Проволочный стальной трос — это универсальное механическое устройство, которое применяется для поддержания и перемещения груза. При его использовании на кранах или других подъемных устройствах, важно иметь четкое представление о такелажных изделиях, которые используются для крепления и подъема груза.
Такелажнику необходимо понимать типы концевых заделок тросов и знать приспособления, которые могут быть использованы на концах отрезка стального троса. Одним из самых распространенных является канатный зажим.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое зажим троса
- Виды канатных зажимов
- Распространенные ошибки при использовании
- Этапы установки
Что такое канатный зажим?
Канатные зажимы используются для формирования проушины на конце кабеля, стального каната или для соединения тросов внахлест. Канатные зажимы популярны поскольку они могут быть установлены в полевых условиях и в зависимости от диаметра каната обеспечивают эффективность 80-90% от разрывной прочности.
Как сделать ремонт тросика ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ ДЕЛАТЬ БОБЫШКИ НА ТРОСИКАХ — НО НЕ ОЛОВОМ!
Примеры ситуаций, в которых можно использовать зажимы для троса:
- Концевая заделка стальных канатов на кране или лебедке
- Пропустить отрезок троса через рым-болт или скобу
- Тросы по периметру дока, парковки и т.п.
Типы зажимов для тросов
Существует следующие основные виды зажимов для троса — U-образный и двусторонний. U-образные болты с резьбой на концах стержней являются наиболее распространенными и могут быть коваными или изготовлены из штампованной легированной стали.
U-образный зажим
Этот вид зажима для тросов представляет собой U-образный болт, две гайки и металлическую основу (седло). При установке таких такелажных изделий необходимо тщательно продумать и уделить внимание способу их монтажу.
- Кованые зажимы для канатов.
Основание крепления для троса изготовлено из кованой стали. Кованые зажимы нагревают, обтачивают и придают им желаемую форму, в результате чего в стали образуется однородная зернистая структура. Кованые канатные зажимы используются для критических, тяжелых, подвесных нагрузок, таких как лебедочные тросы, подъемные тросы кранов, опорные тросы, оттяжки, буксирные тросы, стяжки, леса и т.д. - Зажимы из мягкой легированной стали.
Такие зажимы используются для изготовления проушин только для легких условий эксплуатации с небольшой прикладываемой нагрузкой, например, для ограждений и оград. Основание такого крепления может разрушиться при интенсивном использовании и не обладает свойствами и такой зернистой структурой, как кованые зажимы.
Двусторонний зажим
Двойные канатные зажимы состоят из двух опор, каждое из которых имеет ножку, и двух гаек — одна используется сверху, а другая снизу. Двойные зажимы для троса можно использовать в обоих направлениях, поэтому отпадает необходимость догадываться, где производить их монтаж — на ходовой (ведущий) или закрепленный (глухой) конец.
Распространенные ошибки при монтаже зажимов для троса
К сожалению, нередко можно увидеть неправильное применение креплений для каната. К наиболее распространенным ошибкам относятся:
- Несоблюдение момента затяжки в соответствии с требованиями производителя.
Для правильной работы требуется использование динамометрического ключа. Слишком сильное или слишком слабое затягивание гаек на зажимах может привести к их поломке. Если зажим затянут слишком сильно, то это может привести к повреждению прядей каната. Если зажим недостаточно затянут, то уменьшается прочность крепления и трос может проскочить. - Неиспользование рекомендованного количества креплений.
Существует требования к минимальному количества зажатий, необходимых для использования в зависимости от диаметра каната. Использование меньшего количества может привести к снижению эффективности и возможной потере несущей способности. - Неправильное расстояние между крепежами.
В зависимости от количества и размера фиксаторов, требуется пропорциональное расстояние между каждым из них. - Расположение на неправильном конце каната.
U-образный зажим имеет две стороны: U-образный болт и металлическую основу. При образовании проушины важно установить зажим на правильном конце: металлическая основа располагается на ведущем конце, а U-образный болт должен располагаться на глухом конце. - Использование неправильного типа крепления для конкретного применения.
