Как работает турбийон в часах

Что такое часы с турбийоном — принцип действия механизма часов турбийон.

Фактически, турбийон в наручных часах сейчас уже не столь актуален, поскольку был придуман более двух веков назад, когда джентльмены носили часы в нагрудных карманах. Суть этого гениального изобретения состояла в том, чтобы компенсировать неточность часового механизма, на который влияла земная гравитация, причем исключительно в вертикальной плоскости. Даже сейчас этот незаурядный механизм не только продолжает выполнять свои прямые функции, хотя уже разработаны и более современные методы корректировки хода часов, но также служит мерилом статусности и высокого социального уровня хозяина столь незаурядного хронометра, символизируя владение эксклюзивным и необычным предметом.

Турбийон в часах – что это такое и как он работает?

Что такое турбийон, спросите вы? Это устройство, которое нейтрализует земную гравитацию, влияющую на хронометр.

На часовой механизм воздействуют силы притяжения. В результате дисбаланса происходит значительная погрешность в ходе часового механизма. Чтобы нивелировать действие притяжения и обеспечить точность, используется специальная конструкция. Это микроплатформа, которая вращается вокруг своей оси с частотой одного оборота в 60 секунд. С помощью встроенного колеса баланса и механизма спуска динамично меняется положение центра тяжести относительно поля гравитации.

ЧТО ТАКОЕ | ТУРБИЙОН |

  • В пределах минуты часы и спешат, и отстают. Таким образом, осуществляется компенсация гравитационной погрешности хода часового механизма

Маленький ураган

Механизм часов турбийон – очень красивая и выразительная часть хронометра, придающая дизайну модели индивидуальность и магическую экстравагантность. Это одно из усложнений, которое обеспечивает точность хода часового механизма в пределах+1/-2 секунд в сутки. Такие часы стоят дорого, поскольку миниатюрный механизм содержит множество деталей, которых в некоторых моделях насчитывается до сотни, а сборка – дело кропотливое и требует профессионального мастерства. Кроме того, настройка и регулировка миниатюрного механизма турбийона – дело времязатратное, и хотя часы с турбийоном в настоящее время уже не входят в разряд диковинок, настоящие фирменные модели престиж-класса выпускаются ограниченными тиражами.

Обращаясь к истории…

В 1795 году французским часовщиком швейцарского происхождения Абрахамом Луи Бреге, который стал основателем известной часовой марки Breguet, был сконструирован революционный на ту эпоху механизм турбийона, обеспечивающий точность хода часов в вертикальном положении. В 1801 году Бреге запатентовал изобретение.

В виду сложности ручной сборки и настройки часов с турбийоном, дело это считалось под силу лишь самым искусным мастерам. Такую вещь могли позволить себе приобрести истинные ценители коллекционных часов и очень состоятельные люди. Поэтому в течение почти 200-та лет было выпущено сравнительно немного моделей. Во второй половине 20-го века, когда развитие микротехнологий происходило особенно интенсивно, и стала доступна автоматизация процессов, часы с турбийоном снова возродились. В частности, фирма Progress выпустила сверхточный tourbillion под названием Preciplus.

Также стоит отметить и компанию Blancpain, которая еще в 1989 году выпустила так называемый «парящий вихрь» – каретка турбийона отлично просматривается из-за отсутствия загораживающих деталей, а направляет ее движение миниатюрный шарикоподшипник. Также накануне 21 столетия ею был создан хронометр с несколькими усложнениями – турбийон уживался с хронографом, автоподзаводом, 192-часовым запасом хода и вечным календарем.

Турбийон в современных моделях

Как упоминалось выше, механизм турбийона осуществляет калибровку часового механизма лишь в вертикальном положении. Современные часы в процессе эксплуатации все чаще принимают как вертикальное, так и горизонтальное положение в пространстве. Поэтому одним из революционных предложений стали двухосевые мужские механические часы с турбийоном, механизм которых был умещен в компактный корпус Френком Мюллером.

