Как правильно молиться иконе

Большинство из нас в храм приводит какая-нибудь нужда и мы, неопытные прихожане, теряемся, не зная, как правильно молиться, к каким иконам подходить и куда ставить свечки

Как правильно молиться иконе

Православные христиане обращаются к молитве в разных жизненных ситуациях. Когда и как правильно молиться Богу и святым в храме, церкви, дома перед иконой, можно РИА Новости, 30.04.2022

МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Православные христиане обращаются к молитве в разных жизненных ситуациях. Когда и как правильно молиться Богу и святым в храме, церкви, дома перед иконой, можно ли читать молитву своими словами, по бумажке или с мобильных устройств— в материале РИА Новости.Для чего христиане молятся"Христиане молятся для того, чтобы призвать в помощь Бога на свое благое дело", — говорит Елена Стажук, художник-иконописец, основатель "Русской Иконописной Школы "РИШ".Молитва — это обращение человека к Небесному Отцу, Богородице или святым, словесное выражение просьб, сокровенных чувств, благодарности и надежд.Кому молятсяВерующие молятся Господу Богу и святым, просят помощи и заступничества святых перед Всевышним.Как правильно молиться"О том, как нужно правильно молиться православным людям, я узнала на экскурсии в Оптиной Пустыни, — рассказала Марина Романова, старший научный сотрудник ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Министерства просвещения РФ. — Мне передали слова схиархимандрита Илия Ноздрина — священнослужителя Русской православной церкви, духовника Оптиной пустыни. По его мнению, об упокоении родственников и других людей молиться важнее, чем о собственном здоровье и здоровье ближних. Если у вас есть деньги всего на одну записку в церкви, лучше написать ее "Об упокоении", тогда вам Бог здоровье даст и, возможно, о вас после вашей смерти кто-нибудь помолится". Батюшка Илий советовал особенно молиться Михаилу Архангелу и иконе Божией Матери "Покров"".По мнению Елены Стажук, и дома, и перед иконой, и в церкви, и возле мощей, и на литургии, и в монастыре молитва всегда затрагивает самое глубинное, самое важное, — личные чувства христианина. Такого понятия как правильно молиться нет. Можно это делать своими словами, просить о возвышенных вещах, о бытовых, а можно благодарить. Лучше начинать молитву с благодарности Господу за то, что уже есть.ДомаКак правило, дома читаются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы до и после приема пищи. Варианты бывают разные: чтение по молитвослову, с листа (молитвы выписаны вручную), кому как удобнее и больше нравится. Главное — делать это искренне. Допускаются молитвы дома и в ситуациях, когда человека окутывает страх за родных и близких людей или есть тяжелые недуги.Есть правила, которые следует соблюдать христианину при молитвах дома:Священнослужители советуют ежедневно читать хотя бы один абзац из Евангелия и Деяния Апостолов. "О силе пользы чтения псалмов: 90, 50и 26святые отцы говорят так: "Даже граната в руке не взорвется". Можно не ограничиваться этими псалмами, но сначала лучше посоветоваться с опытным священником или монахом", — говорит Марина Романова.Перед иконойЕлена Стажук отмечает, что перед ликом святого человек просит о заступничестве перед Господом, или напрямую перед иконой Христа молится о здравии, об упокоении, о сродниках, о близких, о родных, о себе и прочем. Можно молиться перед иконой как в церкви, так и дома. Обращаться к тому, чей образ на ней запечатлен.В церквиВ церкви христианин молится на службе: на вечерней, на утренней, на литургии, на молебнах. Если есть текст, можно читать его, или обращаться своими словами.В церкви есть два типа молитв:В церкви нельзя:Принято осенять себя крестным знамением перед молитвой и после нее как в церкви, так и дома. Кроме того, при посещении церкви крестятся перед входом и после выхода из нее.Возле мощейВ некоторых церквях в специальных саркофагах хранят мощи святых. К ним принято обращаться за помощью. "Возле мощей чаще всего просят о чем-то или благодарят и с благоговением прикладываются к раке", — поясняет Елена Стажук.На литургии"Литургия — самое главное таинство христианства. Там совершается молитва, нужно исповедаться, причаститься. Таинство причастия (евхаристия) является самым главным для христианина. Ради этого все в жизни христианина происходит", — комментирует Елена Стажук.В монастыреПо словам эксперта, в монастырь чаще всего люди приезжают в паломничество для того, чтобы попросить или поблагодарить Бога. Силами, затраченными на паломничество, человек проявляет знак уважения Господу и святым.