Работа с сусальным золотом считается наиболее популярным и простым методом золочения. В ее основе лежит нанесение на подготовленную поверхность сусального золота. В качестве альтернативы используют поталь, материал внешне схожий с сусальным золотом, но при этом менее ценен, так как это сплав меди и цинка, или же серебра с алюминием. Техника непроста в освоении, но тем, у кого все же хватит терпения, и усердия освоить ее принесет хорошие плоды. Ведь даже не имея большого опыта можно получить впечатляющие результаты.
Работа с сусальным золотом позволит воплотить в жизнь самые невероятные фантазии. Позолоченная люстра, картины, ручки дверей, да все, что душе угодно. Золочение лепного декора украсит и преобразит интерьер, создав ощущение роскоши и уюта.
Полный Обзор|Как работать с Поталью и Сусальным золотом
Как делают сусальное золото?
Сусаль — это тонкие пластины драгоценного металла с толщиной в один микрон. Производство настолько тонких пластин возможно из-за мягкости и податливости металла. При этом листы получаются без трещин и разломов. Отливка бруска начальный этап производства сусали. Его параметры 20х5х1 см.
После чего происходит раскатка в полосу. Она варьируется до 30 метров.
Затем полоску делят на квадраты. Их складывают вместе, в качестве разделителя используют обычный бумажный листок. Обработка молотом важный этап производства. Как правило, отрабатывают около двух тысяч ударов. Удары должны быть последовательными и с равной приложенной силой.
Это влияет на толщину по всей площади изделия.
После вырезают квадраты и вкладывают их в книжку. Соблюдение всех тонкостей и нюансов производства влияет на качество полученного изделия, а в дальнейшем и на результат при золочении изделия.
Ознакомительное описание как работать с сусальным золотом приоткроет завесу тайны, каким же образом получают такие восхитительные изделия.
Как золотят материалы?
Процесс золочения делят на несколько этапов:
- зачистка основы;
- использование болюса (глины применяемой в качестве основы для нанесения);
- нанесение потали;
- финальная обработка (полировка)
Подготовка грунта
Начальным этапом служит зачистка основы. От качества ее проведения зависит полученный результат.
Создание грунта под золочение заключается в заготовке клея и кожи кролика. Применяют такие пропорции 100 грамм клея на литр теплой воды. Полученная масса настаивается в течение 12 часов. По истечении требуемого времени раствор процеживается. При данных манипуляциях получается основа для грунта. Спустя 2 часа, добавляется болонский гипс.
Полученная масса в горячем виде наносится на обрабатываемую поверхность, тщательно очищенную от пыли. Таким образом наносится 6 слоев.
Все слои обрабатываются шкуркой для устранения любых шероховатостей и неровностей. Наборы скребков воссоздадут точность краев и канавок.
Как только завершится грубая резьба наждачной бумагой, шлифуется поверхность изделия. Использование в финале «стальной шерсти» придает изделию гладкость как у слоновой кости.
Готовится консистенция с такими пропорциями 300 грамм болюса на 900 мл воды. Следует тщательно следить, чтобы она получилась однородная и не слишком водянистая. Консистенцию наносят кисточкой в горячем виде. Если консистенция была приготовлена правильно, то после того как был закончен первый слой, через болюс должен просматриваться белый цвет грунтовки.
По истечении 4 часов приступают ко второму слою. Он не должен быть слишком толстым.
Сусальное золото как наносить
Для того чтобы не допустить грубых ошибок следует помнить, как работать с сусальным золотом. Ни в коем случае нельзя прикасаться к сусальному золоту пальцем, так как пот негативно воздействует на материал. Во время работы использовать нож, или же специальную кисть.
Стальным ножом разделить поталь на любое удобное количество частей. Это значительно облегчит перемещение потали на поверхность для золочения. Нож обязательно должен быть из стали предельно острым.
Теперь следует разобраться сусальное золото как наносить. Для золочения можно использовать не только узкоспециализированный клей, но и самодельный. Болюс покрывается разогретым клеем при помощи кисточки. Кисть лампенезель служит для переноса кусочков потали на поверхность — эта такая плоская кисть, изготовленная из мягкого меха. Повторять до тех пор, пока поверхность не покроется сусальным золотом.
