Как проверить безударную в корне слова

Скачать:

Предварительный просмотр:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

в безударных слогах нужно проверять.

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .

тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки

Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

в о лна́ – в о́ лны

1. большой – маленький

к о вёр – к о́ врик

п а руса́ — п а́ рус

2. маленький – большой

пл о ща́дка – пл о́ щадь

где? м о ря́ – в м о́ ре

что делал? что делает?

п и са́л — п и́ шет

3. назови ласково

з и ма́ – з и́ мушка

з е лёный – з е́ лень

5. что делал? – что?

пл я са́л — пл я́ ска

Учёба — это просто! Как подобрать проверочное слово для безударной гласной в корне

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

в безударных слогах нужно проверять.

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным .

тр а ва́ – тр а́ вы, г о ра́ – г о́ ры, р е ка́ – р е́ ки

Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение .

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

в о лна́ – в о́ лны

1. большой – маленький

к о вёр – к о́ врик

п а руса́ — п а́ рус

2. маленький – большой

пл о ща́дка – пл о́ щадь

где? м о ря́ – в м о́ ре

что делал? что делает?

п и са́л — п и́ шет

3. назови ласково

з и ма́ – з и́ мушка

з е лёный – з е́ лень

5. что делал? – что?

пл я са́л — пл я́ ска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне». 2 класс

Цель урока: создать условия для формирования умения находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.

Конспект урока по русскому языку «Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне». 2 класс(1-4)

Конспект урока содержит фотографии кадров презентации.

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне» 2 класс.

Презентация используется на этапе актуализации знаний, способствует развитию мыслительных операций учащихся.

презентация по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне» 2 класс

тема «Безударные гласные в корне» 2 класс.

Урок русского языка по теме «Безударные гласные в корне». 2 класс

Урок закрпления, обобщения знаний по теме «Безударные гласные в корне» во 2 классе. На данном уроке использованы материалы по РК (Ильменский заповедник).

Читайте также:
Факты о женских часах
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных в корне» 2 класс «Перспектива»

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных.

Источник: nsportal.ru

Безударные гласные в корне слова

Здравия всем! Сегодня поговорим о безударных гласных в корне слова.

Это самая частая ошибка у младших школьников и не только. Ведь слова с безударными гласными буквами встречаются очень часто, а проверить их написание не всегда легко.

В русском языке есть правила написания безударных гласных в корне слова, с помощью которых можно определить какую букву надо писать.

В соответствии с этими правилами корни разделяют на три типа:

Типы корней с безударными гласными буквами.

Начнем с самого простого правила — проверяемые ударением гласные в корне слова, которое начинаем изучать в школе с 1 класса.

Правило : чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным .

Правило в стихах

Как подобрать проверочное слово

  1. Поставить слово во множественное число (если оно в единственном) и наоборот. Н: дома-дом; коза-козы.
  2. Если проверить надо имя существительное, то подбираем имя прилагательное. Н: вода-водный, парное — пар.

В любом случае, надо найти корень слова и осознать его значение!

Это сделать необходимо, так как существует очень много одинаково звучащих корней, которые имеют разное значение и по — разному пишутся.

Тест. Какую букву писать А или О

Для самостоятельной работы я подготовила вам 8 карточек , с пропущенными буквами А-О . 11 карточек с пропущенными буквами Е-И-Я . Напишите слова, найдите корень, подберите проверочные слова.

А-О

1. П…рное, п. стух, р. 6еть, к. шачий, с…рняк, кр. льчиха, н. винка, н. сишко, пл…дородный, ск. зать, н…чник, скв. речник, за. стрить, упр. влять, п…чтальон, р. дители, В. силий, с…довник, см. треть, с…рняк, к…менистая, ст…рик, т…йник.

А — О

2. В. ренье, в. лчата, к. чели, д. вно, скв. рцы, гл. зной, г. ра, др. зды, г. стинец, В. лентин, гр. ница, г. рняк, д. леко, н. га, д. машний д. ждливый, ч. сы,
д. лжник, , д. чурка, ж…рища, В. рвара, козлёнок, з..л. тистый, к. тушка, д…рить, оп. дают, нав..днение, исп…ряют.

