Хрустальные черепа и золото Трои: где нашли самые дорогие клады в мире?
Кто в детстве не любил истории о кладоискателях? Признайтесь, и вы в свое время зачитали до дыр «Остров сокровищ», «Алмаз Раджи» и «Двенадцать стульев»! А если эти книги прошли мимо вас, то непременно стоит восполнить пробел, ведь они полны невероятных приключений и самых замысловатых загадок.
А одним из самых известных советских детективов на тему поиска сокровищ является фильм «Ларец Марии Медичи». Действие фильма происходит в 70-е годы в Ленинграде. Капитан милиции Люсин расследует исчезновение антиквара Савиньи. Милиция считает, что это было убийство.
Люсин начинает расследование, которое приводит его к старинной легенде о сокровищах альбигойцев, спрятанных еще в XIII веке во Франции. Смотрите фильм «Ларец Марии Медичи» в пятницу, 17 июня, в 22:10 и в субботу, 18 июня, в 10:10 на телеканале «МИР».
Истории о сокровищах привлекают нас еще и тем, что нередко в их основе лежат реальные события. Так, пират Генри Морган – не выдумка Джека Лондона, а известный исторический персонаж, живший в середине XVII столетия. Генри Морган был видным английским мореплавателем, колонизатором и, помимо прочего, одним из самых успешных корсаров своего времени.
Добыча аметистов. Аметист, драгоценный камень
Согласно легенде, однажды после удачного рейда на Панаму Морган закопал большую часть награбленных сокровищ где-то на Панамском перешейке. Стоимость этого клада якобы составляет сотни миллионов долларов. Есть и другое поверье: оно гласит, будто на далеком острове под названием Кокос пират спрятал еще более грандиозный клад, который оценивается в миллиард долларов США, а то и выше. Эта легенда очень старинная, она возникла еще при жизни пирата. Начиная с середины XIX века на остров Кокос отправились свыше 300 поисковых экспедиций, но отыскать сокровища Моргана так и не удалось.
Однако история знает много случаев, когда клады все же были обнаружены. О самых громких находках расскажем прямо сейчас.
1. Хрустальные черепа сапотеков
Мексика – одна из любимых локаций кладоискателей, а о сокровищах индейцев, проживавших на этой территории до начала активной колонизации, и сегодня ходят легенды. Впрочем, довольно часто легенды оказываются былью. В начале 1930-х годов в этом лично убедился мексиканский археолог, антрополог Альфонсо Касо.
Чтобы изучить развитие мезоамериканских цивилизаций, он отправился на раскопки в Монте-Альбане – крупное поселение доколумбовой эпохи на юго-востоке Мексики. Монте-Альбан был построен около 500 г. до н. э. и считается самым древним городом в Центральной Америке. Его основали индейцы народности сапотеки. В прошлом это была очень развитая цивилизация, обладавшая высоким уровнем культуры: сапотеки строили прекрасные здания, создавали сложные скульптуры, изготавливали драгоценности и украшения из золота и хрусталя.
Драгоценный камень Синий Сапфир определение подлинности и природы драгоценного камня
В 1931 году Касо со своей экспедицией обнаружил в Монте-Альбане клад, который пролежал нетронутым более 800 лет. Среди руин древнего поселения археологи нашли гробницу, но попасть внутрь сумели только спустя три месяца. Когда же ученые ступили внутрь, то не поверили своим глазам: усыпальница была снизу доверху заполнена сокровищами! Здесь были тысячи украшений из золота, серебра и драгоценных камней, ожерелья из кораллов и жемчуга, янтарь, бирюза, нефрит. Но наибольшее впечатление на Касо произвели две находки: маска древнего бога Шипе Тотека, сделанная из чистого золота, и филигранно выполненные человеческие черепа из цельного горного хрусталя.
Понадобилась целая неделя, чтобы вынести все сокровища из гробницы. Сейчас найденные реликвии можно увидеть в Региональном музее штата Оахака.
2. Золото махараджей: сокровища храма Падманабхасвами
Этот клад был найден относительно недавно – в июле 2011 года – и считается самым дорогим кладом в истории человечества. Его приблизительная стоимость оценивается в 22 миллиарда долларов США, что превышает годовой бюджет многих европейских стран! А любопытнее всего то, что в течение многих веков эти сокровища, можно сказать, были у всех на виду.
