Как в древности назывался драгоценный камень
Само слово «кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.
В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.
Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.
Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.
Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.
Символизм кутьи
Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.
Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.
Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.
В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.
Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.
Поверья связанные с кутьей
А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.
Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.
Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.
Канунная (праздничная) кутья
Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.
Кутья рождественская
Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.
Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.
А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.
Источник: samosoverhenstvovanie.ru
Названия драгоценных камней
Истоки названий основных видов драгоценных камней, широко используемых и в наши дни, восходят к глубокой древности, и поскольку они употреблялись задолго до выделения науки о минералах в самостоятельную отрасль — минералогию, значения этих названий в разные времена было различным. Если бы ювелиры использовали названия, взятые из минералогии, не было бы никакой путаницы или неопределенности, но надо учитывать, что многие из этих названий неизвестны или, по крайней мере, непривычны людям, непричастным к этой науке, и что в целом нежелателен полный отказ от названий, возникших в древности. Конечно, название, подобранное для впервые найденного камня, может оказать очень большое влияние на его дальнейшую судьбу. Привлекательный красный камень, сопутствующий алмазу в Южной Африке, под своим собственным названием «гранат» почти не находил спроса, однако он стал востребованным под неправильным названием «капский рубин». По тем же соображениям сочли целесообразным предложить название «хризолит» для обозначения блестящего зеленого граната, найденного на Урале; это название было чрезвычайно неудачным, потому что этот термин постоянно используется в минералогии для обозначения камня, известного в ювелирном деле под названием «перидот».
Названия, которые обычно употребляются в ювелирном деле, давались камням в основном по их цвету — наиболее очевидной, но наименее надежной физической характеристике драгоценных камней. Чтобы разделять камни с явно различной твердостью, были введены особые эпитеты. Так, термин «восточный» стал употребляться для обозначения разновидностей корунда, близких по твердости к алмазу, не потому, что корунды привозили с Востока, а потому, что в то время лучшие драгоценные камни попадали в Европу именно оттуда. Точно так же из-за того, что много ценных образцов настоящих топазов было привезено из Бразилии, эпитет «бразильский» стали употреблять, чтобы отличить этот вид камней от желтого кварца.
Едва ли не все красные камни объединяли под названием «рубин» или произвольными от него названиями «рубеллит» и «рубицелл». Термин «рубин» следует употреблять только по отношению к драгоценным красным разновидностям корунда.
Название «сапфир» всегда обозначает синий камень. Первоначально оно, по-видимому, использовалось для обозначения ляпис-лазури и подобных минералов, а затем, когда была открыта драгоценная синяя разновидность корунда, так стали называть именно этот великолепный камень. Минералоги прошлого использовали это название в более широком смысле: для обозначения всех разновидностей драгоценных корундов, включая и рубин. Современные ювелиры употребляют его в том же смысле, но исключают рубин; так, они говорят о белом, желтом, зеленом и даже розовом сапфире.
Желтые камни, как правило, объединяли под названием «топаз». Собственно топазом называется твердый естественный фторосиликат алюминия, который в чистом виде бесцветен, но радует глаз широкой палитрой оттенков, возникающих благодаря присутствию окислов металлов; тем не менее, ювелиры долго употребляли этот термин и для обозначения желтой разновидности кварца — цитрина; правда, когда говорили о собственно топазе, то добавляли слово «бразильский». Восточный топаз, королевский топаз, индийский топаз — все это желтый корунд, тогда как западный топаз — это желтый кварц (цитрин).
Название «изумруд» всегда употреблялось для обозначения камней зеленого цвета. Вначале так обозначалась хризоколла — непрозрачный зеленоватый камень, а позднее это название стали использовать для обозначения бесценной разновидности берилла травянисто-зеленого цвета, для которой оно употребляется и поныне. Восточный изумруд — это зеленый корунд. В 18 в. зеленый турмалин обычно назывался бразильским изумрудом. Название «уральский изумруд» пробовали употреблять для обозначения зеленого граната с Уральских гор.
Аметист — красивый фиолетовый кварц, однако с эпитетом «восточный» он означает фиолетовый корунд и даже фиолетовую шпинель; в то же время некоторые ювелиры используют это название для обозначения блестящего кварца из Сибири, характеризующегося чередованием полос пурпурной и белой окраски.
Название «алмаз» применяется для обозначения блестящего, чрезвычайно твердого и, в случае правильной огранки, ярко сверкающего камня, который для всех поколений был самым популярным среди драгоценных камней. К сожалению, это название давали также блестящим бесцветным камням, относящимся к другим видам; корнуэллский алмаз, бристольский алмаз и подобные камни — это горный хрусталь (бесцветный кварц), матарский бриллиант и цейлонский алмаз — бесцветный циркон, а саксонский (или сибирский) алмаз — бесцветный топаз.
Аквамарин — это прекрасная голубовато-зеленая разновидность берилла; восточный аквамарин и сиамский аквамарин — это зеленоватый корунд и зеленая шпинель соответственно.
Из сказанного можно понять, что популярные названия драгоценных камней имеют недостаток в том, что они заставляют предполагать несуществующее родство между отдельными видами и не отражают никаких существенных свойств этих камней, кроме, разве что, цвета.
Источник: vuzlit.com
Драгоценности Древнего Рима
Показываю другое забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы — камеи и инталии. В эпоху античности — в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.
(Глядя на фотографии, учитывайте, что они еще и с увеличением, то есть на самом деле эти камни в реальности намного меньше).
UPD: судя по комментариям, некоторые не понимают, как это делается — ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот на этой мастер от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.

Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август
Фрагменты. Только вообразите уровень кропотливой работы
Геракл и Цербер
Портрет Луция Вера, 2 в. н.э.
«Гемма» — это обобщающее слово для таких резных камней, слово английское gem из той же истории. Геммы бывают с выпуклым рельефом — тогда это «камеи». Либо с глубоким вырезанным, тогда это «инталии». Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.
Вот инталия.
Вот печать-инталия и ее отпечаток на гипсе
Мои самые любимые — на аметисте, но их меньше.
«Каракалла».
«Нерон в образе Аполлона»
Одна из самых знаменитых античных камей — «Камея Гонзага». 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Лежит у нас в Эрмитаже
Бывали и достаточно большие (ну, относительно) панно. Обычно семейные или аллегорические изображения императоров.
«Гемма Августа», 10-20 года н.э. Сардоникс. Имеет 19 см в высоту
«Гемма Клавдия». 12 см в высоту.
Напротив Клавдия его текущая жена Агриппина.
«Большая камея Франции», 23 год н.э. Изображена обширная семья Тиберия
Камеи обычно еще вставляли в драгоценные оправы.
Многие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние — это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.
«Калигула и богиня Рома»
Оникс из Шаффхаузена
Дочь Тита на аквамарине, оправа средневековая опять
В Средневековье их использовали для украшения религиозных предметов — Распятий или окладов Евангелий, хотя причем тут римские императоры и императрицы.
Это был фрагмент реликвария для мощей Карла Великого, вот он целиком.
Вообще на этот бюст много всего налепили, например и такую античную гемму, с попой
Зевс Громовержец в средневековой оправе, пожертвованный Карлом V в Шартрский собор в 14 веке.
Это Август
Его вставили в Крест Лотаря, ок. 1000
Источник: shakko.ru