На самом деле идея корректировки хода в двух плоскостях была предложена еще в 1978 году английским физиком Энтони Ренделлом, но заслуга Мюллера состоит именно в умении уместить этот трехмерный механизм в плоскость наручных часов. Двухосевой турбийон, который занимает традиционное положение на отметке «6» – это две вложенные друг в друга плоскости-каретки, которые вращаются вертикально и горизонтально. При этом два индикатора, занимающие позиции «5» и «7», отсчитывают 8-минутный и 60-секундный интервалы соответственно.

  • Первый определяет интервал, в течение которого «тельце» турбийона совершает полный круг в плоскости, перпендикулярной циферблату

В 2004 году на смену модели Revolutuion 2 пришла новая трехосевая Revolutuion 3. В настоящее время наиболее известны швейцарские часы с турбийоном. Среди именитых часовых мануфактур стоит выделить Patek Philippe, Jaeger-LeCoultre, Breguet, Corum, Jorg Hysec, Audemars Piguet. Модели этих брендов, как правило, содержат ряд дополнительных усложнений, корпуса выполнены из драгметаллов, отличаются компактными габаритами и небольшой толщиной. Поскольку этот необычный механизм обладает завораживающим эффектом – его делают доступным для видимости через прозрачные окошки корпуса.

В 2003 году Piaget выпустила часы с трехплатформенным турбийоном, размещенным на отметке «12», толщиной всего в 3,5 мм, который помещен в корпус из белого и розового золота. Компания Corum прославилась моделью Tourbillon Saphir 999 с турбийоном в гладком корпусе из платины 999,99 пробы, который отлично просматривается через прозрачный сапфир.

Модель же X-Ray бренда Jorg Hysek, напротив, преподносит турбийон, как органично вписанное в хайтековский стиль усложнение, не акцентируя на нем особого внимания, тем самым пророча, что в будущем это устройство станет таким же привычным как ныне автоподзавод. Но самый совершенный механизм турбийона, запас хода которого заявлен в 240 часов, предложила компания Patek Philippe, представив ценителям модель Ref. 5101P 10 Day Tourbillon. Примечательно, что сам механизм упрятан под циферблат, впрочем, рассматривать его можно через прозрачное сапфировое стекло позади корпуса.

Сколько стоят часы с турбийоном?

Стоимость часов зависит от бренда, страны-производителя, а также от того, новая это или подержанная модель. Часы, выпускаемые небольшими тиражами, относят к элит-классу не только в плане дизайна, материалов, функционала и наличия дополнительных усложнений, но и стоимости. Швейцарские бренды практически все хронометры оснащают «вихревым» механизмом.

Читайте также:
К чему снится найти золото с драгоценными камнями

Модели, относящиеся к разряду «grande complication», выпускаемые фирмами Jaeger-LeCoultre и Patek Philippe, кроме «урагана», славятся наличием индикации звездного времени, минутного репетира, вечного календаря. Отдельно стоит остановиться на самой дорогой модели в мире Sky Moon Tourbillon, стоимость которой определяется в 1 млн. 200 тыс. евро.

Модели королевского класса

Одними из самых дорогих и престижных признаны часы Jaeger-LeCoultre – модель Reverse Gyrotourbillon из белого и розового золота, их стоимость составляет от 245 тыс. евро. Она также оснащена функциями индикации солнечных восхода и захода, звездного времени, календарем. Продукция марки Patek Philippe также оценивается от 150 тыс. евро. Известную модель Royal Oak компании Audemars Piguet можно приобрести за 100 тыс. евро, а не новую за 85 тыс. Немецкая мануфактура Moritz Grossmann предлагает модель Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном за 168 тыс. евро.

Знаменитая Breguet, которая в настоящий момент объединила усилия с Swatch Group, предлагает престижные модели премиум-класса по цене от 300 тыс. евро. В то же время часы с турбийоном этого бренда можно приобрести и от 70 000 евро, а ношенные от 40 тыс.

Доступные часы с турбийоном

Значительно уступают по стоимости часы мануфактуры Frederique Constant, новые модели которой могут быть приобретены за 30 тыс. евро, а подержанные от 20 тыс. В золотом корпусе – до 40 тыс. евро. Хронометры Zenith El Primero оцениваются в рамках 35-45 тыс. евро, а модели знаменитой коллекции Portugieser компании IWC (International Watch) приобретут нового владельца за 40 тыс.