Храм Падманабхасвами расположен в городе Тривандрам в индийском штате Керала. Это один из индуистских храмов бога Вишну и священное место для многих паломников. Легенды о сокровищах, спрятанных в подвалах святилища, ходили в народе с давних времен, и на то были веские основания. Дело в том, что в начале XVIII века Тривандрам был столицей княжества Траванкор, которым правили махараджи из династии Варма. В те давние времена существовала традиция: в день совершеннолетия наследника махараджей служители храма измеряли его вес, и члены княжеской семьи жертвовали храму столько золота, сколько весил принц.
Согласно историческим архивам, богатства хранились в шести гигантских хранилищах в подвале храма. Считалось, что в двух из них находились украшения, которые брахманы использовали в своих ритуалах, а в остальных скрывались самые ценные сокровища. Однако вплоть до 2011 года никто не посягал на храмовое золото, поскольку непонятно было, кому оно принадлежит – королевской семье, храмовой общине или государству. Но все изменилось после того, как один индийский адвокат по имени Сундарараджан подал в суд ходатайство о проведении в храме инвентаризации.
Под святилищем действительно находилось шесть хранилищ, а спустя пять лет были обнаружены еще два – их пока так и не удалось распечатать. Впрочем, и того, что нашли, хватило бы на несколько десятков безбедных жизней.
В хранилище оказались мешки, наполненные бриллиантами, рубинами, изумрудами, горы золотых колец, браслетов, медальонов, ожерелий, гигантские золотые цепи весом более 10 кг, украшенные драгоценными камнями. Последние, очевидно, предназначались в качестве украшения для статуи божества, как и найденные в одном из тайников золотой лук, стрелы, доспехи и зонтик с золотыми спицами. Сама статуя оказалась самой внушительной находкой ученых: в сокровищнице они увидели гигантскую скульптуру божества Падманабхи из чистого золота высотой 1,2 метра. Там же были найдены золотой трон Падманабхи, инкрустированный драгоценными камнями, и десятки сундуков с золотыми монетами, общий вес которых составил около 1 тонны.
Сокровища храма Падманабхасвами были признаны самым крупным обнаруженным кладом в мире. Интерес к ним подогревает еще и тот факт, что самая большая из комнат так и осталась закрытой. Дверь в нее украшена изображениями змей и духов, и местные жители верят, что вход в эту сокровищницу проклят.
3. Гробница шумерского царя в Уре
Еще одно успешное, пусть и не такое масштабное археологическое открытие около ста лет назад совершил английский археолог Леонард Вулли. Он руководил раскопками гробниц на территории древнего шумерского города Ур. Ур – один из древнейших городов-государств мира, возникший в VI тысячелетии до н. э. в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета (приблизительно в III тысячелетии до н. э.) Ур был густонаселенным и процветающим городом. Местные жители строили великолепные храмы, дворцы, кругом процветали различные виды ремесел – гончарное, ювелирное дело и т.д.
В 1920-х годах Леонард Вулли со своей командой начал исследовать руины древнего города. За пять лет раскопок они изучили множество могил, в которых не было ничего, кроме человеческих останков. Но однажды они нашли гробницу, не разоренную грабителями. Увиденное повергло их в оцепенение.
Гробница представляла собой огромную яму глубиной около 10 метров. В углу находился каменный склеп с останками царя. Тут же были погребены его приближенные: согласно традициям многих народов (например, древних египтян), после смерти правителя его ближайшую свиту хоронили вместе с ним. Возле скелета владыки ученые увидели останки жрецов, руководивших церемонией погребения, военачальников с соответствующими знаками отличия, девушек из гарема – все они были облачены в роскошные одежды, украшенные драгоценными камнями. Тут же окончили свой земной путь слуги, придворные музыканты, рабы и другие приближенные царя.
Помимо праха, археологи обнаружили в усыпальнице золотые кинжалы, золотые бусины, чаши, около пяти десятков медных кувшинов, различные блюда и прочую посуду из камня и глины. В ногах гроба в землю были воткнуты копья с позолоченными древками и кремневыми наконечниками, а истлевший череп покрывал потрясающей красоты золотой шлем. Впоследствии Вулли писал, что никогда не видел ничего подобного: шлем был выкован в виде прически – сзади его украшал «пучок», а тонкие витиеватые линии изображали локоны. Благодаря надписям на светильниках и сосудах удалось установить, что в этой гробнице похоронен Мескаламдуг – один из первых царей Ура.
