После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма.
Святейший патриарх Алексий II часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря о том, что сегодня настало благоприятное время собирать некогда бездумно разбросанные камни. Действительно, на нашу долю выпала важная задача восстановить забытые и утерянные традиции, которые были привычны для наших прадедов, но искоренились десятилетиями атеистического режима.
По благословению Святейшего, в 2003 году при московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была организована ювелирная мастерская, работники которой поставили своей целью восстановить древнюю культуру ношения нательного крестика.
Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его — бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей — это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.
Урок резьбы нательного креста Обзор106
Некогда обменяться нательным крестом с другом — означало назвать человека крестным братом и установить с ним такую связь, в сравнении с которой меркли связи родственные. Сегодня же в народе сколь безосновательно, столь прочно засело суеверие, что, подарив крест, человек дарит с ним и свои грехи…
Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, — раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.
Художественные эскизы
Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий — сначала на бумаге, а затем и в серебре.
Изготовление примы модельером
После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого — это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.
Обязательно ли носить крестик? #shorts
Запекание резиновых форм
Свое детище, модель образа или креста, художник-модельер передает в производство. Теперь задумка автора, вырезанная в серебре, называется примой, т.е. первой, единственной. Она служит основой для создания производственного изделия. Первым ее принимает мастер-вулканизаторщик. Его задача — создать восковую модель примы.
Для этого ее помещают между пластинок из мягкой как пластилин резины. Форма закладывается в печь и при высоких температурах запекается. По окончании обработки мастер достает резиновую заготовку из печи и аккуратно скальпелем разрезает ее вдоль формы, чтобы извлечь из нее приму. Под воздействием высоких температур, на резине остается точный отпечаток, повторяющий каждый штрих примы. Теперь сюда можно впрыскивать воск и делать заготовки для массового производства.
Изготовление восковых макетов изделия
Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.
Собирание восковок в «ёлки»
Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».
Изготовление литейных форм
Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки — полые железные цилиндры — и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.
Заливка серебра
Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.
Источник: www.pravmir.ru
Как сделать крестик из дерева своими руками
Пользователь
Регистрация: 21.05.2013
Сообщений: 19
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 7
Добавлено: 13.10.2014 22:21:45
доброй ночи, товарищи ювелиры!
помогите кто чем может) собственно, резал я два месяца восковки на четырёхосевом Мэджике, а теперь нужно вырезать небольшой нательный крестик. вопрос: какую древесину выбрать для этого? кедр, грушу, орех или может берёзу?) и какие фрезы, скорости, обороты применяют при фрезеровке древесины?
заранее благодарен за помощь!)
Пользователь
Регистрация: 30.08.2012
Откуда: СПБ
Сообщений: 7294
В друзьях у: 25
Голосов: 1789 / 11
Добавлено: 14.10.2014 00:58:07
Правильный выбор и грамотное использование оборудования, инструмента и материалов, и есть профессионализм.
Пользователь
Регистрация: 17.10.2005
Откуда: все эти мысли?
Сообщений: 1776
В друзьях у: 4
Голосов: 457 / 5
Добавлено: 14.10.2014 09:12:39
Kickon,
Резал палисандр, так себе поверхность. Режимы в топике «пробую резать на Magic».
Пользователь
Регистрация: 11.01.2005
Откуда: Krasnoe
Сообщений: 893
В друзьях у: 7
Голосов: 74 / 1
Добавлено: 14.10.2014 11:18:41
Однозначно Самшит.
Сейчас лежит груша, ещё не пробовал, но по виду очень достойная древесина.
Остальные из перечисленных пород. будет волокнистая и пористая.
Пользователь
Регистрация: 21.05.2013
Сообщений: 19
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 7
Добавлено: 14.10.2014 19:16:12
спасибо всем за ответы. будем думать)
Пользователь
Регистрация: 03.01.2005
Откуда: Perm
Сообщений: 2874
В друзьях у: 3
Голосов: 139 / 23
Добавлено: 14.10.2014 21:36:55
до гравировки древесину можно пропитать чем-нибудь, или давнуть на прессе с нагревом градусов до 80, тогда название будет не актуально)
Изменено: Sol — 14.10.2014 21:37:31
Пользователь
Регистрация: 18.11.2010
Сообщений: 39
В друзьях у: 0
Голосов: 1 / 0
Добавлено: 15.10.2014 09:54:26
Поддержу совета выше. Вакуумировал эбен в горячем лампадном масле. Резал на Роланде на средних скоростях. Нормально получилось.