Альтернатива Европе

Сравнительно дешевые китайские часы можно приобрести у известных восточных марок – Sea-Gul, Fiyta, Beiging Watch Factory, гонконгской Longio Watch. Стоят хронометры с турбийоном на порядок ниже европейских аналогов гигантов-производителей. Приобретение реплик, которые собираються на азиатских фабриках с использованием запчастей и технологий оригинального производителя, уступают в цене и престиже, но по уроню качества вполне занимают достойные позиции.

Мануфактура Sea-Gul прославилась механизмами ST8000 и флагманом Perpetual, а также моделью с двухплоскостным турбийоном ST8080 GB. Приобрести часы с «вихрем» этого производителя можно в пределах 5-30 тыс. долларов, в зависимости от материала корпуса и наличия одно- или двухплоскостного механизма. Своеобразные модели в стиле авангарда и хай-тек предлагает компания Fiyta, цены на которые в диапазоне 3-50 тыс. долларов. В стиле аристократизма и утонченности представлены на рынке модели хронометров Beiging Watch. А знаменитые часы Telamon мануфактуры Longio Watch с внушительным дизайном характеризуется запасом хода в 65 часов и водозащитой на глубине 1 км.

Стоимость их около 8 тыс. долларов, в то время как другие модели производителя стоят дешевле – от 2000

Интересный пример модели из Сингапура от компании Zelos

Надо отметить, что данная модель — Zelos Mirage Tourbillon — была моментально раскуплена при вполне достойной цене: 10 900$ — 11 900$ (в зависимости от варианта метала корпуса). Технические характеристики модели: размер корпуса 41 мм, толщина 9,5 мм, механизм турбийон LJP 7814 (механизм швейцарского производителя La Joux-Perret), водозащита 50 метров.

Корпуса часов выполнены из:

  • Желтый слоистый титан (обработка метала при 350 градусах Цельсия)
  • Синий слоистый титан (обработка метала при 500 градусах Цельсия)
  • Мокуме гане (слоистые металлы меди и никеля, медные слои будут патинироваться с течением времени)
  • Титан с серебряными пластинами

Российские часы с турбийоном не встретить ни на отечественном, ни на мировом рынке, по той простой причине, что они не производятся. Возможно, лишь в частном порядке часовых дел мастера готовы заниматься этим кропотливым трудом. Например, нельзя не упомянуть Александра Миляева, который собственноручно изготовил миниатюрные запчасти и собрал самостоятельно часы с турбийоном. На это ушло несколько лет и до сих пор мастер не готов поставить точку в своем коллекционном часовом экземпляре, продолжая его усовершенствования.

И все же территория бывшего СССР не осталась без своего турбийона, его произвела часовая компания Луч из Белоруссии с скромной ценой в . 126 000 $!

Для милых дам

Подавляющее большинство часов с усложнениями, коим является и пресловутый турбийон, предназначены для джентльменов. Тем не менее, компания Breguet, носящая имя своего основоположника и изобретателя турбийона, не забыла и о прекрасной половине человечества. Женский хронометр с турбийоном Classique Grande Complication изменил калибр, корпус стал компактнее и тоньше на несколько миллиметров. Поскольку габариты корпуса уменьшены, турбийон просматривается практически на весь циферблат. Часы выполнены из белого золота и инкрустированы 73-мя бриллиантами.

Элегантные женские модели представлены в коллекциях Jules Audemars и Millenary компании Audemars Piguet, в линиях Tourbillon, Tourbillon Chronograph и Sceleton Tourbillon, выполненные из белого золота и украшенные бриллиантами. Цена этих моделей составляет от 190 до 480 тыс. долларов. Оригинальные хронометры престиж-класса предлагаются в коллекции Women`s Collection компанией BlancPain, а также в коллекции Dimier мануфактуры Bovet. В зависимости от начинки и используемых материалов, цены могут быть значительно ниже и доступнее.

