Что такое закрепка в ювелирных изделиях
Закрепка — это способ фиксации драгоценного или полудрагоценного камня в оправе ювелирного изделия или бижутерии. Практически все вставки закрепляют вручную, под микроскопом и при помощи специальных инструментов. Закрепщиком можно стать, окончив специализированное учебное заведение или пройдя стажировку на ювелирном заводе.
Компания AQUAMARINE в украшениях с камнями использует все известные виды закрепки. Ниже мы расскажем вам об этих видах и продемонстрируем их.
Особенности и значение закрепки камней
Закрепка минералов — это технология установки и крепления ювелирных вставок в оправу украшений. Опытный мастер всегда может сразу определить, какой вид крепления нужен тому или иному изделию. От этого зависит внешний вид кольца или подвески. Камень должен полностью раскрываться, искриться и переливаться на солнце.
Тонкости ювелирной закрепки. Personal Jeweler
К тому же он не должен мешать при носке, зацепляться за одежду и предметы. Поэтому профессиональный взгляд на выбор закрепки крайне важен. Если она будет некачественной, камушек может выпасть и потеряться.
Закрепка типа Тиффани
Появились закрепки бриллиантов типа Тиффани сравнительно недавно. Состоит она из шести острых зубцов, призванных основательно зафиксировать камень, а также повысить блеск элемента.
5.3.2 Обработка и закрепление камней в изделии
Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.
Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов (придание верхней части камня округленной формы), непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).
В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди прозрачных минералов, таких как алмаз и изумруд, имеющих яркий блеск. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.
Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру.
Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Огранка значительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вызывающие игру и блеск ограненных камней. Правильно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне.
Самые известный тип огранки алмазов – бриллиантовая и роза (мелкие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами (рис. 5.2).
Рисунок 5.2 – Бриллиантовая огранка
1 – коронка; 2 – вид сбоку; 3 – основание
Гранению подвергаются и другие ювелирные камни. Наиболее часто применяются следующие типы огранки: простая, ступенчатая, клиньям, кабашон (полусфера), комбинированная (рис. 5.3).
Рисунок 5.3 – Типы огранки
1 – простая; 2 – ступенчатая; 3 – клиньями; 4 – кабашон; 5 – комбинированная
Гранению подвергаются также горный хрусталь (тип огранки — кабашон), ювелирное стекло, фианиты (искусственные кристаллы). Поделочные камни полируют. Применяются и такие виды обработки, как литье, штамповка, шлифовка, опилка.
Существуют и другие способы обработки, обновления камней (например, жемчуг «омолаживается» слабыми кислотами).
Закрепление камней в изделии. Цвет, структура, твердость, излом, теплопроводность, химические свойства данного камня определяют тип его огранки, способ закрепления и вид оправы, а также выбор сплава, соответствующего свойствам камня и даже самой конфигурации изделия в целом.
Закрепление камня на украшении – завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены – от этого зависит товарное качество изделия.
Операция закрепления камней выполняется на выдвижном выступе верстака (финагели). Важно для данного камня подобрать соответствующий вид оправы и тип закрепки.
Основные виды закрепок: ободковая, крапановая, глухая, корнеровая; для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ: каре, фаденовая, тиктовая, кармезиновая. Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пластмассы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).
Ободковая закрепка применяется для закрепления прозрачных камней, изготавливается из ленточки сплава и по периметру повторяет форму камня.
Крапановая закрепка предназначена для закрепки драгоценных, полудрагоценных и цветных камней-имитаторов. Над кромкой ободка возвышаются вертикальные лапки (крапаны), они удерживают камень. Количество, высота и форма крапанов определяются свойствами и геометрическими параметрами камня. После тщательного прижатия крапанов к поверхности камня их опиливают, придавая держащим лапкам задуманную форму: цюмбиков, лепестков и т.д.
Глухая закрепка (глухой каст в виде металлической чашечки с плоским дном, в которой обжимается закрепляемый камень) – самая надежная закрепка. Глухой каст используется для закрепки непрозрачных камней.
Корнеровая закрепка. Камень крепится в оправе маленькими столбиками (корнерами), которые вырубаются из основного металла оправы путем утончения ее стенок – специальным инструментом выбирают часть металла в виде стружки с последующей закаткой верхней ее части в полусферу.
