Как скупой рыцарь свое золото

В своей пьесе “Скупой рыцарь” Александр Сергеевич Пушкин обращается к теме скупости и скопидомства, рассуждая о том, как страшно меняют человека богатство и золото (читайте по теме: Краткая биография Пушкина: самое главное).

Некогда добрый и благородный воин барон, поддавшись жажде наживы превращается в чахнущего над своими сокровищами кощея, жадного и равнодушного к чужим слезам и к чужой боли. Ничто не трогает его сердца, ни слезы убитой горем вдовы, ни нищета собственного сына, который не имеет денег ни на красивое платье, ни на нового коня, взамен пострадавшего на турнире.

Барон проводит время в своем подвале, пересыпая золото в сундуки и испытывая страстный трепет и жар от вида своих сокровищ, в которых, по его мнению, и скрывается настоящая власть.

Герцог, войдя в положение Альбера, мечтает примирить сына и отца, но становится свидетелем ужасной сцены, когда отец бросает вызов сыну, а тот с горькой усмешкой поднимает первый и последний дар своего отца — перчатку. Герцог возмущен и гонит сына, отбирая у него перчатку, но отец-барон умирает, думая о своем злате.

Скупой рыцарь. Краткое содержание

И герцог проклинает времена, в которые ему довелось надеть корону.

Главные герои пьесы:

  1. Альбер. Сын барона. Бедный, честный, благородный.
  2. Барон. Скряга и жадина. Равнодушный и жестокий человек, подозрительный и мнительный.
  3. Герцог. Честный правитель.
  4. Соломон. Ростовщик. Отъявленный негодяй.

Читайте по теме:

Главная мысль пьесы:

Даже самого лучшего человека золото может только испортить, потому что там где в игру вступают деньги, не остается ничего человеческого.

Следующая цитата

Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в так называемую «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом. Одна из «маленьких трагедий» Пушкина впервые была опубликована в 1936 году в «Современнике» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Главные герои

  • Барон – зрелый мужчина старой закалки, в прошлом доблестный рыцарь. Смысл всей жизни видит в накоплении богатства.
  • Альбер – двадцатилетний юноша, рыцарь, вынужденный терпеть крайнюю нужду из-за излишней скупости своего отца барона.

Другие персонажи

  • Жид Соломон – ростовщик, который регулярно одалживает деньги Альберу.
  • Иван – молодой слуга рыцаря Альбера, который служит ему верой и правдой.
  • Герцог – главный представитель власти, в подчинении которого находятся не только простые жители, но и вся местная знать. Выступает в качестве судьи во время противостояния Альбера и барона.

Сцена I

Пострадал и конь Эмир, который после жестокого сражения начал хромать. Кроме того, молодой дворянин нуждается в новом платье. Во время званого ужина он был вынужден сидеть в латах и оправдываться перед дамами тем, что «на турнир попал случайно» .

Скупой рыцарь. Краткое содержание

Альбер признается верному Ивану, что его блистательная победа над графом Делоржем вызвана не отвагой, а скупостью его отца. Молодой человек вынужден обходиться теми крохами, что выделяет ему отец. Ему не остается ничего другого, как тяжко вздыхать: «О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!»

Чтобы купить нового коня, Альбер вынужден в который раз обратиться к ростовщику Соломону. Однако тот отказывается давать деньги без заклада. Соломон мягко наводит юношу на мысль о том, «что уж барону время умереть» , и предлагает услуги аптекаря, делающего эффективный и быстродействующий яд.

В ярости Альбер прогоняет жида, посмевшего предложить ему отравить собственного отца. Однако и влачить жалкое существование он уже не в силах. Молодой рыцарь решает обратиться за помощью к герцогу, чтобы он повлиял на скупого отца, и тот перестал держать собственного сына, «как мышь, рожденную в подполье» .