Полировка сусального золота
Инструменты на основе агата применяют для приработки потали, или сусального золота. Она представляет собою полировку до состояния идеальной гладкости. В это время происходит полное слияние разрозненных кусочков на поверхности изделия.
По окончании полировки необходимо защитить от окислительных процессов и царапин. Для этой цели рекомендован шеллак, или же любой другой лак.
Работа с сусальным золотом – долгий и трудоемкий процесс, приносящий восхитительные результаты. С развитием современных технологий процесс подвергался изменениям. На сегодняшние листы получаются значительно тоньше, благодаря автоматизации производства. А это, в свою очередь ,положительно отражается на качестве изделий.
Источник: zolotoman.ru
Золочение: инструменты и техники нанесения
Золото всегда привлекало людей, они стремились украсить этим драгоценным металлом себя и пространство вокруг. В стародавние времена подобная роскошь была уделом только высших слоёв общества и церкви. С открытием способов изготовления тонкой фольги золотая отделка стала более доступна, чем цельнозолотые или покрытые золотом предметы. А поталь — фольга из сплавов, имитирующая натуральное золото, сделала золочение вполне рядовым способом декорирования архитектурных элементов, мебели и предметов интерьера.
Инструменты позолотчика
В предыдущей статье Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель я рассказала о различных материалах, используемых для этого способа декорирования. Что бы вы ни выбрали — натуральное золото или более дешёвую имитацию из сплавов меди с другими металлами, основной принцип техники золочения и необходимые для этого инструменты одинаковы.
Инструменты позолотчика
Золочение — процесс, не терпящий суеты и спешки. Поэтому со стороны порой он кажется недоступным для непосвящённых в таинство: в мастерской позолотчиков тихо, никто не бегает и не делает резких движений, только мастера в окружении изящных инструментов занимаются своим делом.
Золотая фольга очень тонкая и лёгкая
Эта неспешность и размеренность связана с особенностью материала. Лист золота несложно порвать или скомкать. Золотая фольга очень тонкая и лёгкая, поэтому улетает от малейшего дуновения. А ещё она легко электризуется и может прилипнуть к любому постороннему предмету.
Нож и подушечка
Настоящему позолотчику потребуется замшевая подушечка и золотарный нож для разрезания листов позолоты. Подушечка представляет собой доску, обтянутую толстой кожей, замшей на лицевую сторону.
Нож позолотчика
Некоторые модели имеют защитный экран, чтобы уберечь рабочее место от движения воздуха, вызванного сквозняками или проходящим мимо человеком. Нож для разрезания фольги с гибким стальным лезвием имеет закруглённый край. Лезвие вручную полируется и затачивается так, чтобы резать золотой лист одним движением без задиров.
Лампензель и другие кисти
Также потребуется набор кистей — натуральных или синтетических, разной формы и размеров. С помощью них обрабатываемую поверхность покрывают левкасом (грунтом), удаляют пыль, наносят полимент, клей для позолоты, лак-мордан, их используют для прорисовки деталей. В общем, пользуются так же, как обычными кистями. Размер, жёсткость и форма подбираются в зависимости от вида работы: для элементов с мелкой резьбой и кисти применяются меньшего номера.
Набор кистей
Но среди набора кистей у позолотчика есть особенный инструмент с узкоспециальным назначением — лампензель. Плоский, прямоугольной или веерообразной формы, с мягким длинным ворсом — его используют для переноса листов сусального золота или потали на подготовленную под золочение поверхность или подушечку для разрезания. Прямоугольные кисти удобнее для больших гладких поверхностей, веерообразные — для мелких деталей.
Лампензель — кисть для переноса золотой фольги
В продаже есть кисти для золочения из натурального волоса. Чаще всего для их изготовления используют длинные мягкие и упругие шерстинки из кончика беличьего хвоста или синтетические волокна. Специалисты советуют натуральные лампензели применять для сусального золота и серебра, а искусственные — для потали. Размер кисти и форма выбираются по потребности.
