных путей появления почв на Земле. Этот процесс заключался в формировании эндолитных почвоподобных профилей, а также в увеличении степени выветрелости субаэрального сегмента плотных пород и образовании мелкозема. Органо-минеральные продукты первых процессов почвообразования и сами эндолитные ощущение регулярно эродировались, поступая в аккумулятивные позиции ландшафта. Такие процессы способствовали созданию органо-минеральной матрицы в почвах и осадках, становлению почвенного покрова и в целом увеличению сложности геосистем.
Публикация является одним из результатов работы по гранту РНФ 14-27-00133 «География почв экстремальных условий среды в прошлом и настоящем: теория, методология и эмпирическое обеспечение» и гранту РФФИ 16-04-01776 «Эндолитные и гиполитные биокосные системы как протопочвенные образования Земли: география, свойства, процессы».
Источник: festivalnauki.ru