Сцена III

Альбер жалуется герцогу, что ему приходится испытывать «стыд горькой бедности» , и просит образумить излишне жадного отца. Герцог соглашается помочь молодому рыцарю – ему памятны хорошие отношения родного деда со скрягой бароном. В те времена он еще был честным, отважным рыцарем без страха и упрека.

Тем временем герцог замечает в окне барона, который направляется в его замок. Он приказывает Альберу спрятаться в соседней комнате и принимает в своих покоях его отца. После обмена взаимными любезностями герцог предлагает барону прислать к нему сына – он готов предложить молодому рыцарю достойное жалованье и службу при дворе.

Читайте также:
Если снятся кусочки золота

На что старый барон отвечает, что это невозможно, поскольку сын хотел убить его и обокрасть. Не выдержав столь наглой клеветы, Альбер выскакивает из комнаты и обвиняет отца во лжи. Отец бросает сыну перчатку, а тот поднимает ее, тем самым давая понять, что принимает вызов.

Ошеломленный увиденным, герцог разнимает отца и сына и в гневе выгоняет их прочь из дворца. Подобная сцена становится причиной смерти старого барона, который в последние мгновения жизни думает лишь о своем богатстве. Герцог в смятении: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Заключение

В произведении «Скупой рыцарь» под пристальным вниманием Александра Сергеевича оказывается такой порок, как жадность. Под ее влиянием происходят необратимые изменения личности: некогда бесстрашный и благородный рыцарь становится рабом золотых монет, он полностью утрачивает свое достоинство и даже готов навредить единственному сыну, лишь бы тот не завладел его богатством.

После прочтения пересказа «Скупого рыцаря» рекомендуем ознакомиться с полной версией пьесы Пушкина.

Следующая цитата

Барон. Чрезвычайно скупой старик, который чахнет над своим богатством. Он нечестно обогатился, обирая простых людей.

Альбер. Это сын скупого барона. Молодой человек материально зависим от отца. Альбер достойный рыцарь, наделенный храбростью и благородством.

Соломон. Ростовщик-еврей, который советует Альберу отравить отца ради получения наследства.

Герцог. Альбер жалуется ему на скупость отца. Барон жалуется герцогу на подлость сына.

Следующая цитата

«Скупой рыцарь» — «маленькая трагедия» Александра Пушкина, написанная в Болдинскую осень 1830 года. Напечатана с мистифицирующим подзаголовком: «Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous Knigth».

Сцена II

Барон спускается в подвал, чтобы в неполный еще шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать» . Он сравнивает свои накопления с холмом, который вырос благодаря небольшим горсткам земли, принесенными воинами по приказу царя. С высоты этого холма повелитель мог любоваться своими владениями.

Так и барон, глядя на свои богатства, ощущает свое могущество и превосходство. Он понимает, что, при желании, может позволить себе все что угодно, любую радость, любую подлость. Ощущение собственной силы успокаивает мужчину, и ему вполне «довольно сего сознанья» .

Деньги, что приносит барон в подвал, имеют дурную репутацию. Глядя на них, герой вспоминает, что «дублон старинный» получен им от безутешной вдовы с тремя детьми, прорыдавшей под дождем полдня. Она вынуждена была отдать последнюю монету в счет оплаты долга погибшего мужа, однако слезы бедной женщины не разжалобили бесчувственного барона.

О происхождении другой монеты скупец не сомневается – конечно же, она украдена плутом и проходимцем Тибо, однако это никоим образом не волнует барона. Главное, что шестой сундук с золотом медленно, но верно пополняется.

Каждый раз, открывая сундук, старый скряга впадает «в жар и трепет» . Однако он не боится нападения злодея, нет, его терзает странное чувство, сродни тому наслаждению, что испытывает отпетый убийца, вонзающий нож в грудь своей жертвы. Барону «приятно и страшно вместе» , и в этом он ощущает истинное блаженство.

