Подробным изучением минералов, а также руд, горных пород и в целом строения Земли занимаются геологи. Обычный человек вряд ли часто сталкивается с подобным материалом, разве что при выборе отделки для дома или в ювелирном магазине. В тесте, который мы составили вместе со столичным ювелирным заводом «Адамас«, мы покажем вам изображения красивых камней и минералов. Ваша задача — дать им правильное название. Справитесь?
Тест геологический: камни и минералы. Как назвать их правильно?
Сможете отличить аквамарин от аметиста, распознать обсидиан и ни с чем не перепутать висмут?
Источник: kto-chto-gde.ru
ВРЕМЯ ИЗУЧАТЬ КАМНИ, ИЛИ ДОМАШНИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ УГОЛОК
В программе школьного курса окружающего мира заложено умение отличать гранит от мрамора, а кварц от известняка. Оно даже проверяется в итоговых тестах. Конечно, это не спецкурс по геологии, но к концу начальной школы дети должны ориентироваться в разнообразии камней, понимать их цикл существования, их роль в жизни человека, различия в использовании.
10 советов. Как определять минералы?
Лучший способ изучить эту тему — практический, конечно. Не просто запоминать картинки в учебнике и верить на слово, что слюда блестит, а иметь возможность подержать ее в руках и подставить лучам солнца… Завести домашнюю геологическую лабораторию не сложно и даже не особо дорого. Рассказываем, что для этого нужно, где брать образцы для коллекций и какие первоначальные исследования можно проводить над камнями.
Фото: https://www.thehandmadehome.net/2015/05/geology-for-kids/
Какие камни нужны для коллекции?
Самые разные, какие только доступны вам в природе и в продаже. Под камнями мы подразумеваем небольшие образцы размером в несколько сантиметров, а не булыжники. Вот, например, список камней, с которыми дети знакомятся по курсу окружающего мира (согласно Атласу-определителю Плешакова):
аметист, антрацит,
бирюза, бурый уголь,
галит, голубой кварц, горный хрусталь, гранит
кальцит, каменный уголь, кварц, коралл, кремень
малахит, мел, молочный кварц, мрамор
пемза, песчаник, полевой шпат
ракушечник, розовый кварц
Конечно, это не обязательный список. Если нет возможности познакомиться с бирюзой или ракушечником в реальности — не страшно. В вашей коллекции могут быть и другие камни, которых нет в планах уроков, например, региональные экспонаты.
Где искать камни?
Изучите историю вашего региона и выясните, какие породы характерны для него. Например, в Алтайском крае есть ревневская яшма, из которой в 1843 году была изготовлена Царь-ваза (вы можете ее увидеть в Эрмитаже). Этот вид яшмы существует только на Алтае. Но несмотря на свою уникальность, его образцы можно совсем недорого приобрести у ремесленников или на Колыванском заводе. Таким образом, у вас в коллекции появятся не просто камни, а настоящие истории, рассказанные камнями.
Недорогие поделочные камни можно покупать не только у местных мастеров, но и через интернет. Некоторые отдают и бесплатно самые маленькие или бракованные образцы. Можно сразу купить готовый набор камней в специализированном интернет-магазине или заказать составленную по вашему списку коллекцию. Это не так дорого, как может показаться. Посмотрите цены тут и тут . Можно найти и другие магазины.
Фото: https://buggyandbuddy.com/rock-exploration-center/
Как изучать камни?
Если в вашем городе есть геологический кружок, предложите ребенку посещать его. На занятиях в таких кружках дети под руководством специалистов знакомятся с геологией и ее разделами. Обучение проходит в виде лекционных и практических занятий, часто устраиваются выезды на интересные геологические места, дети посещают специализированные музеи и выставки. В каждой поездке на геологическую практику у ребят имеется возможность самостоятельно найти какие-то породы и забрать образцы к себе в коллекцию.