Важно убедиться, что вы используете правильный зажим для конкретного применения. Крепления из легированной стали можно использовать только для не критичных применений, например, для натяжения тросов при формировании ограды по периметру. Если использование является критическим, где существует потенциальная угроза травмирования людей или причинение материального ущерба, необходимо использоваться кованые зажимы. - Несоответствие троса размеру зажима.
Размер крепления должен соответствовать диаметру каната. В противном случае канат может выскользнуть. - Неудачное перекручивание каната и затягивание фиксаторов.
После монтажа необходимо регулярно проводить осмотр каната и подтягивать зажимы. Важно контролировать момент затяжки гаек, т.к. при многократном использовании они ослабевают.
Размеры зажимов
Важным аспектом покупки и монтажа креплений для вашего проекта является их правильный размер. Это поможет обеспечить безопасную и надежную сборку. Зажимы доступны в размерах от 2 мм до 32 мм. Нужный вам размер зависит от диаметра каната. Для промежуточных размеров используйте зажим большего диаметра.
Обратите внимание, что зажимы нельзя использоваться на тросах с ПВХ-покрытием, предварительно не удалив ПВХ, т.к. это может вызвать проскальзывание и привести к выходу изделия из строя.
Классификация зажимов по DIN
Зажимы DIN 1142
Основа такого крепления изготовлена из литой стали, а U-образный болт — из специальной легированной стали. Поверхность имеет гальванически оцинкованное покрытие. Сертификация доступна по запросу.
Отличительной особенностью фиксаторов DIN 1142 является усиленное свойство, которое позволяет их применять для грузоподъемных операций.
Зажимы DIN 741
Это зажимы для канатов из оцинкованной стали, изготовленные методом горячего цинкования в соответствии с DIN 741, также известные как проволочные зажимы. Они позволяет легко создавать проушины и петли без использования специализированных инструментов — просто затяните гайки, чтобы закрепить стальной трос. Рекомендуется использовать 3 закрепления для одного конца.
Как установить зажим для троса для образования проушины или установки коуша
Основные шаги по установке зажимов на трос включают:
- Сначала оберните канат вокруг коуша или так, чтобы образовалась проушина, а затем отмотайте нужно количества каната так, как это указано производителем.
- Установите первый канатный зажим на «мертвый» конец с расстоянием в одну ширину основания. С помощью динамометрического ключа затяните гайки.
- При установке второго разместите его как можно ближе к петле или коушу для троса. И снова убедитесь, что гайки правильно затянуты с помощью динамометрического ключа.
- Если требуется более двух фиксаторов, то по тросу их следует располагать на одинаковом расстоянии друг от друга.
Правила эксплуатации
Зажимы следует осмотреть перед использованием, чтобы убедиться в том, что:
- все маркировки читаемы;
- зажим не имеет зазубрин, вмятин и трещин;
- выбран зажим правильного размера;
- к зажиму не применялась сварка или изгибание, т.к. это может повлиять на эксплуатационные характеристики.
Подведем итоги
Зажимы троса — это распространенный и необходимый элемент такелажного оборудования, когда речь идет об использовании тросов и формировании концевых заделок. Они используются для формирования проушины или для соединения двух тросов вместе. Важно понимать правила по установке зажимов, поскольку неправильная установка приводит к снижению эффективности конечного изделия.
В «Р-Системс» мы предлагаем большой ассортимент такелажных изделий и оборудования, в т.ч. стальные тросы, зажимы, крюки, скобы, звенья и многое другое. Если вам необходима консультацию или вы хотите получить предложение по вашему запросу, вы можете связаться с нашим специалистом прямо сейчас любым удобным для вас способом.
Источник: ropesystems.ru
3 варианта сделать надежную бобышку на конце троса
Заделка троса газа, сцепления или тормозов на транспортных средствах в виде бобышки в процессе длительной эксплуатации или при приложении чрезмерной нагрузки может треснуть, потерять форму и выскочить из гнезда. Часто трос ломается под бобышкой или просто выскакивает из заделки. Выйти из, казалось бы, безвыходной ситуации можно с помощью материалов и средств, вроде бы не имеющих отношения к возникшей проблеме.