Крюкарзы, гремитки, цезарики
Инструмент для позолотных работ делится на черновой и золотарный. Для расчистки поверхности рельефа после нанесения грунта применяются инструменты, сходные с приспособлениями резчика: долота, стамески, резаки, чеканы, разнообразные крючки, крюкарзы, гремитки. А также шпатели для нанесения грунта, абразивный инструмент — мелкий и крупный, губки.
Агатовые зубки
После нанесения сусали и высыхания клеевого слоя поверхность полируется. Для этого используют специальные полировальные инструменты — агатовые зубки.
Набор полировальных инструментов позолотчика — агатовые зубки. Фото с сайта agat-zub.ru
Они имеют разную форму, полный комплект составляют 10-12 разных инструментов. Говорят, что название «зубки» появилось от того, что в прежние времена для полирования позолоты использовались медвежьи клыки. Хотя, скорее всего, зубками они называются из-за своей формы. И они действительно сделаны из агата, поэтому очень красивы.
Кроме описанных инструментов, позолотчики используют в своей работе тампоны из ваты или мягкой ткани типа батиста.
Технология позолотных работ
Процесс золочения очень кропотливый. Любая небрежность в подготовительных работах или при нанесении самой позолоты, прилипшая пылинка или волос приводят к дефектам на поверхности изделия.
Золочение — процесс трудоёмкий
Традиционные способы золочения — полиментное и масляное — очень трудоёмки, процесс состоит из множества операций. Особенно сложно полиментное, но в тоже время оно более эффектное. Масляное же золочение прочнее.
Подготовительные (черновые) работы
Прежде чем наносить собственно позолоту, мастер проделывает огромный объём работ. Сначала проклеивается поверхность: наносится столярный клей в несколько слоёв для укрепления детали и создания прочного сцепления с последующими слоями грунта — левкаса (смеси столярного клея и мела). Операция левкашения тоже проводится в несколько слоёв (до девяти) с полной просушкой каждого из них в течении нескольких часов. Грунт должен полностью скрыть рисунок материала, например, древесины. Если слой левкаса тонкий, фактура может проступить и испортить впечатление изготовленного из золота предмета.
Гипсовый рельеф, покрытый левкасом для золочения. Фото с сайта gilders.ru
После нанесения достаточного слоя левкаса рельефный рисунок расчищают, чтобы вернуть ему чёткость, потерянную от многочисленных слоёв грунта. После рассечки рельефа деталь полируют пемзой и хвощом или современными абразивными средствами, добиваясь фарфоровой гладкости, аккуратно удаляют пыль и протирают влажной тканью или замшей.
После просушки и тщательной проверки поверхности на дефекты можно переходить к нанесению полимента. К поверхности, подготовленной к золочению, не следует прикасаться руками — отпечатки пальцев могут испортить конечный результат.
Золочение на полимент
Золочение по полименту позволяет получать интересные результаты сочетания различной текстуры золота. Те части рельефа (углубления), которые будут покрываться матовым золотом (например, творёным), подкрашивают охрой, чтобы придать золотому покрытию большую визуальную глубину. Остальную поверхность покрывают в несколько слоёв полиментом.
Золочение по полименту
На окрашенные золотистой охрой места аккуратно, чтобы не затронуть полимент, наносят желатин. После высыхания поверхность, покрытую полиментом, полируют сукном. Для большего матового эффекта вогнутые части рельефа можно покрыть вначале листами серебра, а затем — золота.
Подготовленный полиментный слой смачивают разбавленной водкой, а затем на обработанный участок переносят при помощи лампензеля или золотарного ножа куски сусального золота. Размеры кусочков фольги (строфьи) зависят от деталей рельефа: для крупных элементов используются более крупные куски или целые листы. Вода смачивает рыбий клей, входящий в состав полимента, спирт испаряется и кусочек золотой фольги как бы втягивается в слой полимента и приклеивается.
Разрезание листа сусали
Листы золота укладываются так, чтобы не оставалось просветов, «прибиваются», растушёвываются к поверхности с помощью ватного тампона или обычной беличьей кисти (в углублениях). Если между элементами фольги остаются непокрытые места, на них накладывают «заплатки» из небольших кусочков.
