Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Сергей Есенин — Гой ты, Русь, моя родная
Стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!» относится к лирике ранних лет. В жизни молодого поэта, как и в судьбах многих творческих людей, были обстоятельства, когда хотелось укрыться от обид, обратиться к тем местам, где прошли лучшие годы, детство. Так, будущий поэт свои накопившиеся вопросы оставил на втором плане, обратившись к вечной теме любви. Однако в его сочинении выражена открытая, несравнимая любовь к родному краю. На природном фоне он обращается к вопросам религии, уважения и преданности к родине.
Гой ты, Русь, моя родная… (Читает Степан Корольков)
Главным образом для выражения своих чувств С. Есенин выбрал деревню. Именно это место для него являлось спасительным. Здесь он находил счастье и покой. С первых строк читатель понимает, насколько широка русская душа поэта. Упоминая о Боге («в ризах образа»), становится понятно, что он бесконечно предан своей вере, сравнивая себя со служителем церкви.
Чувство нежности ощущается и в замечаниях о великих просторах родной природы («не видать конца и края»), и в тех вещах, которые дороги ему из воспоминаний из детства. Внимательным взглядом он охватывает и поля, и луга, и «низенькие околицы». Не упускает из вида церкви.
Полное выражение своих настоящих эмоций автор сочинения смог выразить именно в лирическом жанре. Так он посеял любовь и нежные чувства в душе читателя. Каждая строка побуждает задуматься о бережном отношении к окружающему миру, который вдохновляет на создание подобных сочинений, учит ценить прошлое.
Не имея полного описания объектов окружающего мира, читатель получает представление благодаря ярким художественно-выразительным средствам. Среди них олицетворения: «синь сосет глаза», сравнение «как захожий богомолец», «как сережки…смех», эпитеты «веселый пляс». Обращение к родной стране с помощью слова «гой» подчеркивает тесную связь с родным краем, родственную связь.
Поэт не случайно вводит восклицательные предложения. Их роль, заключающаяся в акцентировании внимания на главной мысли, полностью оправдывает ожидания автора стихотворения, так как читатель понимает истинные чувства С. Есенина, связанные с любовью к родной земле.
Кроме того, в произведении имеет место палитра цветов, которая подчеркивает истинную панораму, представленную автором стихотворения. Это синий, зеленый цвета, которые простираются на тысячи километров. Яблоки и мед – продукты, аромат которых не только приятен для С. Есенина, но и напрямую связан с детскими годами. Звуки, сохранившиеся как память в сердце поэта, также продолжают звенеть и для нас. Это и смех девушек, и тот момент, когда «гудит пляс».
Сергей Есенин «я скажу не надо рая» В Молчанов.
Таким образом, у читателя возникает ощущение, что влияние всего того, с чем был связан поэт с самого раннего детства, сохранилось в его сердце навсегда. Преданность, вечная благодарность краю выражается в отказе поэта от рая: «Дайте Родину мою». Для писателя нет ничего дороже родных мест, в которых чувствуется поддержка и взаимная верность. Восхищение сельской местностью, умение видеть в простых вещах бесценные моменты, – главное, что оставил после прочтения стиха С. Есенин.
Вариант №2
Есенин С.А. стал одним из самых выдающихся поэтов двадцатого века. Его первое произведение было опубликовано в журнале «Мирок». Дальнейшее творчество Сергея Александровича относится к новокрестьянской поэзии и к имажинизму. Особое внимание он уделял поиску счастья, вопросам любви, красоте природы и величавости Родины.
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» относится к периоду раннего творчества поэта. Молодой Есенин еще не был известен широкому кругу читателей, его тексты отличались просторечием и выражением собственных мыслей. Первое же слово в названии стихотворения относится к древнерусскому обращению и звучит несколько странно.
Заметен контраст просторечного «гой» и величивого «Русь». Сергей Александрович не боится отклоняться от правил литературной речи, внося в произведения интересные сочетания. Так же молодой мужчина затрагивает опасную тему религии, сравнивая себя с «захожим богомольцем» и утверждая, что Родина ему дороже рая. Молодежь в те годы чтила атеизм, считая христианство пережитком прошлого. Несмотря на возникшие споры среди представителей церкви, поэт остался убежденным в тесной связи религии и литературы.