Любуясь своим богатством, старик по-настоящему счастлив, и лишь одна мысль гложет его. Барон понимает, что его последний час близок, и после кончины все эти сокровища, нажитые путем многолетних лишений, окажутся в руках сына. Золотые монеты рекой потекут в «атласные диравые карманы» , и беспечный юноша вмиг пустит по свету отцовское богатство, промотает его в компании юных прелестниц и веселых приятелей.

Барон мечтает о том, чтобы и после смерти в виде духа охранять свои сундуки с золотом «сторожевою тенью» . Возможная разлука с нажитым добром мертвым грузом ложится на душу старика, для которого единственная отрада жизни заключается в приумножении своих богатств.

Альбер
Ты требуешь заклада? что за вздор!
Что дам тебе в заклад? свиную кожу?
Когда б я мог что заложить, давно
Уж продал бы. Иль рыцарского слова
Тебе, собака, мало?

Жид
Ваше слово,
Пока вы живы, много, много значит.
Все сундуки фламандских богачей
Как талисман оно вам отопрёт.
Но если вы его передадите
Мне, бедному еврею, а меж тем
Умрёте (боже сохрани), тогда
В моих руках оно подобно будет
Ключу от брошенной шкатулки в море.

Жид
Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.

Читайте также:
Настройка на золото гаррет 350

Барон
Ты здесь! ты, ты мне смел.
Ты мог отцу такое слово молвить.
Я лгу! и перед нашим государем.
Мне, мне… иль уж не рыцарь я?

Альбер
Вы лжец.

Барон
И гром ещё не грянул, боже правый!
Так подыми ж, и меч нас рассуди!
(Бросает перчатку, сын поспешно её подымает.)

Герцог
Так и впился в неё когтями! — изверг!
Подите: на глаза мои не смейте
Являться до тех пор, пока я сам
Не призову вас.
(Альбер выходит.)
Вы, старик несчастный,
Не стыдно ль вам…

Барон
Простите, государь…
Стоять я не могу… мои колени
Слабеют… душно. душно. Где ключи?
Ключи, ключи мои.

Герцог
Он умер. Боже!
Ужасный век, ужасные сердца! — конец

Страсть скупости — идея не новая, но гений умеет и старое сделать новым. Идеал скупца один, но типы его бесконечно различны. Плюшкин Гоголя гадок, отвратителен — это лицо комическое. Барон Пушкина ужасен — это лицо трагическое. Оба они страшно истинны.

Это не то, что скупой Мольера — риторическое олицетворение скупости, карикатура, памфлет. Нет, это лица страшно истинные, заставляющие содрогаться за человеческую природу.
По выдержанности характеров, по мастерскому расположению, по страшной силе пафоса, по удивительным стихам, по полноте и оконченности, — словом, по всему эта драма — огромное, великое произведение, вполне достойное гения самого Шекспира.

Несколько стихов в монологе Скупца носят слишком резкий отпечаток не русского происхождения — от них веет переводом; а именно: «…совесть, // Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть» — и т. д. до «смущаются и мёртвых высылают». Чистая английская, шекспировская манера!

В страстях самых низких Пушкин, которого в этом отношении можно сравнить только с Шекспиром, находит черты героизма и царственного величия. Человек не хочет быть человеком, всё равно, в какую бы то ни было пропасть, — только бы прочь от самого себя. Скупой рыцарь, дрожащий над сундуком в подвале, озарённый светом сального огарка и страшным отблеском золота, превращается в такого же могучего демона, как царица Клеопатра со своим кровожадным сладострастием…

В «Скупом рыцаре» барон, обращаясь к деньгам, которые он кладёт в сундук, говорит:
Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах.
В двух стихах Пушкин сумел исключительно точно изложить целостную философскую концепцию — концепцию эпикурейства. Существование богов не отрицается. Однако боги не вмешиваются в ход земных дел, управляемых слепой судьбою, а пребывают в глубоком покое, блаженном бездействии. Они спят сном потенциальной мощи и, не участвуя в людской суете, являют людям образец для подражания.
Видимо, в задачу Пушкина входило создание не точно приуроченной исторической зарисовки, а обобщенной картины столкновения рыцарской эпохи и нового времени. При этом оба культурных массива предстают в противоречии между высокой установкой и искажённо-преступной реализацией. Боги Теофиля спят в глубоких небесах, а человек должен, следуя им и Природе, наслаждаться любовью, чувственными удовольствиями и неучастием в человеческих злодействах здесь, на земле. На практике же золотые дублоны, как боги, спят в сундуках, а их владелец отдан на жертву всем разрушительным страстям нового времени.