4. Клад Приама: как золото Трои попало в Россию
Немец Генрих Шлиман начинал свою карьеру как простой торговец, а в историю вошел как основатель полевой археологии и крупнейший исследователь Трои. В мае 1873 года Шлиман совершил главное открытие всей своей жизни – нашел сокровища последнего троянского царя Приама.
Стоит сразу оговориться: найденные Шлиманом ценности никакого отношения к Приаму не имели. Обнаруженные им предметы относятся к 2400 – 2300 гг. до н. э., тогда как царь Приам жил и правил на тысячу лет позже. Впрочем, от этой ошибки ученого его находка не перестает быть менее ценной. Первым, на что обратил внимание Шлиман, были необычные медные предметы, торчащие из земли там, где недавно раскопали фрагмент древней стены. Увидев их, Шлиман, «чтобы не разжигать страсти рабочих и спасти находки для науки», как он писал в своем дневнике, объявил перерыв и самостоятельно вырезал сокровище из стены при помощи ножа.
Вскоре в остатках разрушенной стены было обнаружено 8833 предмета! Среди них были многочисленные ожерелья, диадемы, кубки, чаши, серьги, браслеты и прочие изделия из золота, серебра и драгоценных камней. И хотя находка относится совсем к другой эпохе, археологи всего мира до сих пор называют ее «Клад Приама».
Шлиман боялся, что сокровища конфискуют, и тайно вывез их в Афины, затем реликвии долгое время хранились в Германии. После окончания Второй мировой войны немецкая сторона, опасаясь разграблений, сама передала сокровища советским освободителям. Так клад оказался в СССР. Впоследствии его местонахождение было засекречено, и лишь в 1992 году, уже в новой России, власти объявили, что сокровища Трои находятся в Москве. А с 1996 года реликвии стали выставляться в Пушкинском музее, там они хранятся и по сей день.
5. Остров Робинзона Крузо
Завершает наш сегодняшний «хит-парад» кладов находка, сделанная на острове Робинзон-Крузо. Это один из трех островов архипелага Хуан-Фернандес, площадь которого составляет всего 47,9 кв. км. Он расположен в юго-восточной части Тихого океана, к западу от Чили.
Вплоть до 1966 года остров назывался Мас-а-Тьерра («ближайший к земле»), но затем его решили переименовать, чтобы привлекать туристов. Именно на этом острове в 1704 году оказался прототип знаменитого Робинзона – шотландский моряк Александр Селькирк. Правда, в отличие от литературного героя, он провел на острове лишь 4 года и 4 месяца.
В 2005 году остров Робинзон-Крузо вновь оказался в центре внимания. На этот раз – благодаря чилийским кладоискателям. Стоит отметить, что этот остров, как магнит, издавна притягивает к себе охотников за золотом. Виной тому – многочисленные легенды о трофеях британских пиратов. Те в эпоху колонизации постоянно нападали на испанские суда, идущие из Латинской Америки в Новый Свет.
После удачных рейдов корсары увозили с собой тонны золота и драгоценных камней, которые и сегодня стоят целое состояние.
Долгое время существовала легенда, гласящая, что на острове Мас-а-Тьерра свою добычу от посторонних глаз спрятал испанский моряк Хуан Эчеверрия. Но много столетий никому не удавалось их найти. Невероятное оказалось под силу чилийским энтузиастам и. мини-роботу!
Именно этот малыш по имени «Артурито» при помощи своих электронных датчиков в считанные минуты просканировал толщу земли на 50 метров вглубь. В итоге на глубине 15 метров были найдены 600 бочонков с золотыми монетами, а также драгоценности и золотые статуи инков. Клад был обнаружен в 560 км от берегов Чили. Его общая стоимость на момент нахождения оценивалась в 10 миллиардов долларов.
Конечно, это далеко не все находки, о которых хочется рассказать. Каждый день археологи находят в недрах земли или глубинах океана новые фрагменты древности. Хочется верить, что нас ждет еще много удивительных открытий – и будут найдены Янтарная комната, сокровища Ямаситы, гробница Чингисхана и другие легендарные клады, за которыми таятся великие истории.
