Виды закрепок камней в ювелирных изделиях
Ювелирная отрасль имеет многовековую историю. За это время мастера изобрели огромное количество методов закрепления камней в оправах. По мере развития технологий они становились все сложнее. На сегодняшний день насчитывается более 50 способов закрепок по типам оправ. Попробуем разобраться в этом многообразии.
Существует 4 основных группы типов закрепки камней: это гнездовая (bezel), крапановая (prong), корнеровая (corner) и группа особых закрепок.
Гнездовые закрепки
Группа гнездовых закрепок включает две подгруппы: глухих оправ и ободковых (царговых) оправ.
Глухие оправы
В глухой оправе камень лежит в глухом гнезде и не имеет доступа света снизу. Удерживается он вертикальными стенками, кромки которых прижаты к камню. Чаще всего, глухой закрепкой фиксируют непрозрачные камни и вставки. Плюсы данного вида крепления: камень выглядит крупнее, также этот способ закрепки помогает замаскировать трещины на рундисте камня.
КАК УМЕНЬШИТЬ РАЗМЕР КОЛЬЦА С КАМНЕМ мастер класс от #AlexKash
Прозрачные камни в такой оправе выглядят ярче за счет отражения металла во внутренней части камня. Если необходимо добавить света, нередко используют разрезную или ажурную оправу: в этом случае в вертикальных стенках выполняют разрезы для большей освещенности камня.
Разновидности глухих оправ:
- Юстированная оправа. Глухая оправа-стаканчик, изготавливается из металла толщиной менее 1 мм. Основание имеет уменьшенный диаметр. После подгонки камень закладывается в оправу и фиксируется на опорном пояске за счет особо точной юстировки.
Рис. 1. Подготовка юстированной оправы для вставки камня
- Разрезная оправа. Разновидность глухой оправы, на поверхность которой нанесен сквозной орнамент.
Рис. 2. Разрезная оправа
- Ажурная оправа. Глухая оправа, разделенная ажурной вставкой и соединенная методом пайки.
Рис. 3. Ажурная оправа
- «Цыганская» закрепка. Вариант глухой закрепки, в которой камень «утоплен» в металле почти полностью. Фиксация осуществляется за счет того, что на край камня накатывается дополнительный слой металла.
Рис 4. Кольца с цыганской закрепкой
- Флеш-закрепка (flush setting) или притертая оправа. Еще один способ крепления камня в глубине металла. Тонкий металлический поясок по периметру камня удерживает камень в посадочном месте. Флеш-закрепка часто используется для установки бриллиантов.
Рис 5. Инкрустация камня при флеш-закрепке
Ободковые оправы
Ободковые оправы чаще применяют для крепления прозрачных и полупрозрачных вставок. Камень в ней лежит на опорном пояске, который расположен на внутренней стороне оправы и крепится обжатием металла (ободком) по периметру. Благодаря тому, что свет проникает сверху и снизу, прозрачные и полупрозрачные камни особо ярко играют в ободковой оправе.
Разновидности ободковых оправ:
- Сборная ободковая оправа. Оправа на несколько камней.
Рис 6. Сборная ободковая оправа
- Зеркальная оправа. Глухая оправа, в которой камень оправлен в отполированный до блеска обод, выполняющий роль зеркала. Такая оправа помогает придать камню блеск и искристость.
Рис. 7. Устройство и разновидности зеркальных оправ
- Оправа «венчиками». Оправа, в которой ободок прижимается к камню так, что между точками прижима образуются дуги.
Рис. 8. Оправа-венчик
- Камейная оправа. Разновидность оправы, чей ободок с верхней стороны замыкается припаянной внутрь рамкой. Камень при этом вставляется снизу.
Рис. 9. Камейная оправа
- Секционная оправа. Оправа для крепления нескольких камней прямоугольной формы рядом друг с другом.
Рис. 10. Секционная оправа
- Кретоновая оправа. Ободковая оправа, в которой камень фиксируется крапанами в виде выступающих из металла полосок.
Рис. 11. Кретоновая оправа
- Сводчатая оправа. Ободковая оправа, камень в которой фиксируются прижимом на равных расстояниях в определенных точках контура.
Рис. 12. Сводчатая оправа
- Полуглухая оправа. Вариант оправы, где камень фиксируется лишь с двух противоположных сторон «кусочками» обода.
Рис. 13. Кольцо с полуглухой оправой
- Открытая ободковая оправа. Считается «переходной» от ободковой к корнеровой, так как она имеет и обод, и врезанные лапки-корнеры.