Как сделать надежную бобышку для стального троса из болта диаметром 8 мм
Зажимаем болт в тиски, болгаркой отрезаем нужный по длине фрагмент, в котором посередине с помощью дрели и сверла выполняем сквозное поперечное отверстие, достаточное для протягивания через него троса.
Затем сверлом большего диаметра расширяем первоначальное отверстие на глубину 80-90%.
Заводим трос со стороны меньшего отверстия насквозь и сгибаем конец на 180 градусов. Обжимаем его пальцами и пассатижами, и проталкиваем в отверстие большего диаметра.
Зажимаем бобышку в тиски и натягиваем трос руками, чтобы утолщенная его часть глубже и плотнее вошла в большее отверстие бобышки. Оставшийся утолщенный изгиб троса расплющиваем молотком и запаиваем припоем, который не только консервирует конец троса, но и дополнительно укрепляет соединение, заполняя пустоты внутри отверстия и между отдельными проволочками, из которых сплетен трос.
Как сделать затягивающую петлю на тросе и надежно закрепить конец с помощью заклепки
Если, например, петлю на тросе необходимо сформировать для обхвата блока, то возникает техническая задача, как закрепить конец петли. Используем для этого заклепку диаметром 6 мм, предварительно удалив из нее стержень.
Отрезаем фрагмент длиной около 1 см и рассверливаем отверстие с одного торца на некоторую глубину.
Заводим конец троса со стороны большого отверстия, формируем необходимый размер петли и просовываем ее конец в малое отверстие до его выхода из большого отверстия.
Далее с помощью плоскогубцев сгибаем конец троса на 180 градусов, плотно прижимая проволочки сгиба к прямолинейной части троса.
Натягиваем трос, чтобы сгиб вошел в рассверленную часть трубочки, сделанной из заклепки.
На заключительном этапе этой операции выступающие части сгиба троса можно вогнать в отверстие с помощью молотка. Затягиваем петлю на блоке и расплющиваем трубочку ударами молотка, пока соединение прочно и надежно не зафиксируется.
Как сделать бобышку на конце троса из обычных ниток и суперклея
С помощью какого-нибудь подходящего инструмента разводим проволочки на конце троса в разные стороны.
Затем хаотически обматываем полученный «зонтик» нитками до получения плотного клубка и полностью пропитываем его суперклеем.
Для надежности и прочности, пока клей еще полностью не высох, обсыпаем его пищевой содой, чередуя с пропиткой клеем. Дожидаемся полного высыхания суперклея и превращения клубка по твердости и прочности в состояние, сравнимое с камнем.
Остается лишь обработать произвольную форму клубка из ниток, суперклея и соды в требуемую, используя наждачную бумагу.
Для придания бобышке большей эстетичности окрашиваем ее аэрозольной краской.
Смотрите видео
Источник: sdelaysam-svoimirukami.ru
Зажимы для троса: виды, как подобрать и закрепить
Зажимы для троса (канатные зажимы, канатные жимки) — это серийно выпускаемые элементы такелажа, предназначенные для крепления и фиксации стального троса, а также используемых с ним деталей. Эти узлы недопустимо применять для грузоподъемных операций, поскольку разрывные нагрузки тросовых соединений намного меньше аналогичных параметров цельных тросов.
Возможно Вам нужно:
Зажим троса DIN 741 8мм
Зажим троса Simplex 5мм
Зажим троса Duplex 6мм
Основное назначение зажимов это:
- монтаж кабельных воздушных проводок;
- удлинение (сращивание) тросов;
- создание петель и проушин, усиленных коушами;
- соединение тросов под прямым углом;
- стопорение элементов на тросе;
- присоединение к тросу цангового зажима с проушиной.
Все эти действия обеспечивают требуемое натяжение при монтаже и закреплении конструкций и грузов в строительных, транспортировочных, спасательных и специальных операциях.
Виды зажимных устройств
Давайте рассмотрим самые популярные виды зажимов для тросов.