Источник: mir24.tv
Природные (натуральные) и искусственные камни: как распознать самостоятельно
В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. В связи с этим возрастает роль геммологических лабораторий, так как диагностика синтетических ювелирных материалов под силу лишь специалистам-геммологам. Почему важно отличать природные камни от синтетических?
Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни.
Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка. Таким образом, способность геммологических лабораторий надежно отличать природные камни от синтетических является гарантом стабильности ювелирного рынка, а также способствует сохранению спроса на дорогие природные камни. Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга?
В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев.
Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.
Выделение подобных признаков в общем случае является неочевидным и требует научного подхода. Поэтому одним из направлений деятельности современных геммологических лабораторий является исследование синтетических и природных кристаллов и выявление на научной основе критериев их идентификации.
На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Несколько десятков лет назад для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам-геммологам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного геммологического оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов (например, оптической и люминесцентной спектроскопии). Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.
В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ
В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами.
В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, применяя стандартное геммологическое оборудование. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ
Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методов Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция. Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) — платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нe правильные микроструктуры роста.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД
В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения (рис. 5), коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ
Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия.
Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования. Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования.
Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия. Технологии синтеза постоянно совершенствуются, однако и развитие методов геммологической диагностики также не стоит на месте. В некоторых случаях ситуация напоминает соревнование: с одной стороны, производители синтетических камней пытаются сделать их максимально похожими на природные, а с другой — геммологи разрабатывают новые методы идентификации, позволяющие отличить природные камни от синтетических. Ксения РОЗЕНБЕРГ, Максим ВИКТОРОВ.
Геммологический центр МГУ.
Источник: dragkam.ru
Все секреты изумруда — как выбрать камень в ювелирном изделии
Натуральный изумруд вместе с алмазом, сапфиром и рубином входит в четверку самых известных драгоценных камней. Естественно, при довольно высокой цене и большому спросу на этот минерал его активно подделывают разными способами. Давайте разберемся, что такое природный изумруд и как отличить натуральный изумруд от искусственного.
Подлинный самоцвет
Камень изумруд — это один из видов берилла. Самое главное отличие настоящего самоцвета — его цвет, оттенки которого включают в себя почти весь спектр зеленого — от светлого травянистого до темного. Специалисты считают, что натуральным изумрудом можно считать только берилл, имеющий в своем составе хром, так как именно эта примесь дает изумруду зеленую окраску.
Но в любом правиле существуют исключения. В Уральских горах добываются травянисто-зеленые смарагды, в Южной Африке — желтоватые бериллы с примесью железа. А одни из самых высокосортных и дорогих изумрудов в мире — колумбийские самоцветы — вообще окрашены синеватым оттенком благодаря частицам ванадия.
Как распознать настоящий камень? Особенности технологии обработки натурального камня включает в себя покрытие хромом и пропитывание трещинок маслами. Поэтому обработанный изумруд имеет легкий красновато-бурый оттенок, идеально зеленых камней в природе не бывает. Вкрапления в натуральный камень можно без труда различить на солнце или под яркой лампой искусственного света.
Изумруд имеет частичную прозрачность, в основном изумруд не пропускает свет полностью, можно сказать даже, что он скорее мутный, чем прозрачный. Совершенно прозрачные камни — редкие исключения, имеющие очень высокую стоимость и не продающиеся в ювелирных магазинах. Ну или подделки, имеющие высокую степень прозрачности.
Природные камни практически всегда имеют дефекты: микротрещины, царапинки или маленькие потертости. Это специфика данного минерала, и она очень высоко ценится ювелирами. Благодаря ей каждый изумруд — уникален.
Цена на них никогда не может стать низкой. Эти камни никогда не участвуют в акциях, распродажах и дисконтах. Дешевых изумрудов не бывает.
При этом, кроме цены, выбирая украшение, надо обратить внимание на наличие персонального сертификата геммологической организации, либо паспорт, в котором указаны характеристики камня, его качества, место добычи и обработки. Из его данных можно узнать о происхождении данного конкретного образца. Поэтому перед тем, как выбрать изумруд, обязательно ознакомьтесь с документами.
По сравнению с остальными бериллами, обладающими высокой твердостью, изумруд реагирует на нагревание и сдавливание. А при ударе твердым и острым предметом на камне станет образовываться трещина.