Несмотря на современные высокоточные технологии и программное управление, хронометры с турбийоном по-прежнему остаются в дефиците. Это касается, прежде всего, подлинных марок, выпускаемых всего лишь в количестве нескольких десятков в год, а то и меньше. Владение столь шикарной вещью позволить себе могут только самые состоятельные личности, к тому же именитые мануфактуры придирчиво относятся к выбору клиентуры. И хотя сам по себе механизм турбийона далеко не представляет сейчас единственное средство для точности хода часов, в нем заложен исторический и глубинный смысл, олицетворяющий аристократизм, престиж и шик. Именно поэтому такие часы выпускаются ограниченными партиями, как редкие коллекционные вещи для избранных.

Источник

Что такое турбийон?

Турбийон – это одно из немногих усложнений механических часов, которые предназначены для всеобщего обозрения и никогда не прячутся внутри корпуса. С технической точки зрения, турбийон является вращающейся кареткой со спуском внутри. Она вращается, делая один полный оборот за минуту, и служит для выравнивания погрешности, вызванной силой земного притяжения.

  • История изобретения турбийона
  • Виды турбийонов и особенности их конструкции
  • Турбийоны тогда и сейчас
Читайте также:
Часы китайские электронные как настроить

История изобретения турбийона

Переводящийся с французского языка как «вихрь», турбийон впервые появился в механических часах более 200 лет назад. Известный французский часовщик Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент конструкции оформил в 1801.

первый турбийон

Интересно, что споры о необходимости и эффективности изобретения Бреге начались уже через несколько лет после внедрения первых турбийонов. Недоброжелатели утверждали, что в горизонтальном положении новое усложнение имеет только отрицательный эффект, так как детали этой конструкции оказывают лишнее сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.

При этом спрос на турбийоны только рос, и совсем скоро изобретение Бреге стало своеобразной игрушкой для богачей. Европейцы с толстыми кошельками заказывали для себя часы с турбийонами, которыми можно было хвастаться сразу по двум причинам. Во-первых, сам механизм таких часов стоил приличных денег, во-вторых, всегда можно было уколоть собеседника тем, что его часы не такие точные.

В 1920 году был спроектирован первый, так называемый парящий турбийон, который крепился к механизму только с нижней стороны. Благодаря такому расположению, на циферблате можно было увидеть каретку и спуск в ходе вращения. В 70-е годы разработки турбийонов несколько застопорились из-за появления кварцевых часов, но уже спустя десять лет компания Audemars Piguet выпустила первые часы с турбийоном с автоматическим подзаводом.

Исторически турбийон считался демонстрацией мастерства часовщиков, а вот его практическая значимость обсуждается до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что он хоть и незначительно, но все же компенсирует действие силы земного притяжения.

Виды турбийонов и особенности их конструкции

Конструкция турбийона предполагает наличие анкерной вилки, баланса и анкерного колеса, которые расположены на каретке – вращающейся площадке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке намертво закреплено колесо, которое отвечает за передачу энергии к балансу.

турбийон

В зависимости от используемого типа каретки различают традиционные и парящие турбийоны. Первый подразумевает крепление каретки в механизме с двух сторон, второй – только с нижней стороны механизма. Парящий считается более эстетически привлекательным, так как в нем нет перекладины над кареткой, загораживающей обзор. С другой стороны, турбийон, закрепленный всего в одной точке, более чувствителен к механическим воздействиям, да и сложность такой конструкции гораздо выше.

парящий турбийон

По скорости вращения каретки турбийоны бывают карусельными, минутными и полуминутными. Минутные – самые сложные и распространенные – представлены в коллекциях только топовых производителей механических часов. Карусельный впервые был показан в 1982 году. Такие модели отличаются наличием в каретке промежуточного колеса, создающего зацепление с анкерным колесом.

Изготовление турбийона карусельного типа требует меньшей точности и обходится гораздо дешевле. Одним из самых известных производителей является компания Waterbury, в часах которой механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Тридцатисекундный турбийон был показан только компанией Parmigiani.