Если кружка нет, можно проводить некоторые опыты и исследования и в домашних условиях. Причем, обойтись можно самыми простыми вещами для начала: лупой, фонариком, весами. С их помощью можно взвесить все образцы и определить самые тяжелые и самые легкие камни, обратите внимание ребенка, что одинаковые по размеру камни не обязательно будут одинаково весить.
Камни можно изучить под лупой на вкрапления, понаблюдать за их свойствами при погружении в воду, уксус (например, вокруг известняка будут образовываться пузырьки воздуха). Приобретите для опытов лабораторные очки — все дети их обожают, к тому же они действительно не будут лишними. Опыт с уксусом проводите на свежем воздухе, чтобы ребенок не дышал его парами. Свои наблюдения можно записывать в специальный «журнал юного геолога» (дневник вольной формы), вклеивать в него фотографии, делать зарисовки.
Обзаведитесь хорошими атласами для определения камней. Дети часто приносят камни с улицы и хотят скорее узнать, что интересного в этот раз попалось им в руки. Атласы в этом могут помочь. Не будут лишними у вас дома качественные книги по геологии для детей: из них можно узнать много интересного — историю камней, их значение, применение, особенности.
- «Битвы каменных великанов. Занимательная геология»
- Геология. Большая детская энциклопедия
- «У камня своя история»
- Минералы и драгоценные камни
- Как растут камни
Если увлечение геологией выходит на новый уровень, можно задуматься о приобретении специальных приборов: шкалы Мооса или карандашей определения твердости камней, лупы черного поля (она позволяет заглянуть внутрь прозрачных камней и увидеть всевозможные включения в них) и других полезных для геологов вещей.
Посмотрите вместе с ребенком видеокурсы по геологии. Проект «Наукасити» создал два таких: один для младшеклассников, другой — для детей постарше.
= Геология детям с Александрой Корниловой
Начальный курс для детей, знакомящихся с геологией. Курс состоит из 21 видеозанятия и рассказывает о том, что такое геология, минералы, сульфиды, окислы, силикаты, карбонаты, горные породы, поделочные камни, что такое геохимия, геммология, палеонтология и многое-многое другое. Со-ведущим курса является симпатичная мягкая игрушка, что располагает к себе детей, а простые объяснения сложных вещей делают этот курс действительно важным в самообразовании юного геолога. Предлагаем посмотреть первое занятие. Остальные — по ссылке .
= Геология с Евгением Лалаевым
Ребята познакомятся с объектами изучения геологии, узнают, какие разделы существуют у этой науки, научатся определять типы минералов по 6 признакам, типы камней по 3 признакам, узнают, что такое геологический разрез и научатся строить его самостоятельно, узнают о типах складок земной поверхности и разломов горных пород. Предлагаем посмотреть первое занятие курса, остальные — на канале .
К теме геологии мы обязательно вернемся, и поделимся с вами простыми опытами в домашних условиях, которые можно проводить даже с дошкольниками. Подписывайтесь на нас и вы ничего не пропустите!
— Редакция «Дети дома. Дети в школе»
Источник: dzen.ru
Общая геология
СОСТАВИТЕЛЬ: А.Н. Сарсенбаева. Минералы. Методические указания к лабораторным занятиям по общей геологии. Алматы: КазНТУ им.
К.И. Сатпаева, 2013 г. С. 1-34 с.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специальности «5В070600 – Геология и разведка месторождений полезных ископаемых». Рассмотрены общие сведения породообразующих минералов, о формах нахождения минералов в природе, об их физических признаках и свойствах. Приводится классификация главнейших породообразующих минералов по химическому составу.
Для усвоения материала по физическим свойствам минералов предусматривается работа с минералогическими образцами, а также просмотр витрин минералогического музея. Работая самостоятельно с образцами студенты научаться выявлять характерные физические свойства, которыми обладает каждый минерал и визуально диагностировать их. Все это послужит для них прочной основой для получения дальнейших знаний при изучении других предметов по геологии.
Методические указания предназначены для студентов специальностей проходящих основы геологии в полном или кратком объеме.
Ил. 54. Табл. 1. Список лит. – 10 назв.
