Как ставят магьар по исламу

Махр — подробный разбор

Это материальные ценности, которые необходимо дать девушке или женщине, изъявившей желание стать супругой. Вне зависимости от количества махр нужно выплатить в обязательном порядке. Здесь главное – определить количество, вид и затем отдать женщине.

Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным. Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра.

В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра. Выплата махра является фардом, ибо Аллах повелевает:

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Сура Ан-Ниса, 4/4)

Каким должен быть махр сегодня? Спросите имама

В качестве махра разрешено подарить любую незапрещенную вещь, которую можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, которые женщина может потратить на свои нужды, дом, земельный участок, автомашину и т.п.

Махр можно выплачивать в неограниченном количестве. Но наименьшее количество махра равно 10 дирхамам или их эквиваленту. В наши дни это 30 граммов серебра. Во времена Пророка (с.а.в.) за 10 дирхамов можно было купить двух овец. Поэтому лучше всего при расчета махра исходить из этого.

Как упоминалось выше, вид и количество махра обговаривается мужчиной и женщиной.

В зависимости от выплаты или выдачи махр делится на два вида:

1. Махру мугаджаль. Это махр, который выплачивают сразу после заключения брака.

2. Махру муаджаль. Это махр, который выплачивают в последующее время. Конечно, согласно положениям Сунны, махр желательно выплатить сразу после никаха, но если нет возможности, это можно отложить на более позднее время.

Если назначено время выплаты, то махр необходимо выплатить в этот срок, если же время не определено – то после развода или смерти.

Махру мисли (махр, количество которого определено местными обычаями)

Если при заключении брака ничего не сказали о махре, женщине назначают такой размер махра, который обычно выплачивают в этой местности. Такой махр называют «махру мисли».

Близкие родственники девушки берут во внимание количество и вид махра, который получили ее родственницы, и на этой основе назначают махр ей. Если же таким образом невозможно определить подходящее для невесты количество махра, то учитываются традиции и обычаи других стран.

В следующих случаях женщина обретает право на получение махра:

1) после совершения полового акта;

2) после внезапной смерти супруга;

3) если супруги останутся наедине друг с другом. В книгах по фикху это называется «халвату сахиха».

Махр принадлежит лично девушке или женщине, заключившей брак с мужчиной. Если родители или близкие родственники девушки получили денежные средства со стороны жениха и тратят их на покупки для нее, эти средства относят к махру.

Как проходит процесс никаха?

Категорически запрещается родителям или родственникам девушки забирать эти средства для собственных нужд. В таком случае эти средства, аналогично процентам, будут считаться харамом.

Здравомыслящая и совершеннолетняя женщина может по своему желанию подарить махр своему мужу или в случае его смерти его родственникам. В этом вопросе никто не имеет права препятствовать ей. Если женщина пожелает, она имеет право подарить махр своим родителям.

Источник

Махр и никях vs калым и чемоданы

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَمْ نَرَ لِلْمُتَحَابَّيْنِ مِثْلَ النِّكَاحِ

«Мы считаем, что для двух влюблённых нет ничего лучше, чем женитьба (никах)». (Ибн Маджах, 1847)

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также говорится:

النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Вступление в брак относится к моей Сунне, а кто не поступает в соответствии с моей Сунной, не имеет ко мне отношения». (Ибн Маджах, 1846)

Из этих благородных хадисов мы делаем вывод о важности создания семьи. Род человеческий начался от одной семейной пары – наших прародителей Адама и Евы.

Арабское слово «никях» означает брак, но почему-то в Дагестане в простонародье принято использовать другое арабское слово – «махр», и часто можно услышать фразу «поставить махар», то есть заключить брак по нормам Ислама. По сути «махр» – это подарок невесте при вступлении в брак, который выплачивает супруг.

Читайте также:
Можно ли увеличить размер кольца

Важной сунной при бракосочетании является выплата махра, даже если он незначительный. Его уплата установлена законом как подарок для невесты.

В Исламе нет выкупа за невесту (калыма) и нет «чемоданов»

Нельзя путать махр с калымом – выкупом, выплачиваемым за будущую супругу её отцу и членам семьи. В Исламе нет калыма, это является пережитком доисламских обычаев разных народов, который всё же сохранился и по невежеству практикуется в народе и сегодня.

Также нельзя считать махром те дагестанские добрачные церемонии, согласно которым к невесте приходит родня с многочисленными «чемоданами» и дорогими подарками. Этого тоже нет в Исламе, это всё традиции, порой усложняющие жизнь людей.

