Как сделать язычок для варгана

Этот материал содержит стратегические рекомендации, на что следует обратить внимание при изготовлении варгана и относится больше к конечному результату — к чему стремиться и в конструктивном (материальном) плане, и в плане использования (абстрактном). Технология изготовления — как делать (в какой руке держать молоток и какую зарнистость использовать и тп) — личное дело каждого каждого, зависящее от привычек и доступных возможностей — здесь не рассматривается.

Зазоры

Зазоры между язычком и деками должны быть минимальными и идеально ровными.

Всего лишь одно предложение, простое, понятное и, в наши дни, известное практически всем мастерам… Когда же дело доходит до практики, обычно внимание рассеивается на огромное количество мелочей, как окружающих сам процесс, так и касающихся чисто внешних элементов конструкции, и слишком во многих случаев — дизайна рамы. А пункт этот один из самых важнейших. Единственным оправданием служит практическая сложность его реализации и отсутсвие конкретных цифр. Многим зазоры шириной 0.5 мм кажутся очень маленькими — так ведь и есть… по сравнению с зазорами между трамвайными дверями.

Варган на коленке — 2 (Язычок — изготовление)…

а) Ширина зазоров влияет на [максимальную] громкость звука (и, следовательно на легкость его извлечения) и на ширину спектра. Чем они меньше, тем громкость выше и спектр шире. Большие зазоры — звук тише и глуше — в спектре остаются только низкие составляющие. Требования к ширине снижаются с понижением частоты варгана — для низких разница между 20 и 100 микронами слабо заметна, а вот для высокого такая разница огромна.

Многие начинающие мастера говорят — маленькие зазоры джелать нельзя, варган звякает. Нужно научиться аккуратно его держать и учить этому других — результат не замедлит проявиться.

б) Ровность зазоров и параллельность всех кромок, в совокупности с материалом и геометрией, отвечает за отсутствие отдельных посторонних призвуков и общую “музыкальность” — насколько тембр гармоничен, т.е. его составляющие сочетаются друг с другом и равны по громкости. От такой равномерности звука зависит универсальность инструмента: в принципе, можно взять любой предмет, издающий самый страшный звук и вписать этот звук в какую-нибудь копозицию “по смыслу”, но это будет являться скорее частным случаем для музыкантов, четко представляющих, что им нужно и где.

Что бы просто играть музыку, не меняя инструмент под каждое произведение, необходима возможность максимально равномерного извлечения разных нот (обертонов). И первый шаг на пути к этому — физическая ровность зазоров. А почти все современные варганы грешат ее недостаточностью, что приводит к различному жужжанию, проглатывающему/маскирующему отдельные обертоны и просто дающему механический окрас тембра. Этот параметр проще всего “измерять” на слух — если жужжание есть, где-то отклонение.

Дальше перечислено еще много технических моментов, и есть немалая вероятность, что количество букв распылит внимание между ними всеми, поэтому еще раз стоит повторить — зазоры это важнейшая составляющая, и если не научиться делать их с нечеловеческой точностью, дальше можно просто не читать;)

Читайте также:
Что значит щелочные металлы

Изготовление язычка варгана

Материал язычка

Марка стали и способ ее обработки — вторая важнейшая составляющая, влияющая на все акустические качества варгана. Один момент серьезно усложняет этап разработки конструкции — материал взяимосвязан с геометрией язычка, высотой звука. Например, подобранная для длинного язычка сталь может не звучать на коротком. Это делает невозможным существование готовых рецептов и простых ответова на вопросы типа “какую сталь взять?”, а количество комбинаций стремится к бесконечности. Пробуйте как можно больше вариантов и не останавливайтесь на достигнутом!

Геометрия язычка

Комбинация длины, ширины, толщины, а также распределение последних двух параметров по длине, определяет баланс всех частот тембра, равномерность обертонов, музыкальность.

Рабочая часть: громкость звука, кроме прочего, зависит от скорости прохождения [части] язычка мимо дек — а максимальная она на самом кончике. У места крепления язычок почти не двигается; следовательно, максимум внимания должен быть уделен именно последней части зазоров — к тому же, только она оказывается перед резонатором (ртом). Поэтому просто можно не тратить время и усилия на подгонку всей длины, так как большая ее часть оказывает на звук меньшее влияние.

Колено воспринимается почти всем начинающими мастерами просто как ”крючок, за который дергать” и это становится серъезнейшей ошибкой. Колено выполняет две функции — кроме понятной “дергательной” (о важности которой — чуть дальше), она может влиять на колебания рабочей части язычка наравне с ней.

