В первой половине 17 века за Уралом появились русские поселения, среди поселенцев были и разночинцы. Творчество, искусство были особенно близки этим людям, которые в тот час считались интеллигенцией. Следствием этому стало явление под названием урало-сибирская роспись. О том, что это за направление, чем выделяется оно среди прочих народных ремесел, какие цвета, мотивы и узоры присущи уральской росписи, мы расскажем в этой статье.
История появления и развития урало-сибирской росписи
Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях.
Как рисовать на камнях/Украшение для сада/ Поделки из камней/ Роспись на камнях/DIY
Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.
Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.
Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри.
Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.
Сочетания цветов
В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
- один цвет для всей зелени;
- один цвет для группы цветов;
- один цвет для ягод;
- цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
- разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
- для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
- черный цвет используется для приписок.
На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.
Ожившая галька. Мастер из Аги раскрыла секреты росписи на камнях
Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.
Мотивы, узоры в росписи
Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.
Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка.
Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.
Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость.
Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.
Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.
Уральское камнерезное искусство
Почему нам стоит знать и любить уральское камнерезное искусство?
Уральское камнерезное искусство
Почему нам стоит знать и любить уральское камнерезное искусство?
За три века, начиная с XVIII, на Урале сложилась целая школа камнерезного искусства. Когда-то наши мастера поставляли каменные произведения в императорские дворцы, декор и предметы интерьера из уральского малахита и яшмы при должном внимании можно обнаружить в мировых музеях и соборах.
Может показаться, что уральское камнерезное искусство – это дела давно минувших дней. Тем удивительнее, что и сегодня в Екатеринбурге и Свердловской области работают резчики по камню. Разумеется, это искусство было и остается во многом традиционным: мастера опираются на наработки своих предшественников, хорошо знают традицию и проверенные временем приемы, хотя иногда и используют более совершенные инструменты. Выставки камнерезного искусства зрители посещают очень охотно, и мастера прошлого впечатляют точно так же, как и современники.
Красота вне времени и пространства
Камнерезное искусство – это очень по-уральски. Весь цикл, от поиска самоцветов в горах и пещерах до кропотливой и тщательной обработки каждого минерала, связан с характером, землей, историей и менталитетом региона. Сказалась близость к материалу: Каменный пояс, Самоцветный край – все это об Уральских горах. Урал стал первым центром камнерезного искусства России, но и в мире схожих феноменов не так много.
Подлинное мастерство камнереза состоит не только в отточенных навыках резьбы, но и в особой интуиции к камню, умению почувствовать и раскрыть его особенности и красоту.
Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:
«В мире не так много центров, которые ассоциируются с обработкой цветного камня. В России таких центров три, и из них только Екатеринбург превратил камнерезное искусство в региональный бренд. Через него проявляется уральская идентичность, индустриальная и творческая.
Этому способствовала история и географическая близости города к месторождениям, поскольку художественная обработка камня появилась на Урале одновременно с первыми заводами. Но и есть кое-что еще. Этот вид творчества не может существовать отдельно от финансовой поддержки, от заказа. Поэтому его зарождение и развитие связаны с пониманием важности для статуса региона и, более того, страны. Таким образом, камнерезное искусство – это уральский вклад в национальный престиж, прямая связь региона с придворной жизнью и элитарной культурой России».
Как все начиналось
Камнерезное искусство появилось на Урале практически одновременно с первым освоением здешних недр. Уже в 1720-е годы, когда на карте только-только наметились первые заводы, здесь работали камнерезы-самоучки. Ведь в это же время застраивался Санкт-Петербург, и интерьеры требовали декора, соразмерного масштабам самого города. Указом императора Петра I к мастерам приглашали европейских учителей, а месторождения разрабатывались не только во имя новых заводов, но и для поиска самоцветов.
В 1751 году в полную силу заработала Екатеринбургская гранильная фабрика, собравшая лучших мастеров из окрестных селений. За считанные десятилетия они освоили множество жанров и способов обработки камня. Самое большое внимание – тем материалам, которые добывали неподалеку: яшма, агат, родонит, топаз, кварц и, конечно, малахит.
В итоге обработка твердых пород и мозаичный набор поделочного камня стали своеобразной специализацией екатеринбуржских мастеров. Иногда уральские недра одаривали особо талантливых рудознатцев ценными камнями – топазами, аметистами, горным хрусталем, дымчатым кварцем. Камнерезы научились огранять их, чтобы показать чистую красоту этих находок.
В XIX веке в Екатеринбурге и окрестностях камнерезное дело полностью оформилось: Екатеринбургская гранильная фабрика, к тому времени под патронатом Академии художеств, была его центром, а сеть создавали многочисленные частные мастерские, минералогические конторы и салоны. Помимо Екатеринбурга, мастера работали в Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском и Мраморском.
Из добытых на Урале камней создавали огромные парадные вазы и чаши, колонны и скульптуры, мозаики и декоративные элементы для дворцов и храмов. Форма стала по-настоящему сложной, что потребовало и более сложных инструментов. Созданные уральцами произведения из уральских камней украшают Смольный, Петергоф, Мраморный и Зимний дворцы. Важной и статусной работой рубежа веков стал иконостас для Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.
XX век и современность
В XX веке камнерезное искусство переживало и спады, и подъемы. Что особенно важно, уральская школа не утратила преемственности, несмотря ни на какие сложности. В новое художественно-ремесленное училище № 42 (сейчас это колледж «Рифей») пришли работать мастера старого времени, чтобы передать новым поколениям свои знания. Гранильная фабрика после многочисленных реорганизаций меняла названия и форматы работы, но продолжала действовать – и закрылась только в 2003 году.