Рис. 14. Открытая ободковая оправа
Крапановые закрепки
Крапановые закрепки – на сегодняшний день один из самых популярных способов фиксации камня. Вставку удерживают лапки-крапаны. Они охватывают камень по граням, позволяя солнечным лучам проникать в него со всех сторон. В зависимости от разновидности оправы число и форма крапанов могут быть различным.
Выделяют следующие виды крапановых оправ:
- Закрепка Tiffany Setting. Классическая закрепка в виде короны. Камень приподнят над кольцом и фиксируется 6-ю лапками-крапанами. Закрепка Тиффани была запатентована в 1886 году Чарльзом Льюисом Тиффани и по сей день является одной из самых популярных оправ для колец с бриллиантами.
Рис. 15. Кольцо с классической закрепкой Тиффани
- Кармезиновая оправа. Предназначена для большого количества камней. Центральный фиксируется крапаном или глухой закрепкой, а более мелкие камни из окружающего венца – притираются и крепятся дополнительными закрепочными корнерами.
Рис. 16. Разновидности кармезиновых оправ
- Закрепка «скобка». Модифицированная закрепка Тиффани. Отличается меньшим количеством крапанов – их всего 4 штуки.
Рис. 17. Кольцо с закрепкой «скобкой»
- Закрепка «шатон» или «аркада». Оправа, которая объединяет в себе ободковую и крапановую закрепку. Она имеет основу в виде короны.
Рис. 18. Схема закрепки «шатон» и кулон, выполненный в этой технике
Корнеровые закрепки
Корнеровая закрепка – способ крепления камней непосредственно в металле. При этом вставка фиксируется с помощью маленьких столбиков (корнеров), которые формируются из основного металла оправы специальным инструментом. Ювелир выбирает часть металла в виде стружки и прижимает ее к граням камня. При этом верхняя часть стружки закатывается корневёрткой в полусферу.
Выделяют следующие виды корнеровых оправ:
- Классическая корнеровая закрепка. Камень фиксируется корнерами, при этом вокруг камня нет дополнительной обработки или только срезан глянец.
Рис. 19. Схема установки камней при корнеровой закрепке
- Фаденовая закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро. Отдельно выделяют фаденовую дорожку – это вариант оправы, в которой полоса камней плавно сужается.
Рис. 20. Инкрустация камня в фаденовую оправу
- Фаден-гризантная закрепка. Камень фиксируется двумя или четырьмя корнерами, при этом вокруг вставки сделана подрезка, образующая ребро, на которое нанесен гризант (зернистая насечка).
- Закрепка «каре». Закрепка корнерами в количестве 4 или 12 штук, при которой фадены или фаден-гризанты, проходящие между камнями, образуют квадраты. Также возможен вариант что квадрат образует построение камней. С обратной стороны основы имеются отверстие для сквозного проникновения света.
Рис. 21. Браслет, выполненный в технике каре
- Закрепка «звезда». Разновидность корнеровой оправы, где камень удерживают 4 корнера, а внутренние контуры реза подрезаются в виде четырёх или восьмиконечной звезды или квадрата с вогнутыми сторонами.
Рис. 22. Разновидности оправ «звезда»
- Закрепка «паве». Разновидность корнеровой закрепки для фиксации россыпи большого количества камней небольшого размера. Вставки посажены вплотную друг к другу и фиксируются корнерами. В классическом паве камни располагаются строго по горизонтали и вертикали. Если присутствует смещение на половину фазы – это «тиктовая» разновидность паве.
Рис. 23. Схема размещения камней при классическом и тиктовом паве
«Микро паве» предполагает размещение очень большого количества мелких вставок одинакового размера: наплыв из металла удерживает сразу три близлежащих камня, благодаря чему создается ощущение, что изделие состоит из одного большого камня. Набивная оправа – разновидность «тиктовой» паве. В ней корнеры припаиваются в виде штифтов, а не вырезаются из металла.
Рис. 24. Готовые изделия в технике паве
Особые закрепки
Эта группа закрепок объединяет довольно разношерстнее виды оправ, которые также нашли свое место в ювелирной отрасли.
- Рельсовая (канальная) закрепка. Камни одинакового размера помещаются вплотную друг к другу в ободок-рельс. При этом между камнями нет никаких металлических перегородок. Камень оказывается защищен с краев, при этом сквозь него свободно проходит свет. Рельсовая закрепка используется для прозрачных камней, особенно популярна для создания украшений из бриллиантов.
