Как правильно выглядит православный крест

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Посреди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами декорируют купола церквей, свои дома, носят на шейке.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким макаром дает дань моде, для кого-либо крест — прекрасное ювелирное изделие, кому-то он приносит фортуну и употребляется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик вправду является эмблемой их нескончаемой веры.

Сейчас магазины и церковные лавки предлагают огромное обилие крестов различной формы. Но очень нередко не только лишь предки, собравшиеся крестить малыша, да и продавцы-консультанты не могут объяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, по сути, до боли просто. В церковной традиции — четырехугольный крест, с 3-мя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, 6 и восьмиконечные, с 4-мя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Крест — Католический и Православный — в чем отличие

Четырехконечный крест

Итак, на Западе более употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда в первый раз и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и доныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особенного значения, еще больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, но самую большую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест более соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который в большинстве случаев употребляется Российской и Сербской православными церквями, содержит, не считая большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, правитель иудейский» (ИНЦИ, либо INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «измеряло праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более ухудшил свою посмертную участь и попал в ад. Буковкы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Собственных носил крест тогда крест был еще четырехконечным; так как не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, так как еще не поднят Христос на кресте и вояки, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, окончив это уже на Голгофе». Также не было к тому же титла на кресте до распятия Христа, так как, как докладывает Евангелие, поначалу «распяли Его» (Ин. 19:18), а позже только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Конкретно поначалу по жребию поделили «одежды Его» вояки «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а только позже «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Правитель Иудейский» (Мф. 27:37).

Чем отличается православный крестик от католического

Восьмиконечный крест с давнешних времен считается самым массивным защитным средством от различного рода не́чисти, также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Обширное распространение посреди православных верующих, в особенности во времена Старой Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Но не в форме креста либо количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Обилие форм креста всегда признавалось Церковью полностью закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет значимой различия меж латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и меж какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сути, все кресты схожи, отличия только в форме», — гласит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В церковной и православной Церквях особенное значение придается не форме креста, а виду Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только лишь живым, воскресшим, да и торжествующим, и исключительно в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос погиб на кресте. Но мы знаем и то, что позже Он Воскрес, и что мучился Он добровольно из любви к людям: чтоб обучить нас сберегать бессмертную душу; чтоб мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная удовлетворенность находится всегда. Потому на православном кресте Христос не погибает, а свободно простирает руки, ладошки Иисуса открыты, как будто он желает обнять все население земли, даря им свою любовь и открывая путь к нескончаемой жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ гласит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, гораздо меньше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не отыскал, как обрисовать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на 3-х языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (или ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Правитель Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует 2-ух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Какой-то из них перед гибелью раскаялся в собственных грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед гибелью хулил и поносил собственных палачей и Христа.

Читайте также:
Как увеличивают кольца в размере из золота

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Фаворит.

На крестчатом ореоле Спасателя непременно писали греческие буковкы ООН , означающие — «истинно Сущий», так как «Бог произнес Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Не считая того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно понятно, что их четыре, а не три. Потому на православных крестах ноги Христа прибиты 2-мя гвоздями, любая раздельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, в первый раз появилось, как новаторство, на Западе во 2-ой половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, время от времени с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над гибелью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Не считая того, ноги Спасателя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Появление христианского креста связано с страдальческой гибелью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по принужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым методом экзекуции в Старом Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что в первый раз распятие использовалось конкретно в Финикии). Обычно к погибели на кресте приговаривали разбойников; многие ранешние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким макаром.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и ужасного наказания. После же Его страданий он стал эмблемой победы добра над злом, жизни над гибелью, напоминанием нескончаемой Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Отпрыск Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Собственной благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (либо Искупления) непременно вытекает идея о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом либо, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе скрыта непостижимая потаенна нескончаемой правды и любви Бога.

Отпрыск Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее зазорной и мучительнейшей гибелью на кресте; позже на 3-ий денек воскрес как фаворит ада и погибели.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной погибели Богочеловека часто является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всевластный и нескончаемый Бог сошел на землю в виде смертного человека, добровольно перетерпел биения, оплевания и зазорную погибель, что этот подвиг мог принести духовную пользу населению земли. «Это нереально!» — возражали одни; «Это не надо!» — утверждали другие.

Св. апостол Павел в собственном послании к Коринфянам гласит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтоб не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книгоед? где совопросник века этого? Не направил ли Бог мудрость мира этого в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины отыскивают мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»(1 Кор. 1:17-24).

Другими словами, апостол объяснял, что то, что в христианстве некими воспринималось как соблазн и безумие, практически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Правда искупительной погибели и воскресения Спасателя является фундаментом для многих других христианских истин, к примеру, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о дальнейшем суде и воскресении погибших и других.

При всем этом, искупительная погибель Христа, будучи событием не поддающимся объяснению в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую ощущает и к которой стремится верующее сердечко. Освеженные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные царствуй; как черные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом удостоверились в том, какие величавые духовные блага им принесла искупительная погибель и воскресение Спасателя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Потаенна искупления населения земли плотно сплетена с целым рядом принципиальных религиозных и психических причин. Потому для уяснения потаенны искупления нужно:

Читайте также:
Как правильно измерить размер кольца на палец в домашних условиях

а) осознать, в чем фактически состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) нужно осознать, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность оказывать влияние и даже пленять людскую волю;

в) нужно осознать загадочною силу любви, ее способность благоприятно влиять на человека и облагораживать его. При всем этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, непременно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от осознания силы людской любви нужно возвыситься до осознания силы Божественной любви и того, как она просачивается в душу верующего и преобразует его внутренний мир;

