После покупки новой велосипедной цепи, перед ее установкой на велосипед, всегда возникает необходимость ее укоротить.
Все велосипедные цепи в заводской упаковке обычно имеют одинаковую длину и состоят из 114 или 116 звеньев. Это сделано специально, для унификации, чтобы новую цепь можно было использовать на любом виде велосипеда. Буть это горный байк, шоссейник или гибрид. Для каждого случая вам понадобится только укоротить заводскую цепь под размер, который необходим для вашего велосипеда. Эта процедура совсем не сложная, но требует специального инструмента.
Если хотите узнать все об устройстве современных цепей их совместимости с трансмиссиями разных производителей, ресурсе, способах соединения и еще много чего интересного, не пропустите нашу статью.
Для работы нам понадобятся:
- Выжимка цепи
- Съемник замка цепи
КАК УКОРОТИТЬ ЦЕПЬ ВЕЛОСИПЕДА ЛЕГКО И ПРОСТО
Существует два типа велосипедных цепей: со специальным быстросъемным звеном (замком) и соединительным пином, который запрессовывается в тело звеньев цепи.
Как снять цепь с велосипеда
Для удобства сбросьте заднюю передачу на самую маленькую звезду
Для снятия быстросъемного звена потребуется специальный инструмент, например Park tool MLP—1.2. В качестве альтернативы можно использовать пассатижи с тонкими губками.
Вставьте инструмент в пространство быстросъемного звена, как показано на рисунке и с легким усилием нажмите на ручки инструмента. Замок расстегнется.
Если у вас цельная цепь без быстросъемного звена, то для разъединения цепи необходима выжимка цепи.
Как правило, соединительный пин отличается визуально от остальных. Установите выжимку цепи как показано на рисунке и обеспечьте контакт исполнительного штифта инструмента с соединительным пином. Начинайте вращать ручку выжимки до появления характерного тактильного щелчка, после которого соединительный пин выскочит и цепь разомкнется.
Длина велосипедной цепи
Положите старую цепь на ровную поверхность, рядом разместите новую цепь, таким образом чтобы каждое звено старой и новой цепи располагались строго на одном уровне. Старая цепь будет длиннее новой из-за износа.
О том как правильно контролировать износ велосипедной цепи читайте в нашей статье
Отметьте маркером пин звена новой цепи по которому необходимо укоротить цепь, чтобы она точно соответствовала старой по числу звеньев. Возьмите выжимку и удалите промаркированный. пин.
Если у вас нет возможности сравнить длину новой цепи со старой, то для определения точного размера цепи воспользуйтесь следующей методикой.
Как определить длину цепи — универсальный метод
Разместите новую цепь сзади на наибольшей звезде кассеты, проведите через все необходимые звезды заднего переключателя, спереди поместите цепь на самую большую шестерню.
Набросьте цепь на ведущую шестерню, так как это показано на рисунке и с помощью маркера отметьте пин второго по счету звена, который необходимо удалить.
Обратите особое внимание, что цепь должна проходить через задний переключатель.
После этих нехитрых манипуляций, удалите промаркированный пин.
Закрепите цепь на велосипеде с помощью быстросъемного замка, или запрессуйте соединительный пин (в зависимости от типа цепи). Как видите укоротить велосипедную цепь можно очень просто, главное, чтобы все инструменты были под рукой.
Игорь Каверин
43 года, катаю на гравийнике Cannondale Topstone. Среда обитания: бескрайние лесные тропинки (умеренно песчаные) Московской и Владимирской области.
Источник: bikedoc.ru
Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее
Ремонт
На чтение 8 мин Просмотров 19к.
Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.
Зачем разбирать цепь
Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:
- Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
- Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
- Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.
Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.
Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.
Необходимые инструменты
Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.
Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.
Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.
Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.
Инструкция по укорачиванию
При наличии выжимки ответ на вопрос, как укоротить на велосипеде цепь, очевиден. Если же ее нет, процесс превращается в лотерею. Возможно, операция увенчается успехом. Но также вероятно, что велосипедист останется без транспортного средства.
С выжимкой
Чтобы разомкнуть цепь с замыкающим звеном и укоротить ее, нужно действовать согласно следующей инструкции:
- Поставить велосипед на стойку. При ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх.
- С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки.
- Найти замыкающее звено («замок»). Производители обычно существенно облегчают задачу, делая его немного темнее или светлее прочих. Еще один отличительный признак – наличие выступающих валиков, скрепленных наружной пластиной, и большого овального отверстия вокруг 1–2 из них.
- Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями. Это существенно облегчает доступ к нему.
- Раскрыть замыкающее звено на велосипедной цепи. Конструктивно это можно сделать по-разному, поэтому нужно заранее ознакомиться с инструкцией. Чаще всего валик извлекают путем вращения на шарнирах или открывают звено сгибанием. Реже оно одноразовое, тогда нужно снимать элемент, например, острогубцами.
- Определить, сколько звеньев потребуется снять. Лучше убрать меньше, чем переборщить. Установить их обратно новичкам проблематично.
- Зажимом или зажимным механизмом выжимки зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее.
- Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена. Начать его выдавливать, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке. До конца извлекать его нельзя, иначе потом собрать цепь будет практически невозможно. Валик должен показаться снаружи, но быть все еще надежно зафиксирован внутри звена.
- Повторить со вторым валиком, полностью разобрав это звено. Снять внешнюю пластину, открывая доступ к центральной части, где фиксируется уже следующее. Продолжать до того момента, пока не будет снято нужное число звеньев. Перед тем как укоротить цепь скоростного велосипеда, необходимо убедиться, что после снятия на ее концах остаются звенья разного типа. Узкое вставляют между «ушками» широкого. Чтобы разобрать цепь велосипеда без замка, начинать можно с любого звена.
- Собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца. Удобнее делать это с помощью плоскогубцев и отвертки. Совместить их так, чтобы можно было защелкнуть валики. Если замыкающее звено одноразовое, необходимо заблаговременно приобрести новое.
- Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта. Вращать ручку против часовой стрелки, пока с противоположной стороны не покажется головка. Длина выступающих частей обоих валиков должна быть одинаковой.
- Слегка ослабить цепь, установив звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижав ее штифт к валику. Провернуть ручку примерно на четверть оборота.
- Тонким равномерным слоем нанести на цепь смазку.
Чтобы после укорачивания соединить цепь определенных брендов, например, Shimano и Campagnolo, требуются особые валики для ее сборки. При их отсутствии приступать к процедуре не имеет смысла – собрать звенья в цепь заново все равно не получится.
Без специального приспособления
Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):
- Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену).
- Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям.
- Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций.
Необходимо сначала потренироваться на звене, которое не используется. Это поможет приобрести необходимую сноровку. Цепь с велосипеда в любом случае придется снимать – для работы нужна твердая опора. В «полевых» условиях ею может стать плоский камень, кирпич.
Если заранее изучить конструктивные особенности модели велосипеда и приобрести все необходимые инструменты, проблем с тем, чтобы укоротить цепь, как правило, не возникает. Хуже ситуация, когда приходится пользоваться подручными средствами – это реальный риск серьезно повредить механизм. От поломок в пути никто не застрахован, поэтому лучше возить с собой все, что может потребоваться для экстренного ремонта.
Видео
Источник: sport-snaryazhenie.ru
Укорачиваем велосипедную цепь — инструкция
Как укоротить цепь на велосипеде? Этим вопросом рано или поздно задается любой велосипедист. К сожалению, время в сочетании с интенсивными нагрузками не щадит ни один механизм. Так же и велосипедная цепь, в самый неподходящий момент начинает провисать и соскальзывать со звездочек, доставляя массу неудобств велосипедисту.
Сегодня мы расскажем, как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях, предоставим инструкцию, которая поможет уменьшить велосипедную цепь без выжимки, а также обозначим основные моменты, которые пригодятся в данном процессе.
Для чего необходимо укорачивать велоцепь
Идеально натянутая цепь обеспечивает оптимальную передачу крутящего момента с педалей на заднюю ось велосипеда. Но со временем из-за систематических нагрузок цепь растягивается, в результате чего механизм начинает работать ненадлежащим образом. Как понять, что время пришло – пора укорачивать цепь велосипеда?
Об этом могут свидетельствовать следующие факторы:
- Появилось очевидное провисание цепи. Она слетает со звездочки, тем самым доставляя неудобства велосипедисту.
- Укоротить цепь следует после замены конструктивных элементов. Порой после замены трансмиссии следует уменьшить и цепь.
Цепь меняют и по другим причинам – поломка, разрыв звеньев или чрезмерный износ. Как правило, стандартная велосипедная цепь состоит из 114–116 звеньев. На шоссейниках она используется полностью, а вот для горных моделей ее приходится уменьшать примерно на 8–10 звеньев.
Чтобы определить подходящую длину, необходимо переключить трансмиссию так, чтобы спереди и сзади цепь велосипеда лежала на самых больших звездочках. После этого звенья размыкают, затягивая цепь до упора, делают отметку и добавляют еще 2–3 звена, дабы не допустить чрезмерных нагрузок на трансмиссию.
Если вы ни разу не укорачивали цепь и не уверены в своих силах, стоит обратиться к опытным мастерам, которые смогут укоротить цепь, используя специальные инструменты. Но существенных сложностей в данном процессе нет – справиться с поставленной задачей может любой. И сейчас мы расскажем, как укоротить цепь велосипеда своими руками.
Инструмент
Интернет-специалисты и знатоки советских баек обычно рекомендуют гвоздь и камень, но прогресс не стоит на месте и лучше приобрести выжимку цепи (chaintool) — несложный инструмент, напоминающий детские тиски без станины, приобрести который можно за 500-1000 р.
Держать выжимку в рюкзаке есть смысл только при сложных многодневных походах, обычно это инструмент мастерской, потому при выборе не стоит обращать внимание на облегчённые версии и выжимки в мультитулах — обычно они ненадёжны и выбрасываются через 5-10 применений.
Если выжимки рядом не оказалось — поможет молоток, пара гаек и гвоздь, но об этом позже.
Последовательность действий
Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).
Разъединяем
- Устанавливаем выжимку так, чтобы её стержень был ровно по центру пина (валика).
- Плавно вращаем ручку выжимки, пока валик не выйдет до уровня второй внутренней пластины.
- Разъединяем звено, не вынимая до конца пин.
Удаляем лишние звенья
- Фиксируем необходимую длину и определяем пин для выжимки, учитывая, чтобы освобождаемые пластины звена совпали с пластинами уже выжатого.
- Повторяем последовательность из п. №1, полностью выжав валик.
Соединяем
Сводим цепь и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. №2 звено.
Некоторые предпочитают снять цепь — в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.
Проверяем работоспособность
- Сам запрессованный ролик. Если наблюдаются скрипы или проблемы с подвижностью на звене — устанавливаем пластины на место, изгибая цепь вдоль плоскости звена до прекращения щелчков, хватит силы рук, инструмент не потребуется.
- Вся укороченная цепь. Пробуем сделать несколько оборотов на самых маленьких звёздочках — если есть проблемы, это будет заметно сразу.
Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) — процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.
Как укоротить цепь без выжимки?
Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка — например, кирпич.
Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет снять кассету с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.
Источник: veloinsider.ru