Рис. 25. Схема и готовые изделия в технике канальной закрепки
- Барный канал (bar setting). Разновидность рельсовой закрепки, только в этом случае каждый камень находится в своем канале. Металлические пластины при этом выступают над вставкой и отчетливо видны.
Рис. 26. Схема и готовые изделия в технике закрепки «барный канал»
- Клеевая закрепка. Закрепка, используемая, в основном, для полудрагоценных камней, жемчуга и иных вставок. Вставка монтируется в небольшое углубление при помощи резьбового штифта и клея.
Рис. 27. Схема и кольцо в технике клеевой закрепки
- Закрепка на щелчок (пружинная). Способ крепления камня на две опорные точки, вставленные в пазы. Вставка открыта со всех сторон.
Рис. 28. Кольца в технике пружинной закрепки
- Невидимая закрепка. Редкий и трудоемкий способ фиксации камней, когда вставки располагаются в сетке-оправе по принципу витража. Грани подгоняются плотно друг к другу из-за чего становятся практически незаметными.
Рис. 29. Ювелирные украшения, выполненные в технике невидимой закрепки
Несмотря на разнообразие видов закрепок, можно с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью пользуются крапановые. Они обеспечивают хороший обзор камня и надежную фиксацию, а также просты в уходе. Поэтому в нашем ассортименте они занимают львиную долю.
Приобрести серьги, кольца, подвески с бриллиантами, зафиксированными крапанами, вы можете в нашем шоу-руме. Все ювелирные изделия проходят апробацию в пробирной палате, а бриллианты имеют сертификаты независимого геммологического центра МГУ.
Источник: www.brilliant.ru
Как всё устроено: мастерская ювелира
31 января отмечается Международный день ювелира. Чтобы выведать тонкости драгоценной профессии, мы отправились в ювелирную мастерскую.
«Если ювелира после смерти сожгут, от него останется золотой слиток граммов на 5», — шутит 24-летний Александр Токмаков, один из самых молодых ювелиров Тулы.
Как приходят в эту профессию, чем она опасна, как устроена ювелирная мастерская, что необычного просят заказчики и как создаются украшения, Саша рассказал корреспондентам Myslo.
Как становятся ювелирами
— Кем ты мечтал стать в детстве?
– Пожарным. Я считал, что это мужественная профессия и пожарных все уважают. Но потом узнал, что они получают копейки, и передумал. Занимался спортом — пауэрлифтингом, поэтому после школы решил поступить на факультет физкультуры. Но физруком тоже не стал: знакомый ювелир предложил пойти к нему подмастерьем, отец поддержал, сказал: «Иди, на еду всегда заработаешь».
Загорелся этой профессией сразу, как только увидел, как плавится металл, — это было очень красиво!
Целый год каждый день после занятий в университете шел в мастерскую, учился, потом начал выполнять несложные заказы. Через год мой учитель уехал в отпуск, оставив всю работу на меня. Волновался очень: страшно было работать без поддержки, боялся накосячить. Но справился, еще и денег заработал.
— Помнишь свою первую полностью самостоятельную работу?
– Да, храню ее до сих пор. Это пара обручальных колец из серебра. Они ужасны (смеется): на кольцах заметны швы, они неровные, не отполированы как следует.
— Насчет «заработаешь на еду»: у ювелира всегда есть работа?
– Да. Во-первых, в магазинных украшениях часто что-то рвется, гнется, ломается, и за ремонтом люди идут к ювелирам. Во-вторых, в мастерской есть возможность сделать украшение, которого ни у кого не будет. По любому эскизу, любой формы и размера.
Подвески в форме боксерских перчаток сделаны в подарок для чемпиона мира по боксу Александра Беспутина, который прошлым летом тренировался в Туле.
Опять же, ручная работа: даже два одинаковых кольца никогда не будут одинаковыми. У меня однажды был заказ из Израиля: девушка попросила обычные серьги-конго (кольца). Таких и в магазинах полно, но она хотела именно ручную работу.
Браслет плетения «Фараон» и замком «Коробка». Ювелир говорит, что это была самая сложная его работа за год.
— Какие таланты и качества нужны, чтобы работать ювелиром?
– Нужно обладать усидчивостью, трудолюбием и коммуникабельностью. Умение общаться очень важно — ты работаешь не только с металлами и камнями, а в первую очередь с людьми. Что касается таланта, то сегодня не обязательно быть художником, чтобы работать в ювелирной сфере: в наш век большинство изделий делается с помощью компьютерной 3D-модели.
Самые необычные и самые дорогие заказы
— Бывают заказы, которые тебя удивляют?
