Как уральские жители делали роспись на камнях

uralo-sibirskaya-rospis

В первой половине 17 века за Уралом появились русские поселения, среди поселенцев были и разночинцы. Творчество, искусство были особенно близки этим людям, которые в тот час считались интеллигенцией. Следствием этому стало явление под названием урало-сибирская роспись. О том, что это за направление, чем выделяется оно среди прочих народных ремесел, какие цвета, мотивы и узоры присущи уральской росписи, мы расскажем в этой статье.

История появления и развития урало-сибирской росписи

Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях.

Как рисовать на камнях/Украшение для сада/ Поделки из камней/ Роспись на камнях/DIY

uralo-sibirskaya-rospis

Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.

Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри.

Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

Сочетания цветов

В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.

uralo-sibirskaya-rospis

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:

  • один цвет для всей зелени;
  • один цвет для группы цветов;
  • один цвет для ягод;
  • цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
  • разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
  • для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
  • черный цвет используется для приписок.

На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.

Ожившая галька. Мастер из Аги раскрыла секреты росписи на камнях

Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.

Читайте также:
Как переслать ювелирные изделия в другой город

Мотивы, узоры в росписи

uralo-sibirskaya-rospis

Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.

Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка.

Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.

Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость.

Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.

Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.

Уральское камнерезное искусство

Почему нам стоит знать и любить уральское камнерезное искусство?

Уральское камнерезное искусство

Почему нам стоит знать и любить уральское камнерезное искусство?

За три века, начиная с XVIII, на Урале сложилась целая школа камнерезного искусства. Когда-то наши мастера поставляли каменные произведения в императорские дворцы, декор и предметы интерьера из уральского малахита и яшмы при должном внимании можно обнаружить в мировых музеях и соборах.

Может показаться, что уральское камнерезное искусство – это дела давно минувших дней. Тем удивительнее, что и сегодня в Екатеринбурге и Свердловской области работают резчики по камню. Разумеется, это искусство было и остается во многом традиционным: мастера опираются на наработки своих предшественников, хорошо знают традицию и проверенные временем приемы, хотя иногда и используют более совершенные инструменты. Выставки камнерезного искусства зрители посещают очень охотно, и мастера прошлого впечатляют точно так же, как и современники.

Красота вне времени и пространства

Камнерезное искусство – это очень по-уральски. Весь цикл, от поиска самоцветов в горах и пещерах до кропотливой и тщательной обработки каждого минерала, связан с характером, землей, историей и менталитетом региона. Сказалась близость к материалу: Каменный пояс, Самоцветный край – все это об Уральских горах. Урал стал первым центром камнерезного искусства России, но и в мире схожих феноменов не так много.

Подлинное мастерство камнереза состоит не только в отточенных навыках резьбы, но и в особой интуиции к камню, умению почувствовать и раскрыть его особенности и красоту.

Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:

«В мире не так много центров, которые ассоциируются с обработкой цветного камня. В России таких центров три, и из них только Екатеринбург превратил камнерезное искусство в региональный бренд. Через него проявляется уральская идентичность, индустриальная и творческая.

Этому способствовала история и географическая близости города к месторождениям, поскольку художественная обработка камня появилась на Урале одновременно с первыми заводами. Но и есть кое-что еще. Этот вид творчества не может существовать отдельно от финансовой поддержки, от заказа. Поэтому его зарождение и развитие связаны с пониманием важности для статуса региона и, более того, страны. Таким образом, камнерезное искусство – это уральский вклад в национальный престиж, прямая связь региона с придворной жизнью и элитарной культурой России».

Как все начиналось

Камнерезное искусство появилось на Урале практически одновременно с первым освоением здешних недр. Уже в 1720-е годы, когда на карте только-только наметились первые заводы, здесь работали камнерезы-самоучки. Ведь в это же время застраивался Санкт-Петербург, и интерьеры требовали декора, соразмерного масштабам самого города. Указом императора Петра I к мастерам приглашали европейских учителей, а месторождения разрабатывались не только во имя новых заводов, но и для поиска самоцветов.

