Ремонт механических часов
Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).
Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:
1 — баланс; | 11 и 12 — полеты входная и выходная; | 21 — триб секундного колеса; | 31 — колесо барабанное; | 41 — пружина заводного рычага; |
2 —ролик двойной; | 13 — спираль; | 22 — стрелка секундная; | 32 — собачка; | 42 и 43 — колеса переводные; |
3 — ось баланса; | 14 — колодка спирали; | 23 — колесо промежуточное; | 33 — пружина собачки; | 44 — колесо вексельное; |
4 — камень сквозной; | 15 и 16 — штифты регулировочного градусника; | 24 — триб промежуточного колеса; | 34 — муфта кулачковая; | 45 — триб вексельного колеса; |
5 и 6 — камни накладной и импульсный; | 17 — колесо анкерное; | 25 — колесо центральное; | 35 — колесо заводное; | 46 — колесо часовое; |
7 — копье; | 18 — камень сквозной; | 26 — триб центрального колеса; | 36 — триб заводной; | 47 — стрелка часовая; |
8 — штифты ограничительные; | 19 — триб анкерного колеса; | 27 — барабан; | 37 — вал заводной; | 48 — стрелка минутная; |
9 — вилка анкерная; | 20 — колесо секундное; | 28 — пружина заводная; | 38 — рычаг переводной; | 49 — триб минутной стрелки (минутник) |
10 — ось анкерной вилки; | 29 — вал барабана; | 39 — пружина переводного рычага (фиксатор); | ||
30 — накладка мечевидная; | 40 —рычаг заводной; |
Как снять механизм в наручных часах
Разборка проводится в следующей последовательности:
- Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
- Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
- Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
- Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
- Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
- Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
- Снять анкерный’мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
- Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
- Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.
Чистка
Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.
Как вытащить заводную головку из наручных часов
Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.
Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.
ИсточникВторая жизнь настенным кварцевым часам. Замена механизма со стрелками
В один из обычных зимних дней я заметил, что настенные часы на кухне остановились. Замена батарейки эффекта не дала, а значит вышел из строя сам механизм. Часы самые обычные, покупал несколько лет за какие-то копейки в Новой Линии. Но часы очень нравятся рисунком и идеально вписываются расцветкой и рисунком в кухню, где преобладает фиолетовый цвет.
Ну и собственно сам механизм.
В общем решил не покупать новые, а заменить механизм на старых. Вариантов на али множество, но у меня было несколько критериев: бесшумный ход, классический дизайн и наличие секундной стрелки (в прошлом механизме были только часовая и минутная). В общем остановился на этом варианте
Конечно же перед заказом я на всякий случай разобрал старый механизм. Ну а вдруг шестеренка соскочила или контакт окислился? Но визуально все было в порядке.
Видимо гавкнулся сам электронный блок.
Новый механизм визуально почти такой же, только ушко для крепления пластиковое, а не металлическое.
Гайка, шайба и стрелки размещены в отдельном боксе, все пришло целое и невредимое.
Стрелки очень тонкие, поэтому допускаю возможность того, что в дороге их погнут, но выровнять вообще не проблема.
Внутри механизм на первый взгляд кажется аналогичным, но качество пластика у шестеренок по сравнению с прошлым механизмом — хуже. Шестеренки очень тонкие, одна даже просвечивается.
При установке механизма возникли нюансы. Резьба для гайки, которой механизм фиксируется к циферблату оказалась короче, в следствии чего его оказалось просто невозможно закрепить.
Я поменял саму шахту с резьбой на старую, но после этого возникла другая проблема: пластиковый наконечник для крепления стрелок оказался утоплен в более длинную резьбу, поэтому я не смог установить стрелки.
Пришлось возвращать все на свои места и немного повандалить. Я просто немного подрезал полотно часов, чтобы гайка накрутилась хотя бы на пару оборотов. Старался лишнего не срезать. В итоге вышло как-то так.
Почти полностью дефект скрывается стрелками, поэтому во внешнем виде ничего не потерял. Поставил батарейку и все заработало. Механизм полностью бесшумный, секундная стрелка медленно движется, а не тикает. Точность вроде нормальная, за пару недель вроде не стали спешить или отставать.
После замены механизма, часы вернулись на свое привычное место.