Барон в пьесе следует принципу накопительства. Жажда денег, жадность для него — не физиологическая страсть, а принцип, от которого он не отступается. Этот принцип ужасен, и следование ему приводит Барона к чудовищным поступкам. И всё же неуклонность в служении своему принципу придаёт ему черты дьявольского величия. Эпитет «жалкий», который так охотно расточают в адрес Барона исследователи, менее всего к нему подходит, и каждый читатель это чувствует непосредственно.
Корень преступления не в том, что принцип Барона плох, а принцип Альбера всё же несколько лучше, а в том, что ни отец, ни сын не могут встать каждый выше своего принципа. Они растворены в них и утратили свободу этического выбора. А без этого нет нравственности. Отсутствие свободы безнравственно и закономерно рождает преступление.

  • Как грибы с горохом воевали цитаты
  • Искусство принадлежит народу полная цитата
  • Джек лондон цитаты афоризмы
  • Цитаты про братские могилы
  • Жан мелье завещание цитаты

Источник: sbornik-fraz.ru

Губительная сила денег в трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»

В трагедии «Скупой рыцарь» А.С. Пушкин продемонстрировал губительную силу денег. Автор показывает, что они воздействуют на душу человека и становятся причиной нравственного разложения личности.

Проблема губительной силы денег поднимается с самого начала произведения. У Альбера нет средств, чтобы починить шлем, купить новый костюм, купить нового коня, отдать долги Соломону, выпить на обед вина, дать заклад Соломону, чтобы получить денег в долг. Альбер находится в полной бедности. Он не может быть рыцарем, так как у него не хватает на это денег.

Читайте также:
Самый большой город из золота и алмазов

В данном случае Альбера могут погубить деньги, а точнее – их отсутствие. Он не сможет быть рыцарем и не будет иметь денег даже на существование.

Но большая губительная сила проявляется не в отсутствии денег, а в их огромном количестве. Барон спускается в подвал и, словно Кощей, чахнет над своим золотом. Мысли старого рыцаря заняты только деньгами, ни о чем другом он думать не может. Барон ограничивает самого себя в своих рассуждениях и своем образе жизни.

Герой живет в «нетопленной конуре», ест только сухие корки и пьет одну только воду, при этом имея шесть сундуков с золотом. Барон может умереть от голода или холода, в чем вновь проявляется губительная сила денег.

Барон хранит свои богатства в подвале и проводит над ними своеобразные обряды. Это похоже на то, что старый рыцарь продал душу дьяволу, чтобы получать деньги и радоваться их накоплению.

О губительности говорит и сцена разговора Альбера с жидом Соломоном. Для ростовщика деньги имеют огромное значение, поэтому он не гнушается мыслей об отравлении. Учитывая то, что он спокойно говорит Альберу о том, что его знакомый торгует ядом, то такие советы Соломон мог давать множество раз. Альбер не согласился на предложение жида, но кто знает, сколько людей, оказавшихся под властью денег, согласились с предложением Соломона. И жид не видит ничего страшного, чтобы ускорить приближение смерти, ведь, по мнению Соломону, Альберу сразу станет легче жить.

Барон полностью зациклен на накоплении. Он отказывается от предложения герцога отправить Альбера в его окружение, потому что не хочет делиться своими богатствами. Деньги для барона оказываются важнее собственного сына, которого он готов оклеветать перед представителем власти. Барон готов пойти на преступление, чтобы сохранить свои богатства.