А махр – это брачный подарок для невесты от жениха. Махр выплачивается жене и принадлежит только ей. Выплата махра является обязательным условием для мужа, и его размер определяется при обоюдном согласии. В качестве махра будущая жена может попросить любое имущество.

Обычно размер махра устанавливается в соответствии с нормой, принятой женщинами в данном населённом пункте. При этом учитываются хорошие качества девушки – внешность, непорочность, интеллектуальные возможности, возраст, благонравие, воспитание, целомудрие и т. д.

В хадисе Пророка Мух’аммада (мир ему и благословение Аллаха) сказано, что лучшая из женщин – это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр. Поэтому представителям прекрасной половины человечества не стоит назначать большой махр и вгонять суженного в трудное положение.

Если будущие супруги не смогут решить, какой размер махра установить, то его может предложить тот, кто проводит акт бракосочетания.

Согласно сунне рекомендуется, чтобы махр был равен сумме, соответствующей не менее 34 граммов и не превышающей более 1700 граммов серебра.

Известны случаи, когда женщины давали согласие вступить в брак без махра или сразу говорили мужу, что прощают выплату оговорённого махра и не брали его. Бывало и такое, что девушка просила у будущего супруга в качестве махра научить её Корану и исламским наукам, когда они станут супругами. Такой прецедент был во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) с одним из сподвижников. Естественно, это осуществляется при согласии невесты.

Конечно, каждой девушке хочется получить от жениха красивый подарок в качестве махра, но бывают и исключения.

От Сахля ибн Са‘да ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

انْظُرْ وَلَوْ خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ

«Поищи для махра хотя бы железное колечко». (Бухари, 5087; Муслим, 1425)

Ислам – религия облегчения и не создаёт трудностей для людей. Отсутствие хорошего материального положения не может быть причиной не создавать семью.

Махр – это один из первых шагов к созданию семьи, которой предполагает, что два любящих друг друга сердца, следуя повелению Всевышнего создают прекрасную семью, где царит взаимопонимание, искренность, любовь и милосердие, слышен детский смех и, конечно, есть надежда на милость Создателя.

И дай Бог, чтобы всегда и у всех было так.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Алимчулов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

РЕЛИГИОЗНОЕ («МАГЬАР», «НИКАХ») ОФОРМЛЕНИЕ БРАКА У АВАРЦЕВ Алигаджиева З.А.

