ЗЕРНЬ
мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаиваются на ювелирные изделия
а настораживает я думаю то в вашем случае,что шарики у вас не напаянны на изделии,а как бы выдуты изнутри.____
Зернь, или гранулирование (от латинского granum – «зернышко») – ювелирная техника, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Часто зернью оживляли сканные изделия.
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства.
Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль.
Зернь — как сделать?
Полученные таким способом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.
При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт
Рубрики: | *Ювелирное дело |
Источник: www.liveinternet.ru
Как сделать зернь
Зернь – древняя ювелирная методика, которая представляет собой маленькие металлические шарики, украшающие изделия скани. Шарики из серебра или золота напаиваются на ювелирный узор самостоятельного элемента композиции или дополнения к ней (окантовка орнамента). Шарики могут напаиваться в виде различных геометрических форм (ромбы, овалы, полоски, треугольники, грозди и т.д.)
По сути, зернь является составной частью техники скани, которая стала популярна на Руси в XI-XII века. Особо актуальны были височные кольца с очень тонкой сканью и зернью. При помощи скани очень искусно были выписаны образы фантастических персонажей, птиц и зверей. Зернь удивительным образом дополняет и разнообразит ювелирный узор.
Серебро. Как сделать шарики из проволоки.
Техника зерни довольно таки трудоемка, так как ювелиру необходимо сделать одинаковые мелкие шарики, и закрепить их в изделии. Для изготовления шариков необходимы отрезки проволоки одинаковой длинны, которые помещаются на угольную пластину с рядами маленьких круглых ниш. После чего каждый отрезок проволоки расплавляется под действием струи пламени и стекает в ниши, где и принимает форму шарика. Но есть еще один способ получения зерня, это расплавление отрезков проволоки в тигле.
Одну из важнейших ролей в технике зерни играет припой, он должен быть незаметен. Так как шарики слишком маленького размера, то при малейшей рассеянности можно залить припоем часть узора, тем самым потеряв четкость композиции. Древняя методика правильного (невидимого) припоя была утрачена, поэтому долгое время не удавалось достичь высокого уровня древних мастеров. Благодаря советскому профессору Ф. Я. Мишукову тайна была раскрыта, он заявил, что на самом деле припоя не было. В древние века делалась специальная смесь из амальгамы, серебра, растолченного сусального золота и небольшого количества ртути, которой обрабатывали место припоя и нагревали его, в результате чего ртуть испарялась, а зернь прочно крепилась на поверхности ювелирного изделия.
Данные работы были очень трудоемкими и требовали не только высокой квалификации ювелирного мастера, но и большого опыта работы. Поэтому был изобретен наиболее простой метод получения сканых изделий с зернью. Теперь благодаря заранее изготовленной сланцевой форме ювелирного изделия металлические шарики и сканые ленточки выплавляются совместно, так как отливается все украшение сразу. На внешний вид оно похоже на зернь, но если присмотреться, то можно увидеть, что узор нечеткий.
Зернь — старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие металлические шарики, которыми декорируют сканые изделия. Золотые или серебряные шарики напаивают на ювелирный узор — обычно в виде окантовки орнамента рисунка или даже самостоятельный элемент ювелирной композиции. Ювелиры напаивают шарики полосками, гроздьями, ромбиками, овалами или даже треугольниками.
Как изготавливают зернь?
Техника зерни достаточно сложна, ведь от ювелира требуется изготовить мелкие золотые шарики одинакового размера, а затем закрепить их в изделии. Шарики получаются из одинакового размера проволоки, которую нарезают на отрезки и помещают на угольную пластину с рядами маленьких круглых ниш. После этого на каждый отрезок золотой проволоки направляют струю пламени, проволока плавится и стекает в ниши, где застывает в виде шариков. Можно получить зернь и другим способом — проволока нарезается и плавится в тигле.
Фактически зернь — это составная часть техники скани, расцвет которой на Руси пришелся на XI-XII века. Особенно популярны были височные кольца с тончайшей зернью и сканью, с помощью которой очень искусно были выписаны изображения зверей, птиц, фантастических персонажей. Зернь удивительно разнообразит ювелирный узор со сканью — сверкающие зернышки лучшим образом оттеняют сканый орнамент.
Важным моментом в этой ювелирной технике является припой. Шарики зерни очень мелкие и очень легко можно залить припоем элемент узора и потерять четкость композиции. Припой должен быть совершенно незаметным, как в найденных на раскопках древних ювелирных изделиях. Секрет «невидимого» припоя был давно утрачен, и чистоты работы древних мастеров не удавалось достичь долгое время.
