Как сережки зазвенит девичий

Соотнесите литературное течение начала 20 века с «ключевым словом»:

  1. Символ
  2. Образ
  3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила
  4. Будущее
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • Имажинизм
  • Символизм

Задание 2 Какому литературному течению был близок С.Есенин:

  1. Символизму
  2. Акмеизму
  3. Имажинизму
  4. Футуризму

Задание 3 Наиболее важную роль в художественном мире С.Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

  1. Образ луны и солнца
  2. Пространственный образ земли
  3. Образ движущегося времени
  4. Образ дороги (пути)

Задание 4 Определите художественные средства выразительности, помощью которых С.Есенин создает образ природы: «Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром».

  1. Эпитеты
  2. Метафоры
  3. Сравнение
  4. Метафорическое сравнение

Задание 5 Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом. Для создания образа:

  1. «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

  1. «Синь то дремлет, то вздыхает»
  2. «Как сережки, зазвенит девичий смех»,
  3. «…В водах лонных звенящая борозда».
  4. «…Звонко чахнут тополя».
  • Олицетворение
  • Звукопись
  • Эпитеты
  • Метафорические сравнения
  • Метафоры

Задание 6 С.Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза – это:

  1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
  2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста.
  3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7 Поэзия С.Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

  1. Да
  2. Нет

Задание 8 Лирический герой – это:

  1. Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.
  2. Эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами.
  3. Главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)

Задание 9 Лирическое «Я» — это сам поэт:

  1. Да
  2. Нет

Задание 10 Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

  1. Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.
  2. Тему Родины
  3. Тему природы
  4. Тему материнства

Задание 11 Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является

  1. Сам поэт
  2. Образ поэта

Задание 12 Определите размер стихосложения приведенного отрывка: «Нищету твою видеть больно И березам и тополям»

  1. Дактиль
  2. Анапест
  3. Амфибрахий

Ответы:

1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-симолизм 2-имажинизм 3-акмеизм 4-футуризм 3 4 4 1-олицетворение 2-метафора 3-сравнение 4-эпитеты 5-звукопись 2 2 1 1 1 1 2

Как я делала серьги-грозди (в первый раз).

Серьги «Грозди винограда» своими руками мастер класс

Читайте также:
Как почистить дырку от сережки

Источник: globuss24.ru

Олимпиадные задания по литературе для студентов 2 курса

Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса

I. Олимпиадные задания на знание теории литературы

1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой
В голубой вышине
Ярко видится мне.

2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».

Ответ: Прототип — (от греч. prototypon — прообраз) — реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А.

Некрасова), в других — отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).

4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?

Ответ: Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.

5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.

Ответ: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?

Ответ: Гроза — символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.

7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Ответ: День хрустальный — значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.

Бодрый серп —
олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.

Паутины тонкий волос —
скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора — одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.

Читайте также:
Как сделать из серебра кольцо и серьги

Праздная борозда — полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).

Льется чистая и теплая лазурь — замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой — холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.

9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа:
1) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
2) Синь то дремлет, то вздыхает.
3) Как сережки зазвенит девичий смех.
4) В водах ложных звенящая борозда.

Ответ: 1) Олицетворение. 2) Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет.

10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.

— один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий»
— М.Ю. Лермонтова
— вместо лодки
— парус);
единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил»
— «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит».
— А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу»
— А.С. Пушкин, «Медный всадник»);
целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат»
— С. Орлов).
Ответ:
Синекдоха.

11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.

Ответ: «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.

II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.

1. Анализ эпизода.

Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.

Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:
— Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?
Она кивнула в знак согласия головой.
— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи.

Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!

Читайте также:
Самые популярные серьги ван клиф

Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это?

Угадал?
В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек. ей стало так больно, так жаль его.
— Ты его не оставишь, не бросишь? — говорила она.
— Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет.
Она поцеловала мужа.
— В Петербург ты возьмешь меня к нему?
Он нерешительно молчал.

2. Анализ стихотворения.

Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное. ». Дайте свое толкование произведения.

Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясъ,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Источник: eruditu.ru

Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» 11 класс

Анализ стихотв орения Осипа Мандельштама «Л енинград» в 11 классе.

Цели заня тия:

1.Повторить виды изобразительно – выразительных средс тв в поэтичес ком произведени и.

2. Продолжить с овершенствован ие навыков анали за поэтическ ого произвед ения.

3.Продолжить знак омство с разны ми видами анал иза текста.

1 Сообщение темы и целей урока.

а) Игра «Вопрос – ответ»( Пр оверяется знани е литературны х терминов)

Первый вопрос задает учитель одному из учеников. Учен ик дает отве т с примером и за тем задает

Читайте также:
Для чего серьги рессоры

вопрос другом у учащемуся и т. д.

б) Задание « Опред ели художест венно — изобразительные средс тва.

-« Синь то дремл ет, то вздыхает …» (С.Есенин)

-« Я никогда не зна л, что столь ко тысяч тонн в моей позорно легк омысленной головёнке»

(В.Маяковский)

-« Дремлет чуткий камыш… » (И.Ник итин)

« Как серёжки, зазвенит девичий смех.. » (С.Есени н)

«- Её уста, как ро за, рдеют » . (А.Пушк ин).