– Да. Например, была якорная цепь из серебра на 370 г, на ней собирался подтягиваться 100-килограммовый бодибилдер. Коллеги говорили, что ничего не выйдет, она порвется — но не порвалась.
Подвеску-аккордеон заказал клиент из другого города. «Благодаря этому заказу я запомнил, чем аккордеон отличается от баяна», — говорит Александр.
Однажды мне заказали медальон с пентаграммой, который я должен был закончить делать именно во вторник, — только в этот день есть какая-то особенная энергетика.
Иногда заказывают вещи, которые многим и в голову не придут, но я не удивляюсь: у всех свои тараканы, каждый живет как хочет. Поэтому я делаю, и если человек рад — я тоже радуюсь. Из самых необычных заказов был стержень из серебра для уретры. Заказчик написал, что доволен.
— Самые дорогие украшения, которые тебе заказывали или приносили в ремонт?
– Заказывали две большие цепи из золота 750 пробы за 550 тысяч рублей. А в ремонт приносили, например, браслет «Картье» за 1,2 млн — из украшения выпал бриллиант. С такими вещами работать волнительно, страшно повредить, испортить. Лучше вообще не знать, сколько это стоит.
Чем болеют ювелиры
— У ювелиров есть профессиональные болезни? Работа вредная?
– Не то чтобы вредная… Но свои «болячки» есть. От работы с мелкими деталями и постоянного напряжения глаз развивается астигматизм. Страдают руки, иногда стираются до мозолей и крови, а работать в перчатках неудобно.
Когда применяется наждачная бумага, в воздухе висит золотая и серебряная пыль, которой ты дышишь, и она никогда не выводится из легких.
Если ювелира после смерти сжечь, уверен, что останется граммов 5 чистого золота (смеется). Немного уменьшить этот вредный нюанс можно: поставить люстру Чижевского, завести в мастерской побольше цветов или держать окно открытым.
Как создаются украшения
— Сколько времени уходит на одно украшение?
– Смотря что делать. Пару обручальных колец можно изготовить за полчаса. Цепь на 100 г — часов за пять. А есть такие заказы, над которыми сидишь неделю. Я пять дней по семь часов провел над цепью плетения «Византия», или «Лисий хвост»: она собирается из множества колечек, очень сложная работа.
Так выглядит плетение «Лисий хвост».
— Какими инструментами работает ювелир?
– Их просто триллион. Многие из них всем знакомы — лобзик, газовая горелка, кусачки. Некоторые инструменты пришли из стоматологии, а из специальных есть печь, полировальный станок (его я сделал сам), ультразвуковая ванна для промывания изделий.
Часть инструментов, которыми работает ювелир.
— Как проходит процесс изготовления украшения?
– Всё начинается с эскиза, а дальше мы либо создаем 3D-модель и изготавливаем по ней изделие в специальной печи, либо делаем украшение вручную. Я больше люблю работать руками. Например, вот как происходит процесс изготовления кольца.
Сначала металл расплавляется в тигле.
Металл выливается в изложницу, начинаем формировать из него квадрат.
Металл нужно постоянно нагревать докрасна, чтобы он оставался пластичным. Готовый квадрат прокатывается в вальцах и соединяется в кольцо припоем. Чтобы этот полуфабрикат превратился в ровный круг, его обстукивают деревянной или текстолитовой киянкой, которая не оставляет следов на металле.
Размер кольца проверяется кольцемером или штангенциркулем.
Шлифовка убирает все изъяны и создает поверхность без царапин.
Затем полируем поверхность на полировальном станке. При полировке применяются пасты различной фракции, они делают поверхность зеркальной.
Финальный этап — промываем изделие в ультразвуковой ванне. Весь процесс изготовления кольца занял 25 минут.
— Было такое, что хотелось оставить себе украшение, сделанное для другого человека?
– Было. Большой кулон-секира на толстой цепи. Впервые в жизни мне было жалко отдавать заказ.
Та самая секира.
— Приходится переделывать вещь, если что-то не так?
– Случается, когда мне самому не нравится результат, переделываю, пока сам не буду доволен. А заказчик видит изделие несколько раз в процессе, на «полуфабрикатных» стадиях, и может внести свои коррективы.
— А бывает, что отговариваешь заказчика от каких-то нелепостей?
– Нет, никогда не навязываю свое мнение, могу только подсказать, но не отговаривать. Чего бы ни хотел человек, главное, чтобы украшение приносило ему радость.
Источник: myslo.ru