Тайну раскрыл советский профессор Ф. Я. Мишуков, который заявил о том, что припоя как такового и не было. В древности использовали амальгаму из растолченного сусального золота, серебра и некоторого количества ртути. Этой смесью мазали место припоя и нагревали: ртуть испарялась, а зернь прочно закреплялась на поверхности.
Естественно, все эти манипуляции достаточно сложны и требуют не только времени, но и большого ювелирного опыта. Поэтому был придуман более легкий способ получения сканых украшений с зернью. Сканые веревочки и металлические катыши зерни не выплавляются по отдельности. Изготавливается сланцевая форма ювелирного изделия с зернью и в ней отливается цельное украшение. Внешне оно напоминает зернь, однако, приглядевшись, можно заметить, что узор нечеткий, он как будто смазан.
Другие статьи раздела:
Автор Озерова Юлия.
01.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена.
ЗЕРНЬ
мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаиваются на ювелирные изделия
а настораживает я думаю то в вашем случае,что шарики у вас не напаянны на изделии,а как бы выдуты изнутри.____
При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.
При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.
Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.
Филигрань и скань
Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)
Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).
Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар
Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.
Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.
Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.
Зернь
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.
Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Чернение
Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.
Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.
Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.
Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.
Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.
- Как сделать погремушку для воблера
- Как сделать обществознание 5 класс
- Как сделать остров
- Как сделать первый шаг
- Как сделать корабль в бутылке в террарии
Источник: 1svoimi-rukami.ru
Как сделать зернь из серебра
Пользователь
Регистрация: 25.10.2007
Откуда: ВБК
Сообщений: 3273
В друзьях у: 7
Голосов: 140 / 27
Добавлено: 28.02.2010 00:43:18
Пробовал сваркой (инвертер). на графите (от рогов тролейбуса) и стержнем от батарейки. количество ампер по размеру зерна (опытным путем) http://www.youtube.com/watch?v=lkoe1zItfuY
получается такое вот.
те зерна, что попали в картон и в рукава, боле-менее чистые, а те что по столу скакали корявые.
вот если бы взять и попробовать так.
Пользователь
Регистрация: 19.08.2008
Откуда: ВКЛ
Сообщений: 710
В друзьях у: 1
Голосов: 69 / 19
Добавлено: 28.02.2010 01:56:17
Если хотите идеальных шариков, надо выкатывать! Делаете заготовки любым выше описанным способом, а потом между двух пластин толстых стальных, и погнали катать. Только муторно! Можно приспособу на сверлильный станок сделать
Пользователь
Регистрация: 13.01.2005
Сообщений: 733
В друзьях у: 0
Голосов: 50 / 3
Добавлено: 28.02.2010 08:41:10
Я пробовал делать по всякому. Больше понравилось так:
Беру пенёк ( торец дерева. Лучше берёза)
Делаю на торце пенька пробойником много углуюлений. Каждое углубление обжигаю горелкой до черноты.
Инструмент многократного применения готов. Ложу в эти углубления колечки или портайки металла смазанные флюсом.
Тонким пламенем оплавляю их.
До 2 мм в диаметре получаются идеально ровные.
Пользователь
Регистрация: 25.04.2010
Сообщений: 365
В друзьях у: 4
Голосов: 99 / 1
Добавлено: 26.04.2010 20:09:16
самое лучшее — это катать! Есть такая спец.приспособа — две пластины, сначала идут пара пластин с крупной крестообразной насечкой, потом пара с мелкой, и в заключении пара гладких. пластины сделаны в виде двух шайб, и вставляются в так называемый стакан( тоже стальной) то есть вставили первый диск, вниз в стакан до упора, насыпали кусочков нарезанной кондуктором кусочков проволоки, штук эдак 200, прижали сверху второй пластиной. еще важно что бы кусочки лежали в один слой.
На втором диске-плите в середине приварен штифт для зажимания в сверлильный станок. Зажали и покрутили минуты 2. Потом поменяли на более мелкую насечку. Потом отполировали на гладки плитах. Шарики получаются идеально ровные, все одного размера, и полированные. Часть металла уходит в мелкие опилки, приходиться работать в поддоне и смахивать кисточкой.
Очень хорошее приспособление и главное его нетрудно сделать самому.
Источник: www.jportal.ru