Изготовление изделий из этих драгоценных металлов ставало все более популярным и сложным. Их украшали оригинальными элементами, которые изготавливались умелыми мастерами с использованием разнообразных техник. Одной из самых первых была грануляция или зернь. Грануляция – это украшение ювелирных изделий узорами, которые изготавливались из небольших шариков.
Как в давние времена, так и в современном мире, грануляция используется вместе с другой, не менее популярной и изысканной техникой украшения изделий – филигранью. Они идут параллельно, гармонично переплетаясь и дополняя и друг друга.
Мельчайшие, почти невесомые шарики имеют вес от 0,4 мм. Размещаться они могут:
- россыпью разнообразной плотности;
- в качестве каемки по краю украшения;
- в виде сетки или узора с геометрическими фигурами любой формы;
- создавать объемные пирамиды или грозди.
Как Сделать Зернь Для Филиграни В Домашних Условиях
История оригинальной отделки
Эта техника нанесения орнамента была известна еще в 2000 году до н.э. Её следы были найдены на всех континентах земного шара. Так как в древние времена количество золота было ограниченным, ювелиры старались отличаться не количеством изготовленных украшений, а качеством и замысловатостью оригинальных узоров.
Самый известный и яркий пример изделий с использованием грануляции – этрусские украшения. Особую популярность эта технология приобрела на территории современной Тосканы в 700 году до н.э. Отличалась она от других видов отделки особой изящностью и сложностью выполнения. Не каждый мастер мог похвастаться владением этой техникой.
Техника зерни совершенствовалась и популяризировалась до 300 года до н.э. С приходом греческой эпохи и культуры, она была не заслуженно забыта на многие столетия.
На территории Древней Руси в IХ – ХII веках украшения с зернью также пользовались популярностью. Такие изделия могли себе позволить только высокопоставленные и статусные представители богатого класса. В этот период времени её часто использовали с цветной эмалью
В начале ХVIII века ювелир из Италии Фортунатто Пио Кастеллани взялся за возрождение древнего искусства, чтобы открыть все секреты древних мастеров. В 30-х годах ХХ столетия английский ювелир П. Литтлдейл добился максимального сходства в технике крепления зерни с работами первых мастеров. После чего он получил патент на открывшиеся ему уникальные тонкости дела.
Особенности технологического процесса
Особенностью техники зерни является аккуратное и незаметное припаивание мельчайших шариков к основе. Одно из главных условий успешного проведения грануляции: материал, из которого изготовлено украшение и зернь должны быть одного вида. Нельзя закреплять на золотое изделие серебряные сферы и наоборот.
Зернь — как сделать?
Чтобы изготовить такие крошечные шарики, стоит подготовить кусочки металла приблизительно равных размеров. Для осуществления этого, ювелиры используют два способа:
- Производится процесс дробления материала до размеров мелкой стружки.
- Из выбранного металла изготавливают проволоку и закручивают её в форме спирали, которую в последствии разрезают поперек витков. Так получаются звенья одного размера.
Процесс плавки и придания заготовкам сферической формы также использует два метода. Они оба эффективны и используются в современных мастерских.
Первый метод изготовления сфер предполагает укладывание заготовок в подготовленные специальные формы. При установке их в муфельную печь, кусочки металла плавятся и стекают в углубление на дне. Потом форма достается из печи и охлаждается.
Во втором методе используют тигель, который наполняют заготовками и пересыпают их порошком из древесного угля. Он нужен для понижения температуры плавки и чтобы все элементы не соединились в один слиток. Такой «коктейль» отправляется в печь, а когда процесс плавки завершен, сосуд с готовыми шариками достают и оставляют до полного остывания.
Основной проблемой в технологии, которую не могли повторить ювелиры нового поколения, был способ незаметной закрепки огромного количества сферических элементов. Секрет, который открыл Литтлдейл, заключался в использовании в качестве плавильного материала двухкомпонентного низкоплавкого эвтектического сплава. Он состоял из трагантовой или какой-нибудь другой органической смолы с добавлением магния. Смола быстро плавится и выгорает, а магний помогает практически незаметному спаиванию метала в необходимом месте.
Утонченная техника очень популярна в современное, динамичное и технически развитое время. Она придает изысканным украшениям необычайный объем, оригинальность фактуры и благородный вид. Несмотря на то что эта техника требует высокого мастерства и особой концентрации внимания ювелира, она никогда не выйдет из моды.
В каталоге ювелирной мастерской «Uvelir Moscow» представлены изделия с использованием техники грануляции.
У нас Вы можете заказать изготовление уникального изделия с оригинальным дизайном, для украшения которого используются разнообразные популярные техники. Такое ювелирное творение не только великолепно дополнит выбранный Вами образ, но и обратит на себя внимание окружающих.