Турбийоны тогда и сейчас

Прошли времена, когда турбийон был невероятно дорогим устройством, доступным только очень богатым людям. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к снижению их стоимости. Компания STT (ранее Progress) сделала едва ли не самый большой вклад в доступность механизма, поставив турбийоны чуть ли не на массовое производство. В итоге в конце прошлого века стоимость неплохих часов с турбийоном составляла 16-20 тысяч долларов.

двойной турбийон

Следующий революционный момент случился в 2000 году, когда на выставке в Гонконге были показаны турбийоны китайского производства. Механизм был признан сыроватым, но все же получил удовлетворительные отзывы. Уже через несколько месяцев появились первые такие часы стоимостью около тысячи долларов.

В нынешнем десятилетии модификаций стало только больше. Так, турбийон вращающийся сразу в трех плоскостях, создавался специально для модели наручных часов, в которой часы могут располагаться в любом положении. Производители Frank Muller и Jaeger LeCoultre создали турбийоны с двумя каретками: внутренняя имеет привычную конструкцию, а внешняя дает возможность внутренней вращаться в перпендикулярной плоскости.

Не так давно специалисты Patek Philippe создали уникальные часы с турбийоном с десятидневным запасом хода. В компании сделали акцент на том, что турбийон в их разработке – это не просто украшение, а функциональное устройство, положительно влияющее на точность хода часов. Турбийон даже не разместили на виду, а скрыли под циферблатом. В итоге увидеть его можно только через заднюю крышку.

Говоря о точности хода, современные производители (A. Lange and Sohne, Blancpain, Corum, Omega) указывают, что точность хода составляет +6-4 секунды в сутки, что считается более чем приличным показателем для механических моделей.

Турбийон принято считать одной из сложнейших компликаций механических часов (на уровне с вечным календарем и минутным репетиром). Современный турбийон – это не самое дорогое удовольствие, доступное как для поклонников часов премиум-класса, так и для сторонников бюджетных моделей. Аккуратно и точно сделанный турбийон не только положительно скажется на точности хода часов, но и станет отличным визуальным дополнением, визитной карточкой наручных часов.

Источник

Турбийон в наручных часах — что это такое

Турбийон в наручных часах - что это такое

Турбийон – один из самых сложных и дорогостоящих механизмов в наручных часах. Его прямое предназначение – корректировать показания хронометра и делать его работу максимально независимой от гравитационного поля Земли.

Специалисты, да и просто фанаты классной механики, по сей день ломают копья: нужен ли механизм турбийона с практической точки зрения либо это излишнее усложнение, призванное задирать стоимость хронометра до заоблачных высот?

Как всегда, истина где-то посередине. А где именно – разберемся прямо сейчас!

Абрахам-Луи Бреге и первый турбийон

Абрахама-Луи Бреге не зря величают Леонардо да Винчи от часового искусства: на его счету десятки патентов на изобретения, значительно опередившие свое время. Именно этому великому изобретателю и принадлежит пальма первенства в разработке «маленького вихря» – именно так переводится слово tourbillon с французского языка.

Имя Бреге тесно связано и с историей России. Он был официальным часовщиком российского императорского двора, а карманные часы, сделанные на его мануфактурах, носили все, кто мог себе это позволить. Кстати, карманные часы в то время и называли «брегетами», так что имя гения стало нарицательным.

Принцип работы турбийона в часах чисто механический, что вполне ожидаемо для того времени, ведь разработан он был более 200 лет назад, еще в 1795 году (запатентован, правда, шестью годами позднее).

Читайте также:
Почему нельзя носить кольцо на большом пальце правой руки

Дело в том, что воздействие гравитационного поля Земли отрицательно сказывается на точности хода механических часов, так что модели среднего и ниже ценового сегмента дают погрешность хода примерно в 5 секунд в сутки.

Пока мы находимся на Земле, оградить часы от воздействия притяжения планеты невозможно, но можно постараться его как-то компенсировать, что и сделал Бреге.

Великий изобретатель установил баланс-спираль и элементы спуска на вращающуюся пластину-платформу, что заставляет поворачиваться вокруг своей оси весь часовой механизм. Период вращения платформы составляет одну минуту, причем получается, что полминуты часы немного спешат, следующие полминуты – отстают. Вот и получается приличная компенсация.

