Спас Нерукотворный — особо почитаемый иконографический образ Иисуса Христа. История появления и развития образа, особенности изображения, молитва и чудеса.
Как появилась иконография изображения Христа «Спас Нерукотворный»?
По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик.
Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного».
Нерукотворный Образ Иисуса Христа [День Ангела]
Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице.
Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя.
Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чрепии» — друг против друга, на восточной и западной стене. «Спас Нерукотворный» — один из самых чтимых в Православной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику
Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа. Кондак 1 Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти: Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Спас Нерукотворный — первая икона Иисуса Христа
Образ Христа “Спас Нерукотворный” по праву называется первой иконой Иисуса Христа. Уникальность ее в том, что лик Спасителя не был зафиксирован человеческой рукой (отсюда название “Нерукотворный”). Это отпечаток лица Иисуса Христа на полотне – убрусе. Впоследствии образ стал иконографическим, его стали изображать на иконах. Все современные иконы с формальной точки зрения дело рук иконописцев и художников, и только первообраз является Нерукотворным.
Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века, Третьяковская галерея)
Спас Нерукотворный: история происхождения образа
По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой (современный город Шанлыурфа на юго-востоке Турции) правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить его на холсте.
Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.
Судьба иконописного образа
Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.
Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.
После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.
Чудесное обретение образа в Свято-Борисо-Глебской обители
Чудо явления Нерукотворного Спаса в Свято-Борисо-Глебской женской обители произошло в 1997 году. Изначально старинная икона Спаса принадлежала обычной женщине. После Великой Отечественной Войны образ сильно потемнел, а в конце века был передан в обитель. Преображение образа “Нерукотворный Спас” произошло 20 июля во время Божественной Литургии, когда вспышка света осветила икону. Обновленная иконы в течение пяти дней благоухала. Была создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт чудесного обновления иконы Нерукотворного Спаса.
Иконография образа
Существуют несколько типов написания иконы “Нерукотворный Спас”. Важной особенностью иконы является то, что на ней изображен только лик Иисуса Христа на полотне. В некоторых случаях — на коричневом или золотом фоне. Второй вариант написания иногда называют “Спас на чрепии”, то есть на черепице. Название дано в память о событии, когда изображение Спасителя проявилось на стене в Эфессе.
Именно такой тип иконы в настоящее время находится в Третьяковской галерее, его создание относят к XII веку. Этот особый образ был написан мастером из Новгорода и отличается величественностью изображения. На иконе Спаситель изображен с открытыми глазами, лик не выражает эмоций, спокоен.
Икона Спаса Нерукотворного: в чем помогает, молитвы
Перед Нерукотворным образом Спасителя молятся об исцелении от болезней душевных и телесных, о даровании крепкой, искренней веры, в сложные жизненные моменты. Как Авгарь по вере в Спасителя исцелился от неизлечимой болезни, так и многие люди, с верой молясь перед иконой Нерукотворного Спаса, получают просимое.
Один из чудотворных образов Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1676 году для царской семьи. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на железной дороге 17 октября 1888 года он вышел невредимым из разрушенного вагона вместе со всей семьей. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неопиисанное Слово Отчее,/ и Образ неписанный, и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего Воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе,/ и почитаем пречистаго лика Твоего// преславное воображение.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился над воротами Едессы много лет. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены. Тогда Едесский епископ решил скрыть изображение Христа. Придя ночью, Епископ зажёг перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который должен спасти город от неприятеля.
История перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа
29 августа православные христиане празднуют перенесение из Едессы* в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного), которое произошло в 944 году. Образ Спасителя был поставлен в Форосской церкви Пресвятой Богородицы.
АиФ.ru рассказывает об истории перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа.
Как появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа
Написать изображение Иисуса Христа поручил своему живописцу Ананию правитель сирийского города Едессы Авгарь. Во время болезни проказой до него дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом, и Авгарь решил написать ему письмо с просьбой исцелить его. Отправить это письмо он решил вместе с Ананием.
Когда Ананий прибыл в Иерусалим, он увидел Иисуса Христа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь.
Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Тогда Иисус Христос сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.
После этого Иисус Христос попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатлелся лик Христа. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода ученика Иисуса. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Там Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился много лет.
Что произошло с Нерукотворным Образом Иисуса Христа после правления Авгаря?
Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фото: Википедия
Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился над воротами Едессы много лет. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены.
Тогда Едесский епископ решил скрыть изображение Христа. Придя ночью, Епископ зажёг перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который должен спасти город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ увидел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). По стенам города был совершён крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города.
29 августа 944 года Мандилион перемещается в Константинополь? и через два десятилетия тем же путём следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора. Сосуды никогда не открывались, и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного иконописного канона.
После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.
*Едесса — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа на юго-востоке современной Турции. Столица Осроены, важный центр раннего христианства.
Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя. Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чрепии» — друг против друга, на восточной и западной стене. «Спас Нерукотворный » — один из самых чтимых в Православной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику. (4 голосов, средняя: 5,00 из 5). Загрузка
Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]
Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]
Происхождение иконы Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.
Спас Нерукотворный: значение
Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.
Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.
С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.
Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.
Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.
Молитвы образу Спас Нерукотворный
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
В чем помогает икона Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:
- Об исцелении;
- Об укреплении в вере;
- Для помощи в решении жизненных трудностей.
Спас Нерукотворный: иконография
- Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
- Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
- Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
- Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
- На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Первая христианская икона, Значение и символизм. В чем помогает образ. Подробнее в материале информационного портала «Правмир». Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]
- https://foma.ru/kak-poyavilas-ikonografiya-izobrazheniya-hrista-spas-nerukotvornyj.html
- https://pravoslavium.ru/spas-nerukotvornyj-pervaya-ikona-iisusa-xrista/
- https://aif.ru/dontknows/file/istoriya_pereneseniya_nerukotvornogo_obraza_iisusa_hrista
- https://www.pravmir.ru/spas-nerukotvornyj/