Как украсить икону драгоценными камнями

Зачем вешают ювелирные украшения на иконы

Приходя в храм, мы нередко видим висящие на иконах различные украшения – цепочки, крестики, кольца, кулоны, сережки. Часто это дорогие изделия из золота. Их приносят прихожане. Но зачем?

Благодарность за помощь свыше

Люди часто обращаются за помощью к Богу и святым. Проблемы разные: кто-то болеет, у кого-то сложности с работой, бизнесом, не складывается личная или семейная жизнь, нет детей. Кто-то молится за отпрысков, которые учатся в школе, собираются поступать в вуз… Обычно ставят свечку перед той или иной чудотворной иконой, произносят молитву и слова просьбы.

И нередко чаяния человека сбываются. Улучшается здоровье, решаются проблемы, у бесплодных рождаются дети… Это воспринимается как чудо, ниспосланное свыше. И в знак благодарности человек хочет отдать Высшим силам то, что ему дорого.

Украшения всегда рассматривались как эквивалент достатка и благополучия. Особенно золотые, ведь золото издавна служило мерилом ценности. Некоторые просто приносят в храм деньги, но ювелирное украшение кажется более весомым даром Богу, ведь это зримое свидетельство произошедшего чуда.

«Украшение иконы с помощью орнамента»

Иногда человек приносит украшение из дома, это может быть даже фамильная ценность. Иногда специально покупает в магазине.

Как возникла традиция

По одной версии, традиция «дарить» Господу, Богородице и святым украшения пришла из славянства, когда люди жертвовали ценности языческим божествам. По другой же, ее корни следует искать в эпохе раннего христианства. И родоначальником ее стал преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке.

В миру святой носил имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, он служил в Дамаске при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана, а впоследствии принял христианство и был рукоположен во священники. Во время разгула иконоборчества Иоанн выступил в защиту почитания икон, чем вызвал недовольство византийского императора Льва Исавра.

Тот составил на имя халифа клеветническое послание, в котором говорилось, что Иоанн якобы предложил ему, императору, свою помощь в завоевании столицы Сирии. в том. Император в гневе не только отстранил Иоанна от должности, но и, как нередко поступали тогда с преступниками, приказал отсечь бывшему министру кисть правой руки. После того как казнь была исполнена, отсеченную кисть повесили на городской площади, а затем вернули Иоанну. Вернувшись домой, тот приложил ее на место и долго молился перед иконой Богоматери. Потом он лег спать, а наутро обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла!

Тогда, в благодарность за исцеление, святой приделал к иконе изготовленную из серебра руку, в знак того, что его десница принадлежит Богородице. Так появился образ «Троеручицы».

Греки, по примеру Иоанна Дамаскина, стали прикреплять к иконам серебряные пластинки, изображающие исцеленных людей или вылеченные органы. Сегодня в лавках при греческих храмах можно купить серебряные изображения сердец, рук, ног, пальцев, глаз или человеческих фигурок. Считается, что в Россию традиция «украшать» иконы пришла именно из Греции.

«Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле, — говорит иконописец, основатель мастерской церковного искусства “Киноварь” Александр Лавданский. — Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла».

Что делают с украшениями потом

Когда украшений становится слишком много, их снимают с иконы. Порой их продают, и деньги тратят на нужды храма или прихода. Часто их переплавляют, чтобы сделать для иконы дорогой оклад. Именно благодаря этому обычаю для многих чудотворных ликов были изготовлены золотые оклады, украшенные драгоценными камнями.

Источник: cyrillitsa.ru

Правила и каноны украшения икон

Иконопись – одно из самых высоких искусств, которому учатся десятилетиями, прежде чем дарить миру идеальное изображение святого лика. Но иконы – это не только основа и краски, но и дополнительные украшения.

Читайте также:
Гранит драгоценный камень или

Украшение в процессе изготовления

Существуют скромные иконы, расписанные темперой, но также всегда были популярны богато украшенные лики святых:

Инкрустация драгоценными камнями

Украшение икон камнями – древняя традиция. На данный момент иконы расшиваются жемчугами, а деревянную основу инкрустируются другие драгоценные камни. Это один из эффективных способов передать божественное сияние лика святого.