Абрахам-Луи Бреге и первый турбийон

Часы мужские с хронографом (перейти в каталог SUNLIGHT)

Турбийон – технически сложное устройство. В те времена его могли изготовить лишь считаные часовщики с грандиозным опытом. Поэтому турбийоны устанавливали на единичные экземпляры, которые делали преимущественно под заказ.

Стоили часы с турбийоном фантастически дорого, их могли позволить себе только очень богатые люди. Да, точность хода достигала +1/-2 секунд в сутки, но какой ценой!

В то время наручные часы были прерогативой лишь прекрасных дам: они не отличались высокой точностью, зато поражали эксклюзивным исполнением в золоте и драгоценных камнях. А мужчины носили куда более массивные часы в карманах жилетов.

В общем, в течение долгих столетий «маленький вихрь» оставался высокотехнологичной диковинкой для избранных. А к XX веку о нем практически забыли: появились наручные часы, в которых турбийон компенсировал точность хода очень мало. Все же Бреге изобретал его для карманных часов, львиную долю времени пребывающих в вертикальном положении!

Невероятно высокая стоимость, капризы к условиям эксплуатации, необходимость в сверхточной настройке – все это стало причиной того, что за пару столетий с момента изобретения было выпущено всего несколько сотен часов с этим механизмом.

Новейшая история: по мотивам часовой классики

В последние десятилетия минувшего столетия швейцарскую часовую промышленность серьезно лихорадило. Виной этому была серьезная конкуренция со стороны японцев, предложивших миру куда менее капризные и дорогие и куда более точные кварцевые часы.

Швейцарцам пришлось искать пути спасения. Часть брендов прекратила существование, другие пошли по пути глобализации, влились в состав гигантских холдингов типа Swatch Group и стали производить более доступные модели, третьи сделали своей фишкой выпуск уникально сложных референсов из категории высокого часового искусства.

Словом, интерес к турбийону был возрожден. Одной из первых ласточек, пролетевших в этом направлении, стал механизм Preciplus, запатентованный новой швейцарской компанией Progress. Часовщики этой компании создали простой, надежный и сравнительно недорогой турбийон из всего-то 38 элементов.

Специалисты прочат турбийону судьбу калибра с автоподзаводом: удешевление и снятие флера избранности. Однако пока инициативу придавливают на корню швейцарские коллеги-часовщики: чем еще завоевывать сердца и кошельки очень небедных клиентов, как не элитарностью?

Словом, сейчас часов с турбийоном выпускается значительно больше, но элитарными и очень дорогими они быть не перестали. В большинстве моделей этот механизм выставляется напоказ и отлично просматривается через стекло и скелетонизированный циферблат (реже – через прозрачную заднюю крышку). Этакая изюминка для знатоков: если у человека на руке часы с турбийоном, значит, он занимает солидное положение в обществе.

Обзор моделей часов с турбийоном

Сейчас многие производители из Швейцарии (куда реже – из других европейских стран) предлагают взыскательным потребителям часы с турбийоном. Как правило, они выпускаются ограниченными сериями или по индивидуальным заказам.

Что о ценах – они высокие и очень высокие, например:

  • высокое часовое искусство и лакшери – от 100 тысяч до миллиона евро;
  • премиум (средний ценовой сегмент в приложении к часам с турбийоном) – 30–80 тысяч евро;
  • самые доступные модели с турбийоном – 3–10 тысяч евро.

Наиболее дешевы (если можно так выразиться, когда речь идет о столь внушительных суммах) модели от азиатских производителей. Разумеется, они менее престижны, чем швейцарские, но если вам принципиально качество и элегантный внешний вид работающего механизма с «маленьким вихрем», а не пафос, то это вполне достойный вариант.

Не так давно увидели свет первые российские часы с турбийоном и двуглавым орлом на скелетонизированном циферблате – CAVIAR W-01-05. Они созданы специально ко Дню России в 2019 году. Стоимость вполне демократичная – порядка 2 700 евро, что даже дешевле, чем у большинства азиатов.