И этот поступок мог действительно погубить Альбера. В связи с клеветой барона Альбер мог быть посажен за покушение на жизнь и похищение богатств отца.

Губительность проявляется в каждом эпизоде трагедии. Услышав ложь отца, Альбер называет барона лжецом, за что получает перчатку как вызов на поединок. Не будь герцога-свидетеля, то из-за власти денег отец и сын вступили бы в смертоносную битву, в которой один из них обязательно бы погиб.

Герцог останавливает Альбера и отца, но это не становится причиной уменьшения губительной силы денег. Поняв, что на его богатства покушаются, барон внезапно умирает. А причиной его гибели является не что иное, как власть денег.

Источник: www.sochinyashka.ru

Кратко «Скупой рыцарь» А. С. Пушкин

Book-Briefly

«Скупой рыцарь» — это пьеса из цикла маленьких трагедий А. С. Пушкина.

В произведении ярко продемонстрировано, как скупость в своем крайнем проявлении может погубить даже самого достойного человека. В прошлом храбрый и честный рыцарь ради богатства становится рабом своих страстей.

Очень краткий пересказ пьесы «Скупой рыцарь»

Молодой сын барона, Альбер, не может смириться со своим бедственным положением. Скоро состоится рыцарский турнир, а у него нет ни атласного платья, ни нового шлема.

Старый шлем пробит рукой графа Делоржа на прошлых соревнованиях. Слуга Иван утешил своего господина, тем, что соперник Делорж сильно пострадал и вряд ли скоро поправится. Но Альбер не думал о его здоровье. Его удручало то, что венецианский нагрудник графа Делоржа остался цел.

Альбер уже не в первый раз обращался к жиду Соломону с просьбой взять в долг. На этот раз ростовщик отказал, несмотря на то, что Альбер может совсем скоро получить хорошее наследство от отца. Соломон не был уверен в том, что Альбер переживет барона и не давал в долг без заклада.

Состоятельный и жадный отец Альбера охраняет свое золото, как цепной пес. Он по крупицам собирал свое состояние, и теперь его подвал наполнен сундуками с золотом. Барон трепещет и восторгается, осматривая свои сокровища, за которыми стоят человеческие слезы, ложь и преступления. Он считает себя господином мира: ему все подвластно, а он служит лишь золоту.

Одно тревожит барона: кто унаследует его состояние? Его расточительный и порочный сын? Он не знает, каких усилий стоило собрать такое богатство и недостоин наследства своего отца.

Нищета заставила Альбера пойти во дворец и обратится за помощью к герцогу. Здесь рыцарь нашел сочувствие и поддержку. Во время беседы герцог и Альбер увидели, как во дворец входит барон. Рыцарь поспешно спрятался в соседней комнате.

Читайте также:
Почему свинец в золото

Герцог радушно встретил барона и спросил, почему его сын никогда не был во дворце? Барон всегда был верным другом деда герцога. Альберу следовало бы оказать честь правителю – участвовать в праздниках и турнирах. Однако барону не нравилось это предложение.

Он не хотел обеспечивать дворцовые развлечения сына, и сказал, что Альбер не достоин внимания герцога. Барону известно, что сын жаждет его смерти и уже пытался обокрасть своего отца.

Герцог ужаснулся словам барона. В это мгновенье из соседней комнаты вышел Альбер и упрекнул отца в клевете. Барон бросил сыну перчатку: только меч рассудит, на чьей стороне истина. Альбер принял вызов, но герцог не позволил свершиться страшной дуэли между отцом и сыном.

Как только Альбер покинул дворец, барон почувствовал приближение смерти. В последнюю минуту жизни он искал у себя ключи от сундуков с золотом, не мог их найти и сокрушался о пропаже.