Скоба
Другое название изделия — зажим троса DIN 741. Он выпускается для тросов диаметром от 4 до 19 мм. Состоит из основания с отверстиями, изготавливаемого ковкой или штамповкой, и U-образного стального хомута с резьбовыми концами. Один или два троса сжимаются двумя гайками, для стопорения используются гроверные шайбы.
Для усиления разрывной нагрузки на одном соединении применяют до трех скоб. Оно является многоразовым, то есть его можно легко и быстро собрать и разобрать. Именно это свойство вместе с невысокой ценой обеспечило широкое распространение скобы. Недостаток — малая площадь прижима, что чревато режущей деформацией троса при приложении чрезмерных усилий к закручиванию гаек.
Кулачковый зажим
По схеме сцепления с тросовой магистралью это изделие сходно с предыдущей скобой. Оно имеет столь же незначительную площадь контакта, поэтому часто применяется в сдвоенном или строенном вариантах. Еще один недостаток — высокая стоимость.
Плоский одинарный зажим SIMPLEX
Состоит из плоской опоры с резьбовым стержнем и прижимной пластины, выпускается для тросиков диаметром от 2 до 8 мм. Все детали этого изделия производят из углеродистой стали и покрывают цинком для защиты от коррозии. Способ изготовления — штамповка, благодаря чему узел стоит недорого. Площадь контакта стропа с прижимными деталями намного больше, чем в скобе. Большая сила сжатия позволяет получать надежное удлинение или создание петель.
Плоский двойной зажим DUPLEX
Еще более прочное соединение или удлинение концов создает двойной плоский зажим DUPLEX, также называемый седельным. Площадь прижима — в два раза больше, чем у SIMPLEX. Достоинства плоских изделий — большая эффективность прижима, удобство устройства соединения и невысокая стоимость. Они широко используются в растяжках высоких мачт, антенн и других высоких конструкций.
Скоба такелажная
Она представляет собой U-образную дугу с двумя отверстиями для резьбового штифта. Изготавливается в двух вариантах:
- Штифт стопорится вкручиванием в резьбу на дуге.
- На штифт накручивается корончатая гайка, стопорится шплинтом.
Такое изделие выполнено из прочной углеродистой стали с цинковым покрытием. Оно используется в разъемных соединениях тросов, ремней, канатов в строительной, судостроительной, транспортировочной и альпинистской сферах. Минимальный диаметр штифта — 5 мм.
Наконечник троса DIN3093
Другие названия — трубчатый, одноразовый зажим и гильза. Он изготавливается в виде толстостенной трубки с овальным внутренним сечением, в которое помещают два конца. Материалы — алюминий, медь и нержавеющая сталь. Минимальный размер наконечника составляет 2 мм.
Для фиксации оба конца вставляют в наконечник и зажимают механическим прессом или специальным обжимным инструментом. Изделие является одноразовым, поскольку разъединить его без разрушения невозможно. Оно используется для изготовления петель или удлинения троса. Если не учитывать стоимость инструмента для прессового обжима, то такой зажим можно считать самым дешевым.
Бочкообразный
Он состоит из двух силуминовых пластин, формой напоминающих бочку. Два тросика, пропущенных между ними, зажимают винтом. Прочность такого зажима невелика, поэтому он используется только в малонагруженных системах. Преимущества — эстетичный вид, малый вес, обтекаемость конструкции, удобство создания соединения или петли.
Крестовый
В случаях, когда два троса необходимо закрепить под углом в 90º, используется зажим, состоящий из втулки с пазами для тросов и винтового штифта с внутренним шестигранником. Он не относится к прочным, но удобен при создании крупноячеистой сетки из тросиков и подобных пространственных конструкций.
Плашечный
Его также называют планшетным и шинным. Изделие представляет собой две детали, соединенные болтами. Нижняя из них напоминает букву W, верхняя — половинку трубного отрезка. Поверхности прилегания концов имеют рифление, усиливающее трение при прижиме. Такой зажим относят к высокопрочным, дополнительный плюс — его детали не повреждают тросы.
Недостаток — высокая цена.
