Традиция благословлять детей сегодня забыта, утрачена, не доступна. А это большой минус, огромная потеря не только для одного человека, но и всей семьи, потомков и даже всего мира. Ведь грех одного человека даже лежит на всё поколение, и как сказал Силуан Афонский простирается на весь мир. Как бы он изменился, если бы люди покаялись, и как он продолжает гибнуть из-за не понимания, не желания, уже даже невозможности что-либо обратить вспять.
Но это глобально, а если конкретно, то благословение на детей — бесконечно важное и нужное, драгоценное и ни чем не заменимое действие. Это родительский долг, неуязвимость, покров. Больше про родительский долг читайте в нашем телеграм канале https://t.me/molitvaikona/3897 .
Родители выступают, как посредники между своими чадами и Богом.
А значит, желая им добра, блага на детей наших обильно простирается благодать Божия. Об этом нужно помнить и родительским благословением дорожить, боятся его потерять. Это уже сила Божия и нельзя ее игнорировать.
Не стесняйтесь хорошего! Отцы и матери благословляйте детей ваших! Протоиерей Андрей Ткачёв
Сегодня авторитет родителей потерян, традиции забыты. Старые не помнят, а новых «не построили». А раньше на Руси не могли не то, что на брак благословения не взять, а на день. Потому, что знали, без него – «день насмарку», а начинание может не кончиться добром. Родительское благословение всегда было даром, ответственностью перед детьми.
К родительскому благословению относились очень серьезно.
Неслучайно само слово имеет Божественные корни. Как и БЛАГОдать, БЛАГОдарение, БЛАГОчестие…»
Родители должны научиться, не стесняясь говорить эти слова. Только не в пустую, не «абы как», а осознанно проговаривать и чувствовать каждое слово, вкладывать в него всё самое лучшее, что только можно пожелать своим детям. Слова должны быть полновесны, то есть иметь вес и большое значение, такое, какое было оно у древних людей.
Ной однажды проклял Хама и его потомки до сих пор являются «рабами рабов», а Сима и Иафита он благословил. И сбылось его пророчество. Он сказал это очень давно, но сказано Ноем остается до сих пор. То есть сила слово имеет большое сильное значение. Скажет отец или мать и пожелание их останется.
То есть, какая есть сила у родителей над детьми. А все потому, что Бог дал власть отцу над детьми: «Пусть Господь даст тебе…» И слово превращается в дело. Это нужно знать, помнить, а значит ни в коем случае то не обзывать и не клянуть, не ругать детей плохими обидными словами. Опасаться произносить: «Вот ты лентяй, бездарь. дурак, тупица…Это антимолитва, которую нужно бояться.
Апостол Павел говорит, что мы «к благословению признаны».
Поэтому, начинать делать это желательно с самого детства, с самого рождения. И молиться, и благословлять: «Да благословит тебя Господь, да сохранит Господь, да вразумит» . И благословит Господь, и покроет и спасет… Или «Господь с тобой; С Богом; Даст Господь тебе мир». Можно крестить, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В писаниях по-разному говорится о благословении. И везде это половина счастья.
Умение благословить! Протоиерей Андрей Ткачёв.
Куда бы не отправлялся ваш ребенок: в путешествие, армию, брак, чтобы не начинал: новое дело, учение, работу, всегда благословлять, не лениться и не стыдиться. Слова должны быть просты, мудры, естественны и умны, какие были они у святых. Это великое дело и не простая наука. Этому нужно научиться.
Между прочим, мы сами благословляем Господа. В псалме 33 мы часто говорим такие слова: «Благословим Господа на всякое время … ты хваленый, ты прославленный…» То есть мы благодарим его всегда, и за всё. Особенно хорошо, когда мы можем это сделать в скорби или после неприятности, в болезни и даже трагедии. Мы как святые, которые испытывали скорби и даже горели в печи, не может не славить его, не прославлять, не благодарить. Это самая большая мудрость и живое доказательство нашей веры.