Молитвы"На все случаи жизни у христиан есть молитвы. Например, молитвы "Отче наш" и "Символ Веры" собирают в себе весь смысл, все основные догматы христианской веры, — отмечает Елена Стажук. — Если изучить глубже молитву "Символ Веры", можно понять суть христианства. Любая другая молитва помогает человеку сконцентрировать мысли"."Отче наш": словаЭтой молитвой просят о помощи и защите.Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Аминь."Живый в помощи": словаЭта молитва, как считается, защищает от нечистой силы и ее влияния, бедствий, нападений, ранений. Читают молитву при переезде на новое место, перед дальней дорогой или сдачей экзамена.Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна.Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни.От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится.Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое.Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему.Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его.Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое."Символ Веры": словаОбязательно читают во время утреннего молитвенного правила.Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.И воскресшего в третий день согласно Писаниям.И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.Признаю одно крещение для прощения грехов.Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.За ближних: словаОбращаются с молитвой к Богу, когда в помощи нуждаются близкие, родственники, друзья.Всеблагий Господи, Спасителю наш! Призри милостивно на нас, недостойных рабов Твоих (имена), и не помяни беззаконий наших, но по безмерному благосердию Твоему прости нам вся прегрешения наша. Сам очисти и спаси нас: Сам умы наши просвети. Ей, Господи, Спасителю наш! Яви нам (имена) великую и богатая милость Твою.За усопших: словаПосле ухода человека из жизни, близкие скорбят и просят за него молитвами.Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.За враговС этими молитвами можно обратиться к святым с просьбой о защите от злых людей, врагов, обидчиков и недоброжелателей.Молитва Иисусу Христу за обидевших и ненавидевших нас:Владыко Человеколюбче Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий!Ты, по неизреченной любви Своей к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, сияеши солнце Свое на злыя и благая, дождиши на праведныя и неправедный;Ты, Преблагий, заповедуеши нам любити врагов наших, добро творити ненавидевшим и обидевшим нас, благославляти клянущих нас и молитися за творящих нам напасть и изгонящих нас.Ты, Спасителю наш, вися на крестном древе, и Сам прощал еси врагов Своих, хульно ругавшихся Тебе, и молился за мучителей Твоих;Ты дал еси образ нам, да последуем стопам Твоим.Ты, о дражайший Искупителю наш, научивый нас прощати врагов, повелел еси вкупе и молитися за них;молюся убо Тебе, Иисусе Прещедрый, Сыне и Агнче Божий, вземляй грехи мира, прости отшедшаго (ую) к Тебе раба твоего (рабу Твою) (имя) и приими его (ю) не яко врага моего, соделавшаго ми злая, но яко согрешившаго (ую) пред Тобою, Молю Тя, безпредельный в милостех, Господи Боже наш, приими с миром, преселынагося (уюся) к Тебе от мира сего без примирения со мною;спаси и помилуй его (ю), Боже, Твоею великою и богатою милостию.Господи, Господи!Да не яростию Твоею, ниже гневом Твоим накажеши раба Твоего (рабу Твою), творившаго ми напасть, оскорбление, поношение и злохуление;молю Тя, не помяни сих прегрешений его (ея), но отпусти и прости ему (ей) вся сия по человеколюбию Твоему, и помилуй по велицей Твоей милости.Молю Тя, о Преблагий и Прещедрый Иисусе, яко уз адовых Решителя, смерти Победителя, грешных Спасителя, разреши рабу Твоему (рабе Твоей) сии согрешения, имиже, яко пленицами ада, связася усопший (ая).Ты бо, Господи, рекл еси: "аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших";о, да не будет сего!Со умилением и сокрушением сердца умоляю Тя, Спасителю Премилостивый, разреши ему (ей) сии узы злых наваждений и козней диавольских, не погуби усопшаго (ую) гневом Твоим, но отверзи ему (ей), Жизнодавче, двери милосердия Твоего, да внидет во святый Твой град, хваля всесвятое и великолепое Имя Твое и воспевая неизреченную любовь Духа Твоего Святаго к погибающим грешникам.