Уральские камнерезы по-прежнему выполняли заказы государственной важности. Например, их привлекли к работе над мозаичной картой «Индустрия социализма» (размер – 5910 на 4500 мм), которую готовили к выставкам в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939). Масштаб и мастерство проработки карты так впечатлил международную публику, то на обеих выставках она была удостоена главных наград. Еще одной крупной работой можно назвать композицию «Урал кует победу», в которой впервые соединились плоская, рельефная и объемная мозаики. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда, и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.
В наши дни мастера перенимают старинные традиции резьбы по камню и одновременно делают следующий шаг в истории этого искусства. Сейчас они объединяются в студии и создают более сложные и многофигурные композиции. Теперь камнерезы не только раскрывают природную красоту камня, но и создают убедительные художественные образы. Помимо декоративных и функциональных вещей, они создают объемные мозаики. Старинные приемы получают новое развитие: например, игра с фактурами – матовыми, шлифоваными или резными, особая любовь к яшмам и кварцам.
Уральская камнерезная школа
Постепенно на Урале сложился собственный стиль резьбы по камню. Его отличало особое уважение к материалу: мастера стремились раскрыть уникальную природу каждого минерала, разглядеть, прочувствовать его особенности, чтобы проявить их в произведении. Главное – не нарушить естественную красоту, но выявить ее. Когда специалист раскрывает камень, он внимательно изучает инородные вкрапления, неоднородность цвета, узор и стремится соотнести все это со своим замыслом.
Сам по себе такой подход не эксклюзивный, однако в сочетании с излюбленными материалами он и в самом деле приобретает самобытность. Уральские мастера отдают предпочтение яшме, богатые запасы которой сосредоточены в Уральских горах, и различным кварцам, от горного хрусталя и аметиста до агатов и халцедонов.
Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:
«Несмотря на все перипетии истории, уральская школа камнерезного искусства сумела пронести преемственность мастерства. Происходит живая смена поколений, и молодые мастера перенимают опыт прошлого и обогащают его новыми темами. Главное, что характерно для уральской школы, – это внимание к камню, умение видеть, даже чувствовать его рисунок и скрытый потенциал.
Но достичь этого можно только долгой практикой, наработанным опытом общения с камнем. Только в этом случае мастер сможет найти компромисс между проектом и тем, что природа заложила в конкретный камень. Пока что история уральского камнерезного искусства не описана и не зафиксирована в полном объеме. Поэтому многие ее герои пока неизвестны: ни работники гранильной фабрики, ни частные мастера, ни сотрудники завода «Русские самоцветы». Этот пласт наследия еще предстоит открыть и исследовать».
В мировом контексте
О достижениях уральских камнерезов уже в XIX веке знали далеко за пределами России. И уж конечно, за ними пристально следили предприниматели Петербурга. Один из них – Карл Фаберже, который закупал у Екатеринбургской гранильной фабрики камни. Иногда он приглашал к себе и мастеров. Именно фирма Фаберже первой в России стала делать объемную мозаику – наборные фигурки из камней.
Самой известной считается серия «Русские типы», и выполняли ее мастера из Екатеринбурга – Петр Кремлев и Петр Дербышев, которых перевез в столицу Фаберже.
Одним из самых примечательных проектов уральских мастеров стала мозаичная карта Франции, которую готовили ко Всемирной выставке 1900 года в Париже. Николай II преподнес ее правительству Франции, и до сих она выставлена в Шато де Компьен.
Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:
«Уральские камнерезы чаще всего работали по столичным заказам, и их произведения становились дипломатическими дарами. Поэтому колоссальное количество предметов рассеяно по всему миру. И за пределами России их намного больше, чем на самом Урале.
Некоторые хранятся в фондах музеев и никогда не выставлялись, другие утратили атрибуцию, для многих не установлено авторство и вся история создания. Но эти предметы – своеобразные послы нашего региона в мире. Мы можем использовать этот репутационный капитал для продвижения Урала, повышения его международного статуса. И конечно, рассказывать об этом наследии, возвращать произведения в культурное поле должны именно мы».
Произведения, созданные уральскими мастерами, хранятся во многих мировых собраниях. Иногда мы видим их в музеях, дворцах и особняках, где бываем как туристы.
Где смотреть в Свердловской области:
Материал Тины Гарник, фото Алексей Колчин для Культура-Урала.РФ.
Источник: uralcult.ru
История развития камнерезного искусства на Урале
Камнерезное искусство как промысел появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.
В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт – Петербурга, появляются масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году, по указу царя Петра I, первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться отрасль обработки камня.
1991 год, «Валенки», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко
К середине XVIII века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.
К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведениями уральских камнерезов украшаются интерьеры царских резиденций. Поступают заказы на мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.
Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с ее переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.
В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.
Свою лепту в каменное дело внес горный мастер – Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Данила Зверев занимался оценкой драгоценных камней, выполнял заказы для Москвы и Петербурга. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Уже в советские годы сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире.
Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях.
Денисов-Уральский сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости.
Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Карьте. Денисов начинает поставлять в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.
XX век важен для камнерезного искусства сотрудничеством Екатеринбургской гранильной фабрики с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.
Однако, после революции 1917 года, камнерезное искусство на Урале приходит в упадок. Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в настоящее время переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу».
«Городовой», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко
После распада СССР, в начале 90х годов, фирмой «Яхонт и Ко» под художественным руководством Дмитрия Емельяненко было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.
К началу XXI века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.
В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет и развивается.
Кратко проследив историю развития камнерезного искусства на Урале, можно сделать вывод о том, что в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. За многие века сложилась собственная манера, в основе которой почти не было условности и стилизации. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.
Источник: stonecarvers.ru