Примерно через час поверхность, покрытую позолотой, можно полировать. Перед этим необходимо без усилия смести остатки позолоты сухой кистью. Покрывать золотом следует только такую площадь, которую можно будет заполировать в тот же день.
Масляное золочение
Способ золочения по масляной подготовке более простой, хотя тоже потребует выполнения черновых грунтовочных работ. Грунт выбирается в зависимости от материала основы. Для деревянных, гипсовых или выполненных в технике папье-маше элементов так же, как и в случае золочения на полимент, можно использовать левкас. Металлические детали обрабатываются грунтовкой по металлу. После высыхания грунта поверхность окрашивают в жёлто-золотистые тона для подцвечивания золотого покрытия.
Позолоченная деревянная рама. Фото с сайта drevox.com
Подготовленный участок покрывают лаком в несколько слоёв с полной просушкой и шлифовкой каждого слоя: чем более гладкой будет поверхность, тем лучше результат. Затем наносится лак-мордан. Его состав может быть разным, сейчас в продаже есть и синтетические препараты с разным «временем жизни» — от 12 до 1,5 часов.
Для больших поверхностей стоит выбирать более долго сохнущие составы. Мордан просушивают до состояния «на отлип» — когда поверхность кажется высохшей, но при прикосновении прилипает.
Работает позолотчик. Фото с сайта bizsol.co
Время, указанное производителем, ориентировочное, высыхание зависит от влажности и температуры. Поэтому нужно сделать образец, на котором контролировать степень высыхания лака — золотая фольга должна прочно прилипать и хорошо разглаживаться тампоном. Если позолота при разглаживании сдвигается, золото «тонет», следует ещё подсушить лак.
На пересушенный мордан золото не приклеивается. В этом случае стоит полностью высушить нанесённый слой и покрыть повторно. Так же как описано ранее, излишки позолоты убираются кистью и поверхность полируется.
Хотя процесс золочения кажется сложным, самое главное в нём — способность к кропотливой работе и внимание ко всем деталям. Стоит попробовать свои силы в этом виде декорирования. В следующем материале речь пойдёт о вариантах использования этой техники.
Источник: 7dach.ru
Сусальное золото: формула, технология изготовления, применение
Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.
Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.
Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.
Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.
Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.
Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:
- выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
- обезжиривание и протравливание поверхности;
- нанесение покрытия;
- финишная обработка.
Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.
Технология покрытия предметов сусальным золотом
Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото.
С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне.
Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.
Золотые и серебряные блестки
Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.
Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.
На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.
Гальваническое золочение
Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.
Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.
Золочение краской
Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.
1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.
2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.
3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.
Техника иммерсионного золочения
Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.
Золочение сусальным золотом в СПб от профессионалов
Для специалистов компании СРК Эра храмы – это олицетворение царства небесного на земле, как и для верующих. И их внутреннее пространство должно быть покрыто золотом, как символа божественного величия. По крайней мере, иконостас – одна из заметнейших и важнейших частей храма. Каким бы не были его размеры, вы можете не сомневаться, что работы по его золочению наши мастера выполнят качественно и точно в срок.
Кроме того, востребовано покрытие позолотой и других элементов церковного обихода — золочение лепнины сусальным золотом, подсвечников, аналоев, киотов и т. д. Такая отделка подчеркнет резные детали, сделав их заметнее.
Еще одна специализация нашей компании – золочение храмовых куполов, своим величием издревле украшавших собой города. Наши мастера сохраняют традиции и со всей ответственностью относятся к делу, берясь за заказы любого объема и сложности.
Способы химического золочения
В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл.
Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.
Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.
Ремонт с помощью золотой пасты
В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.
Ремонт с помощью золотой пасты
Эти статьи Вам тоже могут быть интересны:
- Как состарить древесину — применяем браширование
- Делаем новогоднюю подставку для подарков и елки
- Реставрируем старый деревянный столик
- Декорирование стен — нарисованная мебель
Золочение карандашом
Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.
Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.
1.7 / 5 ( 16 голосов )
Золочение аэрозольной краской
Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера.
Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время.
Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.
В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!
Источник: zolotoe-runo-sl.ru