Специалисты сходятся в определении того, как выглядит необработанный минерал — это множество оттенков зеленого. Внутри содержится темное ядро, чем ближе к краям — тем светлее, а по поверхности — практически прозрачный слой.
Имитации изумруда
Так как изумруды отличаются высокой ценой, а спрос на них в ювелирном деле очень велик, их очень часто подделывают или подменяют аналогами. То, что продавцы называют изумрудом, на самом деле может оказаться совершенно другим камнем. Чтобы не попасть впросак, важно уметь отличать, что перед вами — имитация изумруда или настоящий природный изумруд.
С какими же заменителями вы можете столкнуться при покупке?
Изумруд иногда заменяют стеклянными изделиями, имитирующими натуральный камень. Их называют смарагдолинами. Иногда подделка низкого качества — это просто ограненное бутылочное стекло.
Часто за изумруд выдают другие, более дешевые похожие на него камни. Различают несколько видов таких минералов. Например, желтый хризолит, который при искусственном освещении становится зеленоватым, называют вечерним изумрудом и под таким названием продают незадачливым любителям украшений.
Минерал везувиан бурого оттенка имеет свое второе название — вилюйский изумруд. Восточный изумруд — это зеленый сапфир, а гранат светло-зеленого оттенка называют пакистанским изумрудом.
Если в названии камня при покупке украшения вы увидели слова «симеральд», «квинтесс», «эмерит» или «игмеральд», это значит, что перед вами синтетический искусственный изумруд.
У этого самоцвета есть еще не один аналог. Например, демантоид — яркий зеленый минерал, довольно редко встречающийся в природе, но все равно имеющий меньшую цену. Или турмалин — салатовый камень ненасыщенного оттенка. Он, в отличие от демантоида и самого изумруда, не имеет достаточного количества светоотражающих частиц и блестит не так сильно. Это и флюорит, похожий на изумруд из Колумбии своими включениями.
И это еще не все: хризопраз, пренит, жадеит, хромдиопсид, уваровит — любые полудрагоценные камни зеленых оттенков могут быть превращены умелыми руками в поддельный изумруд. Часто бывает даже, что оригинал среднего качества стоит меньше, чем более качественная подделка из нефрита или демантоида.
Существует и такая форма имитации, как дуплет или триплет — соединенные между собой пластинки, образующие единый камень. Для этого используются низкосортные изумруды, иные самоцветы и полудрагоценные камни, такие как берилл, кварц и шпинель, часто приклеиваются частички стекла и фианита. Все эти пластины соединяются особой пастой либо клеем подходящего оттенка.
Необходимо отличать драгоценный самоцвет от деклассированного изумруда — минерала, чья принадлежность к изумрудам не подтверждена. Такие камни обычно стоят намного дешевле, но сопроводительных документов при них нет. Однако они все равно очень благородно смотрятся в драгоценностях.
Как отличить изумруд от подделки?
В 19 веке в Германии учеными впервые был выращен искусственный минерал. Сегодня изумрудные камни выращиваются во многих лабораториях различных стран, в том числе и в РФ.
С каждым годом методы их выращивания совершенствуются, и сейчас лаборатории создают изумруды, превосходящие по некоторым своим характеристикам природные самородки.
Натуральные минералы в отличие от искусственных не могут обладать настолько красивым насыщенным цветом, большим размером и прочностью. Также они не портятся под влиянием солнечного света и не подвержены образованию трещин и появлению царапин. Цена синтетических камней в десять раз ниже, чем у их натуральных собратьев.
Поскольку качество изумруда, выращенного в лаборатории, по внешним характеристикам практически не уступает природному камню, то этим не преминули воспользоваться нечестные производители ювелирной продукции.
Сегодня благодаря современным технологиям за изумруд легко принять турмалин, циркон, зеленое качественное стекло, гроссуляр, кварц, александрит и фианит. Очень важно уметь отличать настоящий самоцвет от стекла и других материалов.
Для того чтобы определить подлинность драгоценности необходимо вооружиться цветовым фильтром и лупой.
Определить природное происхождение камня можно по следующей схеме:
- В лучах ультрафиолета настоящий самоцвет становится буро-красного оттенка. Но, стоит учесть, что синтетический камень данная проверка определить не поможет, так как он в этом плане полностью идентичен натуральному.