С принятием ислама брак у аварцев стал оформляться по шариату. Адаты по брачно-семейным делам не вступали в противоречие с шариатом, а лишь дополняли его, отражая местную специфику (брачный выкуп, свадебные подарки), сам же ритуал заключения брака был чисто религиозным и осуществлялся в соответствии с нормами шариата[1]. Впервые десятилетия советской власти в Дагестане шариатский брак не был отменен, а после 1926 года юридические отношения между мужем и женой стали оформляться браком, зарегистрированным органами ЗАГСа[2]. Таким образом, шариатский брак служил как бы дополнением к официальному светскому браку. В сознании аварцев, брак без религиозного освещения не мог быть действительным. Без него не могли развиваться супружеские отношения, чего нельзя было сказать об официально зарегистрированном браке. Устойчивость традиций, авторитет старейшин, влияние религии привели к тому, что религиозный ритуал оформления брака бытовал и в советское время, а в наши дни получил широкое распространение. «Совершение религиозного обряда «магьар» как раньше, так и сейчас является обязательным условием заключения брака. Его совершали, как правило, накануне свадьбы, но иногда в виду каких-то особых обстоятельств могли это сделать и заранее, но, ни в коем случае после свадьбы. Фактически юноша и девушка после этого считались мужем и женой и, иногда опять-таки в силу каких-то обстоятельств, не играя свадьбы, вступали в супружеские отношения»[3]. У гинухцев по адату невеста при заключении «магьара» не присутствовала, но обязательным было присутствие жениха и его отца. Дибир отправлял к ней двух уважаемых в селении людей — вакилов, для получения от нее согласия на заключение «магьар». Слово «согласна» она должна была произносить при вакилах три раза[4]. У гидатлинцев по сложившейся традиции духовное лицо могло совершить обряд бракосочетания «магьар» лишь раз в сутки для одной брачующейся пары. Родные и близкие другой брачующейся в этот день пары должны были обращаться уже к другому духовному лицу из своего или соседнего селения. У каралальцев «магьар» проводили в доме жениха за неделю или за день до свадьбы тайно от всех. Отцы (или дяди) молодых были их представителями («вакил») на этом обряде. Если был жив отец невесты, то ее согласия на заключение «магьара» не спрашивали, а если его не было, и в обряде участвовал ее дядя — у нее брали согласие («курщел боси»). Он, сидя за порогом, слушал ответ на вопрос, заданный невесте ее матерью. Обычно девушки стеснялись напрямую давать согласие. Мать спрашивала ее: «Дулъ магьари лъели курщел кьуна бугаби?» («Ты даешь свое согласие на брак?»). Она отвечала: «Рази йигу!» — («Согласна!»). Узнав о согласии, ее дядя направлялся в сопровождении свидетеля («нугI») в дом жениха, у которого также был свидетель. Заключал «магьар» сельский дибир. При его заключении оговаривали «магьари хIакъ» — деньги отдаваемые невесте и служившие ей обеспечением на случай развода. В 30-х гг. XX в. он составлял 5 рублей («хъахIаб гIарац»), в 50-е гг. — 30 рублей, в 60-е гг. — 10 рублей, в наше время — 5-6 тыс. руб. (цена барана). У ботлихцев сс. Шодрода и Рахата этот обряд назывался «никахI», его обычно проводили за три дня до свадьбы в доме жениха. Свадебный подарок невесте («никахI хIакъ») до до 70-х гг. XX в. выплачивался пшеницей, а затем — деньгами. В случае развода муж должен был выплатить ей сумму денег, которая должна была обеспечить ее проживание на четыре месяца и десять дней. Со слов информаторов, по истечению этого срока она имела право выйти замуж. Следует отметить, что в разных аварских обществах величина кебина была различной. Например, в селениях Карахского общества в прежнее время давали в кебин пахотный участок или баранов, позже эта натуральная форма кебина была заменена денежной, в размере 5 рублей[5]. Значительный по размерам кебин делал положение женщины более независимым от мужа. Возможно, усматривая в этом угрозу патриархальным устоям семьи, управление Каратинского наибства к концу XIX в. сочло необходимым сделать в адатах такую запись: «Если кто заплатит кебинных денег свыше 5 руб., то с него взыскивается в пользу деревни 10 руб.»[6]. С.Ш. Гаджиева отмечает, что «у аварцев Андалальского общества семья жениха давала в кебин деньги и земельный участок, но последний старались заменять скотом или другим движимым имуществом…. В ряде аварских обществ (Гидатль и др.) в качестве кебина вносили зерно. »[7]. Разновидность «кебин-гьакъ» у горцев описывается А. Омаровым: «Бракосочетание у горцев, — пишет он, — есть просто заключение условия: например, поверенный невесты говорит троекратно: «Я отдаю по доверенности такую-то девушку в законную жену такому-то, за столько-то батманов меди, или столько-то быков или коров, или за такое-то количество пахотной земли, или же, наконец, за столько-то денег и такое-то платье. Поверенный от жениха подтверждает это и говорит, что он берег ее в «законную жену такого-то за то-то»[8]. По данным А.