А-О

3. С.лонка, Ан. стасия, ст..ловая, к…мок, тр. па, под н. гами, б…бры, стр. ение, т..нцевать, с…сновый, зап. х, тр. винка, похв…ла, х..рек, тр. стинка, х. ровой, пл…тина, хр. брец, хл. пушка, оч. рование, ч…стокол, прош. гать, ст. рожка, вых..д, спр. сил.

А-О

4. В. лить, ск…листый, нак…лол, хв. инки, т. нул, охр. няют, д. ска, в. лосок, попр. вляют, зат. ился, . зера, стр. на, мур…вьи, хл. п. тливые, пов. p, нап. лняет,
к. тать, зв. нок, п. хучие, к…ньки, пл. щадка, пог…л..дать, Ек-..терина, к. ссир, в…жак, зн…чок.

А-О

5. Пож. лей, кр. савица, м. стерят, зав. лил, к. лючки, ст…ит, б…льной, т…скали, выс…хли, ж. ра, ут. пают, м. хнатый, кр. снеет, п…левая, Н. талья, п. хали, г. рбы, сп. сение, м…лчат, дог. дались, по кр. ям, . куньки, в б. ру, г. ревать,в. лчата, тр. стники, сл…мался, К. нстантин.

А-О

6.На пл…тах, Н. дежда, кр…ты, зл…дей, д. лёкий, дост. ют, б. евик, с. жают, л. шадка, к. ток, л. скает, кл. довая, д. брота, л. пата, сп. дает, пос…дим, д. мишко, к…силка, т. щил, к…чать, б. лезнь, х. л. да, зас…рять, м. тушка, м. шкара, ч. совщик, хл. почут, к. рмушки, спр…ведливый, ч. родейка, хв. сты.

Читайте также:
Как делать браслеты дружбы из ниток

А-О

7. К. вер, б. льшой, ус. дил, вр. чи, п. ра, п. ют, л. дошки, ухв. тились, в. лнушки, к. лючие к. мочки, см. ла, г. л. ва, к. за, к. зался, м. лыши, под. рить, ш. рфы, п. ляны, П. лина, гр. чи, кр. ты, ст. лбы, ск. льзить, уп. лзал, р. са, Ст. нислав, дв. ры, жур. влиный к. сяк, ч. совой, хр. брец, зав. рил, р. дился.

А-О

8. Г. лодный, бр. дить, зам. лчала, м. ря, уг.. .стили, р. дная, п. роход, пол. вить, разн. сить, сл. ва, др. чливый, с. виный, Т. тьяна, пок. залась, тр. ва, сч…стливый, нев. д, х. теть, х. дули, тр. вяной, уст. реть, х. лмы, п. ясок, . вчина, М. рия, н. чевать, покр. шить, расп. шонка, зв. нить.

Е-И-Я

1. Гр. бной, в. сна, р. бина, оз. ро, л. док, с…стра, л. сной, б. льчата, д. ла, зв. рьки, ч. сло, гн. здо, стр. жи, ч. тыре, стр. ла, цв. тной, св. ча, м. сной, ш. рокий, д. твора, усп. вать, ч. тать, поч. рк, ч. стота, ц. почка, оц. нить, з. мля, з. рносклад, з. ркальный, ц. ркач.

Е-И-Я

2. Ц. нтральный, цв. тник, нат. нул, т. жёлый, з. мля, Ал. ксей, с…дит, потр. сение, с. нева, тр. скотня, т. шина, т. чение, п. тье, т. мнота, р. довой, т. рпеть, ст…кло, сн. гирь, тр. щит, т. пло, приц. пил.

Е-И-Я

3.Сл. дить, в. ртеть, . довитый, л. дник, л. стопад, с. рдечко, кр. чать, кл. вать, з. мовщик, Гр. горий, зел. нь, разъ. дать, св. стун, Св. тлана, ч. нить, л. жачий, с.лач, св. нина, св. тлеть, св. рло, передв. гают.