Именно поэтому чаще всего камнями инкрустируются нимбы и рамы икон.

Золочение

Традиционно для золочения используется сусальное золото – дорогостоящий материал, который может позволить себе не каждая иконописная мастерская. Все чаще сусальное золото заменяется посталью и другими материалами, эффективно имитирующими позолоту.

Однако золочение преследует ту же цель, что и инкрустация: оно символизирует божественный свет.

Рама

Это логичная часть композиции и попутно конструктивный элемент, который защищает полотно от повреждений. Рамы традиционно изготавливаются из дерева и металла, украшаются позолотой, гравировкой и инкрустацией.

Украшение к празднику

Украшение иконы к празднику – это эффективный способ привлечь внимание к лику святого, особенно если событие в календаре связано с его именем. Когда церковь принимает участие в ярмарках, она нанимает церковного флориста.

Не секрет, что даже в светской жизни существует «язык цветов». В православной среде же он особенный и имеет свои четкие каноны. Один из самых светлых весенних праздников – Пасха – любит любые цветы, свежие и прекрасные. Но принято использовать красные соцветия, слегка разбавляя их белыми, поскольку красный цвет главный для этого праздника. Использовать для украшения можно красное или красно-белое покрывало.

Благовещение связано с чистотой и непорочностью святой Девы Марии, что символизируют белые лилии и их тонкий аромат. Также уместны в качестве украшения икон синие и фиолетовые цветы: тюльпаны, ирисы, хризантемы. Традиционно для украшения иконы используется фиолетовое покрывало.

Вербное воскресенье вряд ли вызовет у кого-то вопросы. Традиционно иконы украшаются вазонами с вербами, которые имитируют пальмовые листья. Кроме того, использовать можно лилии, белые розы и хризантемы.

Существует несколько способов украшения икон: у иконостаса развешиваются кашпо с цветами и ставятся напольные вазоны. Кроме того, сами иконы украшаются сплетенными венками, а проемы и иконостас – цветочными гирляндами. Композиции могут быть симметричными и ассиметричными.

Наиболее надежный вариант – использование цветов в вазонах и кашпо, поскольку при правильном уходе они будут украшать икону постоянно. Однако в таком случае имеется зависимость от времени цветения.

Не в каждой церкви иконы украшаются так, как хотелось бы, что связано с высокой стоимостью столь временного материала и отсутствием достаточного количества профессиональных флористов, знающих каноны украшения икон.

Источник: www.exponsk.ru

Драгоценные и полудрагоценные камни в украшении иконы

Всем У меня такой вопрос: как крепятся драгоценные и полудрагоценные камни к иконе? Я никак не могу найти ответ на это вопрос! Всем заранее спасибо!
На фото представлены не мои работы!

Файл № 494 613

24175096_725672610960408_5723327432711208960_n.jpg
202.16 KB • 206
Файл № 494 612

26154013_209122499637711_5383075854324596736_n.jpg
161.85 KB • 184
Файл № 494 611

Free-shipping-20pcs-lot-Wholesale-18x25mm-natural-stone-mixed-Oval-CAB-CABOCHON-turquoise-opal-rose-quartz.jpg
131.04 KB • 97

Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1949 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 1014616 • 26 Янв 2018 11:01
В размещенных вами фотографиях они просто приклеены.

_________________
Иконы и книги — http://iconandbook.ru
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 29360
Сообщение № 1014657 • 26 Янв 2018 13:16
Камни в кастах с ножкой, сажаются, вероятно, на клей.
Файл № 494 657

Akhtyrskaja_ikona_Bogorodicy_4.jpg
68.8 KB • 113
Файл № 494 656

Z123_1r.jpg
46.03 KB • 122
Файл № 494 655

Z123_6r.jpg
65.46 KB • 130
Регистрация: 06.03.2017 Сообщения: 8
Сообщение № 1015315 • 27 Янв 2018 23:05
А можете чуть подробнее объяснить, по-этапно? Какой клей для этого нужен?
Регистрация: 06.03.2017 Сообщения: 8
Сообщение № 1015321 • 27 Янв 2018 23:18
А есть ли какая-нибудь литература на эту тему или мастер-класс?
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1949 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 1015340 • 27 Янв 2018 23:57
А какая тут литература? Каст с ножной и чаще всего эпоксидка как клей.

