uCrazy.ru
Полумесяц со звездой – вероятно, самый узнаваемый символ ислама. Подобно христианскому кресту, полумесяц устанавливают на крышах мечетей, надгробных плитах или носят на цепочке на шее. Что он означает и как появился?
Удивительное рядом
На самом деле, с точки зрения мусульманских идеологов, никакого религиозного символа в исламе вообще нет. Полумесяц рассматривается как древний языческий знак и глубокого сакрального смысла не имеет.
Учитывая, что ислам зародился в 610 году, то символика с полумесяцем появилась только ко второй половине XV века. Задача у полумесяца лишь одна – визуально отличать мусульманские мечети от христианских храмов и обычных построек.
Однако почему именно полумесяц стал ассоциироваться с религией? Существует две теории появления такого знака.
Согласно распространенной версии, полумесяц мусульмане позаимствовали у павшего Константинополя.
Полумесяц и звезда
Со времен Древней Греции у каждого греческого города или поселения был собственный языческий покровитель. У Византия это была богиня Артемида. Богиню отождествляли с Луной и изображали с полумесяцем над головой и факелом в руках. Считалось, что по её воле непроглядная ночь становится светлее.
Артемида – в древнегреческой мифологии всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны.
По греческой легенде, некогда Византий осадили македонцы. Они предприняли неожиданную ночную атаку, но вышедшая на небе Луна осветила поле перед городом и выдала намерения нападающих. Византийцы отбили штурм и сделали Артемиду своей покровительницей. Когда язычество уступило христианству, полумесяц адаптировали под новую религию и сделали символом Девы Марии, матери Иисуса Христа.
После того, как Константинополь был захвачен турками, султану Мехмеду II приснился сон, что полумесяц осветил его империю. Воодушевленный сновидением властитель сделал греческий символ государственным символом своей державы. Полумесяц стал появляться не только на мечетях, но и на крышах административных зданий, боевых стягах и т.д.
Учитывая, что Османская империя была сильнейшей державой мусульманского мира и задавала тон развитию всего арабского Востока, то полумесяц стал ассоциироваться с исламом.
Символ царской власти
Согласно советским ученым, полумесяц был не религиозным, а династическим знаком, символизирующим ту или иную правящую династию.
При этом корни знака уходят во II век н.э. Тогда полумесяц принадлежал правителям Сасанидской (персидской) империи. Луну стали ассоциировать с властью. Позже, с принятием ислама, полумесяц стал символизировать власть Арабского халифата, а после его развала, каждый мало-мальски сильный шах адаптировал знак под себя.
Как у мусульман появился полумесяц?
Полумесяц чеканили на монетах, рисовали на воротах, водружали на мечетях и других зданиях. Это был аналог российскому двухглавому орлу. Османы, установившие свою власть в халифате, решили перенять символ для себя. Со временем, государственный символ превратился в религиозный.
Как бы то ни было, полумесяц в ислам принесли турки. Считать его аналогом христианского креста нельзя. Мусульмане не обожествляют свой символ, считая цепочки с полумесяцем простым украшением. Например, рассматривать символ как оберег в исламе строго запрещено.
На разных мечетях форма полумесяца отличается, на некоторых из них, купола вообще увенчаны полной луной.
ИсточникПочему мусульмане сделали своим символом звезду с полумесяцем
Когда наши современники описывают духовное противостояние христианства и ислама, они обычно говорят о борьбе креста с полумесяцем. И мало кто знает, что эти религиозные символы имеют общую историю. На заре нашей цивилизации они обозначали божественный союз двух противоположных начал. Сейчас изображение полумесяца со звездой прочно ассоциируется в обществе с мусульманской религией.
Языческие времена
На флагах многих стран, в которых большинство населения исповедует ислам, красуется стилизованный образ ночного светила. Изображение молодого месяца имеет оккультный смысл. С древнейших времен люди видели в нем символ возрождения и трансформации мира. Немало мифов связано с лунным циклом, когда ночное светило появляется на небе, достигает состояния идеального круга, а затем опять исчезает, чтобы вернуться обновленным.
Языческие божества многих народов делятся на носителей солнечной и лунной энергии. Достаточно вспомнить о греческой богине Диане или ее карфагенской «коллеге» по имени Танит. Еще в храмах Древнего Египта полумесяц и солнце часто изображали вместе, чтобы подчеркнуть единство Дня и Ночи, союз двух противоположностей. Сознание людей тогда не было разделено, они не считали, что поклонение одному божественному началу означает отказ от другого.
Древние шумеры называли полумесяц символом бога Сина. Доктор исторических наук Валерий Иванович Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории» привел описание каменной стелы, посвященной восшествию на престол царя Ур-Намму, который правил около 2109-2098 гг. до нашей эры. Неизвестные мастера вырезали вверху стелы изображение полумесяца и звезды с 12 лучами, которая символизировала солнце.