Пользователь
Регистрация: 03.02.2013
Сообщений: 118
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Добавлено: 13.05.2015 07:32:12
а фрезами какими лучше резать? какие режимы резки твердого дерева?
Пользователь
Регистрация: 29.07.2014
Откуда: г.Междуреченск Кемеровской обл.
Сообщений: 992
В друзьях у: 5
Голосов: 142 / 6
Добавлено: 13.05.2015 07:56:11
У Христа за пазухой
Мастерская Сергея Солдатова и Евгения Киселева не кичится уникальными ручными техниками, но похвастаться ребятам есть чем. Их навык работы на ЧПУ-оборудовании отточен до того, что с его помощью они могут создавать не только декоративные элементы мебели и панно, но и изделия, требующие ювелирной точности. Мы встретились с современными Левшами и узнали, как изготовить детализированный крестик высотой со спичку и чье разрешение нужно для легализации такого бизнеса.
Гаражный старт
Сергей и Евгений стартовали десять лет назад: в 2006 они занимались различной плотницкой работой – в основном, строили дома и бани. Затем техпроцесс плавно переместился «с улицы в помещение»: в гараже площадью десять квадратов они обустроили небольшую мастерскую, а затем стали масштабироваться. Кочевание по помещениям привело их к сегодняшним апартаментам на сто квадратных метров, а также смене фокуса работы.
Заинтересовавшись поначалу тату-переводом фотографий на дерево, дуэт постепенно перешел к более совершенной форме изготовления изображений. Так в мастерской появился первый ЧПУ-станок, позволяющий создавать объемные панно и портреты.
Бизнес-крещение
Центр местной вселенной – программируемый колосс размером два на три метра, который дает возможность исполнить в дереве любую картинку. Например, одним из заказов умельцев стал портрет Владимира Путина. Ведущий вектор работы мастеров – изготовление икон и религиозной символики. Самарская Епархия сегодня – один из основных постоянных клиентов резчиков, а благословение на создание образов им лично дал владыка самарский и сызранский.
Текущий заказ от местного духовенства — гробница под плащаницу — конструкция 120 сантиметров в длину, 60 в ширину и метр в высотку. Декоративные элементы выполняются из бука и стилизуются под ручную резку, корпус выпиливается из липы. Чаще же всего – и от епархии, и от частных заказчиков – к Сергею и Евгению поступают просьбы об изготовлении икон.
Сначала мастера воздают STL-файл – барельеф, который по каноническому образу создается в программе по 3d-моделированию. Затем мастера воплощают его в дереве. Первый этап – черновой: станок щедрой рукой выбрасывает из заготовки большую часть материала.
«Для начала станок отсекает ненужное большим диаметром фрезы – у изображения появляются расплывчатые контуры. Затем очень тонкой фрезой диаметром 0,25 мм режет начисто: по итогу мы видим мельчайшие детали – ногти на пальцах, пряди волос святых, глаза, микроскопические буквы».
После – ручная доработка, включающая удаление ворса, шлифовку и полировку. Венчает процесс, как водится, покрытие защитными маслами. В приоритете – смеси Biofa на основе тунгового масла. Также мастера работают с патиной Renner, панно и художественные барельефы покрывают эмалью. Последняя, по словам Сергея, может добавить изделию видимой стоимости.
А вот обычная краска, особенно в случае иконы, может сработать наоборот.
«Из всех резных икон, что я видел, лично мне понравилась лишь одна работа в цвете. Остальные в основном выглядели немного игрушечно – на любителя. Образ святого для религиозных людей – это мощь, а в случае с цветом все получается более кукольным».
Ручная резка vs ЧПУ-станок
По словам умельцев, при всей ценности ручной резки достичь доскональной детализации с ее помощью просто невозможно.
«Ручная резка подразумевает очень долгий рабочий процесс, а также резьбу по мягкой древесине. Мы работаем с твердыми породами – буком, ясенем, сосной, дубом: то, что может вырезать в них ЧПУ-станок, не сможет сделать вручную человек – качество будет гораздо ниже. Ручная резка, хоть и стоит дороже, но визуально отстает от автоматизированной работы.
Да и времени на нее уходит куда больше: на станке икону можно сделать за неделю, руками – месяца за три. Поэтому, чтобы вырезать одно панно, нужно либо отложить все дела на пару лет, либо работать как в Таиланде. Там друг за другом идут сорок резчиков: первый грубо рубит стамеской лишнее, последующие работают тоньше, в конце – старики с огромным опытом выпиливают детали».