Если колено мягкое и длинное, при ударе оно начинает колебаться само и влиять на движение рабочего отрезка, добавляя в звук совершенно посторонние частоты и меняя распределение частот колебаний от идеального равномерного до имеющего сильные провалы спектра в одной области и всплески в другой. Длина, вес и жесткость колена работают так же, как основная часть, формируя характер призвука и его силу.

Это постороннее влияние нам совершенно не нужно, поэтому стоит приложить максимум усилий к его сведению на нет: делать колено короче и жестче. Но, так как самый несгибаемый отрезок может колебаться на тоненьком и мягеньком основном участке, то в идеале для устранения этого эффекта требуется увеличение жесткости всего места сгиба. А самым простым способом для этого является изменение толщины язычка — от тонкой у корня к толстому к колену и коррекция всей его геометрии под изменившуюся жесткость. Кстати, в зависимости от кривой изменения толщины, меняется распределение громкостей обертонов и так можно отсекать “красочные”, но немузыкальные призвуки.

Другой же аспект, который был упомянут в начале, является чисто механическим и обеспечивает удобство удара. А удар это важнейшая составляющая игрового процесса. Можно не делать ничего, но без удара не будет никакого звука; это то, с чем игрок живет постоянно.

Та самая механическая твердость колена, кроме влияния на звук, обеспечивает и повторяемость движения — если оно болтается, то удары получаются то сильнее, то слабее — а это и громкость, и ограничения по скорости, и просто дискомфорт, и неуверенность в инструменте, приводящие к ограничению в его использовании до самых простых движений. Колечко язычка должно ходить по идеальной дуге, а не описывать вдоль нее какие-то дополнительные мелкие зигзаги. Тогда появляется контроль динамики и стремительно возрастает точность звукоизвлечения.

Читайте также:
Золочение или серебрение ювелирных изделий

Рама

Этой части варгана в большинстве случаев уделяется главное внимание, ее почитают, холят и лелеют; в сознании практически всех играков и даже многих мастеров “варган” ассоциируется именно с рамой. Каждый год несколько мастеров выдают новые “модели” варганов, в которых используется один и тот же язычок, а меняется только держатель для него — рама.

И фантазия в этих случаях не имеет границ — материалы, цвет, форма, орнаменты, дополнительные элементы, даже подставки и футляры. А инструмент то один — практически, звук зависит только от язычка и двух абстрактных линий — внутренних кромок дек. Это все хорошо и интересно, и было бы простительно и даже вполне логично, если бы сами игровые качества были бы доведены до совершенства. Но таких на данный момент не существует, а идет в его сторону буквально несколько процентов мастеров.

Если говорить о варгане как о музыкальном инструменте, остается только одно практическое значние этого элемента — удобство удержания — и хочется призвать всех сосредоточиться именно на этом моменте в первую очередь, а затем уж думать о дизайнерских изысках. Конечно, если мы говорим о создании инструмента, а не безделушки, издающий, пусть даже красивый, но звук для случайно-эпизодического звукоизвлечения для удивления друзей в новый год. Инструмент предполагает постоянное, продолжительное, использование и эргономика важна не меньше звука. Вычурная рама с угловатыми завитушками может найти достойное место на художественной выставке или на полке коллекционера, но если она хоть немножко мешает спокойному и расслабленному удержанию или требует специальной тележки для перевозки — это повод задуматься о назначении “инструмента”.

Тестирование

Обязательно проверяйте звук в разных условиях. Его восприятие очень сильно зависит от акустического окружения — в каждом помещении звук свой и смена обстановки — простой и эффективный способ сосредоточить внимание на разных частях спектра. Даже в одном помещении можно поиграть вплотную к ровной поверхности — например в 20см перед окном, монитором; в середине; в каком-нибудь мягком уголке, в туалете/ванной. И очень желательно сделать тоже самое на открытой местности, где отраженные звуки сведены к минимуму.

Добавьте к этому разную громкость — от минимальной до максимальной — и разную частоту и направление ударов.

И, конечно, сами “звуки”… Обязательно, нужно научиться выдавать несколько обертонов на разной высоте с открытым и закрытым горлом — это хорошо показывает сильные неравномерности тембра.

  • Магазин
  • Музей
  • Мастерская
  • Школа
  • Студия
  • Как правильно держать варган
  • Почему варган не должен гудеть
  • Видео
  • Измерения варганов
  • Варганы по частоте,
    от басовых до высоких
  • Варганы по нотам

Источник: www.oberton.pro

Варганка. Варганы в Саратове

Главная Личное Рукотворчество Сварганим варган. Роман Налетов

Читайте также:
Есть ли у жемчуга мать

Сварганим варган. Роман Налетов

Печать

Сварганим варган? (Налетов Роман)

Варган — это магический артефакт, его нужно делать только самому, тогда он будет петь в унисон с твоей душой.