P.S возможно такой механизм вы найдете в соседнем хозяйственном магазине, но мне оказалось проще заказать на али. Там очень много предложений с разного вида стрелками, но я покупал тут и результат вы можете видеть.
ИсточникЧасы Ориент мужские — разборка механизма
Часы ориент, японского производства, являются одними из самых распространённых часовых механизмов импортного производства, даже не смотря на то, что имеют не слишком привлекательный вид. При стоимости около 50 долларов часы имеют водонепроницаемый корпус из нержавеющей стали, автоподзавод, хрустальное стекло, высокую точность хода, двойной календарь. На примере часов ориент, рассмотрим последовательность разборки часового механизма. Принципиальная схема разборки механизма ориент идентична и другим подобным механизмам — сейко, ситизен, тисот.
Для того что-бы разобрать часы ориент, откручиваем заднюю крышку часов, с помощью специального ключа или большого пинцета. Вынимаем резиновую прокладку (в некоторых моделях она остаётся на задней крышке), вынимаем капроновое кольцо. Откручиваем винт крепления сектора автоподзавода и снимаем сектор. Откручиваем два винта крепления моста автоподзавода и снимаем его. С обратной стороны моста находится бархатное колесо и гребенка, следует аккуратно обращаться с мостом, чтоб не потерять их.
Далее необходимо вытащить заводной вал (точнее переводной вал, так как в этих моделях часов не предусмотрен завод пружины с помощью заводной головки), завод пружины осуществляется только с помощью автоподзавода. Для этого переводной вал ставим в режим перевода стрелок и нажимаем на подавку, маленький рычажок, который появляется только тогда, когда вал находится в режиме перевода стрелок. На фото подавка указана стрелкой. После чего вал с лёгкостью вынимается. После того как мы достали механизм из корпуса следует переводной вал поставить на место, для этого его необходимо просто вставить до упора в отверстие платы, затем снять стрелки и циферблат. Секундную стрелку снимают с помощью специального пинцета — корсунок, минутную и часовую стрелки снимают с помощью съёмников или отвёртки. Для снятия циферблата следует повернуть винты крепления циферблата на 90 градусов. Винты находятся с обратной стороны циферблата.
После того как сняли циферблат, снимаем стопорную шайбу календаря, для этого необходимо поддеть её отвёрткой со стороны разреза шайбы. Следует делать это аккуратно, чтоб не повредить диск календаря и не погнуть саму стопорную шайбу. Затем откручиваем винты крепления моста календаря, аккуратно снимаем мост а следом за ним последовательно: часовое колесо, вексельное колесо, паразитку, минутный триб. Откручиваем винт крепления суточного колеса и снимаем это колесо.
Откручиваем винт крепления моста баланса и снимаем мост вместе с балансом. Прежде чем откручивать мост анкерной вилки спускаем завод пружины, для этого необходимо вставить отвёртку в винт крепления барабанного колеса, отвести в сторону прижимную пружину и медленно ослабляя отвёртку дождаться полного разматывания пружины. Если не ослабить заводную пружину, то во время снятия моста анкерной вилки начнется вращение колес, что может привести к поломке анкерного колеса или самой вилки. В отечественных часах роль поджимной пружины выполняет собачка, которую так же отводят в сторону, выводят из зацепления с барабанным колесом.
Снимаем мост анкерной вилки, откручиваем барабанное колесо, откручиваем винт крепления моста ангренажа (он же является мостом двигателя), снимаем мост затем поочерёдно вынимаем секундное колесо, анкерное, промежуточное. Вынимаем прижимную пружину, барабан. Откручиваем винт крепления моста центрального колеса, снимаем мост, вынимаем центральное колесо. На этом разборка часов ориент закончена. После разборки механизма, все детали подвергаются чистке и сушки. Проверяются на наличие дефектов методом визуального осмотра. Осматриваются камни, на предмет наличия в них трещин или сколов. Зубья полотен колес и барабана должны иметь правильную форму, не иметь заусенец. Так же проверяют барабан на наличие выработки.
ИсточникКак снять механизм часов
Наверняка у вас дома найдутся старые, а может и не очень, наручные часы, которые не идут. Вот они то нам и нужны. Например такие.
Для обучения ремонту часов подыщите себе несколько механизмов, можно даже разных моделей, над которыми вы будете проводить эксперименты. Да, я не оговорился. Именно эксперименты, потому что если вы никогда не разбирали часов, то с первого раза у вас и не получится. Желательно брать крупные мужские модели без календаря и механизма автоподзавода: ЗИМ, Полет, Ракета — Советского производства, но ни в коем случае не мелкие женские часики.