И якоже Ты, Благость вечная, помянул еси на кресте благоразумнаго разбойника, с Тобою распята, путесотворив ему вход в рай, сице, молю Тя, Всещедрый, помяни во Царствии Твоем и отшедшаго (ую) к Тебе раба Твоего (рабу Твою) (имя) не затвори, но отверзи и ему (ей) двери милосердия Твоего, Твое бо есть, еже миловати и спасти ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.Аминь.СемейнаяМолитва Господу Богу о семейном счастье и достатке:"Господь Отец Небесный! во имя Иисуса Христа я молю Тебя о моем семейном счастье. Даруй нам в нашей семье любовь друг к другу. Даруй нам, чтобы наша любовь укреплялась и умножалась. Научи меня любить моего супруга (супругу) от всего сердца, научи меня любить его (ее) так, как возлюбил меня Ты и Сын твой Иисус Христос. Даруй мне понять, что мне нужно удалить из моей жизни и чему мне нужно научиться, чтобы у нас была счастливая семья. Даруй мне мудрости в моем поведении и в моих словах, чтобы никогда не раздражать и огорчать моего супруга (супругу). Аминь"."В трудных обстоятельствах, при болезнях, финансовых трудностях, на праздники можно читать акафист Спасителю, Божией Матери, божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу, святым. Прежде лучше попросить на этот молитвенный подвиг благословение священника, — поделилась Марина Романова. — Молитвы "Боже, милостив буди мне грешному" или "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных" можно повторять, когда есть возможность, а также "Отче наш", "Богородице, Дево, Радуйся", "Царю Небесный" и другие. Благодарить нужно Бога, Божию Матерь и святых, а не только просить".Чтение молитв по времени сутокМолитвенное правило мирянина состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. "Чтение молитв утром и вечером — это традиция. Есть полный текст молитв, а есть сокращенное правило —его рекомендовал преподобный Серафим Саровский", — комментирует Елена Стажук.Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза "Отче наш", три раза "Богородице Дево" и один раз "Верую". Количество молитв и их продолжительность определяются священниками, учитывая образ жизни каждого и его духовный опыт.Марина Романова отмечает, что преподобный Варсонофий Оптинский советовал молиться каждый день ангелу-хранителю любой короткой молитвой, например, такой: "Ангел мой, будь со мной, ты впереди — я за тобой". Можно молиться ангелам-хранителям детей, супругов и других людей, святым небесным силам, святым архангелам.Как можно читать молитвуО том, в каких ситуациях и кому нужно обращаться к Богу и святым с молитвой, рассказала Елена Стажук.Молитва — это не магический набор слов, а порыв души человеческой, живое общение с Всевышним.Службы проводят на церковнославянском, а также на русском языке. Поэтому можно молиться и на современном русском языке. По словам Елены Стажук, нет никакого запрета на чтение сразу нескольких молитв подряд.Некрещеному человеку тоже разрешено обращаться к Богу и святым с молитвой. "В раннехристианский период крестили только взрослых. Люди по три года ходили в храм для того, где над ними читали оглашения. Их знакомили с христианством. Они участвовали в службах до определенного момента, потом выходили из храма. А уже потом их крестили", — рассказала Елена Стажук.Беременным женщинам очень полезно читать молитвы. Это приводит в порядок нервную систему, уходит тревожность. Есть в народе суеверные мнения, что женщинам во время месячных ни в храм нельзя ходить, ни к иконам прикладываться. По мнению Елены Стажук — можно. "Единственное, на усмотрение духовника — это причастие (участие в евхаристии).Эксперт отмечает, что иногда человек другой веры хочет читать молитвы. "Если он, например, изучает православную веру, то, конечно, можно молиться. Если хочет перейти в нее, это воля человека, мы не должны высказывать свои мнения на этот счет".Как часто нужно молитьсяЭксперты говорят, что молиться нужно так часто, как душа просит. Если не просит, то это не молитва. Молитва всегда должна идти от сердца.Самое главное для православных людей — это доверие к Богу. По словам Марины Романовой, святые отцы советовали молиться так: "Вверяю, Господи в Твою Святую Волю себя и своих близких", "Да будет, Господи не как я хочу, а как Ты хочешь".Как научиться понимать молитвыЕсли человеку хочется научиться понимать молитвы, то для этого нужно читать соответствующую литературу. Ее очень много. В любой церковной лавке дадут рекомендации. Также можно поступить в учебное заведение или получать соответствующие знания онлайн. "Есть много мирян, которые учатся, например, на катехизаторов в духовных академиях для того, чтобы начать лучше разбираться в православии", — говорит Елена Стажук.