Цилиндрический
Он представляет два полукольца, соединяемых болтами, изготавливается только для тросиков малого диаметра (3-4 мм). Изделие подходит для стопорения деталей и конструкций в определенной точке на тросе. Цилиндрический зажим удобен при создании тросовых конструкций. Недостаток — высокая цена.
Стопорный
Он подобен предыдущему, но отличается от него конструкцией. Изделие предназначено для стопорения на тросе — предотвращения скольжения закрепленных на нем деталей и узлов. Стопорный зажим применяется мало, отличается высокой ценой.
Цанговый
Этот вид зажима разработан для закрепления на конце стропа удобной в монтаже вилки со штифтом. Цанга зажимается шестигранной гайкой. Прочность соединения невелика, главным преимуществом такого изделия является удобство использования в малонагруженных системах. Цена зажима достаточно высока, поэтому применяется он редко.
Клиновой
Это изделие используется преимущественно в альпинизме. Трос прочно зажимается двумя эксцентриками при приложении к крепежному кольцу нагрузки (на фото вправо). Клиновой зажим предназначен для подвешивания грузов к вертикальным тросам.
Размеры зажимов
Практически каждое из рассмотренных изделий выпускается сериями для разных диаметров тросов. Их технические характеристики содержат сведения о допустимых размерах тросов. Нарушать эти нормы нельзя, поскольку применение несоответствующих тросов и зажимов приводит к вырыванию первого из соединения либо преждевременному износу обоих изделий.
Классификация зажимов по DIN
Некоторые зажимы для тросов стандартизованы немецким институтом.
К ним относятся:
- зажим троса DIN 741 (скоба) для тросов диаметром от 5 до 62 мм;
- алюминиевый зажим DIN 3093 (наконечник) для тросов диаметром от 1 до 28 мм;
- скоба такелажная DIN 82101 от М5 до М72;
- зажим усиленный DIN 1142 для тросов от 6 до 40 мм в грузоподъемных механизмах (аналог DIN 741).
Виды материалов и покрытий
Материалами для изготовления зажимов являются углеродистая сталь, медь, алюминий и нержавеющая сталь. Для достижения высокой коррозионной стойкости стальные изделия покрывают слоем гальванического цинка. Для их длительного использования на открытой атмосфере применяют детали из нержавейки.
Как выбрать зажим для троса?
В описании характеристик каждого изделия приводятся рекомендации относительно того, как подобрать зажим для троса. Повторимся, особенно важно соответствие диаметра троса размеру зажима, поскольку невыполнение этого правила чревато отказом зажима или троса.
Технические характеристики также содержат сведения о величине прилагаемых к зажимам нагрузок. Практически все описанные зажимы не предназначены для подъема грузов (для этого существует специальный грузоподъемный такелаж). О типоразмере зажима свидетельствует маркировка на корпусе.
Стоит также обращать внимание на условия эксплуатации зажимов. Если изделия применяются во влажной среде или на открытом воздухе, то они должны быть защищены от коррозии.
При подборе зажима необходимо тщательно осматривать каждое изделие. Недопустимы следы коррозии, сколы, трещины и деформации, свидетельствующие о частичной потере прочности.
Инструкция по установке зажимов
При использовании наиболее популярного зажима DIN 741 необходимо в подобранный по размеру троса зажим ввести оба конца троса, в образовавшуюся петлю вставить коуш. Закрепить гайками зажим следует так, чтобы его стальное основание было на стороне несущего (длинного) конца. Для надежности обычно устанавливают 2-3 зажима в ряд. Как крепить зажимы для троса в одном узле, хорошо видно на снимке ниже.
Усилие закручивания гаек подбирают опытным путем. После монтажа проводят испытание под нагрузкой. Если зажимы не сдвигаются и не режут трос — значит они установлены правильно. В противном случае в момент затяжки нужно внести коррективы. Подобные рекомендации справедливы и для плоских зажимов.
Если зажимы используются длительное время, то нужно периодически проверять силу прижима. Она может изменяться со временем в связи с изменением температуры и влажности.
Установка зажимов для тросов — ответственная операция. Соблюдение основных правил монтажа и полный контроль над процессом — залог надежности всей конструкции.
Источник: stroybat.ru