Читайте также:
Цвет пудры это какой

В 1751 году в полную силу заработала Екатеринбургская гранильная фабрика, собравшая лучших мастеров из окрестных селений. За считанные десятилетия они освоили множество жанров и способов обработки камня. Самое большое внимание – тем материалам, которые добывали неподалеку: яшма, агат, родонит, топаз, кварц и, конечно, малахит.

В итоге обработка твердых пород и мозаичный набор поделочного камня стали своеобразной специализацией екатеринбуржских мастеров. Иногда уральские недра одаривали особо талантливых рудознатцев ценными камнями – топазами, аметистами, горным хрусталем, дымчатым кварцем. Камнерезы научились огранять их, чтобы показать чистую красоту этих находок.

В XIX веке в Екатеринбурге и окрестностях камнерезное дело полностью оформилось: Екатеринбургская гранильная фабрика, к тому времени под патронатом Академии художеств, была его центром, а сеть создавали многочисленные частные мастерские, минералогические конторы и салоны. Помимо Екатеринбурга, мастера работали в Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском и Мраморском.

Из добытых на Урале камней создавали огромные парадные вазы и чаши, колонны и скульптуры, мозаики и декоративные элементы для дворцов и храмов. Форма стала по-настоящему сложной, что потребовало и более сложных инструментов. Созданные уральцами произведения из уральских камней украшают Смольный, Петергоф, Мраморный и Зимний дворцы. Важной и статусной работой рубежа веков стал иконостас для Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.

XX век и современность

В XX веке камнерезное искусство переживало и спады, и подъемы. Что особенно важно, уральская школа не утратила преемственности, несмотря ни на какие сложности. В новое художественно-ремесленное училище № 42 (сейчас это колледж «Рифей») пришли работать мастера старого времени, чтобы передать новым поколениям свои знания. Гранильная фабрика после многочисленных реорганизаций меняла названия и форматы работы, но продолжала действовать – и закрылась только в 2003 году.

Уральские камнерезы по-прежнему выполняли заказы государственной важности. Например, их привлекли к работе над мозаичной картой «Индустрия социализма» (размер – 5910 на 4500 мм), которую готовили к выставкам в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939). Масштаб и мастерство проработки карты так впечатлил международную публику, то на обеих выставках она была удостоена главных наград. Еще одной крупной работой можно назвать композицию «Урал кует победу», в которой впервые соединились плоская, рельефная и объемная мозаики. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда, и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

Читайте также:
Как чинят ювелирные изделия

В наши дни мастера перенимают старинные традиции резьбы по камню и одновременно делают следующий шаг в истории этого искусства. Сейчас они объединяются в студии и создают более сложные и многофигурные композиции. Теперь камнерезы не только раскрывают природную красоту камня, но и создают убедительные художественные образы. Помимо декоративных и функциональных вещей, они создают объемные мозаики. Старинные приемы получают новое развитие: например, игра с фактурами – матовыми, шлифоваными или резными, особая любовь к яшмам и кварцам.

Уральская камнерезная школа

Постепенно на Урале сложился собственный стиль резьбы по камню. Его отличало особое уважение к материалу: мастера стремились раскрыть уникальную природу каждого минерала, разглядеть, прочувствовать его особенности, чтобы проявить их в произведении. Главное – не нарушить естественную красоту, но выявить ее. Когда специалист раскрывает камень, он внимательно изучает инородные вкрапления, неоднородность цвета, узор и стремится соотнести все это со своим замыслом.

Сам по себе такой подход не эксклюзивный, однако в сочетании с излюбленными материалами он и в самом деле приобретает самобытность. Уральские мастера отдают предпочтение яшме, богатые запасы которой сосредоточены в Уральских горах, и различным кварцам, от горного хрусталя и аметиста до агатов и халцедонов.

Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:

«Несмотря на все перипетии истории, уральская школа камнерезного искусства сумела пронести преемственность мастерства. Происходит живая смена поколений, и молодые мастера перенимают опыт прошлого и обогащают его новыми темами. Главное, что характерно для уральской школы, – это внимание к камню, умение видеть, даже чувствовать его рисунок и скрытый потенциал.