_________________
Иконы и книги — http://iconandbook.ru
Регистрация: 06.03.2017 Сообщения: 8
Сообщение № 1015534 • 28 Янв 2018 16:50

Т.е. на иконе, предварительно, нужно сделать отверстие для ножки, а потом смазать клеем эту ножку и вставить в это отверстие, правильно?

Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1949 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 1015768 • 28 Янв 2018 22:18

_________________
Иконы и книги — http://iconandbook.ru
Санитар леса
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 57758 Откуда: πеmербyрг kоллеkцuонep ukон
Сообщение № 1015811 • 28 Янв 2018 23:57

Читайте также:
Пыляев м и драгоценные камни их свойства местонахождения и употребление

Делаем дырку под ножку,
С клеем в пузырь суём ложку,
Мажем везде понемножку.
Фсё, можем хавать окрошку.

Регистрация: 06.03.2017 Сообщения: 8
Сообщение № 1016704 • 30 Янв 2018 22:42
Всем спасибки за советы.
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 29360
Сообщение № 1016748 • 31 Янв 2018 00:25
Всем чмоки в этом чате! )))))))))
Санитар леса
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 57758 Откуда: πеmербyрг kоллеkцuонep ukон
Сообщение № 1017474 • 01 Фев 2018 22:06
Файл № 496 862

1516702794185434524.jpg
71.5 KB • 72
Регистрация: 05.09.2010 Сообщения: 526 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 1017836 • 02 Фев 2018 23:38

Это новая мода — камешки на икону клеить? Камни непосредственно на красочном слое чужеродно выглядят. Да и никогда такая техника украшения в традиции не применялась, всегда камни на оклад крепили. По чеканному левкасу капли краски «под камни» наносили, а кабошоны к доске приклеивать — это цыганщина какая-то.
ИМХО.

Источник: www.icon-art.info

Особенности вышивания икон и образов с каменьями

Вышивка каменьями всегда смотрится как произведение искусства. Поэтому еще с давних времен камнями, бисером мастерицы создавали картины, чаще всего — иконы. Высшая знать украшала такой вышивкой свою одежду. Самое знаменитое изделие, украшенное каменьями, — это шапка Мономаха. Современные мастерицы могут приобрести набор и освоить эту технику.

Особенности техники

Этой технике несколько веков, но ее секреты были доступны немногим. Позднее это искусство становилось все популярнее. И каждая рукодельница должна была овладеть техникой вышивкой каменьями. В современном рукоделии для работы, в основном, используют бисер или стразы.

Алмазная мозаика выкладка стразами

Вышивка бисером

Краткий экскурс в историю

В основе этой техники — нанизывание камней на нитку и создание узора. Изначально это искусство было доступно служителям монастыря. После крещения Владимиром Руси у церкви появилось большое влияние в обществе. Но вышивка камнями была не только признаком значимости, но и одним из главных занятий монахинь. Основным сюжетом полотен было жизнеописание Спасителя и святых.

Увидев, насколько богато смотрятся иконы, представители высших сословий захотели украсить свои одежды. Раньше это рукоделие было доступно не всем, потому что использовали драгоценные и полудрагоценные камни. С появлением бисера эта техника стала доступной. Тематика полотен стала обширнее — не только иконы и религия, но и природа, портреты людей.

Вышивание камнями и бисером — трудоемкий процесс, но результат получается великолепным. В современном рукоделии теперь данная техника применяется не только для создания полотен. Таким образом, продолжают украшать элементы одежды, например, варежки, воротники, манжеты. Или создавать милые сувениры, например, брошь. В настоящее время рукодельницы устраивают мастер-классы, на которых могут наглядно показать эту технику.

Женские театральные сумочки на фермуаре

Сумка украшенная бисером

Главные нюансы

  • для работы используют готовые принты, которые переносят на ткань;
  • все ряды должны плотно прилегать друг к другу;
  • бисеринки стоит подбирать одинакового размера без дефектов — тогда картина будет смотреться аккуратно. Исключение — вышивание украшений, но эта техника требует опыта и сноровки;
  • нитку необходимо крепко натягивать — от этого зависит плотность прилегания бусин.