Е-И-Я

4. По. с, об. жает, п. так, осв. щали, л. нейка, з. мной, ж. на, обл. тела, р. чистый, р. звиться, выр. зать, п. тнистый, задр. мал, пч. линый, выпр. мить, взгл. нул, зв. ринец, л. пили, на б. р. гу р. чушки.

Е-И-Я

5. Пл. сать, пл. чистый, п. сатель, п. вец, созр. вает, н. зина, сп. шат,
л. стопад, нар. дились, дов. рять, прип. кает, оп. риться, од. ночество, кор. нь, м. ровая, об. зательно, зм. я, в. зание, разд. валка, м. довый, л. карство, ул. тают, про. грать, л. сник, изв. нять, об. жать, С. мен, п. лить, п. тёрка.

Е-И-Я

6. Д. сяток, разгл. деть, . здиться, вр. дитель, вр. мена, ч. жи, в. ртеть, д. нек, повстр. чали, М. хаил, пов. зжать, в. сеть, гр. да, в. щица, в. черний, изв. щать, тр. скучий, л. ..нивая, в. твистый, в. ршина, дов. рять, нас. комое, в..с.лить, в. снушки. в. занки, зв. з-
допад, осв. тил.

Е-И-Я

7. Заб. вать, б. лить, св. нья, нап. сал, д. ржал, см. льчак, св. зать, л. жит,
в. шневый, Л. НИВЫЙ, кл.. .новый, заскр. пели, пор. дел, л. дяной, выв. ла, л. дяная, р. веть, стр. жи, гр. знить, защ.-.щать, объ. снвл, про ч. тал, л. сточки, Ел. завета, ж. лток, прож. вать, пролс.вать, зам. р-
зает, при. зжать, ст. на.

Читайте также:
Жемчуг в мидиях черного моря бывает ли

Е-И-Я

8. Ч. рвяк, р. 6ина, скр. пучий, р. бит, от. желели, скр. пач, пол. лись, по с.лу, выгл. нет, р. ка, вып. л, в ст. пи, сн. га, шм. ли, л. ства, ст. на, в л. су, приближение, ср. зать, с.няк, т. нистая, ж. лой, уд. вительно, В. ктория, по. вилось, изменилось, св. тает, перел. валась, подг. бают, зам. чание, пр. мая, дл. на.

Е-И-Я

9. Расп. вают песни, м. тель, б. гут, пт. нец, п. рина, оч. щают» н. беса, прил. пила, п. рнатые, т. мнота, осв. жает, в. дны л. са, ж. льё, пе-редв. гает, З. наида, д. тишки, р. чная, п. щат, м. стечко, л. сичка-с.стричка, св. ча, ш. рокая, л. зала, зар. дить, гр. бок, согр. вает.

Е-И-Я

10. Ож. вают, ш. повник, закр. пили, на щ. ках, ч. рника, по. вилась, с. неет, кл. сты, зацв. тает, сб. гают, б. лить, б. дняга, прибл. жаться, ч. татель, б. дняк, б. лобровый, тр. щание, сн. жинка, отт. пель, ст. кольщик, сн. говик, сл. допыт, вып. чка, л. докол.

Е-И-Я

11. Св. стит, пров. рять, св. тлячок, Ст. пан, обл. гчить, пос.дел от горя, л. чить, зв. здолет, прив. дение, в. сенний, дов. рять, прибл. жается, П. трович, зал. вал, подт. нули, пос.дел на лавке, взъ. рошенный,
прос.ка, пригр. вает, подз. мелье, пл. скались, разъ. ренный, зап. вал.

Если вам понравилась моя статья, напишите комментарий, поставьте лайк. А так же я приглашаю вас ко мне на канал Вместо репетитора Елена Викторовна , где есть много полезных роликов в помощь родителям и детям. Буду рада встрече с вами! Всем добра!