Но достичь этого можно только долгой практикой, наработанным опытом общения с камнем. Только в этом случае мастер сможет найти компромисс между проектом и тем, что природа заложила в конкретный камень. Пока что история уральского камнерезного искусства не описана и не зафиксирована в полном объеме. Поэтому многие ее герои пока неизвестны: ни работники гранильной фабрики, ни частные мастера, ни сотрудники завода «Русские самоцветы». Этот пласт наследия еще предстоит открыть и исследовать».

В мировом контексте

О достижениях уральских камнерезов уже в XIX веке знали далеко за пределами России. И уж конечно, за ними пристально следили предприниматели Петербурга. Один из них – Карл Фаберже, который закупал у Екатеринбургской гранильной фабрики камни. Иногда он приглашал к себе и мастеров. Именно фирма Фаберже первой в России стала делать объемную мозаику – наборные фигурки из камней.

Самой известной считается серия «Русские типы», и выполняли ее мастера из Екатеринбурга – Петр Кремлев и Петр Дербышев, которых перевез в столицу Фаберже.

Одним из самых примечательных проектов уральских мастеров стала мозаичная карта Франции, которую готовили ко Всемирной выставке 1900 года в Париже. Николай II преподнес ее правительству Франции, и до сих она выставлена в Шато де Компьен.

Читайте также:
Как сделать браслет из крышек от энергетика

Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:

«Уральские камнерезы чаще всего работали по столичным заказам, и их произведения становились дипломатическими дарами. Поэтому колоссальное количество предметов рассеяно по всему миру. И за пределами России их намного больше, чем на самом Урале.

Некоторые хранятся в фондах музеев и никогда не выставлялись, другие утратили атрибуцию, для многих не установлено авторство и вся история создания. Но эти предметы – своеобразные послы нашего региона в мире. Мы можем использовать этот репутационный капитал для продвижения Урала, повышения его международного статуса. И конечно, рассказывать об этом наследии, возвращать произведения в культурное поле должны именно мы».

Произведения, созданные уральскими мастерами, хранятся во многих мировых собраниях. Иногда мы видим их в музеях, дворцах и особняках, где бываем как туристы.

Где смотреть в Свердловской области:

Материал Тины Гарник, фото Алексей Колчин для Культура-Урала.РФ.

Источник: uralcult.ru

История развития камнерезного искусства на Урале

Камнерезное искусство как промысел появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.

В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт – Петербурга, появляются масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году, по указу царя Петра I, первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться отрасль обработки камня.

Как уральские жители делали роспись на камнях

1991 год, «Валенки», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко

К середине XVIII века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.

К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведениями уральских камнерезов украшаются интерьеры царских резиденций. Поступают заказы на мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с ее переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.

В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.

Свою лепту в каменное дело внес горный мастер – Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Данила Зверев занимался оценкой драгоценных камней, выполнял заказы для Москвы и Петербурга. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Уже в советские годы сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире.

Читайте также:
Как нарисовать конопляный лист поэтапно

Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях.

Денисов-Уральский сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости.

Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Карьте. Денисов начинает поставлять в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

XX век важен для камнерезного искусства сотрудничеством Екатеринбургской гранильной фабрики с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.

Однако, после революции 1917 года, камнерезное искусство на Урале приходит в упадок. Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в настоящее время переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу».

Как уральские жители делали роспись на камнях

«Городовой», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко

После распада СССР, в начале 90х годов, фирмой «Яхонт и Ко» под художественным руководством Дмитрия Емельяненко было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.

К началу XXI века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет и развивается.

Кратко проследив историю развития камнерезного искусства на Урале, можно сделать вывод о том, что в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. За многие века сложилась собственная манера, в основе которой почти не было условности и стилизации. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.

Источник: stonecarvers.ru

Рейтинг
Загрузка ...