Если раньше рукодельницам нужно было самостоятельно искать материалы для работы, то теперь производители упростили эту задачу. В магазинах можно найти уже готовые наборы для вышивки каменьями и бисером.

Вышивание из бисера для начинающих

Брошь из бисера

Как работать с наборами

Есть комплекты, как для начинающих вышивальщиц, так и для опытных мастериц. Но чаще всего, схемы для них служат ориентиром. Узор они составляют самостоятельно, опираясь на свой опыт и художественный вкус.

Что входит

  • основу — это ткань, сделанная из натурального плотного материала, чтобы было удобнее работать. На основу уже нанесен готовый принт;
  • бисер;
  • бусины разной формы и величины;
  • имитация жемчуга и хрустальных бусин;
  • стеклярус;
  • крученая цепь разных цветов — золотая, серебряная и темное золото;
  • натуральные камни;
  • игла;
  • подробная инструкция.

В некоторых наборах в комплекте идет подрамник из дерева или пяльцы, чтобы было удобнее вышивать. Но иногда они слишком большие, поэтому их можно купить отдельно. Рукодельница может самостоятельно приобрести все необходимое для работы. Для вышивания камнями подойдут схемы для вышивки крестиком. Только вместо крестиков используют камни или бисер.

Конечно, можно самостоятельно собрать набор. Но материалы должны быть качественными, без дефектов, потому что от этого зависит конечный результат работы. Преимущество натуральных камней в том, что они не теряют свой первоначальный вид.

Вышивание бисером для начинающих

Вышивка камнями

Вышивание монастырским стежком

  1. В левом нижнем или правом верхнем углу небольшого квадрата нужно вывести иголку.
  2. На иголку надевают бусину.
  3. Затем нужно вывести иголку через правый верхний или левый нижний угол (в зависимости от расположения иглы).
  4. Все эти действия повторяют необходимое количество раз.
Читайте также:
Коралл значение камня магические свойства и противопоказания

Начинать таким способом вышивать картину можно с любого ее края. Во время работы мастерица двигается рядами. Закончив один, переходит к созданию другого. Все ряды должны плотно прилегать друг к другу, чтобы картина смотрелась аккуратно. В результате полотно получается объемным.

Папертоль сирень

Ветки сирени из камней

Вышить камнями и бисером можно как большие участки картины, так и отдельные элементы. Красота полотна зависит от опыта и старания рукодельницы. Ведь нужно, чтобы ряды плотно прилегали друг к другу. Поэтому лучше начинать с маленьких схем. На маленьких областях рисунка небольшие погрешности в работе будут не так заметны. Камни и бисерины необходимо укладывать на одну сторону.

По такой же схеме нужно работать при оформлении крупных полотен, иначе рисунок получится поделенный на квадраты. Преимущество вышивки монастырским стежком в том, что с его помощью можно выполнить любой сюжет. С помощью компьютерных программ можно даже перенести фотографию на ткань и сделать оригинальный подарок.

Вышивание круговым способом

Принт также сразу нанесен на ткань и поделен на квадраты. Но расположены они спиралевидно, по направлению от центра к краям. Процесс вышивки начинается с центра орнаменты, двигаясь к краям картины.

Круговая техника вышивания бисером

Процесс вышивки

  1. Иголку выводят с изнаночной стороны на лицевую между первым и вторым значками бусин.
  2. Бусину надевают на нить, а иголку вводят перед первым квадратом.
  3. Затем иглу выводят между вторым и третьим квадратиками.

Все эти манипуляции нужно выполнить нужное количество раз.

Особенность «стебельчатого» шва в том, что игла проходит через бисеринку два раза.

  1. Иголку выводят с изнаночной стороны на лицевую.
  2. На нитку надевают бисерину.
  3. Иголку продевают с лицевой стороны на изнаночную.

Все манипуляции повторяют нужное количество раз. При «стебельчатом» шве камни прилегают друг к другу плотнее, что лучше всего подходит для круговой техники. Рисунок выглядит аккуратнее.

Новогодняя мышь вышивка бисером

Простая схема вышивки

Нужно учесть, что для монастырского шва требуется больше ниток. А для выполнения «стебельчатого» их нужно в два раза больше. Поэтому рукодельницы приобретают ниток с запасом. Выполнить полотно полностью в круговой технике не получится. По направлению к углам дуги будут становиться прерывистыми. В этом случае подойдет арочный шов.