Как брать благословение? Правила церковного этикета
Казалось бы, что тут сложного: сложил руки «лодочкой» — и все. Но нет же: а какая рука сверху? А целовать руку священника потом или нет? А зачем вообще ему руку целовать? А благословение — это как поздороваться с батюшкой?
На эти (и не только) вопросы отвечаем в «Слайдах».
01
Что такое благословение?
Это когда священник осеняет человека крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС — Иисус Христос. В этом случае священнослужитель выступает проводником — через него благословляет сам Бог.
02
Кто придумал благословение?
Бог. Сам Иисус Христос перед вознесением на небо благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их (Лк 24:50).
03
Как складывать руки?
Согнуть руки в локтях, ладони вверх, правая рука поверх левой. Движение очень похоже на то, когда из родника пытаешься двумя руками зачерпнуть воды и попить из ладоней. В ответ на это движение священник крестит человека рукой и кладет ее на ладони.
04
Нужно целовать руку священника?
Все зависит от человека — можно целовать, а можно и нет. Действительно, у православных есть традиция целовать правую руку священника — но не потому, что он святой, а потому, что руками он совершает таинство Евхаристии — пресуществление (превращение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если не хотите — не целуйте. Никто не обидится.
05
А если священник без рясы и креста? Брать благословение?
Если считаете уместным — да. Священники иногда не надевают рясы вне богослужебной жизни, и, если вы встретили знакомого батюшку на улице, можно подойти под благословение.
06
А если священник под запретом?
Запрет — это когда за какие-либо проступки правящий архиерей запретил священнику проводить богослужение. Чаще всего священникам под запретом благословлять людей не разрешают — это прописывается отдельным пунктом в указе о запрете в служении.
07
Благословение — это приветствие со священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
08
У кого можно брать благословение?
У священников и архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов) — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию. У дьяконов, иподьяконов и прочих присутствующих и даже служащих в алтаре мужчин благословение брать нельзя. Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.
09
А если стоит несколько священников, у кого брать благословение?
Можно у всех, но начать со «старшего по званию». Если непонятно, кто это, можно спросить, и остальные укажут на старшего собрата. Если среди священников есть архиерей, то в его присутствии давать благословение они не могут и брать благословение можно только у него.
(65 голосов, средняя: 4,89 из 5)
21 сентября 2018
Поделиться:
Геннадий 1 год назад Ответить
Пресуществление — католический термин, он неверен. Наше слово — преложение. Нет в причастии никакого алхимического превращения одного в другое. Господь соединяется с хлебом и водой, и они становятся Телом и Кровью, не меняя физической сущности. Нет никакого «под видом вина и крови».
Кузнецов Михаил 1 год назад Ответить
Добрый день! Термин «пресуществление» является единственным, закрепленным канонически и возможным для использования. Учение о «преложении» существует, и во многом действительно ближе восточному богословию чем «пресуществление», однако оно никогда не было утверждено нигде, кроме трудов отдельных богословов.
Кроме того нельзя забывать и о том, что католическое и православное понимание одного и того же термина могут быть различными, что мы можем понимать под «пресуществление» не то же самое, что понимают католики. Сам факт возникновения этого термина именно в католической среде не делает термин недопустимым. Кроме того, не уверен что Вы сами сможете объяснить разницу между тем, что написали: «Господь соединяется с хлебом и водой, не меняя их физической сущности», и «Мы принимаем реальное Тело Господне под видом хлеба». И в первом и во втором случае мы имеем изменение субстанции при неизменных акциденциях.
Александр 5 лет назад Ответить
По поводу начальниц монастырей не сказано ни че го! А у них то же берут благословение, даже священники и диаконы.
Алексий 5 лет назад Ответить
Такая задачка из церковного этикета, с которой я на днях столкнулся: в алтаре присутствует настоятель храма — протоиерей, и приехавший с частным визитом архимандрит. Кто «старше по званию»? У кого первого в таком случае положено взять благословение?
Поддержите «Фому»
«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
Источник: foma.ru
Благословение