Корнеровая закрепка применяется для крепления небольших камней в открытые оправы корнерового типа и в оправы «каре», фаденовую и тиктовую и обеспечивает надежное удержание камня.
К назначению закрепок предъявляются очень важные требования. Закрепка вместе с оправой должна прочно удерживать камень, подчеркивать и усиливать его красоту, служить связующим звеном между самим украшением и камнем.
В ювелирных изделиях с камнями, особенно в кольцах и серьгах, оправы (каст) вместе с закрепками являются главными элементами. Их декоративно-художественные достоинства вместе с камнем определяют ценность всего украшения. Названия оправ – одноименные с названиями закрепок.
В одном изделии могут сочетаться комбинации закрепок, что наиболее часто встречается в кольцах с драгоценными камнями: глухая – корнеровая, глухая – крапановая.
Крапановая оправа. Простейшей заготовкой для ее изготовления является галерейка (рис. 5.4) – гладкая или фасонная – из ленты сплава.
Рисунок 5.4 – Галерейки
1 – гладкая; 2 – фасонная
Для изготовления каста на определенное количество крапанов, соответственно форме и разрезу камня, нужно обрезать часть штампованной галерейки после примерки. Затем галерейку формуют (изгибают) по камню и после припасовки ее торцы спаивают и рихтуют на ручном ригеле для кастов или в конусной анке, подгоняя крапаны по камню.
Глухая оправа – глухой каст и ободковый с параллельными или коническими стенками.
Если нет пресса, то изготавливают глухой каст так: из ленты сплава делают ободок, а к нему припаивают днище.
Из пластины сплава вырезают художественные накладные элементы из прутка желаемого профиля (прямоугольного или полукруглого сечения) изготавливают шинку кольца, а из проволоки нужного сечения – украшающие элементы в виде веревочки, ромбиков и другого типа. Боковую заготовку (ободок) сразу размечают под рисунок и выпиливают боковые грани, в которых при надобности пропиливают ажур (можно выполнить и после формовки оправы).
Ободковую оправу также легко изготовить вручную: заготовленную ленту изгибают в ободок и после формовки и подгонки по камню торцы ее на месте стыка спаивают. В касте вырезают сквозной узорчатый рисунок. Затем каст правят с целью рихтовки контура и для подгонки размера по камню, а также для получения желаемой формы – параллельности, легкой округленности или конусности.
Корнеровую оправу (рис. 5.5) производят открытую и встроенную.
Рисунок 5.5 – Корнеровая оправа
При изготовлении первого типа (открытого каста) в качестве исходной заготовки используют толстостенную конусную ободковую оправу; край ободка подгоняют к рундисту камня; от нижней части царги к верхнему краю делают расходящиеся в ширину (по конусу) корнеры: их намечают корнайзеном на верхней кромке царги, ее стенки между корнерами подрезают, опиливают и чеканят до получения желаемой формы корнеров.
Во встроенных оправах каст отсутствует, камень вставляется в гнездо толстостенной пластины или прямо в стенки кольца. Гнезда под круглые камни высверливают, а под камни других форм выемки в сплаве обрабатываются штихелями или фрезами в точности по форме и размеру камня
Оправе «каре» – камень в пластине сплава. Отверстие в ее верхней части должно соответствовать рундисту камня. Далее штихелем двумя резами в каждом углу квадратной пластинки вырезается узкий лепесток, расширяющийся от угла квадрата в сторону камня (рис. 5.6).
Рисунок 5.6 – Каре, заготовка
Фаденовая оправа. Технология изготовления аналогична оправе каре. Но здесь камешки крепятся не в отдельных квадратиках, а в полоске сплава, плотно прилегая один к одному, почти соприкасаясь рундистами (рис. 5.7).
Рисунок 5.7 – Фаденовая оправа
Перегородки между камнями срезают до высоты опорного пояска для камней, вставляют камни и прижимают корнеры к рундистам. Наружный кант украшают орнаментом различных рисунков.
