На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.
Четырнадцать видов мастихинов
Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации.
Морской пейзаж с камнями. Мастер-класс по живописи маслом для начинающих
А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:
1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.
2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.
3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.
Топ 5 приемов мастихином
4. Мастихин прямоугольной формы.
5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.
6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.
7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.
8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.
9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.
Шесть основных приёмов работы мастихином
Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:
1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.
2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.
3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием.
Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.
4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.
5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты.
В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.
6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина.
Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.
В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.
Источник: zaholstom.ru
Что такое мастихин, как им работать и рисовать картины?
Мастихин представляет собой специальный инструмент для рисования и выглядит как лопатка или шпатель из легко гнущейся тонкой стали. Его название происходит от итальянского слова mestichino, которое переводится как шпатель. Чаще всего этот класс инструментов используют для масляной или акриловой живописи.
Шпатель позволяет рисовать без использования кисти, что раскрывает новые возможности для передачи фактуры краски, силы её звучания, а также световых акцентов. Рисование мастихином обобщает, создаёт рельефные фигуры и яркие образы, но не детализирует объекты. Благодаря этому, живопись становится более динамичной и выразительной.
Оглавление:
- Мастихиновая живопись
- Как рисовать мастихином
- Какой мастихин выбрать
- Мастер-класс мастихином
Мастихиновая живопись
Живопись мастихином получила распространение в двадцатом веке, но пользоваться им начали ещё со времён Рембрандта. Такие великие мастера, как Гюстав Курбе и Камиль Писсарро популяризовали эту технику в своих картинах.
Первоначально шпатель использовали для растирания и смешивания красок на палитре, но со временем им стали наносить краску на холст. В современности наиболее яркими художниками, пишущими картины таким инструментом, являются француженка Франсуаза Нилли с её эмоциональными портретами, Даниэль Кастан, изображающий городские пейзажи и Алексей Зайцев, создающий картины в жанре реализма.
Как рисовать мастихином
Техника живописи с использованием мастихина похожа на нанесение масла на хлеб: мазки накладываются лопаткой послойно, что создаёт на картине объем и текстуру. Этот инструмент позволяет наносить краску тонким слоем, но предпочтительнее густые, плотные мазки.
Рисование картин мастихином требует применения различных форм мазков для избегания однообразия. В такой технике работает не много мастеров, так как необходима высокая уверенность и точность движений.
Приёмы рисования художники используют разные, поэтому нет конкретного способа, как писать мастихином — доверьтесь своей фантазии и экспериментируйте. Тем, кто привык рисовать кистью, первое время он будет казаться грубым, но чем больше практики, тем больше осознание, что поле для импровизации использования в живописи инструмента ничуть не уступает кистям.
Какой мастихин выбрать
Мастихин своими руками сделать сложно, поэтому лучше приобрести готовый в магазине. Они различаются по формам и размерам в зависимости от класса применения: для палитры или для живописи.
- Мастихины для палитры обычно ровной формы и имеют острый край. Им не наносят краску, а только размешивают на палитре и убирают излишки с холста.
- Мастихины для живописи изогнутой формы и с гибким лезвием для изменения мазка. Большой изгиб предотвращает касание рукой холста и не испортит уже нанесённые мазки. Мастера в основном используют короткое лезвие для угловых мазков и длинное для лёгкого нанесения. Также существуют профилированные мастихины с волнообразными краями для создания специальных эффектов на многослойных работах.
Начинающим работать с этим инструментом можно приобрести лопатку каплевидной формы и геометрически правильной. Они являются основными и помогут оценить преимущества такого шпателя. Лезвие должно пружинить и при нажиме возвращаться в исходное состояние.
Выбирать лучше шпатели со стальным лезвием, хотя существуют и пластиковые. Стоит обратить внимание на сплав, так как некоторые металлы могут окислять краски или быть подвержены коррозии. Ручки у этих инструментов часто деревянные и удобные для долгой работы.
Мастер-класс мастихином
Здесь перечислены основные советы, как работать мастихином.
- Чтобы начать работать с мастихином, вам потребуется натянутый и загрунтованный холст, акриловые или масляные краски, палитра.
Масляные краски можно использовать на влажной или сухой основе, а в акриловые следует добавить текстурную пасту для густой консистенции. Краски должны быть свежими.
- Чтобы начать рисовать, краем лопатки возьмите небольшое количество краски и боковой частью разнести её по холсту, немного вдавливая.
- Вначале наносятся тонкие мазки кончиком шпателя, а затем уверенные движения для получения нужных линий. Тонкие линии можно создать, поворачивая инструмент на девяносто градусов относительно холста.
- Наносить краску можно не только с палитры, но и из тюбиков, что создаст переход оттенков. Без краски лопаткой можно растушевать тон.
Держать мастихин можно как угодно, поворачивая на любой угол, расположение пальцев значения не имеет.
- Постукивая по холсту инструментом, можно создать текстурную поверхность. Перед нанесением нового слоя необходимо очищать старый слой с инструмента.
- После высыхания краски образуется пленочка, и внести изменения будет невозможно, так как это испортит картину. Рисовать толстыми мазками также не рекомендуется, так как краска потом может потрескаться.