Для начала возьмите себе за правило, что каждый часовой механизм нужно разбирать и складывать в отдельную коробочку. На первом этапе нужно научиться разбирать часовой механизм так, чтобы не повредить ни одну из его частей. Дома найдете себе за столом место поудобней. Если работаете вечером, то нужно использовать настольную лампу. На стол перед собой положите белый лист плотной бумаги или картона. Все операции по разборке и сборке часов проводятся над этой бумагой. Если какая-то деталь упадет, то ее легко можно будет найти. Если деталь упала на пол – то пиши пропало. Скорее всего, вы ее не найдете. Не поможет даже магнит. Придется брать из запасных частей. Старайтесь не терять деталей от часов! Со временем у вас появится множество одинаковых механизмов или почти одинаковых, которые послужат вам запасными частями.
На ранних этапах своей деятельности я говорил людям так: «принесите мне три часовых механизма, и один из них я вам отремонтирую». Таким образом у меня появились запчасти к разным моделям. Если у вас имеются несколько одинаковых механизмов, то кладите их в одну коробку. Из них можно брать запасные части. При сборке часов нужно брать родные детали, а если деталь повреждена или утеряна, то из запчастей. Запомните, что деталь от одной модели НИКОГДА не подойдет к другой.
Вам уже не терпится разобрать свой первый часовой механизм, но я дам еще несколько советов на дорожку. Если часы никогда не падали, а остановились спустя 10-15 лет после своего рождения, то их можно отремонтировать, не заменив ни одной детали. Нужно только произвести настройку и смазку механизма. Этим мы сейчас и займемся.
Снимаем с часов браслет, чтобы он не мешал работе. Открываем корпус любыми средствами: отверткой с толстым лезвием, ножом или мощным пинцетом. Некоторые корпуса имеют резьбу. Резьба со временем забивается пылью и грязью. Грязь нужно убрать и отвинтить резьбовое кольцо. У других корпусов крышка защелкивается. Для вскрытия используем лезвие отвертки или ножа. Из открытого механизма вынимаем все металлические кольца или пластмассовые вставки, если они не закреплены. Внимательно изучаем часовой механизм. Вам ведь придется его потом собирать.
Переворачиваем часы стеклом вниз и ставим на лист бумаги. Теперь нужно снять заводной рычаг, иначе механизм не вытянуть из корпуса. Не пытайтесь его открутить. Найдите на часовом механизме, в том месте где в него входит заводной вал, маленький штырек в виде точки. Нажмите пинцетом или конусной отверткой на этот штырек и тяните заводную головку всторону. Теперь можно вынимать механизм из корпуса. После этого сразу же вставьте на место заводную головку с рычагом. При этом вам снова придется нажать на этот штырек, но часы уже нужно держать в руках, чтобы не повредить стрелки. В некоторых старых моделях вместо штырька есть винтик, который нужно повернуть на пол оборота и вытянуть заводную головку.
Еще раз внимательно осмотрите часы, желательно увеличительным стеклом. Опытный мастер сражу же может увидеть дефект, а может и нет, если он скрытый. Желательно провернуть баланс и посмотреть характер его движения. Теперь нужно снять все стрелки. Для этого используйте пинцет или отвертку. Осторожно снимайте секундную стрелку, ведь она самая тонкая. Я захватываю стрелку пинцетом словно ножницами, сверху прижимаю пальцем и тяну вверх. Механизм часов при этом находится на столе.
Далее снимаем циферблат. На ободке часового механизма есть два винтика. Отпускаем их на пол оборота и снимаем циферблат. Винтики зажимаем обратно. Под циферблатом находится фольга, часовое колесо, вексельное колесо и триб минутной стрелки. В этой модели еще добавлена пластина в виде полумесяца для удержания вышеназваных деталей. Все снимаем. Триб минутной стрелки снимаем пинцетом также как и сами стрелки. Для снятия триба нужно приложить некоторое усилие. Не бойтесь, его не так просто повредить. Обратите внимание, что он сидит очень туго. От посадки минутного триба зависит то, как будут двигаться стрелки в часах при переводе минут или часов.
Источник