Тиктовая оправа представляет собой густо покрытую камешками верхушку кольца (рис. 5.8)
Рисунок 5.8 – Тиктовая оправа
Камни располагаются не в полосу, а в несколько рядов; в тиктовке рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную, а из сплава в клиновых промежутках между ними делают закрепочные корнеры.
Кармезиновая оправа. Структура: вокруг крупного камня размещен венок мелких камешков. Основу оправы из пластины толщиной в 1,5-2 мм делают слегка выпуклой, несколько скошенной по наружному ранту. После выверенной разметки вырезают отверстие для закрепки центрального (крупного) камня.
Источник: studfile.net
Закрепка ювелирных камней, виды и особенности
Способ, которым выполняется закрепка ювелирных камней, зависит от вида минерала, его качества, огранки, количества вставок, а также металла изделия.
Закрепка камней в украшенияхзакрепка камень ювелирный изделие вид вставка,мода
Закрепка камней в украшениях
Закрепление камня в драгоценное украшение – одна из основных операций ювелирного дела. Виды крепления зависят от камня, металла, художественных и функциональных особенностей изделия. Немаловажна и фантазия мастера. Большинство разновидностей закрепки придумано давно. Современные способы вставки драгоценных камней в большинстве случаев являются импровизациями ранее известных креплений.
Основные виды ювелирной закрепки
- С помощью крючков или лапок (крапанов). Этот вариант используется, когда необходимо показать сам камень, а не украшение. Минерал располагают в своеобразной металлической чаше и крепят с помощью пазов и лапок. Творчество ювелира может проявиться в разнообразии форм и размеров крапанов.
- Канальная или рельсовая. Данный вид крепления применяют для изделия с одинаковыми по размеру камнями, расположенными в ряд. В металле делают канал с пазами, в него помещают самоцветы. Затем края канала запаивают и шлифуют.
- Мостовая или Паве. Этим способом устанавливают и фиксируют большое количество мелких камней. Они полностью покрывают необходимую часть драгоценного изделия и удерживаются с помощью наплывов металла.
- Ободковая или глухая. Наиболее надежный способ крепления драгоценного камня. Металлическая основа опоясывает его со всех сторон, немного нависая сверху.
- С помощью столбиков. Корнеры (металлические столбики) с шарообразной верхушкой прочно удерживают вставку и обеспечивают доступ к ее основанию. Данный вид закрепки применяется для установки мелких камней по всему изделию. Открытый вариант закрепки выбирают для украшения колец. Для встроенного корнерового крепления предварительно делают углубления в металле. Разновидностями этого способа закрепки являются «Каре», тиктовый каст и фаденовая закрепка.
- Клеевая или штифтовая. Применяется для ювелирных камней со сферическим основанием и жемчужин. В металлической чаше на изделии в центре ставят штифт, а в минерале делают отверстие под него. Затем вставку фиксируют с помощью специального клея на штифте.
- С помощью полуглухого каста. Драгоценный минерал под давлением фиксируется в пазах ювелирного изделия. Отсутствие основы под вставкой создает эффект легкости и невесомости украшения.
- Кармезиновая. Более крупный камень крепится в окружении мелких. Этот вид часто сочетается с другими вариантами закрепки, когда основная вставка фиксируется альтернативным методом.
Особенности различных вариантов крепления самоцветов
При использовании глухой закрепки драгоценная вставка становится визуально больше. Выбирая этот способ, нужно учитывать цвет металла изделия и камня. Украшение из желтого золота будет передавать свой цвет минералу. Это позволяет усилить яркость цветных камней (изумруда, граната, рубина), но бесцветным и белым придаст нежелательную желтизну. Кроме того, с помощью глухого крепежа можно скрыть дефекты нижней части самоцвета.
Крапановая закрепка дает наибольший простор для полета фантазии ювелира. Варьироваться может количество лапок и их форма. Чаще всего используют 4 или 6 крючков, которые могут быть плоскими, заостренными, округлыми или V-образными. Этот вид крепления позволяет легко очистить вставку от загрязнений.
Правильно расположенные лапки обеспечивают достаточное освещение минерала со всех сторон. Камень, закрепленный подобным образом, можно осмотреть со всех сторон, поэтому он должен быть без дефектов и повреждений.