Franck Muller и его «Революции»

Франк Мюллер – истинный революционер в мире турбийонов. Он последовательно создал несколько механизмов, которые не просто украшают наручные часы, где классический турбийон фактически бесполезен. Они реально работают в пользу точности показаний.

Сначала это были двухосевые Revolution I и Revolution II, идея которых была предложена еще 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом. Обладатель патента на двухосевой турбийон даже впихнул этот механизм в карманные часы, но в отношении наручных явно забуксовал.

Franck Muller Revolution III

Franck Muller Revolution III

Франк Мюллер все же сделал наручные часы с двухосевым вихрем. Более того, он разработал Revolution III, трехосевой турбийон!

Прозрачные часы и турбийон от Corum

Не слишком известная в России компания Corum специализируется на производстве часов уникального дизайна, не забывая и о сложности механизмов.

Сенсационные Tourbillon Saphir 999 изготовлены из платины 999 пробы, которая невероятно сложна в обработке, а о стоимости ее лучше тактично умолчать. Под прозрачной сапфировой крышкой скрывается (точнее, полностью открывается) механизм, все детали которого выточены из прозрачного сапфира. Кроме, разумеется, турбийона, который здесь подобен серебристой рыбке в прозрачной воде аквариума.

 Tourbillon Saphir 999

Corum выпускает не более 25 экземпляров Tourbillon Saphir 999 в год. Несмотря на фантастическую стоимость этих часиков, очередь на них расписана на много лет вперед.

Tag Heuer: доступный швейцарский турбийон

Ну как доступный – всего-то 14-15 тысяч евро. Вроде как много, но если учесть, сколько стоят швейцарцы с турбийонами, эта цена выглядит действительно демократичной.

Причиной не столь впечатляющей стоимости вихревых часиков Tag Heuer является отсутствие драгметаллов и камешков, достаточно простой турбийон, автоматизация большинства процессов. Ну и умный менеджмент, разумеется!

Читайте также:
Самый прочный минерал в мире

Patek Philippe – и 10 дней не заводить!

Если человек, далекий от высокого часового искусства, взглянет на визуально скромные Ref.5101P 10 Day Tourbillon в прямоугольном корпусе, он ничего особенного не заметит.

Однако внутри этих часиков от невероятно популярной и недосягаемой для большинства простых смертных женевской мануфактуры скрывается сложнейшая начинка и, конечно, турбийон – один из самых совершенных в мире.

Patek Philippe Ref.5101P

Часовщики Patek Philippe настолько уверены в себе, что даже не стали выставлять «маленький вихрь» напоказ: его можно рассмотреть лишь с обратной стороны, под прозрачным сапфиром задней крышки.

Основной фишкой Ref.5101P 10 Day Tourbillon является рекордно длительный для механики срок автономной работы – целых 10 дней. Шкала запаса хода прилагается в виде субциферблата.

Audemars Piguet: поменьше пафоса, господа!

Швейцарские, а вслед за ними – и другие ведущие часовщики мира, стараются выставлять турбийоны напоказ и всемерно подчеркивают их присутствие всевозможными ухищрениями (например, золотыми мостами).

Однако признанные короли минутных репетиров Audemars Piguet считают, что турбийон – просто механизм, который можно крепить и обычными амортизирующими гармошками. Конечно, от золота и платины они не отказываются – вот еще!

Год от года часы с «маленьким вихрем» становятся все более доступными широкой аудитории. Быть может, этот элитарный механизм когда-нибудь станет и вовсе обыденным – кто знает? Но тогда из него исчезнет неуловимый флер элитарности, делающий часы с турбийоном столь очевидным признаком избранности.

Источник

masterok

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться.

Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю.

То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались.

Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Читайте также:
999 проба это какой металл

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней.

Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам.

Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном.

До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители.

Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным.

К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка.

Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой.

Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

Напомню вам еще что нибудь интересного из мира техники: вот например Робот возрастом в 250 лет работает и сейчас, а вот кто знает, что был Летающий паровоз, ну и вспомните еще про Самый большой автомобильный кран в мире

Источник
Рейтинг
Загрузка ...