Соотнесите литературное течение начала 20 века с «ключевым словом»:
- Символ
- Образ
- Высшая степень чего-либо, цветущая сила
- Будущее
- Акмеизм
- Футуризм
- Имажинизм
- Символизм
Задание 2 Какому литературному течению был близок С.Есенин:
- Символизму
- Акмеизму
- Имажинизму
- Футуризму
Задание 3 Наиболее важную роль в художественном мире С.Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:
- Образ луны и солнца
- Пространственный образ земли
- Образ движущегося времени
- Образ дороги (пути)
Задание 4 Определите художественные средства выразительности, помощью которых С.Есенин создает образ природы: «Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром».
- Эпитеты
- Метафоры
- Сравнение
- Метафорическое сравнение
Задание 5 Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом. Для создания образа:
- «Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари».
- «Синь то дремлет, то вздыхает»
- «Как сережки, зазвенит девичий смех»,
- «…В водах лонных звенящая борозда».
- «…Звонко чахнут тополя».
- Олицетворение
- Звукопись
- Эпитеты
- Метафорические сравнения
- Метафоры
Задание 6 С.Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза – это:
- Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
- Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста.
- Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.
Задание 7 Поэзия С.Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:
- Да
- Нет
Задание 8 Лирический герой – это:
- Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.
- Эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами.
- Главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)
Задание 9 Лирическое «Я» — это сам поэт:
- Да
- Нет
Задание 10 Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:
- Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.
- Тему Родины
- Тему природы
- Тему материнства
Задание 11 Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является
- Сам поэт
- Образ поэта
Задание 12 Определите размер стихосложения приведенного отрывка: «Нищету твою видеть больно И березам и тополям»
- Дактиль
- Анапест
- Амфибрахий
Ответы:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1-симолизм 2-имажинизм 3-акмеизм 4-футуризм | 3 | 4 | 4 | 1-олицетворение 2-метафора 3-сравнение 4-эпитеты 5-звукопись | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Как я делала серьги-грозди (в первый раз).
Серьги «Грозди винограда» своими руками мастер класс
Источник: globuss24.ru
Олимпиадные задания по литературе для студентов 2 курса
Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса
I. Олимпиадные задания на знание теории литературы
1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:
Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой
В голубой вышине
Ярко видится мне.
2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?
3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».
Ответ: Прототип — (от греч. prototypon — прообраз) — реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А.
Некрасова), в других — отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).
4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?
Ответ: Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.
5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.
Ответ: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?
Ответ: Гроза — символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.
7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Ответ: День хрустальный — значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.
Бодрый серп —
олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.
Паутины тонкий волос —
скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора — одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.
Праздная борозда — полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).
Льется чистая и теплая лазурь — замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой — холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.
9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа:
1) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
2) Синь то дремлет, то вздыхает.
3) Как сережки зазвенит девичий смех.
4) В водах ложных звенящая борозда.
Ответ: 1) Олицетворение. 2) Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет.
10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.
— один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий»
— М.Ю. Лермонтова
— вместо лодки
— парус);
единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил»
— «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит».
— А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу»
— А.С. Пушкин, «Медный всадник»);
целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат»
— С. Орлов).
Ответ:
Синекдоха.
11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.
Ответ: «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.
II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.
1. Анализ эпизода.
Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.
Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:
— Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?
Она кивнула в знак согласия головой.
— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи.
Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!
Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это?
Угадал?
В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек. ей стало так больно, так жаль его.
— Ты его не оставишь, не бросишь? — говорила она.
— Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет.
Она поцеловала мужа.
— В Петербург ты возьмешь меня к нему?
Он нерешительно молчал.
2. Анализ стихотворения.
Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное. ». Дайте свое толкование произведения.
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясъ,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
Источник: eruditu.ru
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» 11 класс
Анализ стихотв орения Осипа Мандельштама «Л енинград» в 11 классе.
Цели заня тия:
1.Повторить виды изобразительно – выразительных средс тв в поэтичес ком произведени и.
2. Продолжить с овершенствован ие навыков анали за поэтическ ого произвед ения.
3.Продолжить знак омство с разны ми видами анал иза текста.
1 Сообщение темы и целей урока.
а) Игра «Вопрос – ответ»( Пр оверяется знани е литературны х терминов)
Первый вопрос задает учитель одному из учеников. Учен ик дает отве т с примером и за тем задает
вопрос другом у учащемуся и т. д.
б) Задание « Опред ели художест венно — изобразительные средс тва.
-« Синь то дремл ет, то вздыхает …» (С.Есенин)
-« Я никогда не зна л, что столь ко тысяч тонн в моей позорно легк омысленной головёнке»
(В.Маяковский)
-« Дремлет чуткий камыш… » (И.Ник итин)
« Как серёжки, зазвенит девичий смех.. » (С.Есени н)
«- Её уста, как ро за, рдеют » . (А.Пушк ин).
— « Со снопом вол ос твоих овс яных отоснилась ты мне навсегда». (С.Ес енин ).