Техника его выполнения схожа со «стебельчатым». Главное отличие — на нитку надевают несколько бисерин, но фиксируют только одну. При такой технике не получается плотное прилегание бусин, в отличие от предыдущих способов.

Вышивание бисером

Вышивка каменьями

Наборов образов с каменьями и бисером

  • «Дождь»;
  • «Снегири»;
  • «Паруса надежды»;
  • «Букет сирени».

Упрощенные схемы можно найти во всех магазинах для рукоделия и гораздо дешевле. Новички могут осваивать технику вышивки камнями и бисером на орнаментах для вышивки крестом. Есть наборы даже для детей — «Десятое королевство». Опытные рукодельницы сами разрабатывают схемы, и умело комбинируют размеры и вид бусин.

Икона святой ирины в каменьях и бусах

Икона вышитая камнями

Схемы икон для вышивки

  • «Богородица Умиление»;
  • «Мадонна Долороса»;
  • «Господь Вседержитель».

С полным ассортиментом можно ознакомиться на официальном сайте компании.

Иконы, вышитые камнями смотрятся очень красиво и украсят любой дом. Поэтому они станут прекрасным подарком. Хоть теперь данная техника стала доступной всем, монахини продолжают вышивать полотна бисером.

Икона святой ирины в каменьях и буса

Икона в технике вышивки каменьями

Занимаясь вышивкой камнями, нужно позаботиться о хорошем освещении, чтобы не испортить зрение. Поэтому не стоит экономить и приобрести деревянный подрамник, который можно подстроить под нужный размер полотна.

Источник: www.tkanix.info

Как использовать пуансоны и чеканы на иконе

Те инструменты, которые мы наносим с помощью молотка (бьем), мы называем чеканы. Те инструменты, которые мы выдавливаем рукой — пуансоны. Различие это достаточно серьезное. Когда вы бьете по инструменту, получается резкий удар металла об металл (стали об сусальное золото) и оттиск получается сразу же полированный, блестящий. Когда мы давим рукой — оттиск остается матовый.

Теперь поговорим о формах оттисков для чеканов и пуансонов. Для чеканов мы рекомендуем использовать только простые формы, а точнее даже только точку. Почему? Потому что при ударе молотка по чекану вы практически никогда не можете поставить чекан под 90 градусов в отношении доски и не чувствуете как ставится оттиск.

Второй раз ударить по тому же месту уже не представляется возможным, а если и получится, вид будет далеко не аккуратный. Поэтому если вы хотите ставить именно фигурные оттиски, мы рекомендуем вам использовать пуансоны и давить их только рукой.

К пуансонам мы делаем удобную ручку «грибок», где есть даже срез для большого пальца, поэтому когда вы будете продавливать штамп рукой, вы сможете чувствовать, где и как продавлен вами рисунок и при необходимости додавить в нужном месте еще, все это будет смотреться аккуратно. Но оттиск такого рода получается матовый, поэтому сверху мы после завершения чеканки полируем агатовым зубком, чаще всего это агат №5 «меч» или агат №6 «нож». Как правильно ставить фигурные пуансоны мы рассматриваем в другой нашей статье.

Читайте также:
Геолит камень магические свойства

Конечно под заказ мы можем сделать для вас и чеканы тех же фигурных оттисков, что и пуансоны, но за удобство их использования вами мы не ручаемся (почему? смотреть выше), хотя качество штампа будет точно такое же.

От силы удара молотка (кстати мы продаем очень удобный молоток для чеканки, вес которого составляет около 100гр, что достаточно для того, чтоб сделать правильного размера оттиск, но при этом рука не устает даже при долгой работе) по чекану зависит размер оставляемой им «жемчужинки» — круглого блестящего оттиска. Поэтому одним и тем же чеканом, например чеканом №1 можно сделать около 5 разного размера «жемчужинок». Всего чеканов у нас 3 разных размера — №1 (2,3мм стержень) для икон примерно до 21*28см, №2 (4,7мм стержень) для икон от 21*28 до 40*50см и №3 (6,2мм стержень) для икон бóльших размеров, в том числе и храмовых. Разделение конечно достаточно условное, лучше подбирать размер исходя из размерамасштаба орнамента.