— « Со снопом вол ос твоих овс яных отоснилась ты мне навсегда». (С.Ес енин ).

3. Слово учителя.

Сегодня мы п опробуем стать художниками – читателям и, попытаемс я проанализирова ть

стихотворение О.М андельштама «Л енинград», пон ять не толь ко замысел по эта, но и то,чт о

написано «межд у строк».

4. Повторение вид ов анализа текста.

Работа с таблице й.

1. Лингвистичес кий анализ.

Фонетические средства (аллит ерация, ассонанс и т.д. )

Лексические средс тва.( синон имы, антонимы и т.д.).

Морфологическ ие средства (части реч и). Синтакс ические

средства ( инверси я, риторическ ие вопросы и т.д.)

2. Литературоведче ский

Тема, идея, сюже т жанр, композ иция ритмика, художественн о —

выразительные средства.

3. Комплексный ана лиз.

Соединение лингв истического и литературоведч еского

4.Контекстны й анализ.

События и идеи того времени, когда на писано произведен ие.

Явления куль туры этой эпохи. Связь с жизнью и судьбой

автора. Религи озно — философские взгл яды автора.

5. Анализ ст ихотворения О.Манд ельштама «Ленин град».

а). Чтение стих отворения подг отовленным учени ком.

б).Лингвопоэтиче ский анализ.

Пам ятка (у кажд ого ученика).

1.Внимательн о читай и перечитыва й текст. Довер яй своим чувств ам!

2.Определи ключевы е слова.

3. Перечитай тек ст. Объясни взаимос вязь этих сл ов. Сформулиру й и запиши с вои впечатления.

В результате к оллективной рабо ты появилась табличка :

Возвращение в люб имый город, где все знак омо до слез.

Не хочу умирать.

Тоскливое ож идание смерти.Трев ога

Зловещие предчув ствия, ощущение трев оги и страха.

Томительное ожидан ие беды.

Вывод ( с по дключением конте кста ). Это пронзительно е стихотворен ие связан о с полне

конкретными с обытиями из жизн и О.Мандель штама – с его возвращени ем в Ленингград 1 930года

после путеше ствия на Кавказ. В то время поэ ту не были и 40ле т, но в силу бо лезни и связанны х с

судьбой страны пре вратностей биографии он уж е выглядел ст ариком. В этом стихотворении

видится отчаянна я попытка пр отивостоять с трашным жизненным реалиям, которые уже начал и

Читайте также:
Название сережек из клинок рассекающий демонов

стискивать Ленинград железны м кольцом дух овного удушья, ко льцом униж ений и репрессий.

Чтобы лучше пон ять горечь , боль и страх, кот орые испытывал п оэт, обратим ся к событиям т ого

страшного времен и и к фактам би ографии О.Манд ельштама.

Контекстный анализ .

а) Социокультуроведч еский .

Подготовленны й ученик рассказыва ет о событиях 1930 года .

б). Историко — би ографический. Выступление уч еника.

Литера туроведческий анализ .

Стихотворение анали зирует учи тель. Учащиеся сле дят по тексту, д елают кратки е записи.

Контек стный анализ .

а) Историко — культ урный. Ученик рас сказывает об а рхитектуре Пе тербурга, обр ащая внимание на

черты классицизма.

б).Учащиеся читаю т наизусть с тихи О.Мандель штама «Мы живем, под собой не чуя страны…»,

«Сумерки свободы» .

6. Итог урока

Слово учител я: Стихотворения О.Мандельш тама – особый м ир, мир чувств, где сосущес твуют

самые разные и порой несовме стимые образы. П оэзия Мандельш тама то вр ывается в жизнь , то

льется тихой пе сней.

Тяжелая жизнь г онимого поэта С оветской Росси и не сломила п оэта , не иска зила легкий, красивый

слог его стиха, иск ореженна я душа не пролилась обидой в поэзи и на мир, на Всел енную. Он не

премлил конкретных людей — вождей, н о мир от это го не потерял для н его красок, чист оты и веры в

прекрасное.

• 7. Домашнее за дание . 1группа. П одготовить лингв истический анал из стихотворени я

О.Мандельштама.

• 2 группа. Выучи ть наизусть сти хотворение

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Литература — еще материалы к урокам:

  • Итоговый тест по литературе за курс 10 класс
  • Презентация по литературе «Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба» 11 класс
  • Тест по 1 части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (с ответами)
  • Презентация «Островский Александр Николаевич Жизнь и творчество писателя»
  • Тест по жизни и творчеству Игоря Северянина 11 класс
  • Презентация «И.А. Крылов. Басни дедушки Крылова»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 26-01-2020, 13:42 Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама в 11 классе
  • 8-08-2019, 12:48 Презентация «Ленинград, Ленинград я еще не хочу умирать…» 7 класс
  • 11-04-2019, 10:53 Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»
  • 12-03-2019, 15:20 Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»
  • 22-04-2017, 18:53 Анализ стихотворения И.А. Бунина «Собака»
  • 13-06-2016, 11:26 Презентация «Анализ лирического стихотворения»
  • 21-02-2016, 10:21 Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • 17-07-2015, 13:32 Презентация «Анализ стихотворения «Три ровесницы»»

Источник: uchitelya.com

Рейтинг
Загрузка ...