Корнеровая закрепка применяется для ювелирных украшений с камнями диаметром 4 мм и меньше. Использование разнообразных насечек, ребер подрезок из металла позволяют выделить определенный участок или выложить самоцветы в однородное полотно. С помощью корнеров можно скрыть внешние дефекты камня. Драгоценная вставка при данном методе крепления визуально увеличивается.
Выбор вида закрепки минерала
Выбор способа крепления драгоценного камня зависти не столько от пожеланий клиента, сколько от размера, вида, количества и качества вставок. Большое значение имеют металл и разновидность изделия, способ огранки ювелирных камней.
Ободковую закрепку применяют для непрозрачных крупных драгоценных и полудрагоценных самоцветов, поскольку для них не так важна игра света. Среди них: лунный камень, гагат, бирюза, яшма. Для этого вида крепления подходят минералы с огранкой простой кабошон, роза и другие с плоским основанием. Если глухой закрепкой фиксируется прозрачная вставка, то под ее основание кладут полированную фольгу. Форма и размер каста (чаши для камня) полностью соответствуют параметрам самоцвета.
Крапановая закрепка используется для прозрачных камней (бриллиант, циркон, сапфир). Для вставки прямоугольной или квадратной формы достаточно 4-х лапок, для камней с круглой или овальной огранкой необходимо 6 крапанов. Это крепление должен выполнять ювелир с большим опытом, тогда вставка не будет царапать кожу основанием, а лапки будут надежно ее удерживать.
Если планируется объединить в одном изделии основной драгоценный камень и несколько дополнительных, лучше всего подойдет кармезиновый каст. Это одна из вариаций крапановой закрепки. В результате большой минерал окружается мелкими. В центр обычно помещают аметист, топаз, рубин, сапфир или изумруд, оттеняя его цирконами или алмазами. Можно встретить непрозрачные ярко окрашенные самоцветы в огранке кабошон.
Мелкие прозрачные и полупрозрачные ювелирные камни фиксируют корнеровой закрепкой. Основание вставки освобождено от металла и открыто лучам света. Камешки играют всеми цветами и зрительно увеличивают изделие. При некачественно выполненном креплении украшение может царапать кожу.
Для воздушного полуглухого каста важно не только правильно выбрать камень, но и металл изделия. Он должен обладать способностью длительное время сохранять форму и противостоять деформациям. Среди природных металлов такими свойствами обладает платина. В полуглухой закрепке вставка постоянно находится под давлением, поэтому используются минералы с высокой степенью твердости: алмазы, сапфиры, иногда топазы и турмалины. Камень перед установкой нужно проверить на отсутствие скрытых трещин.
Для круглых алмазов в бриллиантовой огранке часто используют каст «Шатон». Это разновидность ободковой закрепки, выполненная в виде короны. Крепление очень эффектно выглядит и демонстрирует всю поверхность алмаза, но со временем может ослабнуть и выпустить вставку.
Мелкие прозрачные камни часто фиксируют с помощью канальной закрепки. Канал может идти как вдоль изделия, так и волнами или зигзагом. Этот способ сочетается с другими закрепками крупных самоцветов. Предпочтительно использовать металл белого цвета, чтобы не искажать цвет белых алмазов. Канальное крепление можно наблюдать на обручальных кольцах.
Недостатком его является затрудненный доступ к минералам для их очистки.
Относительно новой является невидимая закрепка (Invisible). Ее используют для алмазов в огранке «Багет» и «Принцесса». Очень важен подбор камней по чистоте, правильности геометрических параметров и качеству огранки. В результате работы несколько бриллиантов небольшого размера выглядят, как один большой. Иногда подобным образом устанавливают рубины и сапфиры.
Органические драгоценные вставки (жемчуг, янтарь, кораллы, гагат) чаще всего крепят клеевой закрепкой. При этом способе фиксации на вставку не оказывается давления, что позволяет установить на изделие хрупкий минерал. Полудрагоценные камни (бирюза, яшма) тоже часто закрепляют клеевым методом, снижая таким образом затраты на изготовление украшения. Минусом этого способа является недостаточная надежность крепления.
Источник: www.liveinternet.ru