Фигурные пуансоны, всего у нас их 26 разных штук, так же бывают разных размеров. Например Пуансоны №1 и №2 это инструменты для очень популярного оттиска для забивки ковчега «Три точки» выполненные в 2х разных размерах, для иконы поменьше и побольше. Подробнее о том, где какие пуансоны применяются мы поговорим ниже. Некоторые пуансоны есть только в одном размере.

Размеры оттисков от 3,2мм до 5мм. Делать пуансоны более 5мм в диаметре вполне возможно, даже проще для мастера, но вот продавливать их вручную на левкасе тяжело даже достаточно сильной руке.

Отдельно стоит «Пуансон точка №0». Отличается от чекана точки тем, что меньше диаметром и ставится вручную. Им можно делать как забивку фона в греческом стиле (про забивку фона можно прочитать тут), так и делать наметку-разметку для проставления фигурных пуансонов, например в ковчеге. Как это делать правильно мы рассказываем на наших мастер-классах по золочению.

Итак резюмируем: если нужно сделать простую быструю незатейливую чеканку «жемчужинками» — берем чекан нужного размера и с помощью молотка чеканим например по окружности нимба (как можно выполнять чеканку лучше прочесть в этой статье) . Если же нужно сделать более интересный узор с разнообразными фигурными штампами, как это делали мастера старой России, лучше воспользоваться специально скопированными нами с их работ (по мере возможности) фигурными пуансонами, которые делают аккуратную и вдумчивую чеканку. О том как раньше чеканили в России можно прочитать в этой статье. А научиться резной позолоте и чеканке можно на наших уроках по золочению, в частности на мастер-классе по «Резной позолоте и чеканке»

Для использования фигурных пуансонов мы рекомендуем использовать правильный левкас, обладающий достаточной, но не избыточной пластичностью. Почитать, какой именно левкас мы рекомендуем для полиментной позолоты и чеканки можно тут. А скачать рецепт левкаса и изготовить самостоятельно — вот в этой статье.

И последний вопрос — Где какие оттиски применяются.

В первую очередь хотим сказать 3 важных момента.

1) Не перегрузите чеканкой орнамент. Иногда лучше остановиться вовремя и если чувствуется что нужно еще — тогда уже продолжить

2) К каждому стилю иконописания подходит свой вариант орнамента и чеканки. Про это мы подробно говорим на наших итоговых уроках по «Разработке и комбинированию орнамента», но человек обладающий художественной насмотренностью поймет что и где нужно и можно/

3) Все написанное ниже — именно наш опыт. Нередко наши ученики удивляют нас (в хорошем смысле слова) очень интересными вариантами сочетания нескольких пуансонов или интересным вариантом применения. Поэтому не бойтесь экспериментировать (разумнее сначала сделать это на бумаге с распечатанной прорисью, после чего переносить на образ).

Начнем с чеканов. Чеканы, как уже говорилось выше, оставляют полированные вогнутые круглые поверхности, иными словами «жемчужинки». Их можно, при простейшей чеканке, просто пустить по кругу опуши нимба или внутри него. Это самый распространенный вариант чеканки.

Кроме этого варианта, чеканятся точки еще в различных соцветиях на растительном орнаменте, внутри геометрических фигур на ковчеге и других местах. В зависимости от силы удара вы можете делать точки разного размера и например чередовать их.

Читайте также:
Какие драгоценные камни подходят знакам зодиака близнецы женщина

Теперь пуансоны. Так как фигурных пуансонов у нас целых 26 штук, этот список будет достаточно длинным, однако к этой статье будет полезно возвращаться вновь и вновь, при разработке украшения вашей иконы. Посмотреть оттиски любых фигурных пуансонов можно на нашем сайте в разделе Фигурные пуансоны для золотой резьбы

Пуансоны №1 и №2 «Три точки» разных размеров — Забивка ковчега, сборка из нескольких пуансонов в окружности нимба.