Таким образом, первый представитель III династии, происходившей из города Ура, хотел заявить о легитимности своей власти над Шумером и Аккадом, доставшейся ему в непростой борьбе. Согласно вышеупомянутой каменной стеле, восшествие Ур-Намму на престол приветствуют и Солнце, и Луна. То есть изначально многолучевая звезда, расположенная рядом с полумесяцем, символизировала дневное светило.
По всей Евразии
Такое изображение можно увидеть на храмах, монетах, царских коронах и печатях большинства стран древности, расположенных как в Азии, так и в Европе. Как и древние шумеры, жители многих государств считали этот символ обозначением царской власти, поддерживаемой высшими силами. Данный знак стал ассоциироваться с божественным благословением, ведь в сознании язычников нет ничего выше персонифицированных Солнца и Луны.
На монетах царя Чаштаны – первого в династии правителей индийского княжества Западные Кшатрапы, существовавшего с 110 до 395 года – можно увидеть полумесяц. Римская империя, Тюркский каганат, Персидское царство также использовали этот символ в своей официальной геральдике.
В христианских странах древний знак претерпел существенные изменения, место солнца занял крест, а изображение молодой луны либо пропало, либо сохранилось как некий элемент декора. Например, внизу православных крестов, которые устанавливают на церквях, до сих пор можно увидеть полумесяц. Это удивляет большинство наших современников, ведь мало кто слышал об исходном значении данного символа, который был переосмыслен христианами.
Династии Сасанидов и Османов
Полумесяц со звездой стал ассоциироваться в массовом сознании с мусульманской религией лишь в последние столетия. К такому выводу пришел известный советский востоковед Василий Владимирович Бартольд в своей научной работе «К вопросу о полумесяце как символе ислама», которая была опубликована в 6-м томе его «Сочинений».
«Несмотря на некоторые факты, указывающие на раннее усвоение этого символа ислама, появление полумесяца над крышами и куполами мечетей и противопоставление его кресту христианских храмов – явления сравнительно поздние и не получившие общего распространения», – написал В.В. Бартольд.
Поскольку молодой месяц был официальным символом династии Сасанидов, правившей Персидской империей в III-VII веках, появление данного знака на культовых сооружениях доисламского периода было данью правителям, оплатившим строительство. Некоторые вассалы Сасанидов использовали символ своих сюзеренов для обозначения личной лояльности и преданности правителям империи.
Известно, что древнегреческая богиня лунного света, Геката, считалась покровительницей Константинополя, поэтому полумесяц занимал свое законное место на гербе столицы Византии. После завоевания этого города турками в 1453 году, династия Османов стала использовать символ Константинополя как свой геральдический знак, а город был переименован в Стамбул. На это указал и В. В. Бартольд.
«Во всяком случае, полумесяц как религиозный символ, имевший для мечети то же значение, что и крест для христианских храмов, был характерен не для ислама вообще, но специально для турецко-османского ислама и, например, на туркестанских мечетях не встречался до русского завоевания», – написал ученый-востоковед.
А мы знаем, что первый из Туркестанских походов русской армии начался в 1847 году. То есть как минимум до середины XIX века в Средней Азии не считали полумесяц со звездой символом мусульманской религии.
Но династический знак правителей Османской империи с течением времени стал противопоставляться христианскому кресту. Это неудивительно, ведь между странами, жители которых придерживались разных религий, часто возникали войны «за веру». Религиозное противостояние не утихает и в наше время.
Крест и полумесяц
Многие исследователи выдвигают самые разные, спорные и противоречивые версии происхождения мусульманского символа. Некоторые даже заявляют о единстве креста и полумесяца, основываясь на древних языческих знаках Дня и Ночи.
Глеб Владимирович Носовский и Анатолий Тимофеевич Фоменко написали в соавторстве книгу «Реконструкция подлинной истории. Как было на самом деле». В ней они выдвинули весьма неоднозначную теорию: «Крест в виде звезды – например, 8-ми или 6-конечной – известен в средневековой иконографии. Такие изображения крестов-звезд можно увидеть на стенах известного киевского Софийского собора. Получается, что крест с полумесяцем на куполах русских храмов и турецкий полумесяц со звездой, символизирующей крест, – это лишь различные виды одного и того же христианского символа!».
Авторы книги утверждают, что некогда единый знак последователи двух религий просто поделили между собой: крест достался одним, а полумесяц со звездой – другим. Тем более что Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко насчитали 29 изображений мусульманского символа на гербах старинных русских городов, что также свидетельствует, по мнению исследователей, о былом единстве.
Источник