В данном стихотворении С.А. Есенин использует метафоры, эпитеты и сравнения, подчеркивая яркость образов. Наиболее звучными из них стали «синь сосет глаза», «звонно чахнут тополя», «кроткий Спас», «как сережки прозвучит девичий смех». Каждый новый абзац четко описывает определенное действие.
Автору удается с помощью лаконичных слов передать читателю атмосферу Руси глазами простого жителя. Он повествует о широких полях, старинных деревьях и о смеющемся народе. Настроение Есенина хорошо передается сквозь строфы. Сначала поэт мелодично и размеренно рассказывает о родном крае, затем его волнение усиливается все больше, а в последнем абзаце будто слышен крик.
Сергей Александрович подбирает слова со звонкими согласными, чтобы добиться перехода интонации. Он хорошо владел данным приемом и часто применял его в своих произведениях.
С. А. Есенин оставил нам множество красивых стихотворений, которые близки русскому человеку. Его тексты пропитаны любовью к Родине, к природе, к родной женщине. Строки из произведений Сергея Александровича стали понятны народу благодаря открытости и простоте поэта. Он с легкостью говорил о сложных вещах, сумев донести до читателя самое главное.
- Сочинение на тему Кого можно назвать героем XXI века? Итоговое сочинение, ЕГЭ Мы живем в мирное время, но каждый человек хорошо понимает значение слова «герой». О справедливых смельчаках написаны книги и сняты фильмы, но многие из них находятся среди нас.
- Главные герои в расказе Тарас Бульба сочинение Каждый персонаж в повести « Тарас Бульба» описан очень реалистично, в деталях. Отважный и решительный, хотя уже и немолодой, справедливый, всегда с неизменными атрибутами казака – трубкой и табаком. Так описывает Николай Гоголь Тараса Бульбу
- Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,
- Сочинение на тему Здоровый образ жизни 3, 4, 5, 9 класс кратко Полезно делать по утрам утреннюю зарядку, и в течение недели уделять время тренировкам и совершенствованию своего организма. Большую пользу для организма приносит плаванье.
- Сочинения Про войну
- Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение Маленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,
Источник: uchim-klass.ru
Есенин Сергей — Гой ты, Русь, моя родная. .
(«Гой ты, Русь, моя родная»)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.
Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Источник: teatr.audio
Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!» Есенина
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Гой ты, Русь, моя родная!» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»
Сергей Есенин
Гой ты, Русь, моя родная!
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Краткий анализ произведения
В произведении «Гой ты, Русь, моя родная. », считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.
- История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».
- Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
- Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
- Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».
- Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».
Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.
Мне нравится 48
Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»
Сергей Есенин как поэт оставил огромный след в русской литературе. К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.
Главная тема стихотворения
Образ Руси для Есенина – это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, — мир деревенского быта и деревенской природы. В домах «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.
В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании.
Главная тема стихотворения – любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно.
В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.
Стихотворение пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты – в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».
Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе – Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.
В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю – ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.
Структурный анализ стихотворения
Начало стихотворения показательно – оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».
- Яркий поэтический прием, который применяет поэт, — олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс – он гремит, и смех – он звенит, и тополя – они «звонно чахнут».
- Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».
- Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».
- Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных – мужская.
Размер, используемый поэтом, — пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт – он осознает, что главное для человека – это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.
Подробный анализ стихотворения
История создания
История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву.
Напряжённые отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стихотворения.
Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.
Тема
В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.
Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.
Рассматривая пейзажи, герой чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворённость, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьей и четвёртой строфах автор изображает луг, зелёное приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей.
Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это всё наполняет сердце радостью.
В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признаётся Родине в любви, сравнивая её с раем.
Композиция
Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в единый монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стих состоит из пяти катренов.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём нет сюжета, строится оно на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнен пейзажными зарисовками.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.
В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».
Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы.
В последней строфе поэт использует яркую аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рождённое сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.
Мне нравится 17
Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!
Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.
Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.
Есенин любил свою родину такой, какая она есть. Имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.
Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.
Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.
В стихотворении автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.
Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.
Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.
Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками.
Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют.
Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.
И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.
«Не надо рая, дайте родину мою», – этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение, словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.
И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Источник: litfest.ru