д) не считая того, в искупительной погибели Спасателя есть сторона, выходящая за границы людского мира, а конкретно: На кресте вышло схватка меж Богом и гордым Денницей, в каком Бог, скрываясь под видом беспомощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного схватки и Божественной победы остаются для нас потаенной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не полностью понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книжка, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение собственного креста, другими словами терпеливое выполнение христианских заповедей в протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как наружные, так и внутренние, называются «крестом.» Каждый несёт собственный актуальный крест. О необходимости личного подвига Господь так произнес: «Кто не берет креста собственного (уклоняется от подвига) и следует за Мной (именует себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест краса Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Правду светилен праздничка Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы вопиющего осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами полностью объяснимы. Но когда лицезреем христиан, втянутых в это скверное дело, тем паче молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Величавого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким макаром, имеются последующие отличия католического креста от православного:

Источник

Христианский крест — каким он бывает?

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Читайте также:
Сколько стоит кольцо 1 карат

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Источник

Каким должен быть православный крест?

Нас часто спрашивают, покупая крест нашей мастерской: «А он точно православный? Он правильный?» «Конечно, — отвечаем мы, — ведь все наши изделия создаются с благословения священника и всегда строго по канонам».

Давайте сегодня поговорим о том, что значит «правильный» православный крест.

Крест с молитвой 576.jpg

Еще в IX веке преподобный Феодор Студит учил, что «Крест всякой формы есть истинный крест». То есть православные кресты могут быть разными: четырех, шести ли восьмиконечными, с округлыми концами или острыми, с перекладинами или без них, они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, перламутр, драгоценные металлы). Кресты могут украшаться вставками или драгоценными камнями.

Крестики с кмнями 350.jpg

Крест с алмазами 300.jpg

Совершенно не важно, на чем носить крест: на цепочке или шнурке (многие неверно считают, что носить крест надо только на шнурке), ведь главное — наша вера. Подчеркнем только, что изображения креста на кольцах, серьгах и других украшениях не заменяют нагрудного крестика, который сопровождает верующего всю жизнь.

Подвеска Просвети всех 350.jpg

Крест – главный символ православной веры. Его можно увидеть на храмах, на могилках почивших (как свидетельство веры умершего) и, конечно, на груди каждого православного человека (см. статью «Зачем носить крест?»).

Читайте также:
Что означает если нашел кольцо

Как мы уже сказали, видов крестов огромное множество. Наверное, всем хорошо известны такие кресты, как: Андреевский, Греческий («корсунчик») или Георгиевский

Крест складень шар 350.jpg

Большое распространение наряду с простым, четырехконечным, на Руси получил шестиконечный крест, его еще так и называют, «Русский православный». Этот крест представляет собой две скрещенные перекладины, и внизу еще одна скошенная перекладина-подножие. Это подножие символизирует весы и напоминает нам о судьбе разбойников, распятых рядом с Господом. Приподнятый конец направлен в Небо, в Рай, куда отправился покаявшийся Благоразумный Разбойник, а другой разбойник, который был слева от Христа, умер без покаяния, и с его стороны конец перекладины опущен вниз (подробнее о символах на кресте читайте в статье «Что значат символы на Кресте?»).

Крест голгофский 350.jpg

Также в Православии распространен восьмиконечный крест. Он похож на шестиконечный, но в верхней части его изображается еще одна перекладина – титло. Это табличка, которая была прибита над главой Спасителя, когда Его распяли. На таких дощечках писали вину казненных. На Кресте Господнем было написано: «Иисус Назорей Царь Иудейский», сейчас на крестиках можно увидеть сокращения IHЦI (о том, что означают надписи на кресте можно прочитать в статье «Что значат надписи на Кресте?»).

Крест на гайтане 350.jpg

Конечно, особого внимания заслуживает крест с Распятием. Сразу оговоримся, что Распятие не является обязательным на православном кресте. Кресты без Распятия тоже каноничны.

Золотые кресты 576.jpg

Если все же вы решились приобрести крестик с Распятием, обратите внимание на то, как изображается Спаситель на Кресте в православной традиции, ведь в разных христианских конфессиях Распятый Господь изображается по-разному.

Как отличить православное Распятие от католического 576.jpg

Вот, например, главные отличия православного Распятия от католического.

1. Руки Спасителя на католическом кресте могут быть сжаты, на православном же – ладони всегда раскрыты. Такой жест означает, что Сын Божий как бы принимает нас в свои объятия.

2. На православном Распятии Господь изображается с крестчатым нимбом, что подтверждает Божественную сущность. На католическом Распятии глава увенчана терновым венцом.

3. На православном Распятии ноги Христа пригвождены каждая раздельно. У католиков на Распятии Господь пригвожден к кресту тремя гвоздями: по одному на руках, и одним гвоздем прибиты обе ступни Спасителя. В католической церкви это объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с Креста Господнего, и их три. Однако есть исторические свидетельства о том, что царица Елена в IV веке нашла на Голгофе 4 гвоздя.

4. На православных распятиях Господь изображен как живой – тем самым, олицетворяется торжество Божественной жизни над смертью. А у католиков тело и глава Господа изображают смертные страдания. На лбу Его видны следы крови от тернового венца, а в области ребер – рана от копья.

Кстати сказать, изображения Иисуса Христа на кресте живым, воскресшим появились еще в V веке, тогда как натуралистические изображения умершего Христа, стали появляться только в X веке.

Источник

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.

Поделиться статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

Читайте также:
Как снять кольцо с пальца в домашних

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова. Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа. Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.

Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа. Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены. Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.

Священник Афанасий Гумеров :

« В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. »

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...