Источник: uvelirmoscow.ru
Грануляция или зернь как украшение ювелирных изделий
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.
При создании ювелирных изделий мастера используют большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.
Русская зернь
Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.
Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.
Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.
Волошин Максимилиан Александрович
Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.
Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.
Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи.
Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.
Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать.
Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.
В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.
На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.
Изготовление зерни
Зернь, или гранулы, — это металлические: мельхиор, серебро, золото, медь, томпак, шарики диаметром от 0,7 до 3,0 мм. Техника зерни предполагает использование в большом количестве одинаковых, рассортированных по размеру шариков.
Для изготовления зерни, сортовых гранул способом плавления нарезают листовую, проволочную или профильную заготовку кусочками одного размера. Обрезку укладывают в небольшой (лучше графитовый) тигель, пересыпая крупным угольным порошком, который препятствует соединению двух соседних кусочков, и накрывают тонким слоем асбеста, чтобы не разлеталась угольная пыль.
Нагревание до температуры плавления проводят или в муфельной печи, или горелкой на леткале. В последнем случае тигель должен быть небольшим, чтобы пламя горелки могло охватить и прогреть его целиком.
Пайку зерни можно производить и не в тигле, а на леткале, проложенном углём. Разогретые кусочки превращаются в шарики и скатываются с наклонной поверхности, охлаждаясь в воде или масле. Вышеописанным способом изготовления зерни можно изготовить качественную серебряную, золотую, медную или томпаковую зернь, а мельхиоровая и нейзильберовая получается неровной, шишковатой. Гранулы из этих материалов лучше получать механическим окатыванием.
Для механического окатывания шариков необходимо изготовить приспособление. Оно состоит из ступки и вращающегося пестика. Насечка на дне ступки способствует окатыванию кусочков в дробинки — зернь. Пестик вращается, будучи укреплённым в патроне дрели, а ступка жестко закрепляется в тисках или на столе.
Заготовки под гранулы выполняют из проволоки или проката квадратного сечения, нарезая его так, чтобы высота h и сторона грани или диаметр цилиндра соотносились как 1:1. Кубики и цилиндрики должны устелить дно ступки в один ряд (очень важно!) и не менее чем на 2/3 площади.
Вращение пестика должно быть не очень быстрым (от 500 до 1500 об/мин), чтобы не разносило заготовки по краям ступки. Накатанные таким образом шарики имеют одинаковую величину, что очень важно для техники зерни. Гранулы другого размера изготавливают в следующий приём.
Иногда появляется необходимость в применении полушара. Такую зернь оплавляют на кусочке слюды. Прочно схватываясь со слюдой, капля образует ровную площадку, а верхняя часть формируется в виде полушария.
Подобные гранулы удобно напаивать на плоскую поверхность, причем они меньше выпирают над поверхностью металла, чем круглые шарики такого же диаметра, что является существенным при изготовлении колец и браслетов.
Крупную зернь диаметром 3,5; 4,5; 5 и более миллиметров изготовить плавлением очень трудно из-за действия силы тяжести. Поэтому делают ложную зернь из листового металла способом выколотки в анке пунзелами или стальными шариками на свинцовой подложке.
Вырезанную из листа в виде круга заготовку формуют в постепенно уменьшающихся полусферических углублениях. Отжиг заготовки проводят в промежутках между второй и четвёртой формовками, чтобы восстановить пластичность материала.
Целую зернинку изготавливают из двух половинок (полусфер), спаивая их но экватору. В таком пустотелом шаре нужно оставить отверстие, иначе расширяющийся при нагреве воздух не даст припою качественно пропаять шов.
Монтировка и пайка зерни
Традиционная техника изготовления и пайки зерни применяется при изготовлении изделий из драгоценных металлов. Искусство ювелира заключается в том, чтобы не только расположить рисунок шариков на пластине, но и припаять их без припоя.
Всё изделие нагревается вместе с шариками до температуры естественной сварки, т. е. оплавления и схватывания зерни с основой. Причем нагревать надо так, чтобы гранулы не потеряли своей формы, а пластина не покрылась буграми — признак перегрева и начала плавления металла.
При использовании недрагоценных металлов несколько изменяем технологию, чтобы освоить эту сложную и древнюю технику.
Для более прочного сцепления гранул и листа место будущего соприкосновения необходимо закернить для шариков диаметром от 0,7 до 1,5 мм или выфрезеровагь углубления шаровидным бором для шариков диаметром более 1,5 мм. Крепление одиночных крупных гранул (2-5 мм) и пустотелых сфер проводят через подставку — кольцо.
Для пайки зерни, в частности выполнения пояса из зерни пользуются также направляющими желобами из параллельно напаянных гладевых проволочек.