Источник: dzen.ru

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:

  • к о ло́дец
  • укр а ша́ть
  • л и ства́
  • п я тёрка

В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:

1. приставки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суффикса

  • укр е п и́ ть
  • св е ж о́
  • посв я щ е́ ние

3. окончания

  • б о льн о́й
  • р о с а́
  • м о лод о́й

Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» , «и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.

Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.

Читайте также:
Сколько камней на земле

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же словаПодобрать родственные слова
1. Один — много
р е ка — р е́ ки
1. Большой — маленький
тр о па — тр о́ пка
2. Много — один
к о лосья — к о́ лос
2. Маленький — большой
пл о щадка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
О чём?
в л е су — о л е́ се
Что делал?
Что делает?
к а тил — к а́ тит
3. Назови ласково
зв е зда — зв ё здочка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл а тил — пл а́ та

Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.

  • вх о д и́ть — вход ;
  • ук о р я́ть — укор ;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • ук а з а́ть — ука́з ка;
  • заг а д а́ть — зага́д ка;
  • л е п и́ть — ле́п ка.

К существительному подберем однокоренное прилагательное:

  • х и тр е́ц — хи́тр ый;
  • б е л и́зна- бе́л ый;
  • кр а сн ота — кра́сн ый;
  • о го́нь — о́гн енный;
  • хо́л о д — холо́д ный;
  • со́б о ль — собо́л ий.

От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:

  • тр а ва́ — тра́вушка;
  • стр о ка́ — стро́чка;
  • з е рно́ — зёрнышко;
  • р е ка́ — ре́ченька.

А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.

1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.

  • гл а ва́ — гла́вы;
  • с о сна́ — со́сны;
  • пл и та́ — пли́ты;
  • де́р е во — дере́вья;
  • д е сна́ — дёсны.

И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.

  • гр а чи́ — грач;
  • д о жди́ — дождь;
  • п о ля́ — по́ле;
  • шк а фы́ — шкаф.

Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:

  • без хв о ста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо дв о ра́ — двор;
  • с м е чо́м — меч.

У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать к ним два проверочных слова:

  • г о л о в а ́ — го́ловы, голо́вушка;
  • б о р о д а ́ — бо́роды, боро́дка;
  • б о р о зд а́ — бо́розды, боро́здка;
  • з о л о т о́й — зо́лото, зо́лотце.

2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.

  • м о л о до́й — он мо́лод, моло́же;
  • д о р о го́й — он до́рог, доро́же;
  • пр о сто́й — прост, про́ще;
  • к о ро́ткий — день ко́роток.
Читайте также:
Новые модели женских часов

3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

  • т а щи́ть — муравей та́щит;
  • к о ло́ть — он ко́лет;
  • бр о саться — она бро́сится;
  • св а ри́ть — повар сва́рит;
  • похв а ли́ть — она похва́лит;
  • нак о рми́ть — он нак о рмит.

У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:

  • вз я ла́ — взял;
  • прив е ла́ — привёл;
  • отн е сла́ — отнёс;
  • прибр а ла́ — прибра́л.

При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:

  • вып о лоть сорняк (по́лет) — вып а лить из пушки (па́лит);
  • прож и ва́ть в селе (жить) — прож е ва́ть сухарь (жёваный);
  • посв я ти́ть стихи (свято) — посв е ти́ть фонарем (свет);
  • упл а ти́л за покупку (плата) — упл о тни́л график (плотный);
  • вы́п а рить бочку (па́рит) — вы́п о роть шов (по́рет).

Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а стота́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из ведра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:

  • нак о ли́ бабочку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о стить — гость;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:

  • нав е ва́ть раздумья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посевы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:

  • п е строта́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • в е дро́ — вёдра;
  • о́з е ро — озёра;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишется в корне слов:

  • об и жа́ть малыша — оби́да;
  • прим и ри́ть недругов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и стота́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть слова — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим букву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэму — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Дополнительный материал

Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».

Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»

Источник: russkiiyazyk.ru

Рейтинг
Загрузка ...