Читайте также:
Сколько стоит один кристаллик

Почему принято молиться перед иконой?

Теперь вы знаете, как правильно молиться перед иконой в храме. Как молиться дома. При домашней молитве стоит выключить телевизор, магнитофон, компьютер (если в это время не транслируется церковная служба или чтение молитв ). В противном случае эта техника может отвлекать от общения с Богом. При молитве дома так же, как и в церкви, необходимо выглядеть благопристойно. Достойный внешний вид настроит на правильный лад. При желании можно зажечь лампаду или свечу, не возбраняется каждение. Как правильно молиться дома перед иконой? При молитве желательно стоять прямо, но если молящийся болен, то можно сидеть и даже лежать. Конечно, молиться можно и стоя на коленях.

Как правильно молиться в церкви

Так, собираясь зайти в храм, для начала обратите внимание на свой внешний вид. Конечно, миниюбки или шорты — не лучшая одежда для этого. Также традиционно принято, чтобы женщина находилась под сенью храма с покрытой головой, а мужчина, наоборот, с непокрытой. Если с собой нет головного убора — не беда, в любой церковной лавке можно взять платочек.

Входя на церковную территорию, нужно остановиться и трижды с поклоном перекреститься. То же самое необходимо сделать при входе в саму церковь. Далее, если вы пришли на службу, то займите любое место, откуда вам достаточно хорошо видно и слышно священников и без необходимости больше по храму не ходите вплоть до окончания богослужения. Вторить хору можно только тогда, когда это делают все по канону службы: во время пения «Отче наш», «Символа веры» и других общих молитв, которые могут быть разными в зависимости от дня.

Между службами можно помолиться о своих нуждах произвольно и здесь уже нет каких-то специальных жестких правил, главное, делать это осознанно, а не механически, и с верой. Молитва всегда должна иметь адресата, ведь это разговор, и странно было бы беседовать, ни к кому конкретно не обращаясь.

Читайте также:
Кто изображен на иконе спаси и сохрани

Также любой может приложиться к святыням: мощам, иконам, крестам.

Существует множество народных суеверий о том, что можно и чего нельзя делать со свечками, однако на самом деле важно одно — все, что вы совершаете в храме, не должно быть простой формальностью. Богу не требуется одолжение и деньги, ему нужна только любовь. Приходите в храм так, будто навещаете родителей — с радостью, теплом и полным доверием.

Зачем нужно молиться?

Этот вопрос задают многие невоцерковленные люди: зачем молиться, если Бог и так видит все наши нужды? Безусловно, видит, но, уважая нашу свободу, никогда не станет делать что-то, о чем мы не просим. Так что молитва — это акт нашей доброй воли и смирения перед Ним.

Многим современным людям, воспитанным на возвеличивании собственного «я», слово «смирение» режет слух. Однако стоит понимать, что это не самоуничижение, не раболепство, а доверие Богу. Как ребенок, который просит помощи у родителей в том, с чем сам по причине возраста и неопытности еще не может справиться, так и мы, чей жизненный опыт и объем знаний не сопоставимы с Божественными, просим Его поддержки, заступничества, а порой и чуда. Господь — наш Небесный Отец, а любому родителю хочется, чтобы его дети общались с ним как можно больше и никогда не забывали.