- Лупа позволит рассмотреть включения в изумруде, их качественный и количественный состав. Нужно быть крайне внимательным, чтобы суметь отличить включения от обычных пузырьков, которые могут присутствовать и в стекле.
- Составные камни из изумруда и других материалов можно отличить по включениям в области их склеивания.
Но, бывает, что дуплет состоит из нескольких настоящих камней невысокого качества, что довольно сложно определить без специальных знаний.
Также при выборе изделия с этим самоцветом стоит обращать внимание на цену, так как изумруды каратность которых достаточна высока, будут продаваться по баснословной стоимости. Поэтому если взгляд упадет на ювелирное украшение с большим прозрачным зеленым камнем, имеющим доступную цену, то, скорее всего это подделка.
На что еще стоит обратить внимание при выборе изумрудов
Эксперты составили довольно подробную инструкцию, следуя которой можно приобрести настоящий камень, который потом станет достойным украшением любого ювелирного изделия.
При покупке драгоценности стоит обратить внимание на следующие вещи, чтобы суметь отличить ее от других камней:
- Прозрачность камня. Чистые изумруды будут стоить дороже, чем имеющие мутноватый оттенок, но в данном случае имеется больше шансов на то, что они настоящие. Экземпляры светлых оттенков довольно часто встречаются в природе, поэтому украшения с ними можно приобрести почти в любом ювелирном магазине. Темные изумруды очень редки, поэтому купить их не так просто.
- Подлинность данного представителя бериллов можно увидеть с помощью лупы, посмотрев на его линии роста. У искусственного экземпляра они будут четко параллельными, а у настоящего не столь упорядоченными.
- Также стоит при покупке ювелирной продукции с этой драгоценностью обращать внимание на ее цвет. Настоящие самоцветы похожи на зеленый бархат, но могут иметь вкрапления различного оттенка или быть неравномерно окрашены. Яркие камушки могут оказаться на самом деле турмалинами или бериллами.
- Природные камни обладают довольно низкой дисперсией и не способны сверкать как, например, бриллианты. Излишне сверкающие самоцветы, скорее всего, окажутся кубическими циркониями.
- Грани камня также имеют большое значение, так как мошенники очень часто берут обычное стекло и поверх него наклеивают тончайший слой природного изумруда, это хорошо заметно, если взглянуть на изделие сбоку.
- Если края драгоценного минерала выглядят изношенными, то вероятно, это стекло, так как камень более прочен и не стирается так быстро.
Приобретая украшение с настоящим представителем бериллов, стоит понимать, что оно требует особого отношения. Ювелирное изделие с крупным изумрудом лучше не носить постоянно, а использовать в качестве украшения для различных торжеств, так как в противном случае камень гораздо быстрее потеряет свой блеск и красоту.
Ювелирная продукция с небольшими вставками из изумрудов идеально подойдет для повседневной носки, так как уместно смотрится с любым видом и стилем одежды, прической и макияжем.
Но, также стоит помнить о том, что этот минерал не любит солнечного света и воздействия химических средств. Чистить украшение с данной разновидностью бериллов с помощью острых предметов, например, зубочисток, пинцетов и т.п. также не рекомендуется.
Источник: vseprokamni.ru
Как распознать в природе драгоценные камни
Ювелирная энциклопедия / полезные статьи / таинственный мир камней / Подделки драгоценных камней
Подделки драгоценных камней
При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.
Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.
Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней.Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз «цепляется» за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.
Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект «исчезновения» фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешевые подделки под алмаз — богатое свинцом хрустальное стекло.
Все имитации из стекла на ощупь кажутся более теплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка — камень должен быть холодным.
Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу.
После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который «удерживается» магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.
Характерные признаки синтетических камней — перекрученные вуали.
Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.
Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.
Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном — полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.
Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной «скользости». Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.
Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.
Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.
Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет — явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку.
В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистрола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.
Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.
На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко «на глазок» отличаются от драгоценных камней по низкой твердости; а также дуплеты — составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.
Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.
Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска.
Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг еще называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.
Слово «жемчуг» без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.
Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.
Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причем разница в ценах природного и синтетического очень большая.
Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты ее отличают очень просто — по отсутствию у нее двупереломления.
Источник: www.valdaygold.ru