Пуансоны №3 и №18 — «Ромашка» разных размеров — Используется в забивке лузги, самостоятельно вокруг нимба или в сочетании с пуансоном №11 «Аркой» тоже вокруг нимба,

Пуансоны №4 и №5 — «Лилия (Флер-де-лис)» разных размеров — Используется в забивке фона ковчега, в комбинации с различным растительным орнаментом, иногда в комбинации с другими пуансонами. Хорошо подходит для более позднего письма.

Пуансон №6 «Лотос (или Кустик)» — для забивки фона ковчега, в комбинации с различным растительным орнаментом, в сборке чеканки из нескольких пуансонов вокруг нимба. Очень популярный пуансон.

Пуансоны №7, №8, №9, №10 — Геометрические фигуры. Самые недооцененные. Не смотря на свою простоту очень востребованы для икон большого, храмового размера. Так как сделать чекан 15мм невозможно (точнее сделать то легко, а вот продавить на левкасе — нереально), то их этих геометрических фигур, особенно вытянутых ромбов №7 и №8 и капли №9 делают например большие цветочки, особенно интересно смотрятся они внутри прорези цировкой, так как благодаря большой площади «ломают» плоскость и получается место с разным преломлением света, как при огранке драгоценного камня. Отлично подходят для геометрических орнаментов и забивки внутри геометрического фона ковчега, особенно ромбы №8 и №10

Пуансон №11 — «Полукруг с насечками» — очень интересный штамп. Используется как вокруг нимба (можно в сочетании с пуансоном №3 или пуансоном точкой), так и в забивке ковчега «чешуей», как это делали старые мастера в России. Подробно про это можно прочитать и посмотреть в этой статье.

Пуансон №12 «Шестиконечная звезда» — Отчасти используется как геометрический пуансон (см. описание №7,8,9,10), отчасти как самостоятельный. Как самостоятельный используется в лузге, вокруг нимба, особенно в Богородичных иконах, и на полях в сочетании с орнаментом.

Пуансоны №13 и №14 «Цветочек» разных размеров — Самый популярный наш пуансон. Как и №3 и №18, они применяются вокруг нимба, в лузге, в сочетании с орнаментом.

Пуансоны №15, №16, №17 и №19 «Забивки фона» разных форм и размеров — очень подробно про эти замечательные пуансоны мы написали вообще в отдельной статье про забивки фона в иконе. Самые «старорусские» из наших пуансонов (ну еще и номер 3 и номер 18 очень древние).

Пуансоны №20 и №21 — «Кресты» разных размеров. Используются в более строгих, аскетичных, часто мужских образах. В ковчеге, геометрических элементах орнамента.

Пуансон №22 «Крест трилистник с точками» — один из самых популярных наших пуансонов. С одной стороны это крест и может использоваться там же где и №20 и №21, с другой стороны не такой строгий, поэтому стилистически подойдет наверное практически к каждому изображению и орнаменту.

Пуансон №23 — «Крест остроугольный» — крест чуть большего размера чем №22, с чуть большим уклоном в геометрию, чуть более строгий. Для тех иконописцев, которым №22 показался слишком «миленьким». Хорошо подходит особенно к русским орнаментам.

Пуансон №24 «Пальметта» — непростой в нанесении (за счет большой площади выдавливания), но очень эффектный пуансон. Используется для ковчега и нимба. Можно сделать своего рода «чешую», как у пуансона №11, ставя рядышком друг с другом. Неплохо подойдет в орнаменты.

Пуансон №25 «Веревочка» — один из самых интересных пуансонов. В чем то похож на забивку фона (о них и о «Веревочке» мы много писали в этой статье), ставится друг за дружкой (можно и с нахлестом) по линеечке. В итоге делает очень нарядную «Веревочку» обрамляя орнамент. Часто используем в компановке орнамента на наших итоговых уроках по «Разработке и комбинированию орнамента».

Пуансон №26 «Цветок 6 лепестков» — как и пуансон №24 не так легок в продавливании, но делает достаточно большой цветочек с неострыми краями (для кого это важно по стилистике орнамента). Один из самых популярных. Используется чаще с Богородичными и другими женскими образами в орнаменте или самостоятельно.

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации — //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kak-ispolzovat-puansony-i-chekany-na-ikone

Источник: agat-zub.ru

Рейтинг
Загрузка ...