Башкирский кубыз

Приветствую вас, друзья! Сегодня мы прикоснемся к магии и чуду, я расскажу вам о самом древнем и загадочном союзнике мага и как его сделать самому.

С самого детства хотелось поиграть на варгане, вернее в те времена я и не знал, что этот магический инструмент зовется именно так. А вы знаете, что такое варган? По меткому описанию Ольги Шотландии — «Это такая штучка, на которой чукчи играют – пяуу, пяууу, пяуу». Теперь Вы поняли, о чем идет речь?

Наверное, всему свое время и случайности закономерны и наше придет к нам в положенный час. Вот теперь, когда уж жизни путь пройдя за половину и очутившись в призрачном лесу, именно теперь мне наконец-то довелось прийти к варгану. Или варган пришел ко мне. Тот, кто ведает моей судьбой, нашел не самый оригинальный способ дать мне знать, что вот, мол, — тот инструмент, на котором ты хочешь играть, называется – варган. А именно: я услышал, как Вуди Ален в своем фильме «Сенсация» сказал, что играет на варгане и мне вдруг пришло знание, что варган – это и есть то имя, которое я ищу.

А дальше все просто – любимый поисковик дал ворох ссылок, но мне хватило и одной, чтобы понять, что это за чудо. Не знаю как у Вас, а у меня, если мне что-то интересно, покой пропадает напрочь, пока я не получу желаемое. Посмотрев материалы, понял, что купить варган – это долго и скучно, мне захотелось сделать его самому.

Вот на эту тему материалов в Интернете практически нет, а если есть – то не подробные, многое приходится домысливать самому. Но самое главное – на сайте есть много фотографий хомусов, комузов, дрымб, кубызов, зубанок, шон-кобызов, темир-комузов – все это они – варганы. Если внимательно рассмотреть их – понимаешь главные принципы генерации звука в варгане: язычок должен быть из чего-то пружинистого, рама жесткая, зазор между язычком и рамой минимальный, на всех фото язычок имел трапециидальную форму.

Но не у каждого есть дома кузница или фрезерный станок. ЧПУ тоже не всем доступен, значит, сталь в качестве материала для рамы мне не подходит — решил я. Мне же надо быстро, желательно прямо сейчас! Значит – дерево! А раз так, то рама должна быть массивнее. Моей задачей не было создать идеальный варган, моя задача – создать звучащий варган:)

Начинать всегда нужно с чертежа, а лучше с 3D-модели. Открываем мой любимый Rhinoceros, 20 минут работы и чертеж готов:

Розовый – язычок, серым цветом показаны скосы (делаются с двух сторон) – они озадачили меня больше всего, но я придумал, как их можно сделать относительно точно. Смысл в том, чтобы получить заострения губок на половине толщины рамки. Алгоритм изготовления такой:
1) делаем прямоугольную заготовку 93х38х5 мм из дерева, я выбрал бук — он плотный и музыкальный (но одно из самых «музыкальных» деревьев — ель. Очень хорошо резонирует).
Для справки: текстолит — неподходящий материал для рамки. В силу своей композитной природы и наличием волокон, он должен гасить звуковые волны.
2) срезаем частично по бокам, превратив прямоугольник в усеченную трапецию:

Читайте также:
Сколько стоят кольца бижутерии

Этот этап очень важен — чем точнее выполнены линии внешних скосов — тем точнее будут внутренние, они выполнят роль направляющих. А дальше все просто — пускаем по направляющим ручной фрезер и проходим им с обеих сторон, получая внутренний пропил. Затем сверлим отверстие нашей «лиры» и беремся за язычок. Двумя руками беремся, а то можно его упустить, если использовать точило.

В качестве материала можно попробовать полотно пилы, но мне попалась в руки металлическая линейка, вот из неё и выточил. Доработал рамку напильником, прикрепил язычок.

О язычке

Язычок на самом деле не черный, фото обманчиво. Гнул так: зажимал готовый язычок в тиски, через теплоизоляционную прокладку, например ткань, сложенная в несколько раз, чтобы губки тисков не участвовали в теплообмене, и нагревал в месте предполагаемого изгиба газовой зажигалкой, затем быстро гнул.

Как показала практика – лучше не спешить согнуть сразу на большой угол, лучше за несколько подходов, очень обидно загубить практически готовый язычок, линейка мне попалась хрупкая. И мне его пришлось немного гнуть ещё в двух местах, чтобы основная, звучащая часть оказалась посередине толщины рамки, там, где острия губок.