3. Слово учителя.
Сегодня мы п опробуем стать художниками – читателям и, попытаемс я проанализирова ть
стихотворение О.М андельштама «Л енинград», пон ять не толь ко замысел по эта, но и то,чт о
написано «межд у строк».
4. Повторение вид ов анализа текста.
Работа с таблице й.
1. Лингвистичес кий анализ.
Фонетические средства (аллит ерация, ассонанс и т.д. )
Лексические средс тва.( синон имы, антонимы и т.д.).
Морфологическ ие средства (части реч и). Синтакс ические
средства ( инверси я, риторическ ие вопросы и т.д.)
2. Литературоведче ский
Тема, идея, сюже т жанр, композ иция ритмика, художественн о —
выразительные средства.
3. Комплексный ана лиз.
Соединение лингв истического и литературоведч еского
4.Контекстны й анализ.
События и идеи того времени, когда на писано произведен ие.
Явления куль туры этой эпохи. Связь с жизнью и судьбой
автора. Религи озно — философские взгл яды автора.
5. Анализ ст ихотворения О.Манд ельштама «Ленин град».
а). Чтение стих отворения подг отовленным учени ком.
б).Лингвопоэтиче ский анализ.
Пам ятка (у кажд ого ученика).
1.Внимательн о читай и перечитыва й текст. Довер яй своим чувств ам!
2.Определи ключевы е слова.
3. Перечитай тек ст. Объясни взаимос вязь этих сл ов. Сформулиру й и запиши с вои впечатления.
В результате к оллективной рабо ты появилась табличка :
Возвращение в люб имый город, где все знак омо до слез.
Не хочу умирать.
Тоскливое ож идание смерти.Трев ога
Зловещие предчув ствия, ощущение трев оги и страха.
Томительное ожидан ие беды.
Вывод ( с по дключением конте кста ). Это пронзительно е стихотворен ие связан о с полне
конкретными с обытиями из жизн и О.Мандель штама – с его возвращени ем в Ленингград 1 930года
после путеше ствия на Кавказ. В то время поэ ту не были и 40ле т, но в силу бо лезни и связанны х с
судьбой страны пре вратностей биографии он уж е выглядел ст ариком. В этом стихотворении
видится отчаянна я попытка пр отивостоять с трашным жизненным реалиям, которые уже начал и
стискивать Ленинград железны м кольцом дух овного удушья, ко льцом униж ений и репрессий.
Чтобы лучше пон ять горечь , боль и страх, кот орые испытывал п оэт, обратим ся к событиям т ого
страшного времен и и к фактам би ографии О.Манд ельштама.
Контекстный анализ .
а) Социокультуроведч еский .
Подготовленны й ученик рассказыва ет о событиях 1930 года .
б). Историко — би ографический. Выступление уч еника.
Литера туроведческий анализ .
Стихотворение анали зирует учи тель. Учащиеся сле дят по тексту, д елают кратки е записи.
Контек стный анализ .
а) Историко — культ урный. Ученик рас сказывает об а рхитектуре Пе тербурга, обр ащая внимание на
черты классицизма.
б).Учащиеся читаю т наизусть с тихи О.Мандель штама «Мы живем, под собой не чуя страны…»,
«Сумерки свободы» .
6. Итог урока
Слово учител я: Стихотворения О.Мандельш тама – особый м ир, мир чувств, где сосущес твуют
самые разные и порой несовме стимые образы. П оэзия Мандельш тама то вр ывается в жизнь , то
льется тихой пе сней.
Тяжелая жизнь г онимого поэта С оветской Росси и не сломила п оэта , не иска зила легкий, красивый
слог его стиха, иск ореженна я душа не пролилась обидой в поэзи и на мир, на Всел енную. Он не
премлил конкретных людей — вождей, н о мир от это го не потерял для н его красок, чист оты и веры в
прекрасное.
• 7. Домашнее за дание . 1группа. П одготовить лингв истический анал из стихотворени я
О.Мандельштама.
• 2 группа. Выучи ть наизусть сти хотворение
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Литература — еще материалы к урокам:
- Итоговый тест по литературе за курс 10 класс
- Презентация по литературе «Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба» 11 класс
- Тест по 1 части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (с ответами)
- Презентация «Островский Александр Николаевич Жизнь и творчество писателя»
- Тест по жизни и творчеству Игоря Северянина 11 класс
- Презентация «И.А. Крылов. Басни дедушки Крылова»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 26-01-2020, 13:42 Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама в 11 классе
- 8-08-2019, 12:48 Презентация «Ленинград, Ленинград я еще не хочу умирать…» 7 класс
- 11-04-2019, 10:53 Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»
- 12-03-2019, 15:20 Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»
- 22-04-2017, 18:53 Анализ стихотворения И.А. Бунина «Собака»
- 13-06-2016, 11:26 Презентация «Анализ лирического стихотворения»
- 21-02-2016, 10:21 Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- 17-07-2015, 13:32 Презентация «Анализ стихотворения «Три ровесницы»»
Источник: uchitelya.com