Знай Николай Лесков о навыках Киселева и Солдатова, возможно, героями гротескного сказа стали бы отнюдь не тульские мастера: здесь работают с невероятно мелкими элементами. Пример тому – миниатюрные нательные крестики, рельеф которых режется фрезами диаметром 0,1 мм – самыми тонкими из имеющихся на данный момент.
«Крестик – это всегда лотерея. Скорость станка на твердой древесине здесь минимальна, а фреза – очень тонкая, на просвет ее кончик не увидеть, только под лупой. При этом бывает, что одна фреза вырезает два-три крестика, а бывает – ломается, не вырезав и половину. Детали при этом микроскопические – руками такое не сделать».
Заказ мастерской того же толка – денежный буковый конверт толщиной 6 мм. Толщина каждой стенки – 2 мм, выборка под петли – 0,2 мм. Ребята называют его самым сложным своим заказом на данный момент.
«Для нас это был эксперимент. Клиент предложил нам сделать конверт толщиной полтора сантиметра – скорее шкатулку. Мы предложили ему попробовать изготовить гораздо более тонкое изделие. Делали, по сути, для себя – сомневались, что получится. По итогу все удалось: в конверт спокойно помещаются 20 пятитысячных купюр, а сам он тонкий, но достаточно твердый».
Всесильное производство
Мастера не зациклены на религиозной тематике. Уверяют, что могут сделать все – от шкатулки до лестницы или беседки. Производство последних также было одним из первых направлений работы мастерской. Сегодня заказчику могут предложить модифицированную версию уже обкатанных вариантов беседок или нарисовать индивидуальный проект, в котором найдется место всевозможным декоративным элементам. Их, кстати, не только вырезают, но и ваяют из коряг: найденные во время прогулок по лесу ветки здесь становятся дизайнерскими ноу-хау.
В топе заказов также обозначилась мебель. Солдатов и Киселев могут создать реплику авторского немецкого стола по фото или замутить авторский эскиз. Например, в числе проектов – стол, сучковые вставки которого не залиты полимером, а инкрустированы золотом.
Из дерева изготавливают даже крючки для шкафа: по заверениям, вешалки местного производства ничем не уступают металлическим аналогам и легко выдержали испытание подвешенными на них десятилитровыми бутылками с водой. Мечта тандема – создавать из дерева штучные пассажирские лодки с маленькими каютами. В обозримых планах – запуск производства параметрической мебели.
«Станки развязывают нам руки: все, что придет в голову, мы можем перенести в программу, и начать воплощать идеи в реальность. Вырезать можно любой геометрический элемент – от векторной головы оленя до фантазийных столешниц и кресел-качалок. К тому же, такое оборудование позволяют пилить не только дерево, но и стекло, зеркала, металл. Наш самый большой станок позволяет обрабатывать мрамор и гранит. Мы просто меняем фрезы, и все то, что вырезано из дерева, можем исполнить в камне».
Помимо привезенного из заграницы ЧПУ-гиганта, в мастерской используют ленточную пилу Makita LB1200F, торцовочную пилу Metabo KS216, краскораспылитель Wagner W665, рейсмус Dewalt DW733 и погружную циркулярную пилу Dewalt DWS520. Также черно-желтый бренд представлен ручным фрезером D26204 и рубанком D26500, шуруповертом DCF 815 D2. Еще одна марка, снискавшая славу в мастерской, — Bosch: ее резиденты в мастерской — шлифмашинки, шуруповерты, а также торцовочные пилы GCM12GDL и GTM12JL.
Отдавая дань оборудованию, умельцы не скидывают со счетов собственный труд. Купить программируемый станок – еще не значит стать профи резьбы. Раздачей указаний компьютеру в этом деле тоже не обойтись.
«Многие, кто покупал ЧПУ-станок, вскоре закрывали производство и продавали технику. У кого-то проблемы с реализацией – на этот рынок не так просто выйти, у кого-то – с терпением. Как правило, хорошее качество – это тонкие фрезы и долгое время обработки. Люди же не готовы вкладывать время и усилия, все хотят получать хорошие деньги за штамповку.
Мы изначально не хотели покупать китайский станок, чтобы резать на нем деревянные ручки в подарок родным. Ежедневно мы придумываем новые способы применения оборудования, обсуждаем, как можно реализовать ту или иную идею в работе станка. В общем, развиваем навык и фантазию».
Текст: Любовь Саранина. Фото: Андрей Сорокин
Источник: www.kuvalda.ru