Параллельно пробовал сделать язычок из ножовочного полотна, первого попавшегося. Полотно называлось универсальным, на боку имело гордую надпись “MADE IN POLAND”. Гнулось даже без нагрева, точилось на точиле очень быстро, одним словом – прелесть! Жаль только, что оно так и не зазвучало.
В идеале, язычок должен быть обоюдоострым, как меч.

C трепетом прижал варган к зубам, дернул его язычок и он у меня заговорил! Это труднопередаваемо словами, но поверьте, что очень здорово! И немного щекотно, потому что при игре голова выступает резонатором, можно сказать: щекотно мозгам;). А ещё забавно во время игры смотреть на старый не ЖК монитор — все вокруг смотрится статичным, а в мониторе все живет и плавится. Отличный союзник для медитаций.

Вот какой он у меня красавец:

Самодельный варган

Звук у него на удивление богатый получился, басовитый и долгий. Теперь мне хочется получить доступ к ЧПУ и сделать стальную резную раму по модели, которую создам в 3D.

PS: а знаете, что подвигло меня написать этот пост? — услышал варган в «On That Day» Leonard Cohen и подумал — вот ещё кто-нибудь услышит, ему понравится и захочется поиграть самому, он прочтет мой пост и сделает себе варган и станет на нашей маленькой уютной планете ещё одним магом больше;)

PS2: всю конструкцию можно значительно упростить – пройтись фрезой по двум скосам только с одной стороны, назовем её верхом и тогда для 45-градусной фрезы мы получим угол острия губки равным 90-45/2=67,5, а не 45, как в случае прохождения фрезой сверху и снизу. Если захочется получить угол острее – можно взять полукруглую фрезу. В таком варианте пропадает сложность позиционирования язычка между остриями губок, что тоже немалый плюс.

Читайте также:
Косметика крема черный жемчуг отзывы
  • Главная
  • Виды варганов
  • География варгана
  • Мастера
  • История варгана
  • Технический аспект
  • Эзотерический аспект
  • Приобретение варгана
  • Видео
  • Аудио
  • Личное
  • Личные впечатления
  • Рукотворчество
  • От wizalexa

Источник: www.varganca.ru

Выбираем материал для язычка варгана

Выбор материала для язычка – важный и ответственный момент при ремонте и изготовлении варгана, по сравнению с которым чехол для варгана выбрать покажется слишком просто.

Чаще всего, для этих целей используется инструментальная, термообработанная сталь подходящей упругости. Процесс термообработки заключается в закаливании стали – нагревании ее до высоких температур: 800-900 градусов. Далее сталь быстро охлаждается и опускается в воду либо холодное масло. Как результат – сталь исключительной прочности, но в то же время легко ломающаяся.

Следующий этап – отпуск. Не путать с заслуженным отдыхом от работы. Отпуск – это нагревание стали до меньшей температуры, чем в предыдущем варианте (200-500 градусов) и медленное ее остывание на воздухе.

Как сделать язычок варгана: выбираем материал

В результате этого, прочность и упругость стали уменьшается, но увеличивается ее пластичность. Стоит отметить, что качественная термообработка требует наличия дорогостоящего специального оборудования, а также личного опыта. Поэтому все чаще мастерами используются уже готовые, обработанные стальные изделия.

При работе с язычком необходимо следить, чтобы его свойства оставались прежними и не менялись. Процесс отпиливания полоски с помощью алмазного либо корундового диска сопровождается обязательным охлаждением заготовки. Форма язычку придается точильным станком при непременном остужении в воде. При загибании колена язычка необходимо, чтобы сталь была нагрета докрасна.

Именно в таком состоянии она и загибается. Далее эта часть остужается на воздухе.

Будьте внимательны и следите, чтобы нагревалось только место загиба. Можно для этого комель язычка завернуть в мокрую тряпку. Колечко языка изготавливается точно так же.

Некоторыми умельцами из Якутии в процессе изготовления язычка используется полотно от двуручной пилы по дереву. Считается, что по механическим свойствам данная сталь близка к оптимальной, используемой в якутских традициях. За редким исключением, при изготовлении специальных хомусов, сталь отжигается и подвергается термообработке по-другому.

Мастера из Норвегии пользуются промышленными пилами из нержавеющей стали для мяса и костей. Язычок отрезается обычной «болгаркой» с охлаждением. Также в качестве материала может быть использована часовая пружина.

В советское время использовались ножовки по дереву, а также металлические линейки нужной твердости и упругости.

Стоит отметить, что для упрочнения стали может использоваться не только термообработка, но и такой процесс, как «наклеп». В ходе его холодная стальная заготовка обрабатывается ударами молотка, за счет чего ее жесткость увеличивается.

Чтобы язычок вашего варгана и сам варган были надежно защищены, не забывайте использовать футляры для варганов.

Источник: drymba-shop.ru

Рейтинг
Загрузка ...