Главные герои и их характеристика:

  • Альбер – двадцатилетний рыцарь, сын состоятельного, но скупого барона, живущий в нищете.
  • Барон – очень богатый, жадный и властолюбивый старик, отец Альбера. В прошлом в нем живет достоинство рыцаря, он верно служил герцогу, но низменная страсть к деньгам сделала его рабом собственного богатства.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Жид Соломон – хитрый ростовщик, дает взаймы под проценты. Предлагал Альберу отравить отца, чтобы поскорее вступить в наследство.
  • Герцог – государь, мудрый и справедливый. Он хотел помочь Альберу выбраться из нищеты, попросив у его отца достойное жалованье для сына, но стал свидетелем ужасной сцены ссоры отца с сыном и смерти барона.
  • Иван – верный слуга рыцаря Альбера.

Сцена I

Молодой сын барона, Альбер, готовится к предстоящему рыцарскому турниру. Он беден: в прошлый раз за герцогским столом он сидел в латах, когда другие рыцари были одеты в атлас и бархат. Его бедный конь Эмир хромает. Для выступления нужно приобрести другого коня, например, Гнедого, по небольшой цене. Но у рыцаря нет даже маленькой суммы денег.

Альбер просит своего слугу, Ивана, принести старый испорченный шлем. На прошлых соревнованиях, граф Делорж пробил его насквозь. Альберу следовало бы снять шлем со своего противника, но он постыдился дам и герцога.

Чтобы утешить молодого рыцаря, Иван напомнил, что граф Делорж сильно пострадал и до сих пор не поправился после сражения. Удары Альбера вызвали восторг у судей и зрителей. Но Альбер не думал о его здоровье. Его удручало то, что венецианский нагрудник графа Делоржа остался цел.

Геройство Альбера проявилось лишь в ответ на обиду за пробитый шлем.

Когда Альбер нуждался в деньгах, он брал взаймы у жида Соломона. Но в этот раз Соломон отказал дать в долг без заклада. Иван ходил к ростовщику и говорил, что скоро рыцарь унаследует все богатство своего отца, но хитрый жид не уступил.

Соломон сам поднялся в башню к Альберу, чтобы вернуть, хотя бы часть долга. Ростовщик уверял рыцаря, что совсем разорился: никто ему не возвращает деньги. Альбер не церемонился с гостем: он потребовал еще сто червонцев, а старые долги и не думал возвращать.

Хитрый жид больше не верил рыцарскому слову: у Альбера опасная служба, его могут убить на следующем турнире. Но легкомысленный Альбер уверен, что переживет своего отца и завладеет всеми его богатствами. Барон во всем себе отказывает и бережет свое золото в сундуках, как зеницу ока. Были бы эти деньги у сына – он сразу нашел бы им применение.

Соломон искренне пожелал Альберу поскорее получить наследство и намекнул на то, что барон уже стар, не пора ли ему в иной мир? У ростовщика как раз есть средство. Он знает одного бедного аптекаря, который готовит чудные капли. Выпив такое «лекарство», человек умирает быстро и безболезненно.

Услышав страшный совет, как отравить отца, Альбер яростно пообещал повесить жида на воротах. Соломон тут же сказал, что про яд он вспомнил случайно и предложил дать денег, но рыцарь прогнал его.

У Альбера закончились последние средства, не хватало даже на стакан вина. У Иуды-Соломона он больше не хотел брать в долг. Рыцарь решил просить помощи у герцога, который может повлиять на отца.

Читайте также:
Как найти золото на Кавказе

Сцена II

Кратко «Скупой рыцарь» А. С. Пушкин

Отец Альбера, жадный барон, спускается в подвал, в котором хранится его богатство. Он каждый день понемногу пополняет золотом свои сундуки: так растет его состояние. Сегодня у барона счастливый день: он насыплет горсть золота в шестой сундук. Он ощущает себя господином мира. Ему подвластно многое, но сам он не служит никому и ничему, кроме своих сокровищ.

Деньги барона стоили больших человеческих страданий. Одна вдова, мать троих детей, на днях молила, чтобы он простил ей долг, но не дождавшись прощения, принесла дубон, испанскую монету. Так она вернула долг своего покойного мужа и спасла себя от тюремного заключения.