Источник: myhobby.guru
Живопись мастихином
На рабочем месте живописца часто можно увидеть мастихин. Этот инструмент выглядит как стальная лопаточка с ручкой. Обычно его используют как дополнение к работе с кистью. Лопаточкой наносят грунт на холст, смешивают масляные краски, наносят густые слои на полотно, удаляют лишний объём и счищают остатки масла с палитры. А некоторые живописцы даже создают целые картины мастихином.
Художник наносит мазок мастихином. Набор мастихинов.
Как выбрать художественный шпатель
С итальянского mestichino переводится как «шпатель». Действительно, стальные пластинки мастихина имеют некоторое сходство со строительным инструментом. Но размером, формой, назначением, конечно, отличаются.
Мастихины можно купить в художественных магазинах отдельными экземплярами или целыми наборами. Бывают традиционные стальные инструменты, а также можно приобрести пластиковый вариант. Он стоит дешевле, но долговечность его невелика. Обычно пластиковые мастихины приобретают новички, чтобы попробовать новую художественную технику. Но лучше всё-таки сразу выбрать качественные стальные инструменты.
Начинающим художникам не обязательно сразу замахиваться на фигурные комплекты. Для начала достаточно иметь парочку стандартных лопаток.
Картины в технике мастихина французского художника Кристиана Жекеля.
Назначение мастихинов
Начнём с того, что художественные шпатели бывают двух типов. Различия у них заметные, цели разные.
- Для палитры. У таких инструментов отсутствует изгиб около ручки, а форма лезвия обычно заострённая. Такая конструкция позволяет художнику без труда счищать подсохшую краску с палитры. Также этим шпателем удобно смешивать цвета прямо на плоскости палитры. А ещё им можно удалять с холста излишки масла.
- Для живописи. Эта разновидность инструментов отличается изгибом около ручки. Лезвие таких мастихинов упругое. Это сочетание позволяет мастеру наносить мазки мягко, без опасений повреждения холста. Форма лезвия у таких художественных шпателей бывает очень разная.
Невероятные картины мастихином ливийского художника Кала Гаджума.
Разнообразие формы
Лопатки для живописи различаются размером и формой лезвий. Размер шпателей зависит от параметров полотна, величины изображаемых объектов. Форма лопаточек бывает овальной, заострённой, прямой, веерной. Каждый вид инструмента нужен для создания конкретных эффектов.
- Узкие лопаточки близки к художественной кисти. Ими можно наносить тонкие линии, мелкие, точечные мазки.
- Широкие подходят для создания рельефа крупных объектов, работы с фоном.
- Прямоугольными удобно наносить краску ровным слоем.
- Короткими лезвиями можно делать маленькие мазки и прописывать мелких детали.
- Длинные лезвия удобны для втирания краски в холст. Узкими длинными лезвиями можно изображать гладь воды.
- Фигурные шпатели, веерные или ребристые используются для изображения цветов.
Леонид Афремов «Пара на мосту», «Дождь».
Когда использовать мастихин
Чаще всего художественными шпателями работают с масляными красками. Некоторые художники используют этот инструмент для создания картин акрилом и даже акварелью.
В большинстве случаев художники применяют смешанную технику, используя кисти и лопаточку. Например, фон или передний план прорабатывается шпателем, а детали — кистевыми мазками. Лопаточка очень удобна при изображении: неба, моря, ряби на воде, камней, скал, основы под траву, архитектурных объектов.
Картины канадского художника Альбини Леблана.
Нередко художественным шпателем создаются цветочных композиции. В этих целях на лезвие можно накладывать не один, а сразу несколько цветов. Это помогает сделать цветовой переход сразу на полотне, без предварительного смешивания краски на палитре.
Есть мастера, которые выбрали работу мастихином, как единственную художественную технику. Особенность их картин — отсутствие тонких деталей, насыщенный цвет, выразительная фактура, которая может создавать трехмерность изображения.
Городской пейзаж Сергея Демиденко (слева). Алина Евгеньевна Галкина «Осенний пейзаж».
Рисование мастихином
Мастихин для начинающих может показаться страшным испытанием. Поэтому стоит для начала ограничиться 2-5 лопаточками традиционной формы. Техника мастихин отличается от привычной работы кистью, но освоить её довольно просто.
Вам понадобятся: подготовленный холст, палитра, краски, небольшой отрез ненужной ткани (50х50 см) и несколько шпателей. На холсте сделайте эскиз карандашом или мелом и приступайте к основной работе.
- Подхватите краем шпателя немного краски с палитры. Сделайте это так, как будто вы ложечкой зачерпываете кусочек мягкого сливочного масла или крема. Краска на лезвии должна занимать около 1/3 поверхности лопатки.
- Нанесите краску на холст пастозно, коротким размазывающим движением, разминая её или втирая.
- Мелкие мазки и тонкие линии делайте кончиком лезвия, а широкие — всей поверхностью лопатки. Тонкие линии можно выполнять ребром лезвия. Ощущение воды на полотне можно передать волнообразными движениями.
- После нанесения краски на холст оботрите лопаточку об ткань. Перед каждым набором краски инструмент должен быть чистым.
Экспериментируйте, осваивайте новые материалы и техники!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Источник: izokurs.ru