Также с молитвами мы обращаемся и к святым угодникам. Они сами когда-то жили на земле, поэтому им близки и понятны наши чаяния и слабости. Так что они как никто поймут нас и помолятся, поскольку находятся ближе к Богу и лучше знают, как это нужно делать.

Как правильно молиться Богу

В Православной традиции существует множество утвержденных Церковью молитвенных текстов — все их можно найти в специальных молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Часто эти книжечки имеют маленький, карманный формат, чтобы их было удобно носить с собой и читать в храме. Очень полезно выучить наизусть хотя бы основные из них: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице, Дево, радуйся».

Креститься и класть поклоны при молитве можно произвольно, когда вам захочется, а иногда это специально оговаривается в молитвослове. Когда вы находитесь в храме, лучше говорить с Богом мысленно или шепотом, чтобы не мешать молиться другим прихожанам, ведь каждый приходит к Нему со своими горестями и радостями, беседуя один на один.

Правильно молиться святым перед их образами. В любом храме есть иконы св. Николая, св. Серафима Саровского, св. Сергия Радонежского, сщмч. Георгия Победоносца, сщмч. Пантелеимона Целителя, блаженной Матроны Московской, свт. Луки Крымского и других любимых нашим народом святых. Молиться им можно о любой нужде — представление о «профессиональной специализации» святых являются ничем иным, как суеверием. Хотя тем из них, кто при жизни занимался врачеванием, чаще всего молятся о здоровье: священномученику Пантелеимону, святым Косме и Дамиану, а также святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому).

Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо). На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов.

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Читайте также:
Чем отмыть потемневшее серебро

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

« Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте». Икона призвана, — пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах. Какие иконы должны быть в доме православного христианина Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность.

Как научиться молиться

«Самый великий успех, который может быть у человека на земле», «нет более энергичной деятельности» и «лучшего транспортного средства на Небо», это «самый деликатный воспитатель ума, сердца и всей личности», равно как и «единственный метод существенного самопознания», – так подвижники говорят о молитве. Но как научиться молиться? Мы спросили совета у опытных пастырей.

Читайте также:
Как найти сережку если потерял

Молитва. Художник: Неринга Моргунова

Молитва. Художник: Неринга Моргунова

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться!

– В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его.

Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.

Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Митрополит Лимассольский Афанасий

Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются.

А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь.

Новоначальным Господь во всем помогает

– Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Молитва – это наше сокровище на Небесах. А значит, если молимся, то и сердце наше там будет (ср. Мф. 6, 21), а всё, что здесь необходимо, то приложится нам. Сказано же: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир. Так же как и любой наш грех приближает всё мироздание к погибели.

Если мы о теле своем печемся: питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться? Жизнь души поддерживается молитвой.

Ты только начни молиться. Ведь и в этот мир младенец когда приходит, родители сначала всецело пекутся о нем; так же и Бог, когда человек в жизнь духовную рождается, во всем помогает ему.

Гордым могут помогать и бесы.

Почему учиться молитве лучше по благословению?

– Известен такой пример, кто-то из святых отцов рассказывал. Пришел послушник в монастырь, в миру он много и дерзновенно молился. А тут игумен выслушал про все его подвиги и говорит: «Хорошо», – и определяет его в послушание к опытному старцу. Тот благословил ему маленькое правило. Брат внутренне возмутился даже, хотя и произнес положенное: «Буди благословенно!» Возвращается через некоторое время: «Отче, я не могу нести это правило. Уменьши его». И тогда уже в беседе, излагая помыслы, поинтересовался: «Почему до монастыря я молился много, а здесь и этого малого правила выдержать не могу?» – «А тебе там еще неизвестно кто помогал», – пояснил тогда старец.

