Презентация 11 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к мастер — классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Презентация к мастер — классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Казянина Елена Анатольевна МОУ Красноватрасская СОШ
2 Какие средства художественной выразительности вам известны? Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.
3 Эпитет слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое- либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
«Весёлое сновидение, или Смех и слёзы». Детский (1976) реж. Игорь Усов
4 Сравнение сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
5 Метафора слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
6 Метонимия слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
7 Синекдоха разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны»).
8 Литота преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Гипербола преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
9 Ирония употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? -обращение к Ослу)
10 Аллегория иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса хитрость, Змея — коварство).
11 Олицетворение перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль»).
12 Перифраза оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты, (царь зверей лев). Инверсия необычный порядок слов.
13 Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. М. Лермонтов
14 «Настанет день — исчезну я…» Настанет день – исчезну я А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в щелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. И.Бунин
Жириновский и в бронзу отлиты наши дела #shorts #жириновский #юмор #ургант #смех
15 «Синь то дремлет, то вздыхает. » (С.Есенин).
16 «Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке» (В.Маяковский).
17 » Дремлет чуткий камыш. » (И.Никитин).
18 «. Как серёжки, зазвенит девичий смех» (С.Есенин).
19 » Её уста, как роза, рдеют» (А.Пушкин).
20 » Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда» (С.Есенин).
Источник: www.myshared.ru
Презентация на тему Выразительные средства языка
Какие средства художественной выразительности вам известны? Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора,
- Главная
- Литература
- Выразительные средства языка
Слайды презентации
Слайд 1 Презентация к мастер — классу «Выразительные средства языка»
урок литературы в 11 классе
Урок подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Казянина Елена Анатольевна
МОУ Красноватрасская СОШ
03.03.10
Слайд 2 Какие средства художественной выразительности вам известны?
выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.
Слайд 3 Эпитет — слово, определяющее
предмет или действие и
подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
(А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Слайд 4 Сравнение — сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно
из них с помощью другого.
(Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Слайд 5 Метафора — слово или выражение, которое употребляется в переносном значении
на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Слайд 6 Метонимия — слово или выражение, которое употребляется в переносном значении
на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого.
Три тарелки супа съел).
Слайд 7 Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного
явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны»).
Слайд 8
Литота — преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Гипербола —
преувеличение.
(В сто сорок солнц закат пылал).
Слайд 9 Ирония — употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному,
с целью насмешки.
(Откуда, умная, бредёшь ты, голова? -обращение к Ослу)
Слайд 10 Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного
образа.
(Лиса — хитрость, Змея -коварство).
Слайд 11 Олицетворение — перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная
Слайд 12 Перифраза — оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления
описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты, (царь зверей — лев).
Инверсия — необычный порядок слов.
Слайд 13 Утёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По
лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
М. Лермонтов
Слайд 14 «Настанет день — исчезну я…»
Настанет день – исчезну я
А в
этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в щелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
И.Бунин
Слайд 15 «Синь то дремлет, то вздыхает. »
(С.Есенин).
Слайд 16 «Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей
позорно легкомысленной головёнке» (В.Маяковский).
Слайд 17 «Дремлет чуткий камыш. » (И.Никитин).
Слайд 18 «. Как серёжки, зазвенит девичий смех»
(С.Есенин).
Слайд 19 «Её уста, как роза, рдеют»
(А.Пушкин).
Слайд 20 «Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда»
(С.Есенин).
Источник: findtheslide.com
С. А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…»: анализ стихотворения
Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».
Система образов
Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.
Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».
Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».
Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).
Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».
Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».
В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.
История создания
История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.
Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная. «
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная. » было написано в 1914 году. Оно посвящено теме любви к родине. Лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем. Он поклоняется родной земле, свято чтит ее. Не случайно в первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы — «хаты — в ризах образа».
Метафора «хаты — образа» соседствует с цветовым образом — слепящий, разъедающий глаза синий («Только синь сосет глаза»). Синий — это небесный, горний, возвышенный. Кроме того, здесь автор использует звукопись, аллитерацию на свистящие, благодаря чему рождается ощущение пронзительной сини просторов.
Художественное пространство стихотворения наполнено звуками девичьего смеха, плясок на лугу. Переданы запахи праздника. Запах яблок и меда связаны со Спасом. Библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы.
В последней строфе стихотворения особенно ярко и образно передана любовь лирического героя к родной земле: он не готов променять Русь даже на рай.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Тема
В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.
Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.
Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда.
Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.
В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин) | Литерагуру
Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.
Основные образы
Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).
Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.
Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю.
Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.
Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…».
Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность).
На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни).
В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.
По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).
Средства выразительности
В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.
В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».
Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.
Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность).
На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.
По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).
Литературные средства выразительности
Следующий пункт анализа стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» — это определение, какими тропами и стилистическими средствами пользовался поэт. Олицетворения позволяют поэту «оживить» образ Руси, а эпитеты помогают передать благостное душевное состояние лирического героя. Умиротворенное состояние и у героя, и у крестьян достигается благодаря единению с природой.
А метафора придает еще большую значимость образу Руси в стихотворении. У поэта синий цвет ассоциируется не только с бескрайностью голубого неба и водной гладью, но и с Родиной. Метафоричен и золотой цвет, который выражен не так ярко в строках, но он проявляется в деталях. Это мед, соломенные крыши домов, пожелтевшая листва, поля. Такое цветовое оформление делает образ Руси еще более возвышенным и значимым.
А глаголы, которые употребляются в будущем времени, указывают на желание героя отправиться в путешествие по своей стране, по ее бескрайним просторам, чтобы увидеть все самое прекрасное.
Источник: vshkole30.ru