Все эти подготовительные операции увеличивают площадь паянного шва, а значит, зернь прочнее удерживается на изделии. Напаивание шариков проводят на предмет, который уже больше не будет подвергаться деформации и изгибанию.
Подставки — колечки подпаивают до установки зерни, а выфрезерованные углубления покрывают тонким слоем расплавленного припоя. При кернении работу ведут по-другому: сначала покрывают изделие припоем в местах расположения гранул, а затем насекают стержнем лунки.
Отфлюсованные шарики располагают по лункам согласно эскизу, гранулы могут быть не только одного размера, но и могут располагаться по нарастающей или убывающей. Если предмет имеет выпуклую форму, то расположение зерни необходимо проводить, подогревая поверхность пластины. Шарики будут фиксироваться за счёт разогретой буры (флюса). При раскладке следует также стараться, чтобы шарики соприкасались между собой, что увеличивает прочность их крепления в готовом изделии.
Пайку ведут мягким пламенем, прогревая равномерно всю поверхность. Пламя располагают с внутренней стороны изделия, а сверху титановой палочкой поправляют отошедшие от рисунка зернинки.
При достаточном количестве припоя и плавном нагреве гранулы с первой пайки прочно сцепляются с основой металла. Необходимо следить за тем, чтобы излишки припоя не заливали шарики, превращая их в плотный бугристый комок. Излишки припоя «оттягивают» обрезком «верёвочки», разогрев его сильнее, чем всё издлие, или же заменяют целиком всю группу бракованных гранул.
Старые мастера использовали в технике изготовления и пайка зерни зерни 2 цвета: сочетали белое и жёлтое золото, пускали по серебряной подложке золотые гранулы и наоборот. Мы можем тоже использовать 2 цвета: мельхиор и медь, нейзильбер и томпак.
В последнем случае желательно помнить, что температура павления томпака намного ниже, чем нейзильбера, а значит, внимательнее нужно относиться к томпаковой зерни при нагревании.
Выполнение выкройки из листового металла
Для набора и выполнения изделия в технике скани на металле и зерни требуется подобрать и разметить выкройку из полосового металла: серебра, мельхиора, меди, томпака.
Подбирая или прокатывая пластину материала, необходимо учитывать, что она будет служить конструкционной основой всего изделия, испытывать наибольшую нагрузку при ношении — разгибание и сгибание для браслета, распирание для заколки в волосы, сминание для кольца.
Для браслета, гривны, кольца или изделия обшей площадью пластины от 20 и более квадратных см. лучше выбрать толщину листа от 0,8 до 1,0 мм.
Для серёжек, запонок, булавок или изделий общей площадью пластины от 6 до 18 квадратных см. подойдёт лист толщиной от 0,7 до 0,6 мм.
Для более мелких предметов и отдельных деталей из общей композиции можно выбрать лист от 0,6 до 0,4 мм толщиной.
При выборе очень тонких листов — 0,3-0,6 мм, нужно помнить о том, что внешний край таких пластин достаточно острый. Поэтому, чтобы избежать режущего эффекта, увеличить прочность, по краю выкройки можно припаять гладь, скань, квадрат от 0,4 до 0,9 мм в диаметре или по стороне, а также сочетание этих проволок.
Тонкие пластины также часто «ведёт» при напаивании на них элементов: они становятся более выпуклыми (при прогревании снизу) или более вогнутыми (при прогревании сверху). Это одна из причин, по которой мы указали ограничения в применении тонких листов относительно площади всей пластины. Избежать термического прогибания пластины при пайке можно, если предварительно придать ей выпуклую или вогнутую форму (на резине или свинце).
Толстые пластины от 0,8 до 1,0 мм используются в технике зерни при впаивании сканного узора в пропиленные ячейки в пластине. Толщина пластины и высота проволоки (глади и скани) подбирается так, чтобы узор только слегка (на 0,1-0,15 мм) выпирал из ячейки.
Конфигурация заготовки переносится на лист металла. Намечаются керном места засверливания отверстий. Дырочки необходимы для того, чтобы в тех местах, где пиление должно идти под острым или прямым углом, можно было изменить направление движения лобзика.
Размеченная таким образом полоса устанавливается на финагель, и контур выпиливается. После удаления лишнего металла шабером или фляхштихелем снимают заусенцы, образовавшиеся при пилении.
Можно варьировать ширину и глубину врезания в металл фаски но внешнему контуру — это облагораживает изделие и придаёт наружной линии абриса дополнительное изящество.
Выпиленная выкройка подвергается выколотке (если это необходимо), шлифуется и полируется.
Набор узора проводят на уже отполированный предмет — это облегчает этап заключительной отделки изделия после пайки зерни.
Источник: viborputi.ru