В. Комарова, величина кебин-хакка зависила от условия, в соображение принимались состояние, связи, лета и проч. жениха и невесты и их родителей[9]. Жена получала свое кебинное имущество полностью при разводе по инициативе мужа, что нашло свое отражение в адатах: «Если . муж первый требует развода, он должен отпустить с калымом и со всем ей принадлежащим», «жена . хочет развестись с мужем . в таком случае она должна выйти из дому, оставив мужу свой калым и все находившееся у ней имущество»[10]. Как и раньше, так и теперь с моментом заключения «магьара» связываются различные поверья о грозящей молодым опасности, главным образом порчи жениха. Чтобы избежать этого «магьар» проводился втайне от всех. Чаще всего он совершался в доме духовного лица, либо в доме жениха, его близкого родственника или друга. У всех аварцев, как и у других народов Дагестана, место заключения «магьара» держали в тайне, чтобы недоброжелатели или человек, обладающий сглазом, не навредил новобрачным. У каратинцев, чамалалов, тиндинцев[11], хваршин, багулалов, ахвахцев, аварцев общества Кел «магьар» чаще совершался либо в доме невесты, либо у одной из ее свадебных подружек[12]. С.Ш. Гаджиева склонна усматривать в этом пережитки матрилокального брачного поселения супругов[13]. У гунзибцев при совершении «магьара», жених становился ногами на оголенный кинжал, что должно в соответствии с законами магии, предотвратить воздействие враждебных сил, обезопасить жениха от возможного вреда[14] — лишиться мужской силы[15]. Верили, что в момент бракосочетания недруг мог, взобравшись на крышу дома или спрятавшись где-нибудь, откуда можно услышать вопросы и ответы, произносимые при официальном скреплении брака, «лишить» жениха мужских способностей. Для этого он должен был отрицать все, что произносится муллой и одновременно с каждым отрицание завязывать узел на нитке, вынимать кинжал из ножен и вкладывать его обратной стороной, или запирать замок. Эти магические приемы существовали помимо аварцев[16], и у других народов Дагестана[17], Кавказа[18] и мира[19]. Во избежание колдовства со стороны враждебно настроенных лиц, близкие родственники жениха применяли различные контрмеры: выставляли дозорных, которые следили за домом; во время чтения молитвы, скрепляющей брак, кто-нибудь резал ножницами бумагу, шерсть, волосы, этим самым как бы разрезал насылаемые на молодых чары (прием имитативной магии). Ожидаемый «вред» в данном случае как бы материализовался в представлении людей. В последующем разрезанные вещи сжигали с солью и дымом окуривали молодых. У ахвахцев, узнав о совершении «магьара», молодежь селения посылала к жениху мальчика, который от имени его пославших справлялся у него о здоровье и самочувствии. В ответ жених через пришедшего, угостив его чем-нибудь, посылал молодым людям хлеб с мясом и кувшин бузы. Выпив и поев принесенное, молодые люди разбивали кувшин об угол дома невесты[20]. В тех же предохранительных целях у каралальцев было принято разбивать пустые керамические сосуды. В селениях Андалала мать юноши по завершению бракосочетания посылала на квартальную площадку 2-3 чурека, вареную баранью ногу и большой кувшин бузы. Угощаясь принесенной едой и бузой, молодые люди желали новобрачным долгой совместной жизни, а по завершению трапезы один из старших брал сосуд с остатками бузы и при криках «ура» с размаху разбивал сосуд о стену[21]. Для разбивания кувшинов при этом обряде в некоторых аулах имелось специально предназначенное место. «Так, в ауле Чох такое место имеется в каждом из 4 тухумов, причем в одном даже имеется надпись, гласящая, что здесь разбивают кувшин. Разбивание кувшина с остатками бузы (или вина) является как бы официальным актом, свидетельствующим о заключении брака. В прежние времена, если между супругами возникала тяжба, и делались попытки доказать незаконность брака, судьи, между прочим, старались выяснить, имело ли место разбивание кувшина. И факт разбивания кувшина считался доказательством того, что брак действительно был заключен»[22]. «Думается, что первоначально этот обряд имел не игровой смысл, который в настоящее время утрачен. Его связь с молодежью (очевидно женатой) косвенно указывает на какие-то древние формы брака»[23], — полагает С.Ш. Гаджиева. На наш взгляд в данном случае речь может идти не о формах брака, а об обрядовом выражении благопожеланий зарождающейся новой семьи, а также о предохранительной магии. В наши дни религиозное оформление брака «магьар», «никях» у аварцев органически вошло в современный свадебный ритуал. Заключение брака как и раньше оговаривается определенными условиями материального характера. Хотя выкупа как такового за невесту не платят, но объем подарков невесте с той и с другой стороны достаточно велик. Современный брак аварцев достаточно унифицирован и имеет много общего с брачными нормами других народов Дагестана и Северного Кавказа. Таким образом, можно сделать вывод, что в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев играло и продолжает играть большую роль религиозное оформление брака. С установлением советской власти традиционная свадебная обрядность была дополнена гражданским оформлением брака.