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет. Вот представьте себе: первые годы после революции. Рушится мир. Одна империя за другой. А в это время, в 1920-е годы, священник отец Сергий Мансуров пишет: история Церкви есть история ее святых. Что бы ни происходило, но мир держится этими проводниками в мир воли Божией, животворится наследуемой ими благодатью. «И на сем камне, – сказал Господь про исповедание святых, которые тоже могли, как и апостол Петр, оступаться, даже отрекаться, но потом каялись, – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет

Сколько бы ни бесновались безбожники, ни убивали, ни глумились, а Бог действует в мире через святых. И Христос победил мир и диавола. Всё, основанное на неправде, обрушится и сгорит, а молитвы святых, – подчеркивал отец Сергий Мансуров, – таких, как преподобный Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст и др., – православные верующие читают каждое утро и каждый вечер, ежеминутно и ежечасно во всем мире, – и так бытие мира продолжается.

Научись молчать, и молчание научит тебя молитве

Архиепископ Каширский Феогност

Архиепископ Каширский Феогност

Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа

– Для того чтобы научиться молиться, нужно научиться молчать. Потому что когда мы сами говорим, мы не ощущаем, как наша молитва слышится Богом. Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа. «Упразднитеся и разумейте…» (Пс. 45, 11), – Господь в Псалтири говорит. То есть остановитесь, освободитесь, замрите – услышьте, то, что Я говорю вам. «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и на благоговеющего пред словами уст Моих» (Ис. 66, 2)…

Молчание предшествует молитве, но и после молитвы надо бы помолчать. «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3).

Да откроет нам Сам Господь это таинство молчания, в котором только и возможно слышать Бога и через это научиться молиться Ему.

Молитва универсальна, она для всех

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

– Уже в Ветхом Завете говорится об именах Божиих: Иегова, Адонаи, Саваоф. То есть речь идет о личных отношениях с Богом: обращаемся к Нему мы по имени, лично. Какое имя Божие нам в Новом Завете открыто? Господь Иисус Христос. К Нему мы тоже лично в Иисусовой молитве обращаемся. «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). «Темже и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9–11). Отцы-исихасты и оставили нам в наследие призывание имени Божия, – только в этом общении с Господом Иисусом Христом, прежде всего, и совершенствуется человек.

Читайте также:
Как найти потерянную сережку

Что читаем у исихастов? Начинается всё с книжной молитвы. Потому-то эти книги и называются: молитво-словы. То есть это такой фундамент, где слова уже четко вытесаны святыми, уложены в эти крепкие устойчивые конструкции. Мы по этим молитвам всё усваиваем: и догматику, и литургику, и историю Церкви, – раньше же не все могли в воскресных школах обучаться, на богословские курсы ходить. Здесь всё самое основополагающее, далее без этого ничего не возвести.

Следующий этап молитвы, – отцы говорили, – когда человек уже утверждается в правиле, – это призывание имени Божия. Это уже собственно молитва. Ее и называют Иисусова молитва, – по имени Господа. Тут уже, как читаем у аскетов, она сначала бывает устной – просто вслух произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А когда она усваивается, становится умной, то есть произносим мы ее уже не просто устами, но умом. «Никто, – сказано у апостола, – не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Если ум у тебя не очистится, ты и не сможешь творить умную молитву. Она быстро – слово даже такое есть в русском языке: приедается на устах, и оставляется вскоре, если нет у человека этого стремления очиститься, чтобы усвоить Дух.

Поэтому и необходимо старческое руководство в молитве, что старец помогает совершенствоваться. Молится за пасомого, направляет его. Из тысяч человек единицы уже после очищения души собственно до совершенствования доходят.

Если молитва правильно идет, то следующая ступень – когда молитва опускается в сердце, и сердце начинает освящаться. Тогда уже устная, умная и сердечная молитва соединяются, – и начинает освящаться воля человека. В течение десяти лет, при правильном руководстве, отцы говорят, человек может приблизиться к чистоте. Иначе ее называют бесстрастием. Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.

Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть

Бесстрастие – это уже настолько высоко, что иные и полагают, что это святость. Но это еще не святость. Это уже чистота, и она достигается благодатью. Страсти уходят, и только тогда уже, когда человек более-менее свободен от них – потому что и святым Господь мог оставлять какую-либо страсть как «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), чтобы не возгордились, – он может уже только начинать еще совершенствоваться. «Благодать на благодать» (Ин. 1, 16), – как говорится об этом в Евангелии и Господом свидетельствуется: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Тут уже дары Духа Святаго в каждом подвижнике индивидуально раскрываются: у кого пророчества, у другого исцеления, у третьего прозорливость. Тогда он уже и другим может помочь. А пока каждый из нас еще сам в своих страстях барахтается, то всё наше добро с явной примесью греха бывает – не другим, так себе навредим. Всё – в борьбе, всё в преодолении постоянном. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

И следующая степень молитвы: созерцательная. Это то, о чем сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не злоба, не уныние там должны быть, не стяжательство, – а Свет Небесный. Господь его на горе Фавор показал. А попробуй ты его стяжать, если не с кем посоветоваться, не у кого спросить. Сила Истины – в чистоте духа, – отцы говорили. Но это всё высота.

Преподобный Серафим Саровский наставлял: ту добродетель, которая тебе дает больше благодати, ту и твори. Хотя и отмечает, что молитва особо прибыльна в духовном плане. К тому же молитва универсальна – она для всех. Так и аскетические подвиги бывают для избранных, а есть то, что всем под силу. Хотя бы только «Господи!» скажи – уже благодать приходит. Потому что Господь всех нас уже спас, – ты лишь прими эту милость. Надо ощутить всю гибельность своего существования, возжелать Спасителя. Грешим мы постоянно, значит, и имя Божие непрестанно должны призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот она, эта ниточка: само слово «религия» от лат. religare – «воссоединять». Сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). В будущем веке никакой суеты не будет, будет молитва, – вот и всё.

Приди в чувство на молитве, стань живым

Митрополит Горийский и Атенский Андрей

Митрополит Горийский и Атенский Андрей

– Чувство должно быть – стояния перед Богом. Надо ощущать, что ты нуждаешься в прощении, ты болен, и тебе нужно исцеление. Вот это чувство надо в себе найти. А когда его нет, по этому поводу тоже надо страдать и тоже каяться в этом. «Вот, я встал перед Тобою, Господи, и у меня нет этого чувства…». Тогда тем более надо каяться: «Прости меня, Господи! Я сегодня бесчувственен. Помоги! Потому что я знаю, что это чувство есть». Самое главное вот это: «жив Господь и жива душа твоя» (4 Цар. 2, 2), – «Знаю это, и знаю, что мне это нужно». По-моему, это несложно.

«Понимай, что читаешь, и понятое чувствуй»

Иерей Игорь Блинов, клирик Марфа-Мариинской обители Москвы:

Иерей Игорь Блинов

Иерей Игорь Блинов

Полезно читать святых отцов, как они учились молитве

– Мне больше всего наставление святителя Феофана Затворника нравится: к молитве надо прежде всего подготовиться, осознав свое недостоинство перед величием Того, к Кому ты сейчас обратишься. Если сердце твое дрогнет, и ты ощутишь всю свою малость, то и Господь к тебе снизойдет и облагодететльствует.

«Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется», – отмечал святитель. Полезно читать святых отцов, как они учились молитве.

Как ответил на этот вопрос отец Николай Гурьянов

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

– У отца Николая Гурьянова как-то спросили: «Как научиться Иисусовой молитве?» – а он ответил: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. И больше я тебе ничего не скажу».

Почему наши молитвы бывают неуслышаны. Как молиться за других людей. Как молиться за обидчиков и врагов. по благословению Преосвященного Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. Что такое молитва. Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,— пишет святитель Феофан Затворник, — а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый».

"Источники"
  • https://ria.ru/20220228/molitvy-1775546506.html
  • https://www.kp.ru/putevoditel/mirovye-religii/pravoslavie/kak-pravilno-molitsya-v-tserkvi/
  • https://foma.ru/kak-pravilno-i-kak-nepravilno-molitsya.html
  • https://pravoslavie.ru/133257.html

Рейтинг
Загрузка ...