Рецензент Жунусов А.А., канд. геол.- мин. наук, профессор
Печатается по плану издания Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева
Институт геологии и нефтегазового дела имени К. Турысова
Кафедра «Геологическая съемка, поиски и разведки месторождений полезных ископаемых»
методического совета института
Общая геология
Часть 1 МИНЕРАЛЫ
Методические указания к лабораторным занятиям по общей геологии
(для студентов специальности «5В070600 – Геология и разведка
месторождений полезных ископаемых»
Методические указания полностью соответствует плану проведения лабораторных занятий. Входящие в методическую разработку темы – физические свойства минералов, минералы и горные породы, входят в полный курс предмета «Общая геология» и предназначены для студентов первого курса по специальности «5В070600 – Геология и разведка месторождений полезных ископаемых».
Они дают студентам возможность познакомиться с главнейшими породообразующими минералами и важнейшими горными породами, с основами стратиграфии и геохронологии.
Физические свойства минералов в совокупности с их морфологическими особенностями имеют большое практическое значение и очень важны для диагностики минералов. Каждый минерал характеризуется какими-либо особыми признаками, по которым его можно всегда отличить от других минералов.
Цель написания методического пособия заключается в его использовании для самостоятельных практических занятий, дают студентам освоить общие представления о вещественном составе и возрасте земной коры, об условиях и формах залегания горных пород, методах их изучения, механизме образования складчатых структур и разрывных нарушений.
Для достижения этой цели перед студентами поставлены конкретные задачи, которым они должны следовать: 1. Ознакомить студентов с важнейшими породообразующими и рудообразующими минералами, вещественным составом Земли. 2. Привить навыки описания минералов и горных пород в образцах. Знать определения физических свойств минералов (цвет, цвет черты, блеск, спайность, твердость, плотность, магнитность, радиоактивность, электропроводность и т. д.) и уметь практически использовать их при диагностике минералов; 3. Научить работать с горным компасом. 4. Дать представление о содержании геологических карт, научит читать, составлять и оформлять геологическую графику;
В соответствии с поставленными задачами методические указания построены для того, чтобы студенты могли практически закрепить теоретический материал лекционных курсов.
Лабораторная работа №1
Тема: Физические свойства минералов
Методы изучения и практического решения задач темы: используя раздаточный материал — коллекции минералов по физическим свойствам, шкалу относительной твердости Мооса, таблицы, фарфоровые бисквиты, стекла, соляную кислоту, магнит, а также коллекцию физических свойств минералов учебного минералогического музея, раскрыть и объяснить тему.
Цели лабораторного занятия:Научиться диагностировать минералы по характерным физическим свойствам. Познакомить их с тем, что определенные минералы по их полезным физическим свойствам находят свои области применения в народном хозяйстве (2 часа).
1. Знать определения физических свойств минералов, научиться определять по физическим свойствам минералы из коллекции и заполнить следующие графы в таблице. 1) № образца; 2) цвет; 3) цвет черты; 4)твердость; 5) плотность; 6) спайность; 7) блеск; 8) особые свойства; 9) применение;
2. Определить по характерным диагностическим свойствам выданные минералы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое минерал, перечислите характерные для минералов физические свойства?
2. Назовите минералы, входящие в шкалу твердости Мооса? Чем можно заменит их на практике?
3. Какие физические свойства являются основными при определении области применения минералов?
Земная кора состоит из различных горных пород – вполне определенных, более или менее постоянных по составу агрегатов минералов.
Минералом называется кристаллическое вещество, образованное в результате физических и химических процессов, с постоянными физическими свойствами и химическим составом. На постоянство твердого состояния минералов способствуют температура, давление, вещественный состав вмещающей среды.
Физические свойстваминералов обусловлены их кристаллической структурой и химическим составом.
Для определения физических свойств минералов есть различные методы и приборы. Для каждого минерала есть характерные для него диагностические физические свойства – это цвет, цвет черты, блеск, твердость, плотность, спайность, магнитность, радиоактивность, электропроводность и т.д.
Источник: studfile.net