«Меле» (melee) – это термин, используемый для описания мелких бриллиантов. Вес бриллиантов меле колеблется от 0,001 до 0,18 карата, или в размерной классификации – менее 1/5, то есть менее 5 бриллиантов на карат веса.
Большинство из произведённых бриллиантов в мире принадлежат к этой категории. Меле производится в больших количествах на заводах, которые используют новейшее оборудование для огранки алмазов. Высокотехнологичные машины сократили количество требуемой рабочей силы и улучшили качество готовой продукции, но огранка и сортировка меле по-прежнему являются трудоёмким процессом. Город Сурат в Индии является ключевым производственным центром по производству мелких бриллиантов. Бриллианты меле обычно комплектуются и продаются пакетами массой от 1,00 до 100 и более карат.
Типичными стилями огранки меле являются:
“Single cut”: стиль круглой огранки 17 или 18 гранями, в зависимости от наличия калетты, включая площадку, 8 граней короны и 8 граней павильона.
“Full cut”: обычный круглый бриллиант с 57 или 58 гранями, в зависимости от наличия калетты, включая 32 фацета короны, 24 фацета павильона и площадку.
Как определить бриллиант
Сортировка меле – это особая техника. Их обычно сортируют, используя алмазные сита, представляющие собой круглые металлические пластины из нержавеющей стали с отверстиями разных размеров. Сортировка бриллиантов меле – очень шумный процесс. Бриллианты из пакета высыпаются на алмазное сито, после чего конструкция тщательно встряхивается. После встряхивания необходимо пинцетом постучать по краям сита, чтобы обеспечить просеивание бриллиантов пограничных размеров.
После просеивания меле в одинаковых размерах их необходимо сортировать по цвету и чистоте. Сортировка меле – работа не для слабонервных. Обычные геммологи, которые обучаются на более крупных бриллиантах, обычно роняют меле при сортировке т.к. их очень трудно удерживать в пинцете. Эти маленькие бриллианты имеют свойство «выстреливать» из пинцета и улетать на неопределённое расстояние в комнате сортировки. Поэтому там, где сортируется меле, ковровое покрытие противопоказано, поскольку шансы найти оброненный бриллиант на ковре минимальны.
Бриллианты меле очень популярны у ювелиров. Излюбленный способ применения – «обсыпка» поверхности ювелирного украшения множеством бриллиантов для создания ослепительного восприятия. По этой же причине меле любят использовать производители дорогих часов.
Однако развитие технологии производства лабораторно выращенных алмазов и изготовление из них в той же Индии огромных объёмов меле, нанесли удар по репутации и стоимости бриллиантов мелких размеров. Поскольку идентификация происхождения для меле – процесс весьма и весьма затруднительный и затратный, нечистоплотные поставщики стали подмешивать в пакеты с природными бриллиантами большое количество синтетических, тем нанеся урон уверенности покупателя в качестве приобретаемой продукции. Такие «грязные трюки», тем не менее, дали толчок развитию технологии аппаратного определения природности происхождения бриллиантов мелких размеров и сейчас на рынке можно приобрести несколько моделей различных машин по детекции синтетики.
Вот как можно проверить подлинность камней в украшениях!
Источник: dzen.ru
Цветные бриллианты
Цветные алмазы ювелирного качества встречаются гораздо реже, чем бесцветные. В то время, как бесцветных алмазов добывается несколько миллионов штук в год, цветных алмазов ярких чистых цветов — первые десятки. Их окраска может быть желтой, оранжевой, коньячной, пурпурной, зеленой, розовой, красной, голубой или синей.
В Алмазном Фонде в Кремле экспонируются два фантазийных бриллианта: голубой весом 7 карат и розовый — 3.36 карат, а также представлено несколько желтых и коричневых бриллиантов. Бриллианты таких цветов, как красный, розовый, оранжевый, лиловый, синий, голубой, зеленый часто стоят дороже, чем бесцветные бриллианты самой высшей группы цвета. Высокая стоимость делает такие камни доступными исключительно узкому кругу очень богатых покупателей. Поэтому неудивительно, что во всем мире существует всего несколько фирм, специализирующихся на бриллиантах фантазийной окраски. В 2003 году Смитсониановский институт естественной истории в США демонстрировал уникальную экспозицию фантазийных бриллиантов, камни для которой пришлось по одному одалживать из коллекций крупнейших фирм.
В центре бесцветный бриллиант Millennium Star (203.04 карата). Слева направо: Steinmetz Pink (59.60 карат), Heart of Eternity (27 карат), Pumpkin Diamond (5.54 карата), Moussaieff Red (5.11 карат), Ocean Dream, Allnatt (101.29 карат).
Собственником Millennium Star и Heart of Eternity является компания De Beers. Steinmetz Pink принадлежит Steinmetz Group и назван в ее честь. Moussaieff Red был огранен по заказу компании Moussaieff Jewellers Ltd. Бриллиант по имени Allnatt назван в честь своего владельца, известного мецената Альфреда Эрнста Алната
Стоимость цветных бриллиантов безмерно высока и может достигать $1 млн. за карат, если камень имеет природную окраску. Такую огромную стоимость фантазийные бриллианты имеют в первую очередь благодаря своей редкости. Цветные алмазы настолько специфичны, что для них не работают многие законы рынка обычных алмазов.
Их нужно гранить по другим правилам, оценивать по другим системам и продавать иначе, нежели обычные бриллианты. На фантазийно окрашенные бриллианты не существует прейскурантов или прайс-листов, т.к. сделок с ними слишком мало для статистической обработки цен. Кроме того, небольшие вариации в окраске приводят к значительным скачкам стоимости.
Например, для красных и розовых бриллиантов возможно резкое снижение стоимости, если у них проявляется коричневый оттенок. И наоборот, если основной цвет — коричневый, то стоимость может подскочить вверх, если проявляется оранжевый оттенок. Для синих и голубых бриллиантов нежелательным является серый оттенок, а для зеленых — желтый оттенок.
Для того, чтобы получить представление об уровнях цен, сложившихся на рынке цветных бриллиантов, дилеры и геммологи обычно собирают информацию о реальных сделках с этими камнями, в первую очередь по итогам аукционных торгов на Sotheby’s и Christie’s. Иногда в каталогах этих аукционов при подготовке к продаже какого-либо цветного бриллианта приводятся цены сделок с другими подобными камнями.
Вес в каратах | Цена $ за камень | Цена $ за карат | Огранка | Чистота | Дата продажи | Аукцион |
13.83 | 3 302 500 | 238 792 | маркиз | VS1 | Апрель1997 | Сотби |
11.75 | 1 888 214 | 160 699 | овал | VS1 | Ноябрь 1997 | Сотби |
9.12 | 1 652 500 | 181 195 | прямоугольник | VS1 | Апрель 1998 | Кристи |
9.35 | 1 067 813 | 114 205 | бриллиант | VVS2 | Ноябрь 2000 | Филлипс |
13.75 | 976 000 | 70 982 | изумруд | VVS1 | Октябрь 1999 | Сотби |
9.22 | 969 860 | 105 191 | овал | VVS2 | Ноябрь 2000 | Сотби |
10.03 | 946 400 | 94 357 | кушон | IF | Апрель 1999 | Кристи |
13.98 | 893 500 | 63 913 | прямоугольник | VS2 | Апрель 1998 | Кристи |
12.24 | 882 500 | 72 100 | овал | IF | Апрель 1996 | Сотби |
9.38 | 855 000 | 91 151 | груша | VS1 | Апрель 1998 | Сотби |
9.05 | 772 500 | 85 359 | груша | IF | Апрель 1995 | Сотби |
20.03 | 655 750 | 32 738 | груша | VS2 | Апрель 2000 | Сотби |
22.65 | 555 050 | 24 506 | кушон | VS1 | Ноябрь 1999 | Сотби |
10.23 | 497 500 | 48 631 | изумруд | VVS2 | Октябрь 1995 | Сотби |
В разное время той или иной мировой популярностью пользовались различные цвета алмазов. В девятнадцатом веке и в начале прошлого века наибольшей популярностью пользовались синие бриллианты. Знаменитый синий 42.5-каратный бриллиант «Хоуп» считается самым дорогим небольшим предметом в мире, его оценивают в $200 млн., то есть чуть меньше $5 млн. за карат.
В настоящее время сложно сказать, какой цвет камня является более популярным. Так, например, начиная с 1970-х годов, когда были открыты алмазные месторождения в Австралии, на рынок начали продвигать розовые, “коньячные”, “винные”, лиловые и красные бриллианты из месторождения Аргайл. Сейчас стоимость таких камней достигает $100 тыс. за карат. Цена красных, зеленых и синих бриллиантов колеблется между $400-$500 тыс. за карат. В декабре 2001 года красный бриллиант круглой огранки весом 1.92 карата и качества VS2 был продан за $1.65 млн.
Являются ли черные алмазы фантазийными?
Ситуация с черными бриллиантами требует отдельного обсуждения. До недавнего времени сырье для их производства — черные алмазы — считалось исключительно техническим, т.е. такие алмазы отсортировывались в позицию «борт». Стоимость такого сырья не превышала 10 долларов за карат.
Однако какая-то часть такого сырья пригодна для огранки, а именно те кристаллы, в которых черный цвет равномерно распределен по всему объему. Далеко не все специалисты согласны с тем, что ограненный черный алмаз можно называть бриллиантом, ведь он непрозрачен, не сверкает и не «играет», и способен отражать свет только поверхностью. Однако понятно, что торговый термин «черный бриллиант» имеет право на существование в том смысле, что использование этого термина не может преследоваться в судебном порядке.
Черных алмазов гораздо меньше, чем бесцветных (или почти бесцветных), поэтому черные бриллианты и украшения с ними начали позиционироваться как уникальные и быстро заняли свою рыночную нишу. Они популярны, в частности, у мужчин, многие из которых далеки от мысли украшать себя бесцветными бриллиантами и в таком виде появляться на обществе. Стоимость черных бриллиантов гораздо ниже, чем цветных, и существует категория покупателей, которые могут себе позволить черные, но не могут позволить (и даже найти на рынке) цветные. Кроме того, по причине низкой стоимости сырья операции с черными бриллиантами более прибыльны для огранщиков, дилеров и ювелиров, чем работа с бесцветными бриллиантами.
Однако помимо описанных положительных сторон, рынок черных бриллиантов имеет и отрицательные. Поскольку многие эксперты относятся к ним скептически, то владелец черных бриллиантов может почувствовать себя обманутым, если узнает, что «купил борт», или «переплатил», потому что это «вообще не бриллианты» и «относятся к самой последней группе по ТУ, или вообще не соответствуют ТУ».
Вторая проблема — это то, что черные бриллианты могут нанести вред высокой рыночной репутации цветных бриллиантов, поскольку претендуют на их роль. Третья проблема — облагораживание. Рост популярности черных бриллиантов вызвал новый виток технологий облагораживания, и в частности, появились фирмы, которые могут «зачернить» низкокачественные, дефектные бриллианты путем облучения или отжига. В свою очередь, геммологические лаборатории ищут пути диагностики следов облагораживания таких камней и публикуют результаты исследований в научной геммологической периодике. Еще одна проблема — под видом черного бриллианта покупателю могут подсунуть искусственный черный муассанит.
Российский рынок
Почти все свои алмазы Россия добывает на месторождениях в Республике Саха — Якутия. В этих месторождениях из фантазийных окрасок встречаются только желтые и коричневые. Поэтому российский рынок цветных алмазов и бриллиантов страдает от нехватки сырья. Российские ювелиры раньше огранщиков почувствовали, что в стране есть спрос на фантазийно окрашенные бриллианты.
Однако первые голубые и ярко-желтые бриллианты, закупленные ими за рубежом, были почти все облагороженными, о чем, естественно, иностранные продавцы не сообщали. Вслед за ювелирами огранщики и дилеры увидели возможности, которые несут в себе цветные бриллианты, и на нашем рынке появились бриллианты с природным происхождением окраски.
В компании «АЛРОСА» отмечают рост спроса со стороны огранщиков на желтое и коричневое алмазное сырье. Постепенно на рынке возникло понимание, что цветной бриллиант должен сопровождается геммологическим экспертным заключением. В этом заключении должны быть отражены два обстоятельства: природное происхождение камня и природное происхождение окраски. Некоторые лаборатории, например, GTL GIA, имеют отдельный бланк для экспертного заключения на фантазийно окрашенный бриллиант.
Особенности оценки
Что нужно знать, чтобы не быть обманутым при торговле цветными бриллиантами? Во-первых, велика вероятность, что камень может быть синтетическим или облагороженным. Синтезировать крупный кристалл алмаза густой желто-коричневой окраски проще, чем бесцветный. Поэтому любой желтый, желто-коричневый или коричневый бриллиант нужно проверять на предмет природного происхождения.
Имеющиеся на сегодняшний день технологии искусственного изменения окраски позволяют изменить цвет природного кристалла на более привлекательный, например, зеленый или ярко-желтый. Поскольку облагораживание не оставляет в камне очевидных следов, необходимо специальное оборудование и диагностические методики. Поэтому задачи диагностики обычно решаются в геммологических лабораториях, и экспертное заключение признанной лаборатории — гарантия подлинности камня и его окраски.
После того, как не осталось сомнений в подлинности камня и его окраски, нужно определиться с его характеристиками, наиболее важной из которых является цвет. Действующие в России технические требования непросто применить для оценки цвета. Такие редко встречающиеся цвета, как розовый, голубой или зеленый согласно ТУ относятся к первой группе цвета, и это неправильно, потому что стоимость камней таких цветов существенно превышает стоимость бриллиантов первой группы цвета.
В отношении желтых бриллиантов в ТУ есть указание, что они могут быть отнесены к фантазийным, если являются более насыщенными, чем специальный камень – образец (эталон цвета 8-5). В международной практике цвет обычных бриллиантов характеризуется буквенным обозначением от D до Z, в зависимости от насыщенности желтого, а цвет камней, более желтых, чем эталон Z, описывается с помощью термина fancy (фантазийный). При этом эталон 8-5 может не соответствовать последнему цвету в международной шкале оценки цветности.
В зависимости от оттенка и насыщенности фантазийным камням присваиваются цвета: light yellow (светлый желтый), yellow (желтый), intense yellow (интенсивный желтый), vivid yellow (густой желтый) и т.п. При переходе из одной градации в другую стоимость резко подскакивает вверх. А если основной цвет бриллианта не желтый и не коричневый, а, например, голубой или розовый, то камень может считаться фантазийным, если его насыщенность выше, чем у образца цвета К.
По исследованиям издания CNN/Money второе место среди «объектов желания» миллионеров занимают ювелирные изделия с драгоценными камнями и, в частности, наиболее модные в последнее время изделия с цветными бриллиантами. Огранка цветных алмазов является выгодной и перспективной деятельностью. Цепочка, по которой движется камень из месторождения до потребителя — минимальна. Все найденные цветные алмазы, добывающие компании стараются продать непосредственно гранильным предприятиям, получив при продаже максимум прибыли и не оставляя ее посредникам. Гранильные предприятия, в свою очередь, стараются найти покупателя бриллианта, а в большинстве случаев он уже есть, и под его запрос осуществляется поиск сырья и выполняется огранка.
Юрий Шелементьев, Петр Писарев
Геммологический центр МГУ
Источник: www.diamanters.ru
Имитации бриллиантов: как получают украшения с «почти настоящим» бриллиантом?
Алмазы и созданные из них бриллианты издавна являются самыми дорогими украшениями. Некоторые уникальные камни стоят целое состояние. Однако, и стандартные небольшие бриллианты также достаточно дороги. Неудивительно, что практически с самого начала активной торговли этими драгоценностями стали появляться поддельные, фальшивые камни. Однако, настоящий расцвет имитаций алмазов и бриллиантов наступил во второй половине 20 века в связи с мощным развитием технологий синтеза различных материалов.
Виды имитаций бриллиантов — «фальшивка» или честный заменитель?
Следует различать несколько типов подделок или имитаций алмазов и бриллиантов:
- Сами подделки, фальшивки, имитации – материалы, которые не являются алмазом, но выдаются за него. До 19-20 веков за бриллианты обычно выдавалось стекло или другие камни. В конце 19 и особенно в 20 веке появились синтетические материалы, сходные по своим физико-химическим свойствам с алмазом.
На наш взгляд, считать бриллиант поддельным (фальшивкой) можно в том случае, если покупателю его выдают за настоящий алмаз, то есть обманывают его. Если покупатель знает, что украшение сделано «под бриллиант», то уместнее употреблять термин имитация. - Синтезированные или искусственные алмазы – являются алмазами, но созданы («выращены») по специальным промышленным технологиям. Их нельзя назвать поддельными или имитациями, поскольку по своим свойствам это алмазы. Однако, покупатель должен знать происхождение своего бриллианта, поскольку искусственные алмазы ценятся гораздо ниже натуральных, созданных природой.
- Улучшенные или облагороженные алмазы и бриллианты – камни, которые подвергали обработке (за исключением огранки и полировки) для улучшения их товарных характеристик и увеличения цены. Подобные камни являются настоящими алмазами, но их стоимость может быть ниже и покупатель должен об этом знать.
Кто отличит поддельный бриллиант?
Далее мы более подробно расскажем о методах определения имитаций алмазов и бриллиантов. Однако, следует понимать, что перечисленные ниже способы должны использоваться профессиональными ювелирами, оценщиками и экспертами.
В домашних условиях, без специального оборудования и навыков, отличить хорошую имитацию практически невозможно. Это связано с тем, что многие искусственные материалы имеют значительное сходство своих свойств со свойствами алмазов. Кроме того, в основном возникает потребность проверить бриллианты, которые входят в состав ювелирного изделия и являются относительно мелкими, что еще больше затрудняет определение.
Поэтому для проверки следует обращаться к профессиональным ювелирам или геммологам. Стоить такая проверка будет недорого, а уверенность в качестве изделия добавит вам удовольствия и радости от обладания им.
Методы определения имитаций алмаза или бриллианта
Все методы основаны на сравнении значений свойств исследуемого материала со значениями, присущими подлинным алмазам.
- Теплопроводность. Алмаз обладает уникальным значением теплопроводности, сходной с теплопроводностью металлов (теоретически, она даже выше, чем у большинства металлов). Диагностика по теплопроводности позволяет отличить алмаз (бриллиант) от всех имитаций, кроме муассанита.На определении параметров теплопроводности основана работа даймонд-детекторов – наиболее популярного типа приборов для определения алмазов. Некоторые модели также измеряют и электропроводность, что позволяет определять муассанит. Данные приборы относительно недороги и имеются у каждого ювелира и эксперта.
- Точечный метод (для классической бриллиантовой огранки с хорошими пропорциями и симметрией). Основан на полном внутреннем отражении света в бриллианте. На нарисованную на бумаге точку кладется камень площадкой вниз и рассматривается со стороны павильона. У имитации с показателем преломления значительно ниже, чем 2.42, точка видна через грани павильона. У алмаза и имитаций, показатель преломления которых выше 2.42 (муассанит, титанат стронция, рутил), точка через грани павильона не видна. Недостатком данного метода является то, что некоторые виды огранки и определенные углы огранки не позволяют добиться эффекта полного внутреннего отражения.
- Удельный вес. Определяется удельный вес камня путем гидростатического взвешивания (деления веса камня в граммах на объем вытесняемой им воды в кубических сантиметрах). Полученное значение должно быть близко к 3,52.
- Отражательная способность (определяется с помощью доутестера). Величина показателя отражения алмаза (бриллианта) близка к величине показателя отражения муассанита, поэтому в большинстве случаев отличить алмаз (бриллиант) от муассанита таким методом не удается.
- Электропроводность (определяется с помощью муассанит-тестера). Муассанит является полупроводником, поэтому измерение электропроводности позволяет отличать его от алмаза* и других камней примерно в 95% случаев.
* Алмаз не является полупроводником; исключение составляют бор-содержащие голубые алмазы, в случае которых использование муассанит-тестера может дать неверный результат. - Люминесценция (является косвенным методом отличия). В длинноволновых ультрафиолетовых лучах бриллианты в изделии, как правило, светятся голуым цветом с различной интенсивностью, но могут встречаться также желтый, зеленый, розовый и другие цвета, проявляющиеся с различной интенсивностью. Имитации же практически всегда люминесцируют одним цветом.
- Твердость. Алмаз является самым твердым минералом и поэтому царапает все имитации. Для определения твердости используют специальные карандаши твердости, отгардуированные по шкале Мооса.
- Характер включений. Если включения присутствуют, по ним можно распознать алмаз, а также отличить синтетические аналоги и имитации друг от друга. Для алмаза характерны включения пиропа, оливина, хромдиопсида, сульфидов, которые можно определить по внешнему виду, размеру, форме, цвету, прозрачности, рельефу. Часто встречаются характерные включения «алмаз в алмазе».
- Исследование поверхности (является косвенным методом). У бриллианта грани всегда гладкие, ребра и точки схождения граней острые, не затираются со временем.
- Дисперсия. Камни с разной величиной дисперсии “играют» по-разному: чем больше дисперсия, тем больше играет камень (например, у лейкосапфира отсутствует игра, а муассаниту присуща необычно яркая игра).
- Оптическая изотропия. С помощью полярископа можно однозначно отличить все оптически анизотропные имитации от алмаза (бриллианта). Отличительной особенностью анизотропных камней является эффект «раздвоения ребер» при просмотре камня через площадку, часто видимый при 10х увеличении (например, у муассанита или циркона).
- Характерная картина аномального двупреломления. Многие кристаллы кубической сингонии (в том числе и алмаз) в скрещенных поляризационных фильтрах обнаруживают аномальное двупреломление. В этом для диагностируемого образца наблюдаются темные пятна или характерная темная решетка.
- Показатель преломления. Если есть возможность измерить показатель преломления (более 1.81), можно однозначно определить большинство имитаций. Однако синтетический алмаз имеет такой же показатель преломления, как и природный.
Некоторые бесцветные материалы (лейкосапфир, кварц, топаз, берилл, фенакит, шпинель, стекла, дублеты и др.) можно распознать с помощью обычных геммологических приборов — полярископа, рефрактометра, спектроскопа и т.д.
Источник: juvelirum.ru