При виде своего богатства барон одновременно трепещет и восторгается. Он знает, что есть такие люди, которые испытывают удовольствие, когда вонзают в тело жертвы нож, он ощущает то же, когда вставляет ключ в сундук с золотом.

Кто унаследует состояние барона? Его расточительный и порочный сын? Он недостоин его сокровищ! Молодой рыцарь спустит все деньги на развлечения, как будто все это досталось даром. Он не узнает цену деньгам, пока сам не начнет их зарабатывать.

Барон охранял бы свои сундуки и после смерти, если только это было бы возможно.

Сцена III

Помощь герцога была для Альбера последней надеждой, и он отправился во дворец. Герцог поверил словам рыцаря, который, действительно, был доведен до крайности и нуждался в деньгах. Государь успокоил Альбера и пообещал поговорить с его отцом с глазу на глаз.

Во время беседы герцог и Альбер увидели, как во дворец входит барон. Рыцарь поспешно спрятался в соседней комнате.

Герцог в этот день ждал барона. Он радушно встретил гостя и спросил, почему барон не любит бывать во дворце? Дед и отец герцога были в хороших отношениях с бароном. Молодой герцог не забыл об этой дружбе и тоже хотел видеть отца Альбера при дворце.

Барон отвечал, что всему виной старость, он не в состоянии участвовать в веселых играх и турнирах, однако, если настанет война, он готов явиться по приказанию и отдать жизнь за государя.

Герцог не сомневался в верности и храбрости барона и продолжил разговор. Он спросил, есть ли у барона дети? Услышав об Альбере, герцог поинтересовался: почему же его нет при дворце?

Разговор о сыне был для барона достаточно неприятным. Отец Альбера уверял, что сын не любит светских компаний, он предпочитает бродить вокруг замка в одиночестве.

Но герцог не понимал причины отказа, он говорил, что Альбер быстро привыкнет к дворцу, полюбит праздники и турниры, если отец не будет против и обеспечит сына так, как этого требует звание рыцаря.

Барон нахмурился, ему было не по душе такое предложение. Отцу было стыдно признаться, что его сын находится во власти низких пороков, он недостоин внимания герцога. К тому же барон знает, что сын только и ждет его смерти и уже пытался ограбить отца.

Альбер, услышав эти слова, ворвался в комнату, где сидели герцог и барон. Молодой рыцарь упрекнул отца в клевете. Барон в порыве гнева бросил перчатку своему сыну: только меч рассудит, на чьей стороне истина. Альбер поднял перчатку, принял вызов.

Но герцог, потрясенный всем происходящим, забрал у рыцаря перчатку и попросил барона вместе с сыном покинуть дворец.

Как только Альбер вышел из комнаты, барон почувствовал приближение смерти: его ноги ослабли, он стал задыхаться. В последнюю минуту жизни он искал у себя ключи от сундуков с золотом, не мог их найти и сокрушался о пропаже.

Герцог с ужасом осознал, что барон умер и воскликнул: «ужасный век, ужасные сердца!»

Кратко об истории создания произведения

А. С. Пушкин задумался над сюжетом пьесы еще в 1826 году. Литературоведы спорят о том, что послужило идеей к написанию «Скупого рыцаря». Одни говорят, что автор брал за основу отношения со своим отцом, который почти не поддерживал сына материально.

Другие утверждают, что А. С. Пушкин продолжал тему европейских авторов и скупости. Еще одна версия Г. А. Гуковского – о том, что автор опирался на описание быта герцогов Бургундских.

В 1830 году работа над маленькой трагедией «Скупой рыцарь» была закончена. Но А. С. Пушкин опубликовал пьесу только в 1836 году в журнале «Современник».

Чтобы избежать упреков о незавершенности произведения, автор придумал подзаголовок «Сцена из Ченстновой трагикомедии», несмотря на то, что Ченстон не писал о скупом рыцаре.

Источник: book-briefly.ru

Рейтинг
Загрузка ...