Читайте также:
Из чего состоит цепочка
Источник

Поставить махар или заключить никах

Бракосочетание – одно их самых важных событий в жизни мусульманина и мусульманки. Каждый из нас либо готовится к этому, либо уже через это прошёл. Обычно договор бракосочетания, который в народе выражается словами «поставить махар» или «прочитать никах», ассоциируется с женихом, отцом невесты и их взаимным согласием.

Но у договора бракосочетания есть и другие обязательные составляющие, которые многим, к сожалению, неизвестны. В этой статье мы постараемся коротко рассказать обо всех необходимых составляющих брачного договора «никах» и разъяснить некоторые условия, которые с ними связаны.

Первая составляющая – формулировка брачного договора

Под формулировкой понимается фраза, которую произносят жених и опекун невесты. Опекун должен произнести фразу: «Я выдал за тебя замуж…», а жених должен сказать фразу: «Я женился на…» или «Я принимаю брак…» Не обязательно, чтобы начинал опекун невесты, можно начинать и жениху.

Следует заметить, что эта формула имеет определённые условия, без которых не будет действительной. Их не много, поэтому вам будет легко их запомнить. Это:

1. Чтобы формулировка включала в себя смысл вступления в брачные узы. То есть в ней обязательно должны присутствовать слова, которые будут указывать на то, что опекун выдаёт замуж невесту, а жених принимает этот брак. Например, отец невесты говорит: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених говорит: «Я принимаю брак с твоей дочерью Фатимой».

2. Чтобы формулировка с обеих сторон включала в себя прямые слова вступления в брак. К примеру, если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених скажет: «Я принял», брачный договор не будет заключён, потому что формула со стороны жениха не включала в себя слова, указывающие на вступление в брак. То есть ему необходимо было сказать: «Я принял брак с твоей дочерью Фатимой».

Читайте также:
Сколько карат в бриллианте максимум

Надо ли говорить на арабском языке?

Нет. Арабский язык тут не требуется, и договор бракосочетания, заключённый на вашем родном языке, будет действительным.

Заключение никаха при помощи косвенных слов

Заключение никаха при помощи косвенных слов на любом языке считается недействительным. Под косвенными словами подразумеваются любые слова, которые косвенно могут указывать на брак, но также могут нести в себе другой смысл. Например, если опекун невесты скажет жениху: «Можешь забрать свою невесту» или «Я сделал её дозволенной для тебя», а жених скажет: «Я принял», то акт бракосочетания не будет действительным, потому что данная формулировка была косвенной.

3. Связь обеих формул. Жених должен сказать формулировку сразу после того, как опекун невесты её произнесёт. Если опекун произнесёт формулировку, а жених будет долго молчать и через время скажет слова принятия брака, то данный брачный договор будет недействительным, потому что между формулировками с обеих сторон был большой промежуток времени. Короткое молчание, как, например, для вздоха или чихания не вредит.

4. Продолжение правоспособности обеих сторон до окончания договора. Если опекун скажет необходимую формулировку, но до того, как жених произнесёт слова согласия, опекун, например, потеряет сознание, то брак будет недействительным, даже если жених произнесёт после этого необходимую формулировку.

5. Чтобы формулировка не была связана с условием. Также её нельзя связывать с будущим. Например, если опекун скажет: «Если моя дочь успешно сдаст экзамен на права, то она будет твоей женой», договор будет недействительным.

6. Чтобы формулировка не была ограничена временными сроками. Как известно, временные браки, как на месяц или год, запрещены в исламе. Поэтому формулировка брачного договора должна быть лишена каких-либо временных ограничений.

Читайте также:
Какие бывают православные кресты

Вторая составляющая – жена

То, что девушка обычно не присутствует во время брачного договора, не говорит о том, что брачный договор не связан с ней. Это неверное мнение. Для того чтобы брачный договор был действительным, жена также должна обладать некоторыми условиями:

1. Отсутствие препятствий для брака. То есть она не должна выходить за мужчину, который является запретным для неё. Например, за родного брата.

2. Чтобы девушка была определена. Если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж одну из моих дочерей», то договор будет недействительным, так как невеста не была выделена.

3. Чтобы девушка не была в состоянии ихрама. То есть она не должна быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.

Третья составляющая – муж

Муж также должен соответствовать определённым условиям:

1. Чтобы он был из тех, за кого невеста может выйти замуж. То есть, чтобы он не был махрамом (близким родственником, как, например, родной брат«ЧК») для неё.

2. Чтобы он был определённым. Если опекун скажет: «Я выдал замуж свою дочь Фатиму за одного из этих людей», то брачный договор будет недействительным, потому что жених не был определён.

3. Чтобы муж не был из тех, кто вступил в обряды хаджа. Или, проще говоря, вступил в ихрам.

Четвёртая составляющая – опекун невесты

Для заключения брачного договора необходимо наличие опекуна или его представителя. Опекун необходим при заключении никаха, будь невеста молодая или взрослая, независимо от того, была она замужем или нет. Даже если женщине будет семьдесят лет и она побывала пять раз замужем, без опекуна она всё равно не может выйти замуж. Женщина не имеет права выдавать себя замуж или выдавать замуж другую женщину. От Абу Хурайры передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не выдаёт замуж другую женщину, а также не выдаёт замуж саму себя».

Есть ли очерёдность среди опекунов?

Читайте также:
Какое крыло носа проколоть

Да, очерёдность есть. То есть при отсутствии опекуна право выдавать замуж женщину переходит к следующему. В шафиитском мазхабе установлена следующая очерёдность опекунов невесты:

1. Отец.
2. Дед (отец отца). Следует учитывать, что дед со стороны матери не имеет права выдавать её замуж.
3. Родной брат.
4. Брат по отцу (то есть у девушки и её брата один отец, но разные матери).
5. Родной племянник (сын родного брата).
6. Сын брата по отцу.
7. Родной дядя (со стороны отца).
8. Дядя по отцу (то есть дядя будет братом по отцу для отца девушки).
9. Двоюродный брат (сын дяди по отцу).

И так далее согласно родственной близости в наследственном праве. Если у невесты не будет никого из опекунов, то замуж её должен выдавать шариатский судья (кадий). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обладающий властью является опекуном для того, у кого нет опекуна».

Условия опекуна:

1. Ислам. Если опекун невесты не является мусульманином, то он не имеет права выдавать её замуж, потому что немусульманин не может быть опекуном мусульманина. Однако немусульмане в исламском праве могут выдавать замуж друг друга, даже если они будут представителями разных религий. Так, христианин может выдавать замуж иудейку и наоборот.

2. Добросовестность. Под добросовестностью понимается несовершение больших грехов и отсутствие постоянства на грехах (о разделении грехов на большие и малые согласно шариату мы писали в статье «Самообольстившийся хуже пьющего» (№15, 21.04.2017 г.«ЧК»). Также к этому относится отсутствие совершения дел, которые указывают на отсутствие порядочности и серьёзности человека (муруа). Например, исполнение малой нужды на дороге и так далее. Нечестивец не может выдавать замуж мусульманку, и это право переходит к следующему опекуну, если он обладает добросовестностью.

3. Совершеннолетие. Мальчик, не достигший совершеннолетия (14–15 лет), не может выдавать замуж женщину.

4. Разум. Умалишённый человек не может выдавать замуж женщину, потому что не имеет опекунства даже над самим собой.

5. Отсутствие помутнения рассудка. Человек, который из-за старости страдает помутнением рассудка, не может быть опекуном. Такие дефекты как слепота или немота не являются препятствием для опекунства.

6. Чтобы он не был лишённым некоторых прав из-за своей глупости. Если человек не может правильно распоряжаться своим имуществом и тратит деньги налево и направо попусту, то в исламском государстве на него налагается запрет распоряжения имуществом. Такой человек также не может быть опекуном для женщины.

7. Чтобы опекун не был в состоянии ихрама. То есть не был из тех, кто вступил в обряды хаджа.

Пятая составляющая – свидетели

При заключении никаха также должны присутствовать два добросовестных свидетеля, которые в нужный момент могут подтвердить акт заключения брачного договора. Так как брачный договор в исламе – один из самых важных договоров, шариат установил для свидетелей чёткие рамки, в которые они должны вписываться.

Условия свидетелей:

1. Ислам. Свидетельство христиан, иудеев, атеистов и других немусульман не является действительным для заключения никаха. Свидетели обязательно должны быть мусульманами.

2. Мужской пол. Свидетельство женщин, даже если их будет несколько, не принимается, потому что в данном виде договора свидетелями должны быть мужчины.

3. Разум и совершеннолетие. Умалишённые или малолетние дети не могут быть свидетелями брачного договора.

4. Внешняя добросовестность. Одно из немаловажных условий – это внешняя добросовестность. Для действительности заключения никаха необходимо наличие двух добросовестных свидетелей. Их добросовестность должна быть внешней или хотя бы неизвестной. Никах, заключённый при двух свидетелях, которые часто совершают большие грехи, не будет действительным.

5. Слух. Брачный договор будет недействительным, если он был заключён при глухих или спящих свидетелях.

6. Зрение. Свидетели также должны быть зрячими.

Мы ограничились лишь обязательными составляющими брачного договора никах, не желая слишком удлинять статью. В дальнейшем постараемся затронуть и другие важные моменты, связанные с